Гаспар ван дер Хаген

Гаспар ван дер Хаген или Гаспар Вандерхаген [ 1 ] (около 1700, Антверпен — 1769, Йорк ) — фламандский скульптор и резчик по слоновой кости. Возможно, его следует отождествлять с резчиком по слоновой кости, подписывающим свои работы монограммой Г. ВДР. [ 2 ] [ 3 ] Он известен только своими работами, созданными во время его пребывания в Англии, где он был ассистентом в мастерской выдающегося фламандского скульптора Джона Майкла Рисбрака . Он известен своими портретными бюстами и портретными медалями, вырезанными из слоновой кости. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Подробностей о его жизни мало. Вероятно, он родился в Антверпене, поскольку, как известно, у него были сестры, жившие в Антверпене, и впервые он был зарегистрирован в Антверпене. Год его рождения неизвестен, но, вероятно, это было где-то около 1700 года, поскольку он был зарегистрирован учеником Антверпенской гильдии Святого Луки в 1711–1712 годах гильдии. В записях Гильдии его имя пишется Гаспаер Верхаген и Гаспар Верхаген, и отмечается, что он изучает скульптуру («бельтувен» или «белтсниден») у Александра ван Папенховена . [ 5 ] Его хозяином был известный скульптор и архитектор Антверпена. [ 6 ] Ван дер Хаген, возможно, продолжал работать в мастерской ван Папенховена после окончания его ученичества, поскольку он никогда не был зарегистрирован в качестве мастера в Гильдии Антверпена. [ 5 ]

Он уехал из Фландрии в Англию, вероятно, около 1730 года. Если его идентифицировать с монограммистом Г. ВДР, то он записан в Англии с 1734 года. [ 2 ] Он стал тесно связан с Джоном Майклом Рисбраком, еще одним фламандским скульптором из Антверпена, который работал в Лондоне и был в то время ведущим скульптором портретов и памятников в Англии.

Он был записан в Лондоне в 1744 году, когда газета Daily Advertiser опубликовала заметку о «мессенджерах Клаэссенсе и Вене Хагене у мистера Рисбрака на Вир-стрит, недалеко от Оксфордской часовни». Классенс был бригадиром Рисбрака и умер 4 декабря 1749 года. [ 7 ] Господином Классенсом, упомянутым в уведомлении, скорее всего, был Петер (Питер) Классенс, который был зарегистрирован как ученик Джоаннеса (Яна) Вереманса в записях Антверпенской гильдии Святого Луки в 1711–1712 году гильдии того же года. в котором ван дер Хаген был записан как ученик в записях Гильдии. [ 5 ] Классенс переехал в Лондон, вероятно, до 1743 года и стал одним из мастеров в мастерской Рисбрака, и занимал эту должность до своей смерти 4 декабря 1749 года. Объявления, размещенные ван дер Хагеном и Классенсом в Daily Advertiser в 1743 и 1744 годах, призывали публику подпишитесь на копии отлитых из гипса трех статуэток фламандских художников 17 века Рубенса, Антониса ван Дейка и Франсуа Дюкенуа . Эти штукатурки должны были быть отлиты по образцу оригинальных терракот Рисбрака, которые находились в коллекции художника Йозефа ван Акена , еще одного фламандского жителя Лондона. [ 8 ]
В 1747 году английский дневник Джордж Вертю отметил, что «мистер Вандер Хаген. Скульптор работает на мистера Рисбрака. Он сделал несколько портретов голов в слоновой кости. Записи Вертю показывают, что он очень уважал ван дер Хагена. [ 9 ]
Ван дер Хаген продолжал проживать со своим хозяином на Вер-стрит, Оксфорд-роуд до 1766 года. Четыре его работы были проданы на аукционе коллекции Рисбрака, организованном Лэнгфордом 1 февраля 1767 года. [ 8 ] Одной из выставленных на аукцион работ была « Жертвоприношение Геркулесу» , вероятно, та самая работа, которая была продана на аукционе Christie's 13 июня 2002 года и сейчас находится в коллекции Йельского центра британского искусства . Работа была основана на терракотовой модели Рисбрака, которая, в свою очередь, была вдохновлена рельефом на Арке Константина в Риме. [ 10 ]
Ван дер Хаген покинул мастерскую Рисбрака и переехал в Йорк в 1766 году. Похоже, он провел свои последние годы в бедности, поскольку в 1768 году он обратился за поддержкой к Обществу художников. Он получил от Общества четыре гинеи. Он умер в Йорке в 1769 году. Поскольку он всю жизнь был холостяком, его имением управляли его сестры Изабелла и Кэтрин (Харман), обе жившие в Антверпене. 17 апреля 1771 года они организовали распродажу его работ. В каталоге продажи ван дер Хаген упоминался как «главный помощник покойного г-на Рисбрака» и выставлялся на продажу «несколько прекрасных голов и фигур из слоновой кости, бассо-рельефов». из мрамора, гравюры и т. д.». [ 8 ]

