Дадасахеб Торне
Дадасахеб Торане | |
---|---|
Рожденный | Рамчандра Гопал Торне 13 апреля 1890 г. Побережье Конкан, Мумбаи. |
Умер | 19 января 1960 г. | (69 лет)
Национальность | Индийский |
Занятия |
|
Заметная работа | Шри Пундалик , первый полнометражный фильм в Индии |
Рамчандра Гопал Торне ( маратхи : रामचंडर गोपाल तोरने ) (13 апреля 1890 – 19 января 1960), также известный как Дадасахеб Торн , был индийским режиссером и продюсером, наиболее известным благодаря созданию первого художественного фильма в Индии «Шри Пундал» . ик. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Этот исторический рекорд надежно подтвержден рекламой в «Таймс оф Индия», опубликованной 25 мая 1912 года. Несколько ведущих справочников по кино, в том числе «Книга рекордов Гиннеса по кинофактам и подвигам» , «Иллюстрированная история индийского кино» и «Кино маратхи: в ретроспективе», вполне обоснованы. это знаковое достижение новатора индийского кинорежиссера. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Его считают «отцом индийского кино ». [ 5 ] [ 6 ]
Хотя Торн снял свой первый фильм «Шри пундалик» (पुंडलिक, 1912) менее чем за год до того, как Дхундирадж Говинд «Дадасахеб» Пхалке снял свой, именно последний считается отцом индийского кино . Разница может заключаться в том, что, в отличие от Фальке, Торн отправил свою пленку на обработку за границу. Торна Более того, «Пундалик» имел длину 1500 футов (около 22 минут), что примерно на 1200 футов короче, чем « Раджа Харишчандра» Пхалке , который длился около 40 минут.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Рамчандра Гопал Торне родился 13 апреля 1890 года в деревне Малван на западном индийском Конкан побережье недалеко от Мумбаи . После смерти отца дядя попросил мальчика и его мать покинуть дом, и они были вынуждены жить в бедности.
В возрасте 10 или 11 лет, имея за плечами всего четыре года формального образования, Торн бросил школу и отправился в Мумбаи . Оказавшись там, он устроился на работу в компанию Cotton Green Electrical, где изучил основы электромонтажа и ремонта приборов.
Карьера
[ редактировать ]Первые съемки индийского фильма
[ редактировать ]Здесь он связался с театральной труппой «Шрипад». На него произвели большое впечатление спектакли, поставленные этой труппой, а также новые зарубежные фильмы, выходившие в Мумбаи. В возрасте 21–22 лет он заинтересовался созданием собственного фильма. Вместе с другим другом и финансистом, г-ном Читре, ему удалось импортировать из-за границы необработанную пленку и кинокамеру и снять первый индийский художественный фильм « Шри Пундалик» . Этот первый индийский художественный фильм был выпущен 18 мая 1912 года в кинотеатре «Коронация» Мумбаи. Почти через год после выхода этого фильма Дадасахеб Пхалке выпустил второй индийский художественный фильм « Раджа Харишчандра » в том же кинотеатре 3 мая 1913 года. «Пундалик» продолжал показывать в том же кинотеатре в Мумбаи около двух недель. В рекламе фильма, опубликованной в «Таймс оф Индия», использовались такие привлекательные объявления, чтобы привлечь больше зрителей: «Половина населения Мумбаи посмотрела его, оставшаяся половина тоже должна его посмотреть».
На самом деле Пундалик снимал спектакль в режиме кино. Раньше камера закреплялась на одной платформе и представляла собой очень тяжелый оптико-механо-электрический прибор. Таким образом, была возможна запись фильма только «под одним углом». Не было никакой концепции монтажа, съемки крупным планом и т. д. После просмотра записанного фильма Дадасахеб не был доволен общим исполнением и эффектом, который он давал. Он решил записать его по частям, а затем соединить фильм вместе. Эта работа теперь профессионально выполняется монтажером фильма и является важной работой в современной киноиндустрии. Многие эффекты будут неэффективны, если редактор не сделает свою работу должным образом. Например, в стандартной записанной сцене боя за 30 секунд показано как минимум 36 кадров. Дадасахеб был оригинальным режиссером, специалистом по спецэффектам, монтажером, звукооператором и мастером многих других техник, которые сейчас широко используются в современном кинопроизводстве. [ 7 ]
Компания по производству и прокату фильмов
[ редактировать ]Дадасахеб Торн работал в компании Greaves Cotton , когда этот фильм вышел на экраны. Компания перевела его в Карачи . Там он поймал еще одного молодого человека, Бабурао Пая, и начал выпускать голливудские фильмы в Карачи. Для этого он открыл офисы в Карачи и других местах. Он первый индиец, открывший офисы проката и компанию по прокату фильмов. Следующие 3–4 года он провел у Бабурао Художника в Колхапуре . Вернувшись в Мумбаи, он основал собственную компанию по производству кинокамер. В связи с первой мировой войной в Европе он установил контакты в Соединенных Штатах Америки. Он начал импортировать все необходимые инструменты для киноиндустрии, такие как фотоаппараты, пленки и т. д. Эта компания оказалась большим подспорьем для кинематографистов того времени и сразу же стала модным словом. Все его усилия в конечном итоге окупились, и вскоре было создано множество новых кинокомпаний. Примерно в 1929 году вместе со своим коллегой Бабурао Паем он основал совместное предприятие «Famous Pictures». Эта кинопрокатная компания создала историю и заработала миллионы рупий в ту эпоху, начиная с немого кино и заканчивая звуковым кино.
