VOKhR
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
VOKhR | |
---|---|
ВОХР, Силы внутренней безопасности Советского | |
![]() Официальный и главный символ военизированных формирований ВОХР, изображающий красную звезду с двумя скрещенными винтовками. | |
Активный | 5 декабря 1917 г. - 3 декабря 1991 г. |
Расформирован | Декабрь 1991 г. |
Страна |
|
Верность | Правительство Советского Союза , Красная Армия , Советские Вооружённые Силы , ЧК , НКВД , ОГПУ , МВД (Советский Союз ) , КГБ |
Ветвь | Внутренняя безопасность |
Роль | Обеспечение внутренней безопасности Советского Союза. |
Псевдоним(а) | ЧК |
Помолвки |
|
Знаки отличия | |
Идентификация символ | ![]() ![]() |
Советские Вооруженные Силы |
---|
![]() |
Компоненты |
Звания советских воинов |
История советской армии |
ВОХР, ВеЧека или Силы внутренней безопасности Советского Союза ( русский : ВОХР, Силы внутренней безопасности Советского Союза тр. Войска охраны Красного Угла) была военизированной организацией, которая действовала с гражданскими , военными и силами безопасности , которые работали в отдельном подразделении военные и силы безопасности для внутренней безопасности Советского Союза . Они были определены как военизированные формирования, которым поручено защищать внутреннюю безопасность, связь, транспорт и охрану границ и регионов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Во время русской революции была у большевиков военизированная организация под названием «Большевистская красная гвардия», которая превратилась в Красную Армию после того, как Владимир Ленин написал: «Есть только один способ предотвратить восстановление полиции — это создать народную милицию». и соединить ее с армией (постоянную армию заменить вооружением всего народа)». [ 5 ] Красная армия была создана в 1918 году вскоре после революции, предшественница военизированного формирования ВОХР называлась «Ведомственная вооруженная и невооруженная охрана». В то время, когда началась гражданская война в России , которая уже сильно повлияла на большевиков, они захватили правительство, но Белая армия и многие меньшинства и республики объявили войну посреди хаоса. Из-за многочисленных угроз внешней и внутренней безопасности, существовавших во время гражданской войны, Совет Народных Комиссаров создал ЧК . Военизированные формирования ВОХР были созданы и развиты из ведомственной вооруженной и невооруженной охраны вместе с более крупной тайной полицией ЧК. Требовалась внутренняя безопасность, но также были необходимы безопасность неосвоенной сельской местности России и многие другие формы безопасности, что было основным Причина создания филиала ВОХР. [ 6 ] ВОХР в значительной степени предназначался для управления как чиновниками, хорошо подготовленным персоналом ЧК и других подразделений внутренней безопасности, так и гражданскими лицами, которые вызвались добровольцами или были призваны. Гражданские лица были более необходимы, потому что они могли сообщать, охранять или действовать в небольших населенных пунктах и на дорогах в сельской местности, до которых было трудно добраться. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Ведомственная военизированная охрана
[ редактировать ]Ведомственная вооруженная и невооруженная охрана (1918–1924) – предшественница военизированной гвардии ВОХР.
[ редактировать ]Советские власти уделяли особое внимание охране путей сообщения и промышленных предприятий. Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 26 марта 1918 г.) «О централизации управления, охране дорог и повышении их транспортабельности». [ 8 ] Военная охрана путей сообщения создавалась из отрядов, формируемых преимущественно из железнодорожников, подчинявшихся ответственным лицам, назначаемым или утверждаемым Народным комиссаром путей сообщения. Эти отряды, включающие в себя обязанности отрядов управления полетами, как по борьбе с безбилетными и неизбирательными перевозками грузов, так и по борьбе с простоями вагонов и паровозов. В соответствии с этим постановлением Постановление Совнаркома от 17 июля 1918 г. № 600, [ 9 ] при Наркомате путей сообщения было создано Управление охраны железных дорог, численность чекистов планировалось довести до семидесяти тысяч человек. Таким образом, впервые были приняты меры по созданию централизованной системы ведомственной охраны.
Созданные отряды вооруженной охраны смогли несколько улучшить порядок на железных дорогах, железнодорожники были защищены от набегов вооруженных банд. При этом некоторые дороги стремились самостоятельно решать вопросы организации охраны, выступая против централизации управления безопасностью и не принимая во внимание указания НКПС. [ 10 ] Кроме того, сотрудники. ЧК раскритиковала железнодорожную безопасность: [ 11 ] [ 12 ]
В материалах комиссии по охране ряда населенных пунктов Советской Федерации указываются многочисленные случаи индонаций, дезорганизующих действий по борьбе с мошенничеством, случаи столкновения продотрядов с охраной железных дорог на Курской линии и ряд процессы в руках Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией – все это дает право сделать вывод, что железнодорожная охрана не может считаться надежной, не может защитить важнейший железнодорожный механизм и может представлять огромную политическую опасность к Советской власти... Таким образом, сама жизнь диктует необходимость организации корпуса дисциплинированных и военно подготовленных людей.
