Дадасахеб Пхальке
Дадасахеб Пхальке | |
---|---|
![]() Фальке сидит на стуле с небольшим рулоном пленки в руках. | |
Рожденный | Дхундирадж Говинд Пхалке 30 апреля 1870 г. |
Умер | 16 февраля 1944 г. Нашик , президентство Бомбей, Британская Индия ( современная Махараштра, Индия ) | (73 года)
Альма-матер | |
Занятия |
|
Годы активности | 1912–1944 |
Супруги |
|
Дхундирадж Говинд Пхалке (произношение: [d̪ʱuɳɖiɾaːd͡ʒ pʰaːɭke] ), широко известный как Дадасахеб Пхалке (30 апреля 1870 – 16 февраля 1944), был индийским продюсером, режиссером и сценаристом, известным как «отец индийского кино ». [ 1 ]
Его дебютный фильм « Раджа Харишчандра » стал первым индийским фильмом, выпущенным в 1913 году, и теперь известен как первый полнометражный художественный фильм Индии. За свою карьеру за 19 лет, до 1937 года, он снял 95 полнометражных и 27 короткометражных фильмов, включая наиболее известные его работы: «Мохини Бхасмасур» (1913), «Сатьяван Савитри» (1914), «Ланка Дахан » (1917), «Шри Кришна Джанма » (1917) . 1918) и Калия Мардан (1919). В его честь премию Дадасахеба Пхалке учредило как высшую почетную награду Национальной кинопремии правительство Индии .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дхундирадж Пхалке родился 30 апреля 1870 года в Тримбаке , президентство Бомбея, в маратхи , говорящей на семье читпаванского брамина . [ 2 ] [ 3 ] Его отец, Говинд Садашив Пхалке, он же Даджишастри, был знатоком санскрита и работал индуистским священником, проводившим религиозные церемонии, а его мать, Дваркабай, была домохозяйкой. У пары было семеро детей, три сына и четыре дочери. Шиврампант, старший, был на двенадцать лет старше Фальке и работал в Бароде . Некоторое время он работал Деваном ( главным администратором) княжества Джаухар и . умер в 1921 году в возрасте 63 лет. Второй брат Пхалке, Рагхунатрао, также работал священником и умер в молодом возрасте 21 года. Даджишастри обучал Пхалке проводить религиозные ритуалы, такие как яджна и раздача лекарств. Когда он был назначен профессором санскрита в колледже Вильсона в Бомбее , семья перенесла свою базу в Бомбей. Фальке получил начальное образование в Тримбакешваре, а аттестат зрелости поступил в Бомбей. [ 4 ]
Фальке поступил в Школу искусств сэра Дж. Дж. в Бомбее в 1885 году и закончил годичный курс рисования. [ 5 ] В начале 1886 года он сопровождал своего старшего брата Шиврампанта в Бароду, где женился на девушке из семьи Маратхе . Позже он поступил на факультет изящных искусств Кала Бхаван в Университете Махараджи Саяджирао в Бароде и в 1890 году закончил курс масляной и акварельной живописи . Он также достиг мастерства в архитектуре и моделировании . В том же году Фальке купил пленочную камеру и начал экспериментировать с фотографией, обработкой и печатью . [ 6 ] [ 7 ] На промышленной выставке в Ахмедабаде 1892 года он был награжден золотой медалью за создание модели идеального театра. Хотя его работа была высоко оценена, один из его поклонников подарил ему «дорогую» камеру, используемую для фотосъемки . В 1891 году Фальке прошел шестимесячный курс обучения методам изготовления полутоновых блоков , фотолитио и трехцветной керамической фотографии. [ 8 ] Директор Кала-Бхавана Гаджар отправил Пхалке в Ратлам, научился изготовлению трехцветных блоков, фотолитотрансферу, колотипированию и методам печати в темной комнате . чтобы он под руководством Бабулала Варувалкара [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]1893–1911: Начало карьеры.