Торне и Ардешир Ирани
[ редактировать ]Компания «Famous Pictures» уже начала импортировать голливудские фильмы, в том числе звуковые. Это была большая революция в киноиндустрии. Кроме того, были задействованы новые технологии. Понимая важность звукового кино, Дадасахеб Торне видел, что звуковое кино день ото дня становилось популярным. Благодаря своей предусмотрительности он купил агентство Talkie-Machinery и с помощью американцев научился им пользоваться. Несколькими годами ранее, работая в Королевской художественной студии Мумбаи , он познакомился с Ардеширом Ирани . Он посоветовал Ирани открыть собственную студию (знаменитая Jyoti Studio) и кинокомпанию (The Imperial Film Company). Ирани назначил Дадасахеба менеджером обоих заведений. Позже, по совету Дадасахеба, Ирани сформировал на базе подразделения Imperial Film еще одну компанию — Sagar Film Company. Примерно в это же время Дадасахеб снял два фильма: «Синдабад-мореход» (1930) и «Дилбар» (1931). Оба были немыми фильмами. Затем он снова посоветовал Ирани сделать звуковое кино. Теперь у них было все оборудование, необходимое для производства, и они научили техников Имперской компании, как им пользоваться. Работа над Алам Ара держался в секрете. За два месяца была создана история: 14 марта 1931 года первый звуковой фильм Индии «Алам Ара» в кинотеатре Majestic Cinema Theater вышел .
был ошеломляющий отклик На Алам Ара . После этого успеха он немедленно поставил оборудование студиям Prabhat, Ranajit, Wadia и т. д. Эти студии начали делать новые звуковые фильмы. Наступил конец немого кино. Сцена теперь была совершенно иной.
Более поздние постановки
[ редактировать ]Дадасахеб решил основать собственную компанию и перестать работать под контролем других. В Пуне, недалеко от Шанкаршет-роуд, он основал свою собственную компанию под названием Saraswati Cinetone (सरस्वती सिनेटोन). Первым фильмом компании стал «Шам Сундар» . Первый фильм, посвященный серебряному юбилею индийской киноиндустрии, оказался легендарным. Он представил двух молодых художников, Шаху Модак и Шанта Апте . С этого фильма начали свою карьеру знаменитый звукооператор Чинтаманрао Модак и знаменитый музыкальный руководитель Баапурао Кеткар. Вторым фильмом компании стал «Аут Гхатакеча Раджа» , в котором в качестве режиссера был представлен мастер Виттал (который позже стал известен как Индиан Дуглас). В этом фильме была первая двойная роль в индийском кино.
Третьим фильмом был «Бхакта Пралхад» , в котором, как известно, было много трюковых фотографий. Благодаря его мастерству владения объективом было создано несколько оптических эффектов. Спецэффекты оценили как индийские, так и зарубежные специалисты. Он был пионером во многих отношениях. Он представил много новинок в киноиндустрии. Многие талантливые художники, такие как Мехбуб Хан ( Mehboob Studio ), Кардар, Бхаладжи Пендхаркар, Вишрам Бедекар, Р.С. Чоудхари, К. Рамчандра, Джаяшри, Ратнамаалаа («Айе» Дада Кондке) и Алам Ара героиня Зубейда, были впервые представлены им. Позже он снял несколько фильмов: Таксен Раджпутра , Чхатрапати Самбхаджи , Кришнашиштай , Савитри , Раджа Гопичанд , Нарад Наради , Бхагва Зенда , Мази Ладки , Навардев и т. д. Он снял 17 фильмов: три на хинди, восемь на маратхи и шесть на хинди+маратхи. документальный фильм «Акшар-Олах» Для «Сакшарата Прасар Мандал» был снят . Этот фильм был создан скорее для социальных целей, чем для развлечения или бизнеса. Последним фильмом Сарасвати Cinetone был Aawaj , выпущенный 22 мая 1942 года, с Майей Банерджи, Сварналатой и Ваасти в главных ролях.
