Янош Торма

Янош Торма (24 апреля 1870 г. - 5 декабря 1937 г.) был венгром. [ 1 ] художник. Представительная фигура колонии художников Надьбанья , основанной в 1896 году в Надьбанье , Австро-Венгрия (сегодня Бая-Маре , Румыния ), он перемещался через разные стили, переходя от натурализма , который был эстетикой колонии, к историческим сюжетам. , романтическому реализму и стилю постимпрессионизма . Его работы хранятся в Венгерской национальной галерее , Музее Тормы Яноша, региональных музеях и частных коллекционерах.
В 1966 году Венгерская национальная галерея провела крупную памятную выставку « Искусство Надьбаньи», посвященную нововведениям Тормы и его коллег-художников. [ 2 ] В феврале 2013 года откроется крупная ретроспектива более 100 работ Яноша Тормы, представленных многочисленными учреждениями и частными коллекционерами Европы.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Янош Торма родился в 1870 году в Кишкунхаласе , Австро-Венгрия, в семье Белы Тормы, кассира налогового агентства, и его жены Гизеллы Фекете. [ 3 ] Семья переехала в Надьбанью, когда юноше было 14 лет. Он начал изучать искусство в Берталана Секели . школе рисования [ 3 ]
В возрасте 18 лет он уехал в Мюнхен , где с 1888 по 1890 год учился у венгерского художника Симона Холлоши , который вел бесплатные занятия. Следуя по пути, аналогичному пути других молодых художников из Австро-Венгрии, в 1891 и 1893–95 годах Торма также отправился в Париж, где учился в Академии Жюлиана . [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Его первая значительная картина, «Сенведёк» («Скорбящий»), была выставлена в Будапештской художественной галерее, затем в Парижском салоне в 1894 году. В 1896 году, по случаю тысячелетия мадьярами завоевания Паннонии , он представил свою картину о 13 мучеников Арада , Аради Вертанук (Мученики Арада), которые принесли ему всенародную известность в Венгрии. Многие из его ранних работ представляли собой большие полотна на исторические темы.
В 1896 году он был одним из основателей колонии художников Надьбанья , в состав которой входили Симон Холлоши , Карой Ференци и Иштван Рети , добившиеся международного признания. [ 4 ] В 1902–27 годах он был преподавателем Ассоциации художников Надьбанья , став ее президентом в 1917 году. [ 3 ]
В 1898 году Торма начал рисовать Тальпра мадьяр! («Вставай, венгр!»), над которым он с перерывами работал почти до самой смерти. [ 5 ]
Его первые картины были натуралистическими , а ранним источником вдохновения был Жюль Бастьен-Лепаж . Торма использовал самую популярную работу художника, « Портрет Сары Бернар» , в 1892 году в качестве модели для своей собственной картины Ирен Бильц. Картина Тормы имела характерную атмосферу модерна . [ 5 ]
В молодости Торма чувствовал, что натурализм предлагал ему слишком мало для достижения его целей как художника, и его вдохновлял немецкий романтизм (как показано в его «Скорбящих» , 1892) и французский классицизм ( «Мученики Арада» , 1893–94). ). В 1897 году, после долгого путешествия по Западной Европе, Торма нарисовал несколько библейских сюжетов, в том числе Békesség veletek – «Pax vobiscum», в которых видно влияние Рембрандта . [ 5 ]
После 1900 года творчество Тормы повернулось в сторону реализма : «Кочисок козетт» («Среди кучеров») (1902); Október elsején (Первого октября) (1903); Картьязок (Игроки в карты, 1904). В 1906-07 годах он продемонстрировал влияние испанских источников в своей «Циганютке» («Цыганская улица», 1907). Его также вдохновил французский художник Поль Гоген , как показано в картинах «Húsvéti kenyérszentelés» («Благословение хлеба») и «Templombamenők» («Люди, идущие к церкви»), обе ок. 1910. [ 5 ]
После 1920 года Торма разработал свой собственный стиль пленэра , основанный на его глубоких познаниях в живописи. Определенные элементы неоклассицизма он использовал в таких работах, как «Тавас» («Весна», 1920 г.) и «Фюрдес утан» («После купания», 1928 г.). В последнее десятилетие своей жизни он писал импрессионистические пейзажи и портреты. [ 5 ]
