Кафтан (Метрополитен-музей)
Кафтан | |
---|---|
![]() | |
Год | 8 век |
Расположение | Метрополитен-музей |
Инвентарный номер | 1996.78.1 ![]() |
Идентификаторы | ID объекта: 327518 |
Кафтан Шелковом или льняное пальто с шелковой каймой из коллекции Метрополитен-музея представляет собой типичную одежду, которую носили всадники на пути на Северном Кавказе в VIII–X веках. [ 1 ] [ 2 ] Кафтан реконструирован по фрагментам одежды, раскопанным в могильнике близ Мощевой Балки (расположен у реки Большая Лаба в Карачаево-Черкесии , в Причерноморско-Каспийской степи ). Мощевая Балка считается частью Салтово-Маякской археологической культуры. [ 3 ]
Кафтан ассоциируется с парой шелковых гамаш на льняных ножках, также в Метрополитене. Наряду с фрагментарными предметами одежды из Мощевой Балки в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге кафтан и поножи представляют собой редкие пережитки одежды с Кавказа, где климат, в отличие от более засушливых регионов, в целом не способствует сохранению органические материалы. [ 2 ] [ 4 ]
Контекст
[ редактировать ]Шелковый путь был великим сухопутным торговым маршрутом Древнего мира, по которому перевозились товары, в том числе шелк, из Китая в Средиземноморье. К VI веку нашей эры напряженность между Византией и Сасанидской империей нарушила торговлю по традиционному маршруту. Центральноазиатские купцы разработали новый путь в Византию, идя на север от Каспийского моря и пересекая Кавказские горы через крутые перевалы (наиболее заметно на Северном Кавказе, в Дарьяльском ущелье ). Первый караван с китайским шелком прошел по этому Северо-Кавказскому маршруту в 568 году. Кавказские шелковые пути продолжали использоваться в средние века, потеряв свое значение только в XIV веке. [ 2 ] [ 5 ]
В ХХ веке многие текстильные находки этого периода были обнаружены вблизи горных перевалов и в предгорьях внизу. Основным местом захоронения является могильник Мощевая Балка («Овраг мумий или реликвий»), расположенный в густой лесистой местности на высоте около 1000 метров (3300 футов) над уровнем моря. [ 6 ] Анна Александровна Иерусалимская, хранитель северокавказских древностей в Эрмитаже, подробно писала о находках (на русском и немецком языках), но Эльфрида Р. Кнауэр заключает, что «ни возраст, ни места изготовления большинства китайских шелков ни те из восточного Средиземноморья, которые были обнаружены на северокавказских стоянках, пока не могут быть определены с абсолютной уверенностью. В отсутствие дополнительных критериев можно принять только даты Иерусалимской. с осторожностью». [ 6 ] [ 7 ]
Эти находки легли в основу кафтана Метрополитена. Это согласуется с документально подтвержденными находками из Мощевой Балки, где несколько племен Северного Кавказа «по-видимому, разделяли довольно однородную и, если бы не текстильные находки, непримечательную материальную культуру, известную как Салтово-Маякская культура». [ 6 ] Владельцем мог быть мужчина из Алании , региона, находившегося тогда под властью хазар. [ 3 ] Эти племенные всадники служили местными проводниками и перевозчиками, собирая короткие отрезки шелка в качестве «пошлины и вознаграждения» из текстиля, доставляемого по северному маршруту древнего Шелкового пути. [ 8 ]
Строительство
[ редактировать ]
Кафтан сшит из плотного, отбеленного полотняного льна , ныне обесцвеченного из могилы. Он отделан каймой из двух отдельных шелковых тканей и покрыт овчиной. [ 1 ] обшивка, от которой остались только следы. Покрой или форма кафтана характерны для мужских пальто адыго - аланских племен Центрального Кавказа, хотя в стиле прослеживаются влияния Персии , Средней Азии и степных кочевников. [ 9 ]
Кафтан прилегает к верхней части тела и имеет расклешенную юбку на талии. Передняя часть двубортная: «собственная левая передняя часть закрывается вправо, а правая передняя часть перекрывает ее». [ 10 ] Два длинных разреза сзади, ниже линии бедер, также отделанные шелковой каймой, позволяют разместить сидящего всадника. Платье закрепляется тремя наборами лягушек , обтянутыми тканью пуговицами и витыми петлями из бечевки, сделанной из косых полосок льна. Кафтан сделан из льняной ткани, сотканной в виде рулона ткани и выкроенной по «полупрямой» структуре с треугольниками и трапециями, некоторые из которых составлены из более мелких фрагментов ткани, собранных для придания формы одежде. Этот тип конструкции характерен для традиционной одежды Восточной Европы и Западной Азии. [ 11 ] [ 3 ] [ 12 ]