[ редактировать ]В 1893 году Гаджару разрешил Пхалке использовать фотостудию и лабораторию Кала Бхавана, где он начал свою работу под названием «Гравюра и фотопечать Шри Пхалке». Несмотря на его владение различными навыками, у него не было стабильной семейной жизни, и ему было трудно зарабатывать на жизнь. Таким образом, в 1895 году он решил стать профессиональным фотографом и переехал в Годру для ведения бизнеса. Знаменитая семья Десаи, для которой он также снимал их семейные фотоальбомы, предоставила ему бесплатное помещение для открытия своей фотостудии. Он потерял жену и ребенка во время эпидемии чумы 1900 года и решил переехать. в другой город. [ 8 ] [ 10 ] Фальке вернулся в Бароду и занялся фотографическим бизнесом. Он не прошел успешно из-за распространившегося по городу мифа о том, что камера высасывает энергию из тела человека, что приводит к его смерти. [ 11 ] Он столкнулся с аналогичным сопротивлением со стороны принца Бароды, который отказался фотографировать, полагая, что это сократит его жизнь. Хотя позже принца убедил Фальке, который продолжал отстаивать преимущества фотографии при своем дворе, это не помогло бизнесу Фальке. [ 12 ] Он начал заниматься покраской сценических занавесов для драматических трупп. Это дало ему базовую подготовку в области постановки драмы и несколько второстепенных ролей в пьесах. [ 11 ]
Фальке научился фокусам у немецкого фокусника, который в то время был на гастролях в Бароде. Это помогло ему использовать трюковую фотографию в своих фильмах. В конце 1901 года Фальке начал проводить публичные выступления магов, используя профессиональное имя профессора Кельфа с буквами его фамилии в обратном порядке. [ 9 ] [ 13 ] В 1902 году Пхалке снова женился на Гиридже Карандикаре, племяннице владельца Кирлоскара Натака Мандали . После свадьбы Гириджа была переименована в Сарасвати. [ 14 ] В 1903 году он устроился на работу фотографом и рисовальщиком в Археологическую службу Индии . Однако, не удовлетворенный работой, Пхальке ушел в отставку в 1906 году и открыл в Лонавле типографию под названием «Гравировально-полиграфический завод Пхалке» с Р.Г. Бхандаркаром в качестве партнера. [ 12 ] [ 15 ]
Пресс в основном работал для изготовления фотолитографий для Ravi Verma Press , принадлежавшего художнику Радже Рави Варме. Позже здесь также началось изготовление полутоновых блоков, печать и трехцветная печать. С ростом бизнеса пресса была переведена в Дадар, Бомбей. [ 16 ] Позже в 1908 г. [ 17 ] Пурушоттам Мавджи заменил Бхандаркара в качестве партнера, и типография была переименована в «Лакшми Художественная типография». В 1909 году Фальке отправился в Германию, чтобы купить необходимое оборудование для цветной печати. [ 16 ] [ а ] Хотя полиграфический бизнес рос в геометрической прогрессии, у партнеров возрастали разногласия по поводу управления печатным оборудованием. Вскоре Фальке решил отказаться от партнерства, не получив никакой денежной выгоды. [ 20 ]
1911–1917: Борьба в кинопроизводстве, дебют и успех.
[ редактировать ]Первоначальные препятствия и визит в Лондон
[ редактировать ]После ухода из Laxmi Art Printing Works Фальке получил множество предложений от различных финансистов открыть еще одну типографию, но он не принял ни одного предложения. [ 20 ] 14 апреля 1911 года Пхалке со своим старшим сыном Бхалчандрой пошел смотреть фильм « Удивительные животные » в кинопаласе Америка-Индия. [ 21 ] Гиргаон , Бомбей. [ 22 ] Удивленный, увидев животных на экране, Бхалчандра рассказал своей матери Сарасватибай о своем опыте ранее в тот же день. Никто из членов семьи им не поверил, поэтому на следующий день Фальке повел свою семью на просмотр фильма. Поскольку была Пасха , вместо этого в театре был показан фильм об Иисусе « Жизнь Христа» (1906) французского режиссера Алисы Ги-Блаше . [ 23 ] [ 22 ] Наблюдая за Иисусом на экране, Фальке вместо этого представил себе индуистских божеств Раму и Кришну и решил заняться бизнесом «движущихся картинок». [ 22 ]
В течение следующего года Фальке начал собирать различные материалы, связанные с кино, такие как каталоги, книги и оборудование для кинопроизводства из Европы. Он купил небольшую пленочную камеру и катушки и начал показывать фильмы по ночам, фокусируя свет свечей на линзе и проецируя изображения на стену. Он смотрел фильмы каждый вечер по четыре-пять часов и был лишен сна. Это привело к перенапряжению его глаз, и у него развилась катаракта обоих глаз. Он продолжал работать вопреки совету отдыхать и полностью потерял зрение. Офтальмолог доктор Прабхакар лечил Фальке с помощью трех или четырех пар очков, которые помогли ему восстановить зрение. [ 24 ] Фальке хотел поехать в Лондон, чтобы получить технические знания в области кинопроизводства, но у него возникли трудности с финансированием поездки. С помощью Яшвантрао Надкарни и Абасахеба Читниса он получил сумму в десять тысяч, заложив свои страховые полисы на двенадцать тысяч. 1 февраля 1912 года он сел на корабль, направлявшийся в Лондон. [ 25 ] [ а ]
