Оракулы Льва Мудрого

Оракулы Льва Мудрого (греч. Tou sophōtatou basileōs Leontos chrēsmoi ; лат. Oracula Leonis или Vaticinia Leonis ) — греческий сборник оракулов, приписываемый византийскому императору Льву VI Мудрому (886–912). На самом деле коллекция была впервые составлена в двенадцатом веке анонимным редактором, вероятно, работавшим в Константинополе . [ 1 ]
Ядро коллекции составляют шесть оракулов, составленных вскоре после 815 года. Еще четыре оракула были добавлены в коллекцию после разграбления Константинополя в 1204 году. Нумерация оракулов варьируется в зависимости от рукописи . Эти десять составляют первую часть и представляют собой vaticinia ex eventu , записи прошлых событий, записанные как пророчества. Пять оракулов во второй части являются настоящими пророчествами. [ 1 ] Этот набор из пятнадцати или шестнадцати оракулов в основном написан ямбом в высоком регистре греческого языка. [ 2 ] Оракулы 10 и 11 представлены в прозе. [ 3 ] Второй комплект из семи более длинных стихотворений на популярном греческом языке был приложен к сборнику, вероятно, в четырнадцатом веке. [ 4 ] Некоторые из этих более поздних стихотворений датируются тринадцатым веком. [ 5 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Оракулы предсказывают серию из пяти императоров. Первый похож на собаку. Его дети будут убиты змеей. Второй — летающая змея. Две вороны ослепят его. Третий символизирует крестоносный орел с юга и единорог, внезапно упавший на влажную землю. Четвертый — старик с косой и розой. Он построит языческие храмы и будет царствовать девять лет. Пятый, бык, будет править счастливо. [ 3 ]
Вслед за пятью императорами к власти придет медведь с медвежатами и император разделится. Константинополь погрузится в гражданскую войну, и грешники будут уничтожены. Власть захватит старик, которого символизирует лиса. Константинополь падет. Человек с пальцами, похожими на косу, будет богохульствовать. Убийственному патриарху Иоанну отрежут бороду. Помазанник Божий Менаим откроется. [ 3 ] Пророк, он долгое время скрывался в западном Константинополе. Он освободит город и вернет ему власть. [ 6 ]
Передача инфекции
[ редактировать ]Десятки рукописей сохранились в Европе и на Ближнем Востоке. [ 7 ] Многие из них богато иллюстрированы стандартным набором из шестнадцати символических изображений. [ 8 ] Второй набор пророчеств обычно не иллюстрируется. [ 3 ] Ни одна рукопись не датирована ранее падения Константинополя (1453 г.). нет Критического издания , хотя опубликовано несколько рукописей. Самое раннее упоминание об Оракулах относится гораздо раньше, чем к рукописям. Встречается в работе Никиты Хониата около 1200 г. [ 1 ]
Оракулы циркулировали вместе с Центоном Истинного Императора . [ 9 ] Между ними существует литературная связь, но Cento не является перефразированием Оракулов, как считалось раньше. Нет даже уверенности в том, что автор Cento цитирует Оракулов, а не их источник. [ 10 ] « Оракулы » были переведены на латынь в тринадцатом веке. Обычно это датируется 1280–1292 годами, но Кейтлин Меслер утверждает, что это более ранний период (1250–1275 годы). [ 11 ] Они распространялись на латыни как « Кардинальные пророчества» и породили семейство текстов, известных как « Пророчества Папы» . [ 12 ] Новый латинский перевод был сделан около 1577 года Франческо Бароцци , который интерпретировал текст для своего покровителя Джакомо Фоскарини как пророчество христианской победы над Османской империей . [ 13 ] Сохранились две двуязычные рукописные копии работ Бароцци, иллюстрированные Георгиосом Клонцасом . [ 14 ]
Старославянские переводы Оракулов известны также в болгарской, сербской и русской редакциях. Сербский текст, известный по рукописи пятнадцатого века, приписывается Стефану Лазаревичу (1402–1427). [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брандес 2012 .
- ^ Мильтенова 2014 , с. 718; Манго 1984 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Манго 1984 , с. 60.
- ^ Мильтенова 2014 , с. 718; Антонопулу 1997 , с. 23; Де Мария 2013 , с. 222.
- ^ Манго 1984 , с. 59.
- ^ Манго 1984 , стр. 60–61.
- ^ Брандес, 2012 г., говорит, что их «около 40», но Меслер, 2007 г. , стр. 377, написано «не менее пятидесяти семи». По данным Манго 1984 , с. 59, «оценки».
- ^ Манго 1984 , с. 59; Бренды 2012 .
- ^ Брандес 2013 .
- ^ Александр 2023 , стр. 131–132.
- ^ Меслер 2007 , стр. 377–380.
- ^ Меслер 2007 , с. 376.
- ^ Де Мария 2013 , с. 224.
- ^ Де Мария 2013 , с. 219.
- ^ Мильтенова 2014 , стр. 717–719.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Александр, Пол Дж. (2023) [1985]. Византийская апокалиптическая традиция . Издательство Калифорнийского университета.
- Антонопулу, Теодора, изд. (1997). Проповеди императора Льва VI . Брилл.
- Брандес, Вольфрам (2012). « Оракула Леонис ». У Дэвида Томаса; Алекс Маллетт (ред.). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история . Том. 4 (12:00–13:50). Брилл. стр. 124–127.
- Брандес, Вольфрам (2013). «Центон Истинного Императора». У Дэвида Томаса; Алекс Маллетт (ред.). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история . Том. 5 (1350–1500). Брилл. стр. 330–333.
- Броккаар, WG, изд. (2002). Оракулы Мудрого Императора Льва и Сказание об Истинном Императоре (Amstelodamensis греческий VI E 8 ) Амстердам
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Де Мария, Блейк (2013). «Якопо Фоскарини, Франческо Бароцци и оракулы Льва Мудрого». В Небахате Авчиоглу; Эмма Джонс (ред.). Архитектура, искусство и идентичность в Венеции и ее территориях, 1450–1750: Очерки в честь Деборы Ховард . Эшгейт. стр. 219–229.
- Манго, Кирилл (1984). «Сказание о Льве Мудром». Византия и ее образ: История и культура Византийской империи и ее наследие . стр. 59–93. Первоначально опубликовано в журнале Zbornik radova vizantiloškog instituta 6 (1960), та же нумерация страниц.
- Меслер, Кейтлин (2007). «Имперское пророчество и папский кризис: латинский прием пророчества об истинном императоре ». Rivista di Storia della Chiesa в Италии . 61 : 371–415.
- Мильтенова, Аниссава (2014). «Исторические апокалипсисы в средневековой болгарской литературе (10–14 вв.)». В Кеворке Бардакджяне; Серджио Ла Порта (ред.). Армянская апокалиптическая традиция: сравнительный взгляд . Брилл. стр. 706–729.
- Риго, Антонио, изд. (1988). Оракулы Льва Редакционная программа.