Языки искусства
«Языки искусства: подход к теории символов» — книга американского философа Нельсона Гудмана . Это произведение эстетики ХХ века в аналитической традиции . Первоначально опубликованный в 1968 году, он был переработан в 1976 году. Гудман продолжал совершенствовать и обновлять эти теории в форме эссе до конца своей карьеры.
Общая теория символов
[ редактировать ]«Языки искусства» якобы касаются только философии искусства , но во введении к книге Гудман говорит, что под «языками» в названии книги он имеет в виду «системы символов» в целом. Центральное место в диссертации книги занимает концепция ссылки .
Сходство против представления
[ редактировать ]В первом разделе книги Гудман бросает вызов распространенному предположению, что что-то должно напоминать другое, чтобы представлять это. Он делает это, апеллируя как к здравому смыслу, так и к теории математических отношений . Вместо этого он предлагает рассматривать репрезентацию как особый тип произвольного обозначения .
Обозначение против экземплификации
[ редактировать ]Обозначение и экземплификация являются видами референции. Гудман называет денотацию «ядром репрезентации». (5) Что-то обозначается, когда оно упоминается ярлыком, но не «обладает» им.
Экземплификация — это обладание плюс ссылка. «Хотя обозначать можно что угодно, примерами могут служить только ярлыки». (57)
Подлинность: автографическая или аллографическая.
[ редактировать ]В этом разделе книги Гудман обращает внимание на своеобразную проблему философии искусства: почему картину можно подделать, а музыкальное произведение — нет? Убедившись в том, что между оригиналом и подделкой действительно существует важное эстетическое различие, и выяснив его природу, Гудман предлагает ответ на вопрос. Его ответ заключается в том, что произведения искусства могут быть подделаны тогда и только тогда, когда («если только») не существует возможности указать, какие произведения являются подлинными, а какие нет.
Другими словами, музыкальное произведение может быть записано как партитура, поэтому любое исполнение, соответствующее партитуре, считается аутентичным; не существует таких обозначений, позволяющих определить, что является подлинным экземпляром картины, а что нет, поэтому картину можно подделать.
Теория обозначений
[ редактировать ]В этом ключевом разделе книги Гудман развивает свою идею системы обозначений, представленную в предыдущей главе. Для Гудмана система символов — это формальный язык с грамматикой, состоящей из синтаксических правил и правил семантики . Система символов называется нотационной, если она соответствует определенным свойствам, в частности, ее символы некомпактны .
Партитура, эскиз и сценарий
[ редактировать ]Гудман дает оценку общепринятым нотным приемам музыкального и театрального исполнения , рисования и живописи , танца и архитектуры . Ни одна из форм искусства не соответствует его идеальным представлениям, но, тем не менее, они достаточны для своей цели. Несмотря на критику Гудмана в отношении общего словаря дискуссий об искусстве, он не верит, что «требования, диктующие технический дискурс, должны определять нашу повседневную речь». (187)
Ссылки
[ редактировать ]- Гудман, Нельсон. Языки искусства . Издательство Хакетт, 1976.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эстетика Гудмана в Стэнфордской энциклопедии философии.