В Лондоне Фальке увидел вывеску «Biscope Cine-Weekly» возле площади Пикадилли . Он был подписчиком еженедельника в Индии. Он встретился с редактором журнала г-ном Кабурном и объяснил цель своего визита. Кабурн посоветовал Фальке отказаться от идеи кинопроизводства в Индии, основываясь на безуспешных попытках в Англии, и предположил, что индийский климат также может быть неподходящим. Однако он был впечатлен преданностью Фалке и познакомил его с кинорежиссером, продюсером и сценаристом Сесилом Хепвортом из Walton Studios . Хепворт позволил Фалке посетить все отделы студии и их работу вместе с демонстрацией съемок. По совету Кэбурна и Хепворта он купил камеру Williamson за пятьдесят фунтов и заказал необработанную пленку Kodak и перфоратор. Фальке пробыл в Лондоне два месяца и вернулся в Индию 1 апреля 1912 года. В тот же день он основал компанию Phalke Films. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Дебют в кино с Раджей Харишчандрой
[ редактировать ]
Вернувшись из Лондона, Фальке начал искать просторное место для съемок фильмов. Вскоре семья переехала из здания Исмаил на Чарни-роуд в бунгало Матхура Бхаван в Дадаре . [ 29 ] Он построил небольшую стеклянную комнату на территории бунгало и подготовил темную комнату и приспособления для обработки пленки. Импортированное кинооборудование прибыло в Бомбей в мае 1912 года, и Фальке установил его за четыре дня с помощью предоставленного эскиза. Он также научил свою семью перфорировать и проявлять пленку. Чтобы проверить работу камеры и проектора, Фалке снимал мальчиков и девочек вокруг и получил удовлетворительные результаты. [ 30 ] [ 31 ] Чтобы продемонстрировать методы кинопроизводства и получить финансирование для художественного фильма, Фальке решил снять короткометражный фильм. Он посадил горох в горшок и поставил перед ним камеру. Он снимал по одному кадру в день на протяжении более месяца, создав фильм чуть более одной минуты, в котором семя растет, прорастает и превращается в вьющееся растение. В короткометражном фильме под названием «Анкурачи Вад» (« Рост растения гороха ») показаны избранные люди. Некоторые из них, в том числе Яшвантрао Надкарни и Нараянрао Девхаре, предложили Пхалке ссуду. [ 28 ] [ 32 ]
Пхалке решил снять фильм по легендам о Харишчандре и написал для него сценарий. [ 33 ] Он публиковал рекламные объявления в различных газетах, таких как Induprakash, с призывом к актерскому составу и съемочной группе, необходимым для фильма. [ 34 ] Поскольку на главные женские роли не было женщин, женские роли исполняли актеры-мужчины. [ 35 ] Даттатрая Дамодар Дабке сыграл главную роль короля Харишчандры и Анну Салунке в роли королевы Тарамати. Роль была отведена старшему сыну Пхалке Бхалчандре, Рохидасу, сыну Харишчандры и Тарамати. [ 36 ] Фальке отвечал за сценарий , режиссуру , дизайн-постановку , грим , монтаж и обработку фильма , а Тримбак Б. Теланг отвечал за камеру. [ 37 ] Съемки были завершены за шесть месяцев и 27 дней, в результате чего был снят фильм длиной 3700 футов (1100 м), примерно на четырех катушках . [ 38 ]
фильма Премьера состоялась в театре «Олимпия» в Бомбее 21 апреля 1913 года, а его театральный прокат состоялся в субботу, 3 мая 1913 года, в кинотеатре «Коронация» , Гиргаон , Бомбей. Он имел коммерческий успех и заложил основу киноиндустрии страны . [ 39 ] [ 40 ] Этот фильм часто считают первым полнометражным индийским художественным фильмом, статус которого обсуждается с историками, учитывая Дадасахеба Торна « немой фильм Шри Пундалик» , выпущенный 18 мая 1912 года, первый индийский фильм. [ 41 ] [ 42 ] Правительство Индии признает Раджу Харишчандру первым индийским художественным фильмом. [ 43 ]
После успеха Раджи Харишчандры Пхалке переехал в Нашик . Для своего следующего фильма он выбрал мифологическую историю любви Налы , короля королевства Нишадха , и Дамаянти , принцессы королевства Видарбха . Несмотря на завершение предварительной подготовки, съемки не могли начаться, поэтому он начал работать над «Мохини Бхасмасур» , основанным на мифологической истории о Мохини , женском аватаре индуистского бога Вишну , и Бхасмасуре , асуре (демоне). [ 44 ] В то же время Нашик посетила передвижная драматическая труппа Chittakarshak Natak Company . Фальке попросил его владельца Рагунатрао Гохле разрешить двум их актрисам сняться в фильме. Дургабай Камат получила роль Парвати , а ее дочь Камлабай Гокхале - Мохини и стала первыми женщинами, снявшимися в индийском кино. Длина фильма составляла 3264 фута (995 м) и была показана 2 января 1914 года в театре Олимпия в Бомбее. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Короткометражный комедийный фильм «Питаче Пандже» ( «Лапы муки ») был выпущен как «побочный аттракцион» к фильму. [ 48 ] Фальке снял свой третий фильм «Сатьяван Савитри», основанный на легендах о Сатьяване и Савитри . Длина фильма составляла 3680 футов (1120 м) и была показана 6 июня 1914 года. Оба фильма имели коммерческий успех, как и « Раджа Харишчандра» . [ 49 ]
