Саймон фон Штампфер

Simon Ritter von Stampfer ; 26 октября 1792 (по другим данным 1790)), в Виндиш-Маттрай, архиепископство Зальцбургское, сегодня называемое Матрай в Осттироле , Тироль — 10 ноября 1864 в Вене ) — австрийский математик , геодезист и изобретатель . Его самым известным изобретением является стробоскопический диск, который претендует на звание первого устройства, показывающего движущиеся изображения. Почти одновременно аналогичный прибор был разработан в Бельгии ( фенакистископ ).
Жизнь
[ редактировать ]Молодежь и образование
[ редактировать ]Симон Риттер фон Штампфер родился в Матрайе в Восточном Тироле и был первым сыном Бартльмы Штампфера, ткача . С 1801 года он посещал местную школу, а в 1804 году перешёл во францисканскую гимназию в Лиенце , где учился до 1807 года. Оттуда он поступил в лицей в Зальцбурге, чтобы изучать философию, однако не получил оценки.
В 1814 году в Мюнхене он сдал государственный экзамен и поступил туда учителем. Однако он решил остаться в Зальцбурге, где работал помощником преподавателя математики, естествознания, физики и греческого языка в средней школе. Затем он перешел в лицей, где преподавал элементарную математику, физику и прикладную математику. В 1819 году он был также назначен профессором. В свободное время он производил геодезические измерения, астрономические наблюдения, эксперименты по скорости распространения звука на разных высотах и измерения с помощью барометра . Штампфера часто можно было увидеть в бенедиктинском монастыре Кремсмюнстер , где имелось множество астрономических приборов.
В 1822 году фон Штампфер женился на Йоханне Вагнер. В 1824 году у них родилась дочь (Мария Алоизия Йоханна), а в 1825 году — сын (Антон Йозеф Симон).
Первая научно-педагогическая работа
[ редактировать ]После нескольких неудачных заявок в Инсбруке Штампфер наконец получил звание профессора чистой математики в Зальцбурге. Однако в Венском политехническом институте его также повысили до кафедры практической геометрии. Он поселился там в декабре 1825 года, чтобы заменить Франца-Иосифа фон Герстнера . Теперь он преподавал практическую геометрию, но также работал физиком и астрономом. Он разработал метод расчета солнечных затмений .
Он был обеспокоен своей астрономической работой с линзами, их точностью и искажениями. Это привело его в область оптических иллюзий . В 1828 году он разработал методы испытаний телескопов и методы измерения для определения «круммунгсальбмессера» линз, а также преломляющих и дисперсионных свойств стекла. Для работы над теоретическими основами производства высококачественной оптики он обратился к ахроматической линзе Фраунгофера .
Одним из его самых известных учеников является Кристиан Доплер, известный своими работами по эффекту Доплера.
Разработка «стробоскопических дисков»
[ редактировать ]
В 1832 году Стампфер узнал через Журнал физики и математики об экспериментах британского физика Майкла Фарадея об оптической иллюзии, вызванной быстро вращающимися шестернями, в которых человеческий глаз не мог следить за движением шестерни. Он был настолько впечатлен, что провел аналогичные эксперименты с прерывистыми видами через отверстия между зубьями картонных колес с прорезями. Из этих экспериментов он в конечном итоге разработал свой Stroboscopische Scheiben (optische Zauberscheiben) ( «Стробоскопические диски», или оптические магические диски , или просто «Стробоскоп »), придумав этот термин как комбинацию древнегреческих слов στρόβος — strobos, означающих «водоворот» и σκοπεῖν — скопеин. , что означает «смотреть». В брошюре, опубликованной в июле 1833 года, Штампфер упоминал, что последовательность изображений может быть размещена либо на диске, либо на цилиндре (очень похоже на « Зоетроп» , представленный в 1866 году), либо на более длинных сценах на закрученной полоске бумаги или холсте, натянутой вокруг двух параллельных ролики (чем-то похожи на пленку на катушках). Диск с изображениями можно было просматривать через диск с прорезями на другой стороне оси, но Стампфер обнаружил, что вращать один диск с прорезями и изображениями перед зеркалом проще. Он также предложил закрыть вид всех движущихся фигур, кроме одной, вырезанным листом картона и нарисовать театральные кулисы и задники вокруг вырезанной части (что-то похожее на более поздний «Праксиноскоп-Театр»). [1] В патенте на изобретение упоминается также вариант прозрачного варианта. Штампфер и литограф Матиас Тренценский решили опубликовать изобретение в форме диска, который можно было рассматривать в зеркале. [2]