В других ведомствах также создавались собственные вооруженные формирования, не входившие в состав Красной Армии (корабельная охрана Главного управления водного транспорта (создана 14 мая 1918 г., передана в состав НКВД РСФСР 25 июля 1918 г., в целях создать речное ополчение), охрана Главсахара, охрана Центртекстиля и т.д.) [ 13 ] Соответственно, каждое из этих ведомств использовало свои вооруженные формирования по своему усмотрению. [ 14 ] В связи с этим 19 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об объединении всех вооруженных сил республики и передаче их в ведение Наркомата по военным делам. [ 15 ] На заседании Ревсовета Республики 15 сентября 1918 года было объявлено, что железнодорожная охрана подчиняется Реввоенсовету. Указанный постановление СНК № 668 было объявлено в приказе Реввоенсовета республики № 46 только 10 октября 1918 года. [ 16 ]
28 ноября 1918 года постановлением Совета Военных Комиссаров [ 17 ] был введен закон о железных дорогах, все железнодорожные служащие считались призванными на военную службу, оставаясь при исполнении своих обязанностей. Существовавшая ранее охрана маршрутов связи НКПС

была расформирована, ее личный состав со всем имуществом и вооружением был передан военному ведомству.
3 марта 1920 года в составе Главного управления полиции РСФСР был создан отдел промышленной милиции, аналогичные отделы были образованы и в губернских управлениях. Перед промышленной полицией стояла особая задача – охранять экономическое наследие республики: заводы, склады, учреждения, леса, совхозы, горнодобывающую промышленность и т. д. В декабре 1921 года в связи с переходом к НЭП и значительным сокращением штатов промышленная милиция была расформирована. Однако многие промышленные и торговые предприятия, не желая оставаться беззащитными, сохранили материальную базу и команду охранников, организовав в своем штате ведомственную охрану. При этом значительная масса складов, принадлежащих различным ведомствам, фактически осталась без круглосуточной охраны, поскольку низкая оплата труда сторожей не способствовала притоку желающих поступить на службу, что, естественно, отрицательно сказалось на качестве защиты [ 18 ]
1 июня 1921 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли Декрет «О мерах по борьбе с хищениями с государственных складов и служебными преступлениями, способствующими воровству».
9 декабря 1921 года по инициативе Ф.Э. Дзержинского было принято Постановление ВЦИК и СТО РСФСР «Об охране складов, складов и складских помещений, а также сооружений на железнодорожных и водных путях». , [ 19 ] согласно которому в структуре НКПС РСФСР на базе упраздненных железнодорожной и водной милиции создавалась Вооруженная охрана путей сообщения как государственной (различные ведомства), так и частной собственности. Оборона путей сообщения и охрана отдельных сооружений стратегического значения остались за Военным ведомством. Охрана НКПС РСФСР стала первой ведомственной государственной вооруженной охраной с особым статусом, прообразом военизированной охраны.
24 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР. [ 20 ] был введен в действие закон, возлагавший на рабоче-крестьянскую милицию задачи по охране большинства гражданских учреждений и сооружений исключительного национального значения, концентрационных лагерей, лесов, плантаций и т. д.
Постановление установило, что:
Охрана артиллерийских складов, складов взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, а также учреждений военного и морского ведомств, охрана всего имущества, перешедшего в ведение этих ведомств, а также перевозка грузов этих ведомств была возложена на Народный комиссариат по военным делам.
Учреждения и склады негосударственного значения могут охраняться вооруженной или невооруженной охраной. Определение значимости учреждения или склада местного значения для необходимости наказания полицией, а также случаев невозможности поручить его последней осуществляется комиссией под председательством соответствующего начальника полиции или его представитель и в составе членов – представитель Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции и представитель ведомства, заинтересованного в охране ведомства.
Решение вышеупомянутой комиссии служит основанием для того, чтобы заинтересованные ведомства могли защитить гражданскую вооруженную или невооруженную охрану и запросить соответствующие кредиты на этот предмет.
15 ноября 1922 года правительство РСФСР рассмотрело проект Положения об организации ведомственной вооруженной охраны государственных учреждений, предприятий и имущества.
6 февраля 1924 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании ведомственной милиции и утверждено Положение о ведомственной полиции. Он создан для охраны имущества государственных предприятий и учреждений, а также частных организаций государственного значения и охраны правопорядка на территории, занимаемой этими объектами. Ведомственная полиция создавалась на договорной основе с администрациями охраняемых ею объектов народного хозяйства и содержалась за их счет.