Второй визит в Лондон, долг и успех с Ланкой Дахан
[ редактировать ]Благодаря успеху трёх фильмов Фальке смог погасить все свои долги. Кинокопии пользовались огромным спросом со стороны различных руководителей театров страны. Учитывая огромный отклик на фильмы, он решил купить электронное оборудование на сумму около 30 000 фунтов стерлингов и 1 августа 1914 года уехал в Лондон, взяв с собой три своих фильма. Г-н Кепберн из «Biscope Cine-Weekly», который помогал Фалке во время его первого визита в Лондон, организовал несколько показов фильмов в Лондоне. Фильмы получили высокую оценку за технические аспекты. Различные продюсеры, в том числе Сесил Хепворт из Walton Studios, просили Фалке продюсировать фильмы в Англии. Хепворт сделал Фалке предложение производить индийские фильмы в Англии, пригласив актеров и съемочную группу из Индии, чьи расходы на дорогу, проживание и питание, а также зарплату будет оплачивать Хепворт. Фалке предложили ежемесячную зарплату в размере 300 фунтов вместе с 20% прибыли. Фальке отклонил предложение и объяснил Хепворту, что продолжит снимать фильмы в Индии. Warner Brothers также предложила купить 200 копий фильма, на что Фальке согласился. Однако до подписания официальных соглашений Фальке пришлось вернуться в Индию после известия о тревожном состоянии его студии. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
Вернувшись в Индию, Фальке заметил, что финансовое состояние ухудшилось из-за продолжающейся Первой мировой войны . [ а ] Его инвестор прекратил вкладывать капитал и попросил закрыть студию. Он обратился к Яшвантрао Надкарни и Абасахебу Читнису за кредитом на доставку оборудования, купленного в Лондоне. Они предложили выплатить половину суммы на краткосрочной основе. В условиях продолжающейся мировой войны Фальке также столкнулся с нехваткой необработанных фильмов и решил снять несколько короткометражных фильмов. Он получил кредит под залог студии и приступил к работе над Раджей Шриял . Хотя съемки начались, их не удалось завершить по разным причинам. [ 53 ] [ 54 ] обратился к лидерам движения Свадеши Чтобы получить капитал для своего следующего фильма, Фальке безуспешно . Он также опубликовал рекламу в газетах и распространил рекламные листовки с просьбой о помощи в обеспечении выплаты с процентами. Однако на объявление откликнулись только три человека. Один из них опубликовал письмо в газете «Дайник Сандеш» с обращением к лидерам движения за самоуправление Индии , которые хотели, чтобы Фалке присоединился к движению, прежде чем будет предоставлен какой-либо кредит. [ 55 ] Индийский националист Бал Гангадхар Тилак пытался помочь Пхалке через стекольный завод Paisa Fund , но безуспешно. [ 56 ] В 1916 году Фальке предпринял поездку по сбору капитала. свои фильмы в княжествах Аунд Индаур , Гвалиор , , Он демонстрировал Джамкханди и Мирадж . Король Аунда предоставил 1000 фунтов стерлингов , а принцесса Индаура предоставила ссуду в размере 5000 фунтов стерлингов и 1500 фунтов стерлингов в качестве оплаты его выступлений. [ 57 ] [ 58 ]
При переезде из Бомбея в Нашик негативный фильм Раджи Харишчандры был утерян, поэтому Пхалке снял его снова с «почти тем же сценарием, актерским составом и всем остальным» и выпустил его как Сатьявади Раджа Харишчандра , длиной 2944 фута (897 м). фильм, который был показан 3 апреля 1917 года в кинотеатре Aryan Cinema, Пуна . Он также снял документальный фильм «Как снимаются фильмы», чтобы продемонстрировать финансистам процесс кинопроизводства, но это не помогло. [ 59 ] Фальке был приглашен на сессию «Бомбейского провинциального конгресса Паришад», проходившую в Нашике в мае 1917 года, где Локманья Тилак обратился с призывом о помощи, а также посетил его студию по просьбе Г.С. Хапарде . [ 60 ]
Обращение Тилака возымело желаемый эффект, и Фальке смог собрать достаточный капитал для начала нового фильма « Ланка Дахан» . [ 59 ] В фильме был изображен эпизод сожжения Ланки в Рамаяне , его длина составляла 3000 футов (910 м), около трех катушек . Его показали 17 сентября 1917 года в кинотеатре «Ариан» в Пуне. [ 61 ] [ 62 ] Анна Салунке сыграла как мужского, так и женского персонажа Раму и его жену Ситу . Таким образом, ему приписывают первую двойную роль в индийском кино. [ 63 ] Когда фильм был показан в кинотеатре Вест-Энд в Бомбее, показы проходили с 7:00 до 3:00 следующего утра и собрали 32 000 фунтов стерлингов . за десять дней [ 64 ] [ 65 ] По словам историка кино Амрита Гангара , монеты, собранные в кассах, перевозились в мешках на воловьих повозках. [ 66 ] Фильм имел коммерческий успех, и Фальке смог погасить все свои долги за счет доходов. [ 67 ]
1918–1922: Партнерство и выход на пенсию.
