Операция Хаджи Баба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2013 г. ) |
Операция «Хаджи-Баба» — гуманитарная операция по воздушной переброске, проведенная ВВС США в период с 25 по 29 августа 1952 года. Задача операции заключалась в доставке по воздуху хаджа паломников , застрявших в Бейруте , Ливан , в Джидду , Саудовская Аравия, до закрытия ворот в Мекку. .
Название операции произошло от названия книги «Приключения Хаджи-Бабы из Исфахана» , написанной Джеймсом Юстинианом Морье в 1824 году.
Фон
[ редактировать ]Несколько тысяч мусульманских паломников, совершающих ежегодный хадж в священный мусульманский город Мекку, застряли в Бейруте (Ливан), когда они прибыли и обнаружили, что на их рейсы в Саудовскую Аравию было сильно перебронировано мест. Саиб Салам , член парламента Ливана и будущий премьер-министр, увидел возможность возникновения небольшого гуманитарного кризиса. Большинство оказавшихся в затруднительном положении путешественников были бедны и потратили свои сбережения на то, что, по сути, было шансом, который выпадает раз в жизни, совершить священное паломничество в Мекку. Более того, подавляющее большинство паломников не говорило на местном языке. Эти две проблемы объединились в вполне реальную возможность того, что они не смогут найти и позволить себе достаточно еды, воды и жилья.
Саламу быстро пришла в голову идея перебросить паломников по воздуху из Бейрута в Саудовскую Аравию. Однако, поскольку все авиакомпании, обслуживающие Бейрут, перегружены билетами, ему пришлось искать другое место. Он остановился на ВВС США и, отбросив в сторону тот факт, что США поддерживали Израиль во время Ближневосточной войны 1948 года, Салам 21 августа обратился за помощью к послу США в Бейруте Гарольду Б. Майнору. Майнор быстро осознал, какую положительную дипломатическую выгоду может принести эта помощь, и незамедлительно направил запрос своему начальству.
Прелюдия
[ редактировать ]Запрос был в конечном итоге одобрен тогдашним министром обороны Робертом А. Ловеттом , и 23 августа 1952 года приказы о проведении операции были отправлены в два авиатранспортных крыла: 1602-е воздушно-транспортное крыло на авиабазе Висбаден в Западной Германии и 1603-е воздушное крыло. Транспортное крыло на авиабазе Уилус Ливии в . 1602-я дивизия поручила принять участие в операции 86-й авиатранспортной эскадрилье и 1629-й вспомогательной эскадрилье на авиабазе Рейн-Майн в Западной Германии, а 1603-я — 41-й авиатранспортной эскадрилье. Командующим этой оперативной группой был назначен бригадный генерал Вентворт Госс, командующий 1602-м полком.

Госс собрал команду из 209 человек личного состава, 80 офицеров и 129 рядовых для эксплуатации и обслуживания 12 самолетов Douglas C-54 Skymaster , которые должны были переправлять паломников. За исключением небольшой группы из двух офицеров и двух летчиков в Джидде, вся группа будет базироваться в аэропорту Бейрута.
План Госса предусматривал, что каждый C-54 должен перевозить 50 пассажиров плюс двойной экипаж из Бейрута в Джидду по маршруту, который пройдет через Дамаск , Сирию , Амман , Иорданию и точку на Красном море к северу от Джидды. Этот обходной маршрут был необходим, поскольку Израиль не давал разрешения на пролет из-за характера операции. Время полета составит около пяти часов.
Как только пассажиры будут выгружены в Джидде, наземная команда быстро обслужит самолет, и он начнет обратный путь в Бейрут через 45 минут после приземления. Такое короткое время выполнения работ частично объяснялось отсутствием необходимости в дозаправке; каждый C-54 будет иметь достаточно топлива (2700 галлонов), чтобы совершить полет туда и обратно. Как только самолет вернется в Бейрут, он будет полностью проверен и заправлен, а затем возвращен в эксплуатацию в течение 90 минут после приземления. Если самолет окажется неисправным, его исключат из расписания полетов для ремонта и заменят запасным самолетом.
К 25 августа Госс собрал свою команду и самолет. В 07:00 утра операция официально началась.
Операция
[ редактировать ]Первая загрузка 50 пассажиров была задержана, когда из-за проблем с паспортом и безопасностью посадка была временно приостановлена. Эта проблема была вызвана неспособностью местных властей должным образом оформить паломников на американский (а не коммерческий) самолет. Новый процесс был быстро создан с помощью трех крупнейших авиакомпаний, обслуживающих аэропорт Бейрута. Поскольку эти авиакомпании уже подготовили все первоначальные документы, они смогли скоординировать выпуск пассажиров блоками по 50 человек, что ускорило контроль безопасности и обработку паспортов и позволило продолжить посадку в обычном режиме.
Как только эта первоначальная проблема была решена, работа пошла гладко. Так продолжалось до тех пор, пока команда не осознала, что им придется перевезти больше пассажиров, чем им первоначально сказали. По первоначальным оценкам, потребность в воздушных перевозках составит около 1500 пассажиров. Это число составляло почти половину реальной пассажирской нагрузки. Это потенциально могло свести на нет любой эффект, который могла иметь миссия, поскольку, учитывая имеющиеся ресурсы и время, операция не могла перевезти всех застрявших паломников до того, как Саудовская Аравия закрыла ворота в Мекку 27 августа. Госс немедленно выразил свою обеспокоенность своему начальству, и Государственный департамент США обратился к правительству Саудовской Аравии с страстной просьбой оставить ворота открытыми еще на один дополнительный день.
Правительство Саудовской Аравии не только прислушалось к этой просьбе, но и пошло дальше, оставив ворота открытыми еще на два дня. Последний рейс операции вылетел из Бейрута в 05:22 29 августа 1952 года. Когда он завершил транзит и приземлился в Джидде, операция «Хаджи-Баба» завершилась. За четыре дня операции С-54 перевезли 3763 пассажира в ходе 75 рейсов туда и обратно на расстояние более 117 000 миль. Ни один самолет или экипаж не были потеряны во время операция.
Последствия
[ редактировать ]Операция «Хаджи-Баба» прошла полным успехом во всех отношениях. Изучив ценные уроки во время переброски по воздуху в Берлин тремя годами ранее, ВВС США и их Военно-воздушная транспортная служба смогли осуществить надежную и эффективную переброску по воздуху за удивительно короткий промежуток времени. Операция превысила запланированную задачу, перевезя почти вдвое больше пассажиров, чем первоначально планировалось, и сделала это без травм или потери оборудования.
Несмотря на то, что весьма антизападный аятолла Сейед Абол-Гасем Кашани , высокопоставленный член иранского парламента, использовал свой полет на одном из самолетов C-54 как возможность публично заявить о своем несогласии с вмешательством Запада на Ближнем Востоке, Реакция исламских СМИ в целом была положительной, и даже самые консервативные СМИ высказали несколько добрых слов в адрес этих усилий.
В США журнал Life опубликовал четырехстраничную иллюстрацию с фотографиями, сделанными во время операции. Государственный департамент выпустил специальный буклет под названием «Путешествие паломника» вместе с документальным фильмом, в каждом из которых запечатлены различные аспекты операции.
Помимо первоначальной огласки и освещения этого события в новостях, операция «Хаджи-Баба» исчезла в учебниках истории и остается лишь незначительной сноской в истории гуманитарных операций, проводимых ВВС США.
Ссылки
[ редактировать ]- Бойн, Уолтер Дж. «Воздушный транспорт паломника». Журнал ВВС. Март 2007 года.