Охранные части ВОХР в составе охраны транспортных путей НКПС СССР (1924–1927)
[ редактировать ]В 1923 году военное ведомство было освобождено от охраны ряда объектов железнодорожного транспорта, главным образом мостов стратегического значения. Обязанность по их охране была возложена на НКПС ЦКР. С 4 декабря 1923 года в составе охраны путей сообщения стали создаваться Особые вооруженные отряды (СВО), личный состав которых стал руководствоваться положениями и уставами, действовавшими в Красной Армии. С образованием ОВО вооруженная охрана НКПС была разделена на две части: невоенную, которая использовалась для охраны имущества и перевозимых грузов, и военизированную, предназначенную в первую очередь для охраны объектов государственного значения. Впервые должность «стрелок» была введена для рядовых сотрудников Промсвязьбанка. Каждый отряд имел на вооружении пулемет, а также бронепоезд, который использовался для сопровождения пассажирских и грузовых поездов с особо ценными или важными грузами и для отражения набегов крупных банд. Создание ОПС способствовало улучшению защиты объектов и грузов. Таким образом, если в 1922 году было украдено 7 888 724 пуда груза, то в 1923 году – 2 221 000 пудов. [ объяснить ] В сентябре 1924 года отмечалось, что «на транспорте почти полностью прекратились явные кражи, совершаемые путем взлома пломб, запуска автомобилей и т. д.».
22 октября 1926 года НКПС установил, согласно утвержденному перечню, в 15 торговых портах (Владивосток, Архангельск и др.) Вооруженную охрану портов, действовавшую на тех же основаниях, что и железнодорожная охрана. Стрелки и командный состав должны были иметь на униформе клеймо эмблемы торгового флота (пересечение морского якоря и жезла «Меркурий»).
Военизированная охрана транспорта, предприятий и сооружений государственного значения в СССР (1927–1931).
[ редактировать ]В постановлениях и постановлениях XV съезда ВКП(б) в ноябре 1927 г. говорилось, что пятилетний план должен учитывать возможность нападения на СССР и его отражение. В связи с резким обострением международной обстановки и ростом военной угрозы со стороны экономически более сильных государств, свертывания НЭПа во всех областях экономической и социальной политики, проводилась плановая милитаризация отдельных отраслей экономики на основе ведомственного покровительства. По примеру Охраны железных дорог НКПС СССР была создана система военизированной охраны.
Военизированная охрана – специальные вооруженные отряды, построенные по принципу воинских частей и предназначенные для охраны транспорта, предприятий и других государственных объектов, имеющих важное государственное значение.
Военизированная охрана промышленных предприятий и государственных структур ВСНХ СССР
[ редактировать ]12 мая 1927 года Совет Народных Комиссаров СССР принял «Положение о военизированной охране промышленных предприятий и государственных структур». Положение устанавливало, что основная роль в организации военизированной охраны принадлежала ОГПУ, территориальным органам которого предоставлялось не только право формировать бригады ВО, но и контролировать организацию службы на охраняемых предприятиях и учреждениях. При этом бригады выводились из подчинения местным гарнизонам Красной Армии, а права и обязанности начальника гарнизона по отношению к военизированным охранным отрядам возлагались на директоров соответствующих предприятий (заводов, фабрик, тресты и департаменты). Органы НКВД были исключены из обеспечения охраны промышленных объектов, с постепенной заменой военизированными охранными частями.
Циркуляром Главного управления (ГАУ) НКВД № 528 № 233 (44) от 20 июня 1927 года «О военизированной охране» установлен перечень предприятий, на которых предписывалось заменить ведомственную полицию военной гвардия.[Началось завершение военизированной охраны промышленных предприятий и государственных структур Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. Штаб Главного управления военизированной безопасности Вооруженных Сил СССР был укомплектован опытными командирами и политработниками Красной Армии. Он возглавлял охрану А.И. Селявкина. Принцип организации охраны был принят на вооружение армии. В границах армейских военных округов были созданы штабы промышленных округов ВОХР, подчинявшиеся полкам, батальонам и отдельным ротам. Для подготовки и переподготовки командно-начальствующего состава стрелковых и пожарных частей ВОХР в Стрельне под Ленинградом (в монастырском корпусе Троице-Сергиевой пустыни) была создана учебная база – Объединенные курсы (Школа). совершенствования командного состава.
Председатель ВСНХ СССР В.Б. 30 апреля 1930 года Куйбышев издал приказ, в котором давалась оценка работе ВОХР:
paramilitary guard detachments, being loyal to the watch industry, are also the main shooters of the public organization of training workers for shooting, chemical defense and the deployment of other types of Oso-Aviachim work, preparing together with the working class, in the event of an attack, to defend the conquests of the proletarian revolution.
В 1931 году военизированная охрана Наркомата народного тяжпрома СССР была передана в ведение ОГПУ СССР.
Военная охрана НКПС СССР.
[ редактировать ]На основании приказа НКПС СССР от 16 марта 1928 года № 218 «О военизации охраны путей сообщения» Охрана путей сообщения была преобразована в Стрелковую охрану путей, которая имеет статус военизированной охраны.
Основная статья: Ведомственная (военизированная) охрана железнодорожного транспорта
Военизированная охрана Наркомата водного транспорта СССР.
[ редактировать ]30 января 1931 года речной и морской транспорт был выделен из состава НКПС, включая соответствующие части стрелковой охраны коммуникаций НКПС, в состав вновь созданного Наркомата водного транспорта СССР.
Набор военизированной охраны, права и льготы
[ редактировать ]Лица ВО относились по своему статусу к военизированным работникам, на которых трудовое законодательство не распространялось и приравнивались в своих правах и обязанностях к военнослужащим с учетом специфики их деятельности.[
Военизированная гвардия комплектовалась в основном из числа красноармейцев в запасе и младших командиров. Принимаемые лица должны были уметь читать и писать, не иметь судимости, не находиться под судом и следствием, не быть лишенными гражданских прав и по состоянию здоровья соответствовать требованиям стрелковой службы ВС РФ. Красная Армия. Новобранцы обязались служить не менее двух лет, о чем дали письменное обязательство.[
Лица, поступившие на службу в службу охраны, обязывались соблюдать требования ведомственных документов, а также соблюдать дисциплину и порядок в соответствии с уставами Красной Армии (внутренней службы, гарнизонным и дисциплинарным), за некоторыми исключениями, обусловленными специфические особенности обслуживания конкретного типа ВО. На них распространялись льготы для военнослужащих, состоящих в рядах Красной Армии, а также подсудность военным трибуналам. За совершенные преступления применялись наказания в соответствии с Положением о военных преступлениях. Надзор за законностью действий командования и должностных лиц ВО осуществляли военные прокуроры. Персонал ВО не мог быть членом профсоюза, а те, кто был членом профсоюза до поступления на службу, считались вышедшими из профсоюза. Однако по окончании службы они автоматически зачислялись в члены профсоюза, а время службы в охране засчитывалось в профсоюзный стаж. Рядовой и младший начсостав ВО (не семейный) обычно жили в казармах.
Стрелки военизированной охраны путей сообщения пользовались правами, установленными НКПС для всех рабочих и служащих транспорта, а именно: пользование бесплатными проездными билетами на проезд по железным и водным путям, получение топлива с транспортных складов, пользование медицинской помощью на транспорте. медицинских учреждениях, получение выходных пособий при увольнении и т. д. Оставшиеся на второй срок службы стрелки имели возможность пройти курсы повышения квалификации по одной из транспортных специальностей. Стрелки военизированной охраны промышленных предприятий, добросовестно отслужившие службу, пользовались правом внеочередного трудоустройства на охраняемых предприятиях.
13 августа 1931 года была установлена государственная поддержка служащих боевого (рядового и вышестоящего) и административно-хозяйственного состава военизированной гвардии и членов их семей наравне с должностными лицами начальствующего состава Рабоче-Крестьянской «Красноармейцы и их семьи.
Решение о ликвидации военизированной охраны
[ редактировать ]В сентябре 1929 года СТО рассмотрел вопрос о передаче под охрану войск ОГПУ и Рабоче-крестьянской милиции всех предприятий и сооружений, находящихся под военизированной охраной Верховного Совета Высшей Национальной Армии.
К декабрю 1931 года были созданы Наркомат путей сообщения СССР, Наркомат водного транспорта, Наркомат водного транспорта, Верховный совет народного хозяйства, Наркомат почт и телеграфов СССР, Центральный союз потребительских обществ.
1 декабря 1931 года было принято решение передать всю ведомственную военизированную охрану промышленных предприятий в ведение ОГПУ. Охрану объектов (в зависимости от оборонного значения) предполагалось осуществлять полицией и вновь сформированными воинскими частями ОГПУ, а военизированную охрану ликвидировать в течение 1932 года. 8 декабря 1931 года постановлением ЦК ОГПУ ВКП(б) было принято «О совершенствовании охраны важнейших объектов народного хозяйства (электростанций, заводов, железнодорожных сооружений»).
Реорганизация военизированной гвардии совпала с массовым голодом, разразившимся в 1932/33 году. Товарные поезда подверглись нападению групп голодающих численностью до 80–120 человек. Вооруженная охрана НКПС, состоящая только из сторожей, не смогла выполнить задачи по борьбе с хищениями товаров. В связи с этим на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) постановлением СТО СССР от 27 июля 1932 года стрелковая гвардия была восстановлена в системе НКПС.