[ редактировать ]Компания Hindustan Cinema Films
[ редактировать ]После успеха Lanka Dahan к Фальке обратились различные бизнесмены с просьбой о партнерстве. Бал Гангадхар Тилак , Ратанджи Тата и Шет Манмохандас Рамджи собрали капитал и обратились к Пхалке с просьбой преобразовать «Phalke Films Company» в компанию с ограниченной ответственностью стоимостью 300 000 фунтов стерлингов . Наряду с дополнительными инвестициями в размере 150 000 фунтов стерлингов было решено, что в предлагаемой компании Phalke будет иметь акции на сумму 100 000 фунтов стерлингов и 75% доли прибыли, а оставшаяся часть будет распределена между другими акционерами. Однако схему не удалось завершить по одному из пунктов договора о партнерстве . [ 67 ] [ 68 ] Фальке также отклонил на сумму 100 000 фунтов стерлингов предложение актрисы Фатмы Бегум . Среди всех полученных предложений Пхалке принял предложение пяти текстильных промышленников из Бомбея, в том числе Вамана Шридхара Апте, Лаксмана Балванта Фатака, Маяшанкара Бхатта, Мадхавджи Джесингха и Гокулдаса Дамодара. 1 января 1918 года компания Phalke Films была преобразована в компанию Hindustan Cinema Films, где Апте был назначен управляющим партнером, Фальке - рабочим партнером, а другие - финансовыми партнерами. [ 67 ] [ 69 ] [ 70 ]
Дебютным фильмом вновь созданной компании стал «Шри Кришна Джанма» , где шестилетняя дочь Пхалке Мандакини сыграла главную роль Кришны . [ 65 ] Фильм имел длину 5500 футов (1700 м), около шести катушек , и был показан 24 августа 1918 года в кинотеатре Majestic Cinema в Бомбее. Он имел коммерческий успех и собрал 300 000 фунтов стерлингов . [ 68 ] [ 71 ] [ 72 ] В следующем фильме Пхалке «Калия Мардан» изображен эпизод убийства ядовитой змеи Калии . Кришной [ 68 ] Фильм был выпущен 3 мая 1919 года в кинотеатре Majestic Cinema в Бомбее. Он имел коммерческий успех: проработал десять месяцев, имел длину 6000 футов (1800 м) и около шести барабанов. [ 65 ] [ 72 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Хотя оба фильма компании «Hindustan Cinema Films» имели коммерческий успех, между партнёрами возрастали разногласия. Фальке не оценил их вмешательство в производство фильмов, и партнеры были обеспокоены понесенными расходами и временем, потраченным Фалке на получение желаемых результатов. Фальке решил покинуть компанию, но его адвокат обратил внимание на пункты его соглашения с «Hindustan Cinema Films Company». Соглашение было рассчитано на 15 лет, и если бы Фалке решил покинуть компанию, он не получил бы свою долю прибыли в размере 150 000 фунтов стерлингов и ему пришлось бы выплатить 50 000 фунтов стерлингов компании . После безуспешных попыток урегулировать разногласия партнеры обратились к коллегам Фальке с просьбой взять на себя его обязанности в случае его ухода. Все они были связаны с Пхалке со времен Раджи Харишчандры (1913) и прошли обучение у Пхалке для работы в различных отделах кинопроизводства. С их согласия партнеры подписали необходимые соглашения с Мамой Шинде, Анна Салунке , Гаджанан Сане, Тримбак Б. Теланг , Даттатрея Теланг и Нат Теланг. По мере нарастания разногласий Фальке решил покинуть компанию и уехал со своей семьей в Каши . Он объявил о завершении карьеры и высказал свое мнение в статье, опубликованной в «Ваньюге» . [ 28 ] [ 65 ] [ 68 ] [ 73 ]
Написание драматургии с Рангбхуми
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Каши Пхальке посмотрел несколько пьес на хинди Кирлоскара Натака Мандали передвижной драматической труппы . Профессионалы, связанные с компанией, такие как мастер Манхар Барве, его отец Ганпатрао Барве, ее владелец Шанкар Бапуджи Муджумдар и писатель Нараян Хари Апте, дружили с Пхалке. Они регулярно обсуждали различные аспекты драмы, кино, музыки и литературы. Во время одной из таких встреч Фальке выразил желание написать пьесу. Он закончил написание на языке маратхи пьесы «Рангбхуми» примерно за два с половиной месяца. [ 74 ] Это была сатира на тогдашнюю обстановку в театре и на сцене. [ 75 ] Фальке также зачитал пьесу Балу Гангадхару Тилаку и Г.С. Хапарду , присутствовавшим на заседании Всеиндийского комитета Конгресса, проходившем в Каши. Оба очень высоко оценили пьесу. Фальке также организовал репетиции спектакля в кинотеатре Aryan Cinema в Пуне в течение почти года. [ 74 ]
Различные профессиональные драматические труппы обращались к Фалке с просьбой поставить «Рангбхуми» , но он поставил его в театре Баливала в Бомбее в 1922 году. Это была пьеса в семи действиях , поэтому Пхалке решил разделить ее на две части; четыре акта поставлены за один вечер, а остальные три - на следующий. Выступления прошли всего в трёх городах: Бомбее, Пуне и Нашике. поставленный с бюджетом в 75 000 фунтов стерлингов , вызвал очень вялую реакцию и был отклонен как «потворство своим прихотям». Спектакль, [ 74 ] [ 76 ]
1922–1937: Возвращение и снижение популярности.