Последние годы
[ редактировать ]Большинство этих фильмов и их единственные копии были сожжены. Он построил студию в Пуне, которая была продана нефтяному заводу Чакан и сегодня находится там, где находится торговый центр Kumar Pacific. В 1947 году, когда он уехал из города по работе, его коллега и друг украли все кинокамеры и другое дорогостоящее оборудование и увезли их в Пакистан. Религиозный фанатизм победил многолетнюю дружбу. Это сильно потрясло его, и в 1947 году у него случился первый сердечный приступ. Но мать помогла ему выйти из этой агонии и потери. Его карьера закончилась после такого удара со стороны человека, которого он знал и с которым работал несколько десятилетий. В последние годы своей жизни он ушел из индустрии, и в настоящее время индустрия довольно быстро меняла свои цвета и методы. Фильм «Шамсундар» дал ему финансовую стабильность, и он жил в своем доме «Чандрика» (имя его матери) в Шиваджинагаре. Он умер там утром 19 января 1960 года во сне.
Кинематография
[ редактировать ]Нет. | Название продукции | Год | Язык | Участие |
---|---|---|---|---|
1 | Пундалик | 1912 | Тихий | Продюсер / Режиссер |
2 | Сати Проклятие | 1923 | Тихий | Помощник продюсера |
3 | Притхвиваллабх | 1924 | Тихий | Помощник продюсера |
4 | Нил | 1926 | Тихий | Помощник директора |
5 | Синдабад Халаси (Синдабад-мореход) | 1930 | Тихий | Сюжет / Режиссер |
Звуковые кино | ||||
6 | Шамсундар | 1932 | Хинди/Маратхи | Продюсер/звукооператор |
7 | Ушел Гхатакеча Раджа | 1933 | Маратхи | Продюсер/звукооператор |
Аавара Шахджада | 1933 | Неа | Продюсер/звукооператор | |
8 | Преданный Пралхад | 1933 | Хинди/Маратхи | Продюсер/менеджер/звукооператор |
9 | Чхатрапати Самбхаджи | 1934 | Маратхи | Продюсер |
10 | Такасен Раджпутра | 1934 | Маратхи | Продюсер / Режиссер |
Бхеди Раджкумар | 1934 | Неа | Продюсер / Режиссер | |
11 | Кришна-Шиштай (Переговоры Кришны) | 1935 | Неа | Продюсер |
12 | Савитри | 1936 | Маратхи | Продюсер/звукооператор |
13 | Раджа Гопичанд | 1938 | Хинди/Маратхи | Продюсер / Редактор |
14 | Это правда. | 1939 | Неа | Продюсер |
15 | Бхагва Зенда | 1939 | Маратхи | Продюсер |
16 | Мази Ладаки (Моя возлюбленная) | 1939 | Маратхи | Продюсер / Режиссер |
17 | Деваяни | 1940 | Маратхи | Продюсер |
18 | Нарад-Наради | 1941 | Маратхи | Продюсер / Режиссер |
19 | Навардев (Жених) | 1941 | Маратхи | Продюсер / Режиссер |
20 | Аавадж (Звук) | 1942 | Неа | Продюсер |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дека, Арнаб Ян (27 октября 1996 г.). «Отцы индийского кино Бхатаудекар и Торни». Дайник Асам (ассамская ежедневная газета).
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон, Патрик (1988). Книга рекордов Гиннесса по фактам и подвигам в кино (изд. 1988 г.). Лондон: Guinness Publishing Limited. п. 8. ISBN 0-85112-899-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Нарвекар, Санджит (январь 1995 г.). Кино маратхи: ретроспектива (изд. 1995 г.). Бомбей, Индия: Махараштра Film, Stage &cultural Development Corporation Ltd., стр. 9–12.
- ^ Перейти обратно: а б Рангунвалла, Фирозе (1979). Иллюстрированная история индийского кино (изд. 1979 г.). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто: The Hamlyn Publishing Group Limited. п. 12. ISBN 0-600-34909-8 .
- ^ Прага (29 апреля 2012 г.). «Отец индийского кино Дадасахеб Торане» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Не Пхальке, а «Дада» старого индийского » кино Махараштра Таймс . 3 мая 2012 г.
- ^ Кадам, Кумар (24 апреля 2012 г.). «Не забудь про арку, Дадасахеб!» . Архивировано из оригинала 8 октября.