В 1918 году он вывез свои исторические труды в Венгрию, так как ожидал вторжения в Румынию в конце Первой мировой войны. Он хранил их в Дебрецене . [ 1 ]
После Трианонского договора , когда регион Надьбанья был включен в состав Королевства Румыния , в городе остался только Торма; остальные венгерские художники уехали. [ 6 ] Правительство поощряло его продолжать натуралистическую «официальную школу Надьбанья», хотя его собственная работа развивалась совсем по-другому. [ 6 ]
В сентябре 1929 года Торма, 59 лет и до этого холостяк, женился на Маргит Кисс, ученице живописи и дальней родственнице. Он умер в Бая-Маре восемь лет спустя. [ 5 ]
С конца двадцатого века и открытия Восточного блока внимание к инновациям художников Найбанья вновь стало уделяться. В сотрудничестве с другими учреждениями Венгерская национальная галерея организовала крупную ретроспективу работ Тормы, состоящую из более чем 100 произведений. Его название классифицирует его как представителя школы Барбизона в Венгрии. Выставка откроется в феврале 2013 года благодаря сотрудничеству Художественного музея в Надьбанье, Музея Януса Паннониуса в Пече, Музея Ференца Моры в Сегеде, Музея Дери в Дебрецене, Музея Германа Отто в Мишкольце, Музея Катона Йожефа в Кечкемет и музей Тормы Яноша в Кишкунхаласе, а также венгерский, немецкий и Румынские частные коллекционеры». [ 4 ]
Экспонаты
[ редактировать ]- 2009, Мюнхен на венгерском языке, Венгерские художники в Мюнхене 1850-1914, 2 октября 2009 г. - январь 2010 г. , Венгерская национальная галерея.
Наследие и почести
[ редактировать ]- 2013, Янош Торма, художник венгерского Барбизона , 8 февраля – 19 мая 2013 г., Венгерская национальная галерея . [ 4 ]
- 1966, Искусство Надьбаньи. Выставка, посвященная столетию колонии художников в Надьбанье . [ 2 ]
- Музей Тормы Яноша был основан для его работ в его родном городе Кишкунхалас , Венгрия.
См. также
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]-
13 мучеников Арада , шестого октября
-
Скорбящие (1892)
-
Вставай, венгр! (1870–1937)
-
Первое октября (1903 г.)
-
Сбор фиалок (1920)
-
Пейзаж осенью (1920)
-
Опьяняющие цветы (1928)
-
Весна в Надьбанье ( ок. 1930 г.)
-
Женщина-художница (1934)
-
Голос скрипки (без даты)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Художники из Надьбани», Иштван Рети (на венгерском языке)
- ^ Jump up to: а б Валери Майорос, «Лайош Тиханьи и его друзья в Париже тридцатых годов» , Французские культурные исследования , 2000, Том. 11:387, Сноска, с. 388, Sage Publications, по состоянию на 30 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Янош Торма» (на венгерском языке). Музей Яноша Тормы, Кискунхалас. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Янош Торма, художник венгерского Барбизона , 8 февраля - 19 мая 2013 г., Венгерская национальная галерея.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) «Торма Янош» . Архивировано 5 октября 2011 года в Wayback Machine , Музей Секели в Чуке.
- ^ Jump up to: а б Бэй, Миклош; Юдит Борос; Джено Муридан. «Торма» (PDF) (на венгерском языке) . Проверено 24 ноября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Художественный лексикон. 2-е изд.: Эбер, Ласло. Будапешт: Дёзо, Андор. 1926. Торма, Янош л. стр. 531–532 (на венгерском языке)
- Художественный лексикон. Том. 4. Главный ред. Задор Анна и Гентон Иштван. Будапешт: Академическое издательство, 1966. Торма, Янош, стр. 538. (на венгерском языке).
- Город художников, Надьбанья (Художники Надьбанья) Редактор-режиссер: Надь Т. Каталин. Будапешт: Duna Television, 1997 (Видеомагазин Duna TV) (на венгерском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Торма, Янош , Изобразительное искусство в Венгрии