[ редактировать ]Примирение с компанией Hindustan Cinema Films
[ редактировать ]Разные люди пытались убедить Фальке вернуться в киноиндустрию. Он отклонил предложение кинорежиссера Джамшеджи Фрамджи Мадана продюсировать фильмы под его кинокомпанией Madan Theater . [ 77 ] [ 78 ] Ачьют Колхаткар, редактор газеты маратхи «Сандеш» , написал Пхальке с просьбой пересмотреть свое решение. Фальке ответил: «Я мертв в том, что касается киноиндустрии, и не имею никакого желания возвращаться к ней». [ 78 ] Колхаткар опубликовал письмо Фальке под заголовком «Дадасахеб Фальке мертв». [ 77 ] Несколько читателей написали Сандешу с просьбой о возвращении Фальке. Все эти письма были опубликованы в Сандеше , и Колхаткар отправил все номера газеты Пхалке в Каши. Прочитав эти письма, Фальке решил вернуться в Нашик . [ 77 ] [ 78 ]
После того, как Пхалке покинул компанию Hindustan Cinema Films, ее финансовое положение ухудшилось из-за закрытия филиала компании в Пуне, Bharat Film Company. Услышав новость о возвращении Пхалке в Нашик, управляющий партнер компании Ваман Апте с помощью владельца Aryan Cinema Бапусахеба Патака пригласил Пхальке снова присоединиться к компании в качестве руководителя производства и технического консультанта. Фалке с готовностью согласился на просьбу и присоединился к компании в качестве сотрудника с ежемесячной зарплатой в 1000 фунтов стерлингов . [ 28 ] [ 78 ]
Первым фильмом, снятым Фальке после прихода в компанию Hindustan Cinema Films, стал «Сант-Намдео» , вышедший на экраны 28 октября 1922 года. [ 28 ] После этого он снимал для компании фильмы до 1929 года. Однако ни один из этих фильмов не имел такого успеха, как его предыдущие фильмы. У Фалке продолжали возникать разногласия с владельцами компании, и он дважды покидал ее до 1929 года. Когда он вернулся в первый раз, ему предложили ежемесячную зарплату в размере 500 фунтов стерлингов . Во второй раз цена была снижена до ₹250 . После отдыха четыре партнера покинули компанию, ее ответственность легла на плечи Вамана Апте. Не удовлетворившись ограничениями, наложенными компанией, Фальке попытался самостоятельно собрать капитал для следующего фильма. Поскольку Апте не позволил Фальке привлечь капитал, пока он еще работал в компании, Фальке уволился с работы. [ 79 ]
Phalke Diamond Company и Сетубандхан
[ редактировать ]Пхалке решил создать новую компанию «Phalke Diamond Company» и обратился к Маяшанкару Бхатту, бывшему партнеру компании Hindustan Cinema Films. Бхатт согласился предоставить капитал в размере 50 000 фунтов стерлингов , но с условием, что фильм должен быть завершен в рамках предусмотренного бюджета. Пхальке принял предложение и начал работу над Сетубандханом . Съемки на открытом воздухе завершились в Хампи , Ченнаи (тогда Мадрасе), Ратнагири . Однако столица была исчерпана еще до того, как фильм был завершен. Бхатт отказался делать какие-либо дальнейшие инвестиции. Фальке безуспешно пытался привлечь больше капитала. Таким образом, съемки пришлось остановить на следующий год. [ 80 ]
Когда Ваман Апте из компании Hindustan Cinema Films увидел декорации, установленные для фильма, он был впечатлен и согласился помочь Фалке. Он предложил слияние Phalke Diamond Company со своей компанией. Фальке снова присоединился к компании в качестве партнера и перевел съемки на Имперской киностудии в Бомбее под знамена компании Hindustan Cinema Films. [ 80 ] Сетубандана На строительство ушло два года. Когда пятнадцатилетнее соглашение с Hindustan Cinema Films Company было завершено, Апте решил распустить компанию. [ 81 ] К тому времени звуковые фильмы были показаны в Индии с выпуском «Алам Ара» — первого звукового фильма в индийском кино 14 марта 1931 года. [ 82 ] Будучи немым фильмом, «Сетубандхан» столкнулся с трудностями при привлечении кинотеатров из-за конкуренции со звуковыми фильмами. Он был выпущен в 1932 году. Ардешир Ирани , директор Alam Ara , предложил Пхалке добавить звук в Setubandhan . Фальке согласился и дублировал фильм на хинди на студии Ирани стоимостью 40 000 фунтов стерлингов . Он был переиздан в 1934 году, но не имел коммерческого успеха. [ 81 ] [ 83 ]
Гангаватаран : Последний фильм и единственное звуковое кино.
[ редактировать ]В декабре 1934 года Колхапур Раджарам махараджа княжества III продюсировать пригласил Пхальке звуковой фильм для своей кинокомпании «Kolhapur Cinetone». Фальке отклонил приглашение, но Махараджа снова пригласил его. Он принял приглашение, и ему предложили 1500 фунтов стерлингов за написание рассказа и сценария и 450 фунтов стерлингов в качестве ежемесячных расходов. Писатель Нараян Хари Апте помог Фалке написать сценарий и диалоги. Вишванат Джадхав написал музыку к фильму, а Пхалке написал тексты. Фильм «Гангаватаран » был снят за два года и обошелся в 250 000 фунтов стерлингов . Он был выпущен 6 августа 1937 года в Королевском оперном театре Бомбея. [ 84 ] [ 85 ] «Гангаватаран» был единственным звуковым фильмом режиссера Пхалке. Он ушел из кино из-за преклонного возраста. [ 83 ]
1938–1944: Последние дни.
[ редактировать ]Времена изменились, и Фальке стал жертвой новой технологии звукового кино. Неспособный справиться со звуковым кино, человек, ставший отцом индийской киноиндустрии, устарел. Его последний немой фильм «Сетубандхан» вышел в 1932 году и позже был выпущен с дубляжом. В 1936–1938 годах он продюсировал свой последний фильм «Гангаватаран» (1937), который был единственным говорящим фильмом режиссера Пхалке, прежде чем уйти на пенсию в Нашик , где он умер 16 февраля 1944 года.
