Jump to content

Твердотопливный ракетный ускоритель

(Перенаправлено с Solid Rocket Boosters )
SLS Твердотопливные ракетные ускорители

Твердотопливный ракетный ускоритель ( SRB ) — это большой твердотопливный двигатель, используемый для обеспечения тяги при запусках космических кораблей от первоначального запуска до первого подъема. Многие ракеты-носители, в том числе Атлас V , [1] SLS и Space Shuttle использовали SRB для придания ракетам-носителям большей тяги, необходимой для вывода корабля на орбиту. В «Спейс шаттле» использовались два космического корабля «Шаттл SRB» , которые были самыми большими твердотопливными двигателями из когда-либо построенных и первыми, предназначенными для восстановления и повторного использования. [2] Топливо каждого твердотопливного ракетного двигателя космического корабля "Шаттл" весило около 500 000 килограммов. [3]

Преимущества

[ редактировать ]

По сравнению с жидкостными ракетами твердотопливные двигатели SRM способны обеспечивать большую тягу при относительно простой конструкции. [4] Они обеспечивают большую тягу без значительных требований к охлаждению и изоляции и производят большую тягу для своего размера. Добавление съемных SRB к транспортному средству, также оснащенному жидкостными ракетами, известное как ступень, уменьшает количество необходимого жидкого топлива и снижает массу стартовой установки. Твердотопливные ускорители дешевле проектировать, испытывать и производить в долгосрочной перспективе по сравнению с эквивалентными жидкостными ускорителями. Возможность повторного использования компонентов в нескольких полетах, как при сборке «Шаттла», также снизила затраты на оборудование. [5]

Одним из примеров повышенных характеристик, обеспечиваемых SRB, является ракета Ariane 4 . Базовая модель 40 без дополнительных ускорителей была способна [ когда? ] подъема полезной нагрузки массой 4795 фунтов (2175 кг) на геостационарную переходную орбиту . [6] Модель 44P с четырьмя твердотопливными ускорителями имеет полезную нагрузку 7639 фунтов (3465 кг) на ту же орбиту. [7]

Недостатки

[ редактировать ]

Твердотопливные ускорители не контролируются и обычно должны гореть до полного истощения после воспламенения, в отличие от жидкостных ракетных двигателей или на холодном газе двигательных систем . Однако системы прерывания запуска и системы безопасного уничтожения дальности могут попытаться перекрыть поток топлива с помощью кумулятивных зарядов . [8] По состоянию на 1986 год оценки частоты отказов SRB варьируются от 1 на 1000 до 1 на 100 000. [9] Сборки SRB вышли из строя внезапно и катастрофически. Блокировка или деформация сопла может привести к созданию избыточного давления или уменьшению тяги, а дефекты корпуса ускорителя или муфт ступеней могут привести к разрушению узла из-за увеличения аэродинамических напряжений. Дополнительные виды отказов включают засорение канала ствола и нестабильность сгорания. [10] Выход из строя уплотнительного кольца «Челленджер» правого твердотопливного ускорителя шаттла привел к его разрушению вскоре после старта.

Твердотопливные ракетные двигатели могут представлять опасность при обращении с ними на земле, поскольку полностью заправленный ускоритель несет в себе риск случайного возгорания. Подобная авария произошла во время взрыва бразильской ракеты в августе 2003 года на стартовой площадке ракеты VLS в Бразильском центре Лансаменто-де-Алькантара , в результате чего погиб 21 технический специалист. [11]

См. также

[ редактировать ]

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

  1. ^ «Данные», Активы (PDF) , Lockheed Martin, заархивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2011 г.
  2. ^ «HSF – Шаттл» . spaceflight.nasa.gov . Архивировано из оригинала 21 апреля 1999 г. Проверено 8 февраля 2016 г.
  3. ^ «Твердотопливные ракетные ускорители» . США: НАСА. 09.08.2009. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 2 апреля 2004 г. .
  4. ^ «Какие типы ракетных двигателей существуют?» . www.qrg.northwestern.edu . Проверено 8 февраля 2016 г.
  5. ^ Гувер, Курт. «Обреченные с самого начала: твердотопливные ракетные ускорители для космического челнока» . Техасский консорциум космических грантов . Техасский университет. Архивировано из оригинала 20 января 2022 г. Проверено 8 февраля 2016 г.
  6. ^ Ariane 4 , Astronautix, заархивировано из оригинала 16 июля 2012 г.
  7. ^ Ariane 44P , Astronautix, заархивировано из оригинала 13 мая 2011 г.
  8. ^ Таскер, Дуглас Г. (1 августа 1986 г.). «Исследование инициирования ударной нагрузки в системе прерывания твердотопливного ракетного ускорителя НАСА» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 г. Проверено 8 февраля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  9. ^ ВИНА, МАЙКЛ (5 марта 1986 г.). «Оценка НАСА ракетного риска оспаривается» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN   0458-3035 . Проверено 8 февраля 2016 г.
  10. ^ «Прогнозирование отказа твердотопливного ракетного двигателя — Введение» . ti.arc.nasa.gov . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 г. Проверено 8 февраля 2016 г.
  11. ^ VLS. Архивировано 12 августа 2005 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a79ac2aec50e6e6f58595bb2bbe36026__1720979400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/26/a79ac2aec50e6e6f58595bb2bbe36026.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solid rocket booster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)