Джованни Баттиста Мансо
Джованни Баттиста Мансо | |
---|---|
Рожденный | 1570 Неаполь , Неаполитанское королевство |
Умер | 28 декабря 1645 г. Неаполь , Неаполитанское королевство | ( 1645-12-28 )
Занятие | Поэт, ученый и покровитель искусств и художников. |
Язык | итальянский |
Национальность | неаполитанский |
Период | Позднее Средневековье |
Литературное движение | Барокко |
Известные работы | Жизнь Торквато Тассо (1621 г.) Эрокаллия оверо о любви и красоте (1618 г.) |
Джованни Баттиста Мансо (1570 — 28 декабря 1645) — итальянский аристократ , учёный и покровитель искусств и художников. На протяжении многих лет он был ведущей фигурой в неаполитанских поэтических и интеллектуальных кругах. [1]
Биография
[ редактировать ]Джованни Баттиста Мансо был богатым дворянином и выдающимся покровителем искусства и литературы в Неаполе в конце шестнадцатого и первой половине семнадцатого века. В юности он воевал на службе Савойского дома и испанского наместничества, но в конце концов отказался от военной жизни, чтобы вести жизнь патриция на своей вилле с видом на Неаполитанский залив . К началу Сейсенто Мансо был, вероятно, самой влиятельной и могущественной фигурой в своем родном городе после самого местного испанского вице-короля. Он основал Академию дельи Озиози в Неаполе в 1611 году и активно способствовал созданию Коллегио де Нобили для обучения — под руководством иезуитов — молодых неаполитанских аристократов. Он был автором сборника стихов ( Poesie Nomiche , 1635), двух сборников диалогов ( I paradossi, ovvero dell'amore , 1608 и Erocallia, ovvero dell'amore e della bellezza , 1628) и ряда других прозаические произведения, из которых наиболее известным сегодня является Vita di Torquato Tasso (1619), первая биография поэта. [2] Этот coltissimo cavaliere — как называл его историк литературы восемнадцатого века Джироламо Тирабоски — знал многих ведущих итальянских литераторов того времени. Среди своих знакомых он числил Паоло Бени (влиятельного литературного критика и теоретика), Джамбаттисту Делла Порта , Антонио Бруни , Томмазо Кампанеллу , Торквато Акчетто , Галилео Галилея и многих других писателей, художников и философов по всему полуострову; а в его круг в самом Неаполе входили практически все крупные деятели литературной жизни города. [3] Более того, он был другом и благодетелем Торквато Тассо и Джамбаттисты Марино , возможно, двух самых важных итальянских поэтов при жизни Мансо. [4]
Мансо подружился с Тассо в трудный период странствий поэта после его освобождения из заключения в Ферраре . Тассо остался с Мансо в 1592 году, и отношения оставались крепкими до смерти Тассо в 1595 году. [1] Мансо несколько раз лично помогал Тассо, и Тассо выплатил долг своим диалогом Il Manso overo de l'amicitia (1594). [1] Тассо также прославил Мансо в своей эпической поэме «Иерусалим завоеван ».
Среди кавалеров великодушны и обходительны
Мансо великолепен.— Иерусалим завоеван , Книга XX
Мансо неоднократно спасал Марино от личных и юридических проблем, даже помог Марино бежать в Рим , чтобы избежать угрозы смертного приговора со стороны вице-короля Неаполя после дерзкой попытки спасти друга из тюрьмы. Позже Мансо поручил Марино лично контролировать переиздание « Иль Мансо» и работал над биографией Марино после смерти последнего в 1625 году. К концу 1638 года, когда Джон Мильтон посетил Мансо в Неаполе, его стареющий хозяин стал «живым символом итальянской литературы». », тот, чья жизнь, как многие считали, «во многих отношениях отождествлялась с развитием итальянской литературы в течение предшествующей половины столетия, и особенно с интеллектуальными интересами Южной Италии в ее положении испанской провинции». [5] Мансо представил Милтона Академии дельи Озиози. [1] Мильтон перед отъездом из города написал свою латинскую поэму «Мансус» и преподнес ее маркизу в качестве прощального подарка. [2]
Работает
[ редактировать ]- Парадоксы или любовные диалоги . Милан: с книготорговцем Джироламо Бордони. 1608.
- Erocallia overo Любви и Красоты . Венеция: Евангелиста Деучино. 1628.
- Номические стихотворения делятся на любовные, священные и нравственные рифмы . Венеция: Франческо Баба. 1634.
- Жизнь Торквато Тассо . Венеция: Евангелиста Деучино. 1621.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Диффли 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б Снайдер, Джон Р. (1989). Написание сцены речи: теории диалога в эпоху позднего итальянского Возрождения . Издательство Стэнфордского университета . п. 186. ИСБН 9780804714594 .
- ^ Тирабоски 1824 , стр. 52–53.
- ^ Шифони, Феличе (1844). Универсальный биографический словарь . Том 3. Флоренция: Дэвид Пассигли. п. 893.
- ^ Массон 1946 , с. 811.
Библиография
[ редактировать ]- Тирабоски, Джироламо (1824 г.). История итальянской литературы . Том 8.1. Милан: Типографское общество итальянской классики. стр. 52–54.
- Массон, Дэвид (1946) [1881]. Жизнь Джона Мильтона . Том. 1. Нью-Йорк: Питер Смит.
- Базиль, Бруно (1994). «Жизнь Тассо Джован Баттиста Мансо». Между историей и символом: исследования, посвященные Эцио Раймонди режиссерами, редакторами и издателем Lettere Italiane . Флоренция: Лео С. Ольшки . стр. 143–162. дои : 10.1400/239210 .
- Диффли, П. (2002). «Мансо, Джамбаттиста» . Оксфордский справочник итальянской литературы . Издательство Оксфордского университета . Проверено 6 июня 2023 г.
- Джери, Лоренцо (2007). «Функция паратекста в «Эрокаллии» (1628 г.) Джована Баттисты Мансо». Языкознание и литература . XXXII (1/2): 1–17. дои : 10.1400/97036 .
- Денман, Томас (2016). «Подарочный текст испано-неаполитанской дипломатии: «Эрокаллия» Джована Баттисты Мансо (1628 г.)». История европейских идей . 42 (5): 683–693. дои : 10.1080/01916599.2016.1152742 .
- Рига, Пьетро Джулио (2018). Джован Баттиста Мансо и литературная культура Неаполя в начале XVII века . Библиотека эпохи Возрождения и Барокко. ЭМИЛЬ.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Калитти, Флориана (2007). «МАНСО, Джован Баттиста» . Биографический словарь итальянцев , том 69: Манджаботти-Маркони (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .