Отцеубийца
Автор | Александр Казбеги |
---|---|
Оригинальное название | убийца отца |
Язык | грузинский |
Жанр | Социальный роман Литературный реализм |
Дата публикации | 1882 |
Место публикации | Грузия |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | 200 страниц |
Отцеубийство ( груз . მამის მკვლელი ) — роман Александра Казбеги , впервые опубликованный в 1882 году. Роман представляет собой историю любви, но в нем также затрагиваются многие социально-политические проблемы Грузии XIX века . Роман изображает критический реализм XIX века.
Анализ
[ редактировать ]История рассказана от третьего лица. Это происходит в Хеви , историческом регионе северной Грузии вокруг горы Казбег .
Александр Казбеги был этнографом, выросшим в Хеви и поэтому хорошо знакомым с жизнью альпиниста. Роман написан на средневековом грузинском языке , который также является диалектом северных грузин.
Автор также обращается к политическим вопросам, таким как важность самостоятельного выбора правительства. Тогда губернаторов региона назначали российские власти. Кроме того, российские власти использовали казаков для оккупации Грузии, а оскорбительное поведение казаков еще больше усугубило ситуацию.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]
Действие романа происходит в Грузии XIX века, когда она была оккупирована Российской империей. Это история любви крестьянского мальчика Яго и красивой молодой женщины Нуну. Мать Нуну рано умерла, и поскольку ее отец (член коалиционной армии, участвовавший в восстании Шамиля ) слишком беден, чтобы заботиться о ней, она живет с семьей своего дяди. Они не одобряют ее брак с Яго, так как считают его простым плебеем . Вместо этого они симпатизируют Григоле, тираническому деревенскому губернатору, назначенному русскими. Григола женат, но влюблен в красавицу Нуну. Он убеждает ее семью, что его брат хотел бы на ней жениться, хотя Григола намерен оставить Нуну своей любовницей.
Чтобы заполучить Нуну, Григола понимает, что сначала ему нужно избавиться от Яго. Григола обвиняет его в краже государственного имущества и приказывает запереть в крепости Ананури . Затем он похищает и насилует Нуну. Коба, лучший друг Яго, становится свидетелем похищения. Он сражается с людьми Григолы, чтобы спасти Нуну, но опаздывает. Коба клянется отомстить Григоле за его постыдное поведение.
Коба и еще один друг вырывают Яго из тюрьмы, и все они решают бежать на Северный Кавказ и скрываться в Чечне , поскольку российская полиция и казаки разыскивают их по всей Грузии. Несмотря на то, что многие грузины воевали на стороне России, Шамиль принимает их и предлагает защиту. Автор изображает чеченцев свободными людьми, борющимися за свою свободу, в отличие от грузин, которых держали на коротком поводке такие люди, как Григола, и которые не могли даже проводить городские собрания (традиция со времен средневековья).
Тем временем Нуну убегает от Григолы. Кобе удается связаться с ней и просит встретиться с ними во Владикавказе в Северной Осетии вместе с ее отцом. В ночь перед тем, как Яго и Нуну должны снова увидеться, хозяин Яго и Кобы решает сообщить Григоле об их местонахождении, надеясь получить своих лошадей в обмен на информацию. После полуночи появляется Григола и убивает Яго, друга, и отца Нуну, надеясь связать последнего с Нуну и, таким образом, получить повод отправить ее в Сибирь . Коба избегает гнева Григолы, но, обнаружив, что ее возлюбленный и отец убиты, Нуну умирает от горя.
В конце истории Коба мстит Яго и Нуну, стреляя в Григолу и его начальника в такси в лесу. Коба — герой рассказа, который уважает дружбу, защищает правду, уважает женщин и обеспечивает справедливость.
Наследие
[ редактировать ]Персонаж Коба был использован в качестве псевдонима Иосифом Сталиным , родившимся в Грузии. [1] [2] Друг Сталина вспоминает: «Коба стал Богом Сосо [Сталина] и придал его жизни смысл. Он хотел стать Кобой. Он называл себя «Коба» и настоял, чтобы мы называли его так. Его лицо сияло гордостью и удовольствием, когда мы называли его». Коба ' ». [3]
Мстительные качества Кобы, воплощение традиционных грузинских рыцарских идеалов и его упрощенный моральный кодекс честности и преданности понравились Сталину . [ нужна ссылка ]
Предательский антагонист перезапуска « Планеты обезьян » носит имя «Коба», что, возможно, является отсылкой к Иосифу Сталину и его любви к этому персонажу. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Помпер, Филип (1991). Ленин, Троцкий и Сталин: Интеллигенция и власть (1-е изд.). Издательство Колумбийского университета . стр. 158–163. ISBN 978-0231069076 .
- ^ Такер, Роберт С. (1974). «Глава 2: История семьи Блоггов». Сталин как революционер, 1879–1929: исследование истории и личности (1-е изд.). У. Нортон и компания. стр. 79–82. ISBN 978-0393007381 .
- ↑ Молодой Сталин, стр. 63.
- ^ Майер, Рут. «Обезьяны, монстры и менестрели в «Восстании и рассвете планеты обезьян». Спекулятивный империализм: чудовищность и маскарад в пострасовые времена (2017) : 109.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-версия романа (на грузинском языке)