Даниил Романовский
Даниил Романовский (1952 — 15 июля 2024 , Иерусалим ) [1] был израильским историком и исследователем, внесшим вклад в изучение Холокоста в Советском Союзе в условиях немецкой оккупации во время Второй мировой войны. [2] [3] Романовский был советским отказником, политически активным с 1970-х годов. частные семинары по истории евреев . В 1980-е годы в его ленинградской квартире проводились [4] Исследования по этой теме были затруднены в Советском Союзе из-за правительственных ограничений. В 1970-х и 1980-х годах Романовский опросил более 100 свидетелей Холокоста, в том числе евреев, русских и белорусов, записав и каталогизировав их рассказы об « Окончательном решении» . [2] [3] [5] [6]
Биография
[ редактировать ]Даниил Романовский родился в Ленинграде , Россия, в ассимилированной еврейской семье. [7] Окончил Ленинградский государственный университет . [8] После женитьбы и рождения первого ребенка он заинтересовался еврейской историей , особенно Холокостом. Он установил контакты с другими заинтересованными людьми и участвовал в самиздатовских публикациях по истории советских евреев. В 1988 году он и его жена Елена переехали в Израиль , назвав себя «программистом и историком». [7] С тех пор он внес свой вклад во многие научные работы, посвященные Холокосту. [9] Он также читал лекции российским, белорусским, латвийским и эстонским педагогам под эгидой Яд Вашем . [10] [11] [12] [13] Он был членом редакционно-реферативного отдела Международного центра по изучению антисемитизма Видаля Сассуна при Еврейском университете в Иерусалиме . [14] В настоящее время он работает в Институте современного еврейства Авраама Хармана, на факультете гуманитарных наук Еврейского университета в Иерусалиме. [15] Его называют одним из «ведущих ученых в этой области», изучающих взаимодействие Холокоста и права. [16]
Просмотры
[ редактировать ]Основываясь на своих интервью со свидетелями Холокоста в Беларуси , Романовский предположил, что, хотя многие люди действительно помогали евреям бежать, сотрудничество большинства с немцами было отчасти результатом их опыта при советском правительстве. Он ссылается на концепцию Homo советикус , иронический ярлык для « нового советского человека », принявшего систему. Выжившие евреи в основном объясняли нежелание людей помогать страхом перед немцами. [17] [18] но и антисемитизму . [19] Он пришел к выводу, что гетто открытого типа в белорусских городах возникли в результате предварительной концентрации целых еврейских общин на определенных территориях. Никаких стен не требовалось. [2] Он отмечает, что жители Минска , столицы Беларуси, с большей вероятностью помогали евреям, чем жители сельской местности. Он говорит, что отчасти это произошло из-за большего чувства отделения от евреев среди сельских жителей. [18] Он также сообщает о том, что он называет «нацистским промыванием мозгов » народа, которое происходило как посредством массовой пропаганды , так и интенсивного перевоспитания, особенно в белорусских школах. Он отмечает, что очень скоро большинство людей приняло нацистский взгляд на евреев, что они являются низшей расой и тесно связаны с советским правительством; взгляды, которые не были распространены до оккупации. [5]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Романовский, Дэниел (2009), «Советский человек как свидетель Холокоста: случай восточной Белоруссии» , в Банкир, Дэвид; Гутман, Израиль (ред.), Нацистская Европа и окончательное решение , Berghahn Books, стр. 276, ISBN 978-1-84545-410-4
- Романовский, Д. (1 марта 1999 г.). «Холокост глазами человека советского: исследование, проведенное на северо-востоке Белоруссии и северо-западе России». Исследования Холокоста и геноцида . 13 (3): 355–382. дои : 10.1093/hgs/13.3.355 .
- Романовский, Дэниел (1997), «Советские евреи под нацистской оккупацией на северо-востоке Беларуси и западной России» , в Гительмане, Цви (ред.), Горькое наследие: Противостояние Холокосту в СССР , Indiana University Press, стр. 241, ISBN 0-253-33359-8
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Траурная реклама в газете «Гаарец» , 16 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартин Дин (2005). «Жизнь и смерть в гетто». У Джонатана Петропулоса; Джон Рот (ред.). Серые зоны: двусмысленность и компромисс во время Холокоста и его последствий . Книги Бергана. п. 209. ИСБН 978-1-84545-302-2 .
- ^ Jump up to: а б Пер Андерс Радлинг (2013). «Невидимый геноцид: Холокост в Беларуси». В Джоне-Поле Химке; Джоанна Беата Михлич (ред.). Вынесение на свет темного прошлого: восприятие Холокоста в посткоммунистической Европе . стр. 74, 78. ISBN. 978-0-8032-4647-8 .
В период с 1941 по 1945 год численность белорусов в различных немецких коллаборационистских формированиях насчитывала от 50 до 70 тысяч человек.
- ^ Наталья Юхнева. «Передо мной проходят ушедшие времена» . Воспоминания о восьмидесятых. Часть 2 . Перевод Иланы (Елены) Романовской. Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 г. Проверено 11 августа 2016 г.
Статья опубликована в журнале «Нева» 4/2006, Санкт-Петербург (без фотографий).
- ^ Jump up to: а б Романовский, Дэниел (2009), «Советский человек как свидетель Холокоста: случай восточной Белоруссии» , в Банкир, Дэвид; Гутман, Израиль (ред.), Нацистская Европа и окончательное решение , Berghahn Books, стр. 276, ISBN 978-1-84545-410-4
Романовский, Д. (1 марта 1999 г.). «Холокост глазами человека советского: исследование, проведенное на северо-востоке Белоруссии и северо-западе России». Исследования Холокоста и геноцида . 13 (3): 355–382. дои : 10.1093/hgs/13.3.355 .
Гительман, Цви, изд. (1997), «Советские евреи под нацистской оккупацией на северо-востоке Беларуси и западной России», « Горькое наследие: противостояние Холокосту в СССР» , Indiana University Press, стр. 241 - ^ Интервью с Даниилом Романовским.
- ^ Jump up to: а б Пойзнер, Сьюзен (4 мая 1990 г.). «Лучше прочитать, чем умереть». Иерусалим Пост . п. 28. ПроКвест 320979748 .
- ^ ХейнОнлайн (2016). «Даниил Романовский» . Биографии участников . 13 (13 Исследование Холокоста и Геноцида, 539/1999). Библиотека юридических журналов: 539.
- ^ Интервью
- ^ «Семинар для российских педагогов» (PDF) . Яд Вашем . 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2018 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Семинар для учителей Эстонии» (PDF) . Яд Вашем. 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2018 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Семинар для преподавателей Латвии» . Яд Вашем. 2010 . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Семинар для педагогов России и Белоруссии» (PDF) . Яд Вашем. 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2018 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Сотрудники Центра» . Еврейский университет Иерусалима . 2011. Архивировано из оригинала 14 июля 2016 года . Проверено 18 июля 2016 г.
- ^ Романовский, Даниил. «Поиск персонала» . Еврейский университет Иерусалима . Проверено 20 июля 2016 г.
- ^ Бильский, Леора (2012). «Судья и историк: транснациональный судебный процесс по Холокосту как новая модель». История и память . 24 (2): 117–156. дои : 10.2979/histmemo.24.2.117 . JSTOR 10.2979/histmemo.24.2.117 . S2CID 45787489 . ССНН 2084136 . ПроКвест 1046160860 .
- ^ Леонид Рейн (2013). Короли и пешки . стр. 264–265, 285. ISBN. 978-1-78238-048-1 .
- ^ Jump up to: а б Барбара Эпштейн (2008). Минское гетто 1941-1943: еврейское сопротивление и советский интернационализм . Издательство Калифорнийского университета. п. 295. ИСБН 978-0-520-93133-6 .
- ^ Романовский, Даниил (2009). «Советский человек как свидетель Холокоста: случай Пасхальной Белоруссии». У Дэвида Банкира; Исраэль Гутман (ред.). Нацистская Европа и окончательное решение . п. 289. ИСБН 978-1-84545-410-4 .
Опрошенная выжившая из Копыля, дочь деревенского кузнеца, считала жителей села антисемитами. (Романовский)