Восстановление военизированной системы безопасности в СССР (1932–1946 гг.)
[ редактировать ]В августе 1932 года огневая охрана путей сообщения и военизированная огневая охрана НКПС осуществлялись под непосредственным руководством Центрального управления военизированной охраны путей сообщения, вновь организованного в структуре НКПС СССР.
В некоторых случаях на военную охрану возлагались дополнительные задачи. Например, с 1 октября 1932 года в обязанности органов военной охраны НКПС, помимо основных, входили задержание и санитарная обработка беспризорных детей, передвигающихся по железным дорогам, обеспечение их питанием и культурный досуг. В состав военизированной охраны входили преподаватели-воспитатели, осуществлявшие свою деятельность в вагонах или залах ожидания. Тысячи жизней юношей и девушек спасли силовики НКПС. В 1932 году в Среднюю Азию была направлена рота Военизированной гвардии НКПС, бойцы которой проявили мужество и героизм в борьбе с басмачами, многие из них были награждены государственными наградами.
В 30-е и 40-е годы в структуре ряда наркоматов действовали вооруженные сторожевые (сторожевые) охранники. Основная должность в частях называлась «сторож».
В состав некоторых министерств СССР входили как военизированные формирования, так и вооруженная охрана.
Военизированная охрана в СССР (1946–1991).
[ редактировать ]Совет Министров СССР утвердил постановления
[ редактировать ]- Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения (25 июня 1949 г.). № 2710);
- Положение о военизированной охране Министерства речного флота (9 февраля 1950 г. № 565);
- Положение о военизированной охране Морского министерства (4 марта 1950 г. № 886).
Постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1951 года № 3476-1616 было утверждено Положение о военизированной охране первой категории. Согласно Положению, военизированная охрана представляла собой особый вид ведомственной охраны по охране и обороне важнейших объектов министерств и ведомств и содержалась с 1 января 1952 года за счет вверенных ей министерств и ведомств.
На основании этого постановления на базе 26-й бригады войск МВД СССР по охране особо важных объектов была создана военизированная охрана первой категории Министерства финансов СССР. в состав которого первоначально входило 8 отрядов. Четыре из них дислоцировались в Москве и по одному в Ленинграде, Киеве, Казани и Краснокамске Пермского края. Общая численность личного состава составляла около трех тысяч человек. За сотрудниками сохранились прежние льготы военнослужащих: продовольственные пайки, ведомственные поликлиники, детские сады и прочее. Укомплектование охраны осуществлялось в основном за счет призывников, подлежащих увольнению в запас. Наследственной охране принадлежали военные городки с хорошо оборудованными казармами и служебными помещениями. В 1973 году в результате очередной реорганизации была создана специальная военизированная гвардия Министерства финансов СССР.
В 1959 году было установлено всего два вида охраны: военизированная и охранная. Было принято Положение о вневедомственной и ведомственной охране, определявшее основные виды деятельности, их права и обязанности, а также отношения с собственниками.
14 марта 1961 года было принято постановление Совета Министров СССР № 219 «О ведомственной военизированной охране», утвердившее Типовое положение о ведомственной военизированной охране (действие этого Положения не распространялось на военизированную охрану). Министерства путей сообщения, Министерства морского флота и Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР). Порядок определения объектов, подлежащих охране ведомственной военизированной охраны, система управления ведомственной военизированной охраной устанавливались Советами Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР. ВОХР содержался за счет охраняемых объектов или за счет других источников в соответствии с решениями Правительства СССР. Ведомственная военизированная охрана управляла ведомственной охраной и при необходимости добровольной пожарной дружиной.
По инициативе Министерства путей сообщения СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1984 года. «О задержании правонарушителей военизированной охраной и применении ими оружия в исключительных случаях».
Военизированная охрана стран постсоветского пространства (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]В большинстве стран постсоветского пространства продолжает свою деятельность военизированная охрана.
Российская Федерация (1991–1999 годы). Ликвидация военизированной системы охраны и создание ведомственной охраны.
[ редактировать ]В Российской Федерации ведомственная военизированная охрана существовала как правовой институт до 1999 года (фактически до 2002 года).
В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, ростом уровня преступности в стране в наиболее тяжелом положении оказались военизированные подразделения охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПУ России). В 1992–1995 годах на Забайкальской железной дороге сводные группы стрелковых подразделений военизированной охраны МПС России вели борьбу с массовыми хищениями грузов, разбоями, разбоями, совершаемыми, в том числе с применением огнестрельного оружия, на тянется и в парках железнодорожных вокзалов (Забайкальск, Борзя, Карымская и др.) местным населением, железнодорожниками и лицами, специально приехавшими в этот район из других частей края. страна.