Избранная фильмография
[ редактировать ]
- Анкурачи Вад. Короткометражный фильм (1912)
- Раджа Харишчандра (1913)
- Мохини Бхасмасур (1913)
- Сатьяван Савитри (1914)
- Ланка Дахан (1917)
- Шри Кришна Джанма (1918)
- Только Мардан (1919)
- Буддадев (1923)
- Сету Бандхан (1932)
- Гангаватаран (1937)
Наследие
[ редактировать ]Премия Дадасахеба Пхалке за пожизненный вклад в кино была учреждена в его честь правительством Индии в 1969 году. Эта награда является одной из самых престижных наград в индийском кинематографе и высшим официальным признанием кинодеятелей страны. [ 86 ] Почтовая марка с его изображением была выпущена Почтой Индии почетная награда Академии Дадасахеба Пхалке в Мумбаи за выдающиеся заслуги в индийском кино. в его честь в 1971 году . В 2001 году была учреждена [ 87 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 2009 году на языке маратхи вышел фильм «Фабрика Харишчандрачи» , снятый ветераном театра Парешом Мокаши и изображающий борьбу Дадасахеба Пхалке за создание Раджи Харишчандры Индии в 1913 году. Он также был выбран в качестве официального представителя на премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке» . [ 88 ] [ 89 ] 30 апреля 2018 года Google почтил индийского продюсера в честь 148-летия со дня его рождения. Google Doodle был представлен в Канаде, Индии, Австралии и Новой Зеландии. [ 90 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виланилам, СП (2005). Массовая коммуникация в Индии: социологическая перспектива . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 128. ИСБН 81-7829-515-6 .
- ^ «Дудл Google отмечает годовщину рождения Дадасахеба Пхалке, Амитабх Баччан отдает дань уважения» . Индостан Таймс . 30 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 г. Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Джайн, Кайри (16 марта 2007 г.). Боги на базаре: экономика индийского календарного искусства . Издательство Университета Дьюка. п. 151. ИСБН 978-0-8223-8973-6 .
- ^ Ватве 2012 , с. 13.
- ^ Ватве 2012 , с. 14.
- ^ Ватве 2012 , с. 15.
- ^ Дхиман, Кулдип (30 апреля 2000 г.). «Великие умы: Дадасахеб Пхальке (1870–1944)» . Трибьюн (Индия) . Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Пинни 2013 , с. 109.
- ^ Шарма, Сачин (28 июня 2012 г.). «Годра забывает дни, проведенные с Дадасахебом Пхалке» . Таймс оф Индия . Вадодара. Архивировано из оригинала 14 июля 2018 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Пинни 2013 , с. 110.
- ^ Ватве 2012 , с. 18.
- ^ «Как маяк» [Как маяк]. Локсатта (на маратхи). 26 мая 2016 г.
- ^ Ватве 2012 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватве 2012 , с. 20.
- ^ Ватве 2012 , с. 23.
- ^ Мукерджи, Сумита (16 декабря 2009 г.). Национализм, образование и идентичности мигрантов: вернувшиеся из Англии . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-1-135-27112-1 .
- ^ Ватве 2012 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 21.
- ^ Косамби 2017 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватве 2012 , с. 24–26.
- ^ Дхарап, Б.В. (1985). Индийские фильмы . Национальный киноархив Индии. п. 35.
- ^ Ватве 2012 , с. 29.
- ^ Ватве 2012 , с. 30–31.
- ^ Раджадхьякша и Виллемен 1998 , с. 177.
- ^ Ватве 2012 , с. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гокулсинг и Диссанаяке 2013 , с. 73–74.
- ^ Ватве 2012 , с. 34.
- ^ Ватве 2012 , с. 35.
- ^ «Мулахат: Сарасватибай Дхундирадж Пхалке» [Интервью: Сарасватибай Дхундирадж Пхалке]. Дханурдхари (на маратхи). Нашик. 16 февраля 1946 года.
- ^ «Мулахат: Дхундирадж Говинд Пхалке» [Интервью: Дхундирадж Говинд Пхалке] Кесари (на маратхи). Пуна. 19 августа 1913 г.
- ^ Ватве 2012 , с. 36.
- ^ Ватве 2012 , с. 37.
- ^ Джа, Субхаш К. «10 больших предварительных релизов» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 8 июня 2012 года .
- ^ Ватве 2012 , с. 38–39.
- ^ Ватве 2012 , с. 41.
- ^ Ватве 2012 , с. 43.
- ^ Ватве 2012 , с. 46.
- ^ Гульзар, Нихалани и Чаттерджи 2003 , стр. 29.
- ^ Голдсмит, Мелисса, УД; Уилсон, Пейдж А.; Фонсека, Энтони Дж. (2016). Энциклопедия музыкантов и групп в кино . Издательство Rowman & Littlefield. п. 25. ISBN 978-1-4422-6987-3 .
- ^ Чакраварти, Сумита С. (2011). Национальная идентичность в индийском популярном кино, 1947–1987 гг . Издательство Техасского университета. п. 35. ISBN 978-0-292-78985-2 .
- ^ «Обзор премии Дада Сахеб Пхалке» . Дирекция кинофестивалей. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Ватве 2012 , с. 53.
- ^ Ватве 2012 , с. 54.
- ^ Соммья, Бхавана; Котари, Джигна; Мадангарли, Суприя (17 апреля 2012 г.). Мать-дева-госпожа: Женщины в хинди-кино, 1950–2010 гг . Издательство HarperCollins, Индия. п. 4. ISBN 978-93-5029-485-7 .
- ^ Чакраварти, Рия (3 мая 2013 г.). «Индийское кино@100:40 новинок индийского кино» . Нью-Дели: NDTV . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Нарвекар, Санджит (2005). Ина Мина Дика: История комедии на хинди . Рупа и Ко. п. 2. ISBN 9788129108593 . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Ватве 2012 , с. 55–56.