Бельгийский ученый Жозеф Антуан Фердинанд Плато в течение некоторого времени разрабатывал очень похожее устройство и, наконец, опубликовал в январе 1833 года о том, что позже будет названо Фантаскоп или Фенакистикоп , в бельгийском научном периодическом издании, иллюстрированном табличкой устройства. [3] В 1836 году Плато упомянул, что ему трудно указать точное время, когда ему пришла в голову эта идея, но он считал, что впервые смог успешно собрать свое изобретение в декабре. Он заявил, что доверяет утверждению Штампфера о том, что он начал свои эксперименты в то же время, которые вскоре привели к открытию принципа стробоскопической анимации. [4] И Штампфер, и Плато претендуют на роль отцов-основателей кино . Однако больше всего удостаивается этой чести Плато Жозефа Антуана Фердинанда. [5]

Штампфер получил императорскую привилегию № 1920 на свое изобретение 7 мая 1833 года:
- 1920-е С. Штампфер, профессор Императорского политехнического института в Вене. (Виден, № 64) и Матиас Тренценский; в изобретении фигуры и цветные формы, изображения любого рода, в соответствии с математическими и физическими законами, чтобы отличить то, что, если одно и то же с должной скоростью с помощью какого-либо механизма прошло до того, как глаз прошел, в то время как луч постоянно прерывается, различные оптические иллюзии в связанных движениях и действиях, которые изображают глаз, и с помощью этих изображений проще всего нарисовать кусочки картона или любого другого материала zweckmässigcn, чтобы их периферийные отверстия были прикреплены к Обзору. Когда эти диски, зеркально противоположные, быстро вращаются вокруг своих осей, что так заметно глазу, когда отверстия просматривают живые картинки в зеркале, и оно может, таким образом, не только обрабатывать любые движения, например, колеса и молоток. произведения, продолжают катиться тележки и поднимать воздушные шары, но удивляют и различные виды действий и движений изображенных людей и животных. Точно так же другие механические устройства не могут следовать тем же принципам и в составных действиях, таких как театральные сцены в мастерских Thätigkeit, расходящихся мастерских и т. д., как посредством прозрачных, так и обычных нарисованных изображений. Через два года, с 7 мая. (Jb Polytechnic. Inst Vol 19, 406f., Sit. in [1] )
Устройство было разработано венскими арт-дилерами Trentsensky & Vieweg и поступило в продажу. Первое издание вышло в мае 1833 года. [6] и вскоре был распродан, так что в июле вышло второе, улучшенное издание. [7]
Его «стробоскопические диски» стали известны за пределами Австрии, и именно отсюда возник термин « стробоскопический эффект ».
Литература
[ редактировать ]- Франц Аллмер: Саймон Штампфер 1790–1864. Представьте себе жизнь . В: Сообщения Геодезического института Технического университета Граца , № 82, Грац, 1996 г.
- Уильям Форман: австрийские пионеры кинематографии. Bergland Verlag, Вена, 1966, с. 10-18
- Питер Шустер и Кристиан Штрассер: Саймон Стампфер 1790–1864. Из волшебного диска к фильму (серия Пресс-служба, Серия специальных изданий № 142), Зальцбург, 1998 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штампфер, Саймон (1833). стробоскопические диски; или «Оптические магические диски: их теория и научное применение» .
- ^ «Стробоскопические диски (оптические магические диски)». Венская газета . 2 мая 1833 г. с. 4.
- ^ Математическая и физическая переписка (на французском языке). Полет. 7. Брюссель: Гарнье и Кетле. 1832. с. 365.
- ^ Плато (1836 г.). «Оптика» . Бюллетень Королевской академии наук и беллетристики Брюсселя (на французском языке). III (1). Брюссель: Королевская академия: 7–10. См., в частности, стр. 9–10
- ^ Вейнантс, Томас (2003). «ШТАМПФЕРНЫЕ ДИСКИ И ФЕНАКИСТИСКОПНЫЕ ДИСКИ» . Ранние визуальные медиа . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ «Странник» . 1833.
- ^ Штампфер, Саймон (1833). стробоскопические диски; или «Оптические магические диски: их теория и научное применение, объясненное изобретателем» [ Стробоскопические диски; или оптические волшебные диски: его теория и научное применение, объясненное изобретателем ] (на немецком языке). Вена и Лейпциг: Тренценский и Вьюег. п. 2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Саймон Штампфер Стробоскопические срезы Академической гимназии Зальцбурга
- 119533049 Саймон фон Штампфер в Немецкой национальной библиотеки. каталоге
- Саймон Стампфер: учёный-изобретатель
- Стробоскопические срезы Саймона Раммера (Объект месяца из музея Штернварте Кремсмюнстер, август 2001 г.)
- Саймон фон Штампфер на форуме Австрии (на немецком языке)
- Введение в анимацию (Сандро Корсаро, 2003; PDF-файл, 112 КБ)