С декабря 1994 года по декабрь 1996 года более 800 сотрудников стрелковых и пожарных частей военизированной охраны МВД России исполняли свои обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на сопредельных территориях Российской Федерации. классифицируется как зона вооруженного конфликта, а также при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (с августа 1999 г.). Объекты, охраняемые военизированной охраной, подверглись обстрелам более 300 раз. За период службы сводные бригады понесли потери личного состава убитыми, ранеными и ранеными. За мужество и героизм десятки стрелков и командиров были награждены государственными наградами.
В Российской Федерации с 2000 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране" на основе ведомственной военизированной охраны осуществляется ведомственная охрана. создано, не являющееся военизированным по правовому статусу, в связи с чем работники не несут службу, а выполняют работу в соответствии с трудовым договором с работодателем. На сотрудников ведомственной охраны распространяется трудовое законодательство. В государственных военизированных организациях (Минобороны России, МЧС России) военизированная охрана сохранила название, являясь ведомственной охраной в правовом статусе и организационно включенная в воинские части и структурные организации.
Военизированные формирования в составе вневедомственной полицейской охраны
[ редактировать ]На основании постановления Совета Министров СССР от 29 октября 1952 г. № 4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, освобожденных от ведомственной охраны, для улучшения организация охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» и приказа Службы внешней безопасности СССР № 00965 от 10 октября 1952 г. «Об организации в созданы главные отделы полиции МВД МО СССР Отдельной гвардии и введение должностей начальников отделов полиции службы вневедомственной охраны в управлениях полиции союзных республик». вневедомственная внешняя караульная охрана (ВНСО) при органах МВД СССР. В состав органов внутренних дел были переданы охранные бригады, охранявшие торгово-экономические объекты.
Применение постановления № 4633-1835 привело в ряде случаев к негативным последствиям. Таким образом, сокращение численности сотрудников военизированной охраны МПС СССР в конечном итоге сказалось на ухудшении показателей сохранности грузов.
Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1959 г. № 93-42 «Об совершенствовании охраны предприятий, организаций и учреждений» вместо многочисленных видов охраны предусматривалось установить два вида охраны: военизированную и охрана. Во исполнение этого документа было принято Положение о вневедомственной и ведомственной охране, определяющее основные виды деятельности, их права и обязанности, а также отношения с собственниками.
Постановлением Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 г. № 76-30 «О совершенствовании организации охраны предприятий, учреждений и организаций» Советское правительство впервые обязало передать все объекты, расположенные в городах, рабочие поселки и райцентры на вневедомственную охрану. Единственным исключением стали объекты некоторых министерств и ведомств, которым разрешалось в случае необходимости сохранять ведомственную охрану.
18 февраля 1966 года Постановлением Совета Министров СССР было утверждено Типовое положение о вневедомственной охране при органах полиции, которым определялось, что вневедомственная охрана при органах полиции организуется для охраны предприятий, строек, учреждений и организаций, расположенных в городах, рабочих поселках и районных центрах, и состоит из военизированных формирований, предназначенных для охраны особо важных и охранных объектов, и охранных подразделений, предназначенных для охраны других объектов. Вневедомственная охрана полиции находилась в ведении министерств общественного порядка союзных республик. Военизированные формирования вневедомственной охраны при органах полиции состояли из отрядов, отдельных бригад, групп и отделов, а охранные подразделения - из бригад. Военизированные формирования вооружались карабинами, винтовками, пистолетами и револьверами.
Военизированная гвардия ГУЛАГа (ОГПУ-НКВД-МВД) (1930–1956).
[ редактировать ]Воинизация сотрудников, охраняющих заключенных в лагерях и колониях, началась после создания в апреле 1930 года в составе ОГПУ Лагерного управления ОГПУ. Военизированный состав охраны ГУЛАГа комплектовался в основном из демобилизованных красноармейцев и младших командиров Красной Армии и Войска НКВД.
Правовой статус сотрудников ВОХР определялся секретными инструкциями ОГПУ-НКВД-МВД. Уставы службы войск ОГПУ-НКВД-МВД, общевойсковые уставы Красной Армии определяли права общих и служебных обязанностей чекистов, регламентировали гарнизонную, караульную и внутреннюю службу. По своему правовому и социально-экономическому положению сотрудники ВОХР приравнивались к лицам действительной военной службы. Для сотрудников охраны ИТЛ действовала политика льгот и привилегий: в области трудового землепользования сельского хозяйства; трудовое и социальное страхование; народное образование; здравоохранение, а также при переезде по железным и водным путям; почтовый; денежные выплаты; судебный; обязательное страхование; налоги и сборы; жилье.
В соответствии с «Временными инструкциями по службе военизированной охраны исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР», утвержденными заместителем НКВД СССР Чернышевым 04.03.1939 годами задачами ВОХР были:
- охрана заключенных в лагерях, участках (пунктах) и на производстве;
- охрана готовых сооружений, складов общего назначения и основных баз с материальными ценностями;
- сопровождение заключенных на производство и другие помещения лагеря и охрана их по месту работы;
- конвоирование заключенных за пределы лагеря;
- борьба с побегами и поиск сбежавших заключенных;
- подавление групповых выступлений и неповиновение заключенных.
Кроме того, решением советского правительства в мае 1951 года на ВОХР ГУЛАГа были возложены и другие задачи:
- охрана особо опасных преступников, содержащихся в специальных лагерях МВД, сопровождение их на производство и охрана на производстве;
- охрана лагерей с осужденными военными преступниками из числа бывших военнопленных, сопровождение их на производство и охрана на рабочих местах.
Чтобы военизированная охрана могла оправдать свое назначение, в Уставе ВОХР служба определялась как выполнение боевой задачи.
В марте 1940 г. ГУЛАГ ВОХР насчитывал около 107 тыс. человек.
Интересно, что в ряде лагерей в качестве военизированных артиллеристов использовались проверенные заключенные, которых называли самоохраной или самонадзором. По состоянию на 1 января 1939 года численность таких стрелков достигала 25 тысяч человек, к началу 1940 года – до 12 115 человек.[Личный состав самоохраны формировался из бывших сотрудников ОГПУ-НКВД, милиции, бывших военнослужащие. Из-за отсутствия или недостаточного количества этой категории осужденных администрация лагеря была вынуждена назначать для отбывания дежурства заключенных за различные преступления.
НКВД могло привлечь их на свою сторону, только обещая определенные льготы за хорошую работу. Заключенные, охранявшие себя, жили в отдельных бараках в улучшенных жилищных условиях. Их обеспечивали в первую очередь постельными принадлежностями, обмундированием, начисляли все виды довольствия. Им были выделены отдельные столы в общей столовой. Питание для этой категории заключенных было установлено в том же объеме, что и для работающих на производстве и отвечающее норме осужденных. В послевоенный период периодически издавались приказы, запрещающие использовать пленных для охраны ИТЛ. Однако нехватка сотрудников военизированной охраны вынуждала лагерную администрацию на протяжении всего существования ГУЛАГа использовать заключенных в качестве стрелков самоохраны.[
...самогвардейцы рассердились на своих товарищей, поймали на формальный повод и расстреляли. А в Парме, штрафной командировке Ныроблага, сидел только Пятьдесят Восьмой и самоохрана была из Пятьдесят Восьмого! Политическая...
Военизированные охранники неоднократно были судимы за совершение многочисленных преступлений (самоубийства, избиения арестованных, изнасилования женщин-заключенных, провоцирование заключенных к побегу с целью их последующего убийства и грабежа и т.д.).
С первых дней войны военизированную охрану перевели на военное положение с казарменным личным составом. Из 135 тысяч ГУЛАГовских 135 боевиков ВОХР на фронт было отправлено 93,5 тысяч человек, т. е. 69% личного состава. На смену мобилизованным пришли высокопоставленные военнослужащие, ограниченно годные к военной службе, а также женщины. Лица в возрасте от 20 до 40 лет из них составляли 38%, тогда как до войны их было 86%. Партийно-комсомольский слой сократился почти вдвое. В августе 1944 года военизированная охрана ГУЛАГа насчитывала 110 тысяч человек, в том числе рядовых 98 тысяч, сержантских – 10 тысяч и офицеров – 2 тысяч. Некомплект рядовых и младших командиров составил 6600 человек. Прямым следствием изменений в охране стало резкое увеличение числа побегов заключенных, особенно бандитов и рецидивистов. Если в 1940–41 годовая доля беженцев составляла 0,37% и увеличилась до 0,47% в 1942 году, то в последующие годы число беженцев уменьшается, составляя среднегодовую численность заключённых: в 1943 году 0,22% и в первой половине 1944 года. всего 0,08%.
Известны случаи восстания заключённых, в подавлении которых были задействованы подразделения ГУЛАГ ВОХР, например, восстание узников лагеря Лесореид близ села Усть-Уса (Коми АССР), произошедшее в начале 1942 года. и получило название Усть-Усинское восстание 1942 года.