Нижние рукава и верхний вырез кафтана не сохранились, и неизвестно, входил ли в состав одежды воротник или обшлага. Детали сшиты льняной нитью аккуратными плоскими швами , а верхняя часть тела и юбки собирались и отделывались отдельно перед соединением на талии. [ 13 ] «В целом, высокое качество льняной ткани, дизайна одежды, кроя, сборки и шитья продемонстрировали замечательную профессиональную координацию по сравнению с современными образцами других культур, свидетельствуя о повышенных стандартах этого региона в художественных и технических достижениях в отношении текстильной культуры и, возможно, даже социальный приличий». [ 10 ]
Шелковые бордюры
[ редактировать ]
Края кафтана, каждая шириной около 8 см (3,1 дюйма), сделаны из шелка с полихромным парчовым переплетением (сложное саржевое переплетение с уточной поверхностью) двух разных дизайнов. Одна ткань используется для лацканов и внешней каймы нижних панелей, а вторая – для внутренней каймы нижних панелей. Оба будут видны, когда одежда будет надета. Шелковые бордюры выполнены поштучно (один из трех разных болтов одной общей конструкции). Они набиты шерстяным наполнителем, чтобы по толщине соответствовать льняному пальто с подкладкой из овчины. Два шелка теперь выглядят как узоры не совсем белого цвета на темно-коричневом, но анализ показывает, что каждый из них состоит из четырех цветов. Уже невозможно с уверенностью определить, какие цвета использовались; вероятно, первоначально узоры были темно-синими из растения, содержащего индиготин , желтыми, ярко-красными из сафлора и белыми (неокрашенный шелк) на темно-коричневом или черном фоне. [ 1 ] [ 3 ]
Иерусалимская разделила фрагменты шелка, найденные на Мощевой Балке, на группы по вероятному происхождению. Предполагается, что большинство из них — согдийские , изделия центров шелкоткачества в окрестностях Самарканда . Однако внутри этой группы есть подмножество, включающее отделку кафтана, вероятно, чисто местного происхождения. «Фрагменты этой весьма ограниченной группы до сих пор не раскопаны за пределами стоянок Северо-Западного Кавказа. ... В пределах ареала «согдийского» они технически значительно уступают остальному материалу как по окраске, так и по плетению». [ 14 ] Сафлоровый красный краситель особенно быстро разлагается, но все красители, используемые в шелковых бордюрах, имеют низкое качество. Конструкции в виде круга и креста упрощены, а сами медали различаются по размеру и форме. Все эти факторы свидетельствуют о том, что сельское производство, вероятно, предназначено для экспорта. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Кафтан» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б с Кнауэр, Эльфрида Р. (2001). «Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: генеалогическое исследование» . Журнал Метрополитен-музея . 36 . Издательство Чикагского университета: 125–154. дои : 10.2307/1513059 . JSTOR 1513059 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кадзитани, Нобуко (2001). «Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: отчет реставратора» . Журнал Метрополитен-музея . 36 : 85–124. дои : 10.2307/1513058 . JSTOR 1513058 .
- ^ Харпер, Пруденс О. (2001). «Мужской кафтан и поножи Северного Кавказа восьмого-десятого века: Введение» . Журнал Метрополитен-музея . 36 . Издательство Чикагского университета: 83–84. дои : 10.1086/met.36.1513057 . JSTOR 1513057 .
- ^ «Грузия – ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – ЮНЕСКО» . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кнауэр (2004), с. 4
- ^ См. Иерусалимская, Анна А (1996). Могилы Мощевой Балки: раннесредневековые находки на Северо-Кавказском Шелковом пути (на немецком языке). Эдитио Марис. ISBN 9783925801228 . ОСЛК 36220234 .
- ^ Кнауэр (2001), с. 8
- ^ Кнауэр (2001), с. 10
- ^ Перейти обратно: а б Каджитани (2001), с. 11
- ^ Кнауэр (2001), с. 16
- ^ Бернхэм, Дороти К. (1997). Разрежь мой кот . Торонто: Королевский музей Онтарио. стр. 22–28. ISBN 9780888540461 . OCLC 37984987 .
- ^ Каджитани, стр. 95.
- ^ Кнауэр, 2001, с. 9
- ^ Каджитани (2001), стр. 113–115