План Бейкера
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2006 г. ) |
Часть серии о |
Конфликт в Западной Сахаре |
---|
Фон |
Регионы |
Политика |
Столкновения |
Проблемы |
Мирный процесс |
План Бейкера (формально — Мирный план самоопределения народа Западной Сахары ) — инициатива Организации Объединенных Наций по предоставлению самоопределения Западной Сахаре . Он был призван заменить План урегулирования 1991 года , который был дополнительно детализирован в Хьюстонском соглашении 1997 года .
Фон
[ редактировать ], управляющему Западной Сахарой Марокко с 1975 года, бросает вызов партизанам ПОЛИСАРИО, живущим в изгнании в соседнем Алжире . С 1991 года соглашение о прекращении огня действует , принятое обеими сторонами при том понимании, что ООН организует референдум о независимости. Однако план референдума 1991 года застопорился из-за разногласий по поводу права избирателя. Марокко потребовало включения всех людей, проживающих сейчас на территории, включая всех марокканских поселенцев. После Зеленого марша 1975 года марокканское государство спонсировало схемы расселения, побуждающие тысячи марокканцев переселиться в оккупированную Марокко часть Западной Сахары (80% территории). По оценкам, к 2015 году марокканские поселенцы составляли не менее двух третей из 500 000 жителей . [ 1 ]
Фронт ПОЛИСАРИО настаивал на включении в итоговую перепись населения Испании 1974 года только лиц и их потомков; перепись 1974 года была упомянута в качестве основы для списков избирателей в соглашении 1991 года. Специализированные группы по идентификации Минурсо в конечном итоге пришли к выводу в пользу примерно 80 000 избирателей, которые считались коренными жителями этой территории. Это число очень близко соответствовало данным переписи населения Испании, составившей 75 000 человек, что заставило Марокко подать апелляции против списка избирателей от имени более 100 000 кандидатов, которым было отказано с марокканской стороны. Это застопорило процесс, и к концу 1990-х годов Марокко начало объявлять референдум «мертвым вариантом».
Бейкер I и II
[ редактировать ]Первый проект плана, получивший название «Бейкер I» или « Рамочное соглашение» , был распространен специальным посланником ООН Джеймсом Бейкером в 2000 году, но так и не был официально представлен Совету Безопасности. Хотя он основан на предложениях Бейкера, он был разработан командой юристов, спонсируемой Марокко. [ 2 ] Он предложил народу Западной Сахары автономию в составе марокканского государства. За исключением вопросов обороны и внешней политики, все остальные решения будут находиться в ведении местного правительства. Марокко приняло этот план, но ПОЛИСАРИО отклонило его. [ 3 ]
Вторая версия (неофициально известная как Бейкер II ) предусматривала самоуправление Сахары под властью Западной Сахары сроком на пять лет с последующим референдумом о независимости. В этом референдуме примет участие все современное население Западной Сахары, включая людей, которые мигрировали из Марокко или поселились в нем после 1975 года, от чего Полисарио до сих пор отказывался. определила как коренные жители территории С другой стороны, положение о том, что временное местное правительство (Администрация Западной Сахары) будет избираться только ограниченным списком избирателей (тех, кого МООНРЗС ), вызвало отчуждение Марокко. После того, как Марокко высказало первые возражения против Бейкера II, фронт ПОЛИСАРИО неохотно принял этот план в качестве основы для переговоров. В июле 2003 года Совет Безопасности ООН одобрил план, чего он не сделал с первым проектом Бейкера, и единогласно призвал стороны реализовать его. Марокко, однако, затем отклонило этот план, заявив, что оно больше не согласится ни на один референдум, который включал бы независимость в качестве варианта.
После этого Бейкер в знак протеста подал в отставку, став вторым посланником ООН в Западной Сахаре, сделавшим это. Он указал, что, учитывая непримиримые позиции сторон и отказ Совета Безопасности обеспечить соблюдение решения, несмотря на возражения любой из сторон, больше не существует реального способа осуществить План урегулирования 1991 года или достичь другого компромиссного решения. В то время как ПОЛИСАРИО, стремящийся иметь сильного посредника при поддержке США, отвечающего за процесс ООН, выразил сожаление по поводу его отставки, марокканские официальные лица восприняли это в положительном свете; Министр иностранных дел Бенаисса публично назвала отставку результатом «упорства марокканской дипломатии». [ 4 ]
Статус плана Бейкера
[ редактировать ]ООН С начала 2005 года Генеральный секретарь не упоминал этот план в своих докладах, и к настоящему времени он, похоже, практически мертв. Никакого плана замены не существует, однако сохраняются опасения, что политический вакуум приведет к возобновлению боевых действий. Марокко предложило автономию этой территории в качестве окончательного решения конфликта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шефте, Уитни (6 января 2015 г.). «Беженцы Западной Сахары, оказавшиеся в затруднительном положении, рассматривают возможность возобновления марокканского конфликта» . Хранитель . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Мигель, К. Руис (2005). «Долгий юридический и политический путь к плану Бейкера-2. Завершение сезона?» Мексиканский ежегодник международного права . 5 :461.
- ^ «S/2002/807-A-S/2002/807» . Электронная подписка на документы Организации Объединенных Наций . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ «Алжиру нравится план ООН по Сахаре: Африка: Новости: News24» . 14 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года . Проверено 25 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джейкоб Манди «Вопрос решен». ООН и спор о Западной Сахаре (PDF)
- МЕРИП: Тоби Шелли стоит за планом Бейкера для Западной Сахары
- Организация Объединенных Наций и Западная Сахара: бесконечное дело. Отчет Института мира США , июль 2006 г.