Работа
[ редактировать ]Ван дер Хаген был скульптором по мрамору, а также резчиком по слоновой кости. Большинство его известных работ приписывают ему по стилистическим соображениям, поскольку они по большей части не подписаны. Некоторые историки искусства приписывают ван дер Хагену небольшие портреты из слоновой кости с монограммами «VDHN», «VAM», «GVD», «GVR» и «G VDR». [ 2 ] [ 8 ] В прошлом некоторые из его работ ошибочно приписывались Александру ван дер Хагену. [ 10 ]
Большую часть его творчества составляют овальные портретные рельефы, вырезанные из слоновой кости. Натурщиков обычно изображают в виде бюстов в профиль или в три четверти. [ 2 ] Эти небольшие произведения в основном были вырезаны по образцу полноразмерных бюстов, сделанных Рисбраком, а иногда и другими художниками, такими как Луи-Франсуа Рубильяк , важный конкурент Рисбрака. Рельефы из слоновой кости изображают современных личностей, а также выдающихся британских деятелей, таких как Ньютон, Мильтон, Шекспир и Локк. В его время произведения из слоновой кости часто выставлялись в шкафах, но также служили портативными сувенирами, которые люди могли носить с собой во время путешествий. [ 3 ]
Примером могут служить два почти идентичных рельефных портрета сэра Исаака Ньютона, один из которых находится в Галерее искусств Уолтерса в Балтиморе, а другой — в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Есть еще две версии: одна в Королевском обществе, а другая в библиотеке Королевского колледжа в Кембридже. Основой для портрета Ньютона, вероятно, являются так называемый мраморный бюст Ньютона «Кондуит» и терракотовый бюст в библиотеке Рена Тринити-колледжа в Кембридже 1739 года, оба созданы Рисбраком. [ 11 ]
Его небольшой бюст герцога Камберлендского ( Музей Виктории и Альберта , Лондон) представляет собой очень надежную, детализированную и фактурную работу, выполненную по образцу мраморной скульптуры Райбрака. Он был изготовлен ван дер Хагеном около 1767 года. Вероятно, это бюст из слоновой кости, выставленный в 1767 году в Волительном обществе художников. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Также известны как: Гаспаер Верхаген, Гаспар Верхаген, Гаспар ван дер Хаген, Джаспер ван дер Хаген и Каспар ван дер Хаген.
- ^ Jump up to: а б с д Гаспар ван дер Хаген (приписывается), портретный рельеф Генри Вуттона в Британском музее
- ^ Jump up to: а б G VDR, Рельеф с портретом Гамлета Уинстенли в Музее Виктории и Альберта
- ^ Гаспар ван дер Хаген из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Jump up to: а б с Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус (ред.), Лиггерен и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде, том 1, Антверпен, 1864 г., стр. 675, 676 и 678 (на голландском языке)
- ^ Александр ван Папенховен из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Несколько заметок о Гаспаре Ван дер Хагене ум. 1769 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рисбрак Статуэтки Рубенса, Ван Дейка и Дю Кенуа, часть 3. Анонс в прессе. Джозеф ван Акен
- ^ Приписывается Гаспару ван дер Хагену (ум. 1769), Пара портретных рельефов Вильгельма IV Оранского и Анны, королевской принцессы , ок. 1735 , Траст Королевской коллекции
- ^ Jump up to: а б Приписывается Александру Ван дер Хагену, прямоугольный резной мраморный рельеф, изображающий подношение Геркулесу , по мотивам Майкла Рисбрака, около 1760 года на аукционе Christie's.
- ^ Портрет сэра Исаака Ньютона в Музее Виктории и Альберта
- ^ Гаспар ван дер Хаген (приписывается), Портретный бюст Уильяма Августа, герцога Камберлендского в Музее Виктории и Альберта
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гаспаром ван дер Хагеном, на Викискладе?