- ^ Ватве 2012 , с. 57–60.
- ^ Косамби 2017 , с. 447.
- ^ Махмуд, Хамидуддин (1974). Калейдоскоп индийского кино . Дочерняя пресса Восток-Запад. п. 30.
- ^ Ватве 2012 , с. 61–63.
- ^ Индийский журнал ее народа и культуры . Том. 18. АХ Адвани. 1997. с. 11.
- ^ Ватве 2012 , с. 63.
- ^ Ватве 2012 , с. 65.
- ^ Нарвекар, Санджит; Кул, Рагувир; Самант, Д.Б. (1995). Кино маратхи: ретроспективно . Корпорация развития кино, сцены и культуры Махараштры п. 18.
- ^ Ватве 2012 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 71–72.
- ^ Ватве 2012 , с. 68.
- ^ Ватве 2012 , с. 73.
- ^ Манкекар, Пурнима (1999). Показ культуры, просмотр политики: этнография телевидения, женственности и нации в постколониальной Индии . Издательство Университета Дьюка. п. 375. ИСБН 0-8223-2390-7 .
- ^ Маджумдар, Нипа (1 октября 2010 г.). Требуются только культурные дамы!: Женская слава и кино в Индии, 1930-1950-е годы . Издательство Университета Иллинойса. п. 224. ИСБН 978-0-252-09178-0 .
- ^ Ватве 2012 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Косамби 2017 , с. 323.
- ^ Унни, Дивья (16 марта 2014 г.). «Перемотка B-Town: история о первом кроре Болливуда» . Середина дня . Проверено 2 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватве 2012 , с. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гульзар, Нихалани и Чаттерджи 2003 , с. 31.
- ^ Раджадхьякша и Виллемен 1998 , с. 106.
- ^ Кишор, Викрант; Сарвал, Амит; Патра, Паричай (31 марта 2016 г.). Салам Болливуд: Представления и интерпретации . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-1-317-23285-8 .
- ^ Ватве 2012 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Раджадхьякша и Виллемен 1998 , с. 243.
- ^ Ватве 2012 , с. 86–90.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватве 2012 , с. 91–94.
- ^ Венкитесваран, CS (7 декабря 2013 г.). «Легенда под названием Фальке» . Индус . Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 года . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ Гош, Санхаян (11 ноября 2013 г.). «В поисках Фальке» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 9 июля 2014 года . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Муджавар 1969 , с. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ватве 2012 , с. 95–96.
- ^ Ватве 2012 , с. 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 105–108.
- ^ Перейти обратно: а б Ватве 2012 , с. 111–112.
- ^ Гульзар, Нихалани и Чаттерджи 2003 , стр. 44 561.
- ^ Перейти обратно: а б Муджавар 1969 , с. 11.
- ^ Муджавар 1969 , с. 41.
- ^ Ватве 2012 , с. 112–115.
- ^ «Пран выбран на премию Дада Сахеб Пхальке» . Индус . Ченнаи, Индия. 12 апреля 2013 г.
- ^ «Премия Дадасахеба Пхалке Оскар за Яша Чопру и Раджеша Кханну» . Таймс оф Индия .
- ^ ПТИ (20 сентября 2009 г.). « Заявка Индии на премию «Оскар» «Фабрика Харишчандрачи»» . Timesofindia.indiatimes.com . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Служба экспресс-информации. «Фабрика Харишчандрачи расскажет историю создания первого в Индии художественного фильма» . Экспресс Индия . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ «148 лет со дня рождения Дадасахеба Пхалке» . www.google.com . Проверено 30 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гульзар ; Нихалани, Говинд ; Чаттерджи, Сайбал, ред. (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярные публикации. ISBN 978-81-7991-066-5 .
- Косамби, Мира (2017) [2014]. Гендер, культура и исполнение: театр и кино маратхи до обретения независимости . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-56590-5 .
- Гокулсинг, К. Моти; Диссанаяке, Вимал (2013). Справочник Routledge по индийским кинотеатрам . Рутледж. ISBN 978-1-136-77284-9 .
- Муджавар, Исак (1969). Махараштра: место зарождения индийской киноиндустрии (PDF) . Информационный центр Махараштры. Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2016 года . Проверено 19 января 2019 г.
- Пинни, Кристофер (2013). Камера Indica: Социальная жизнь индийских фотографий . Книги реакции. ISBN 978-1-78023-152-5 .
- Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол, ред. (1998) [1994]. Энциклопедия индийского кино (PDF) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563579-9 .
- Ватве, Бапу (2012) [2004]. Дадасахеб Пхальке, отец индийского кино Перевод Виркара, Национальный книжный фонд ЮАР. ISBN 978-81-237-4319-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Пионеры кинематографа
- Режиссеры из Махараштры
- Режиссеры фильмов на языке хинди
- Режиссеры маратхи
- Кино маратхи
- Кинопродюсеры из Махараштры
- 1870 рождений
- 1944 смертей
- Выпускники Школы искусств сэра Джамсетджи Джиджебхоя
- Выпускники Университета Бароды Махараджи Саяджирао
- Люди из Вадодары
- Жители Нашикского района
- Индийцы XIX века
- Индийский народ 20-го века
- Продюсеры фильмов на языке маратхи
- Индийские режиссеры немого кино
- Люди из Британской Индии