По состоянию на 1 января 1954 года фактическая численность военизированной стрелковой охраны (включая охранную службу и пожарную часть) составляла 116 356 человек.[
По состоянию на 1 апреля 1956 года военизированная стрелковая гвардия ГУЛАГа МВД СССР организационно состояла из 3 отделений, 61 гвардии, 122 отрядов, 444 дивизий, 2 взводов 150, 1 учебного полка, 3 учебных отрядов. , 18 учебных дивизий, 22 учебных взвода, 4 школы подготовки сержантов-проводников поиска собак, 25 питомников служебного собаководства. Численность ВОПЧ по штату составляет 11 2011 человек, фактически – 96 653. Для усиления службы по охране пленных и розыску беглых беглецов в военизированной охране было задействовано 10 729 служебных собак, в том числе 1 686 розыскных собак, 1 434 конвойных, 7 609 охранных. собаки.
Принимая во внимание постановления ЦК КПСС от 12 марта 1954 года «Об основных задачах Министерства внутренних дел» и от 10 июля 1954 года «О мерах по улучшению работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД» 13 августа 1956 года МВД СССР издал приказ «О переводе исправительно-трудовых лагерей МВД СССР в подчинение МВД союзных республик – по территориальному принципу».
В соответствии с приказом МВД СССР от 27.10.1956 № 0500 военизированная охрана исправительно-трудовых лагерей была переименована в конвойную охрану МВД СССР. Принципиально изменился порядок его приобретения. По решению правительства конвойная охрана мест заключения стала нести службу по призыву через Министерство обороны СССР.
Профессии и должности в военизированной охране, Организационная структура подразделений.
[ редактировать ]
По аналогии с военной терминологией лиц, поступивших в военную стражу, называли личным составом. Личный состав ведомственной военизированной охраны в зависимости от занимаемых должностей делился на старший, средний, младший начальствующий состав и рядовой. Основная должность (профессия) рядовых «стрелков».
В состав военизированных охранных подразделений, непосредственно осуществлявших охрану, входили стрелковые команды (группы).
Охрана, наряды и посты охраны в основном использовались как формы организации деятельности военизированных охранных подразделений.
Униформа и знаки различия
[ редактировать ]Личный состав военизированной охраны был обязан при исполнении своих служебных обязанностей носить установленную форму одежды и знаки различия, соответствующие их служебному положению.
Ведомственная военизированная охрана
[ редактировать ]До 1961 года каждая ведомственная военизированная охрана имела свои личные звания, форму и знаки различия. Например, в 1947 году Министерство речного флота СССР установило эмблему военизированной охраны – две скрещенные винтовки на якоре. Для военизированной охраны МПС в 1949 году Верховный Совет СССР ввел личные звания, аналогичные тем, которые используются в Вооруженных Силах СССР (например, младший сержант военизированной охраны, полковник военизированной охраны).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 марта 1961 года № 219 «О ведомственной военизированной охране» от 1 июня 1961 года была введена единая форма одежды для личного состава большинства подразделений военизированной охраны (темная синего цвета со знаками различия на петлицах), описание которого было утверждено Госпланом СССР 18 марта 1960 года. Существующая форма одежды была сохранена для личный состав военизированной охраны Министерства Военно-Морского Флота, Минсвязи СССР, Главного управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР и военизированной охраны на объектах речного транспорта союзных республик (в форме одежды сотрудников охраны на объектах речного транспорта, эпун заменены нарукавными знаками различия).
Знаки различия ВОХР внешне напоминали знаки различия Красной Армии до 1943 года (2, 3, 4 треугольника на петлицах у младшего состава, 1–4 кубика и 1–3 «лопатки» – у среднего и старшего).
Оружие
[ редактировать ]Военизированные охранные подразделения вооружались в зависимости от задач и условий службы. Как правило, военизированным формированиям выдавалось стрелковое оружие, принятое в Вооружённых Силах (револьвер Нагана, пистолет ТТ, винтовка и карабин Мосина, самозарядный карабин Симонова). Отдельные бригады ВОХР, например, военизированные охранные отряды МПС по охране особо важных объектов (железнодорожные мосты, тоннели и т. д.), были вооружены автоматами Шпагина (ППШ) и пулеметами Дегтярева (ДП).
Пистолеты и револьверы обычно выдавались начальникам караульных команд, старшим сменам, служащим на внутренних постах (в зданиях и помещениях), карабины и пистолеты – стрелкам на внешних постах. Отдельные категории сотрудников (охрана особо важных объектов, группы сигнализации, наряды сопровождения грузов, специализированные группы) были вооружены пистолетами Макарова ПМ и автоматическим оружием – 7,62-мм автоматами Калашникова АКМ или АКМС.
Служебные собаки использовались при охране объектов и грузов, поиске правонарушителей.
Участие военизированной охраны в жизни общества
[ редактировать ]На средства военизированной охраны Сталинской (ныне Донецкой) области Украины был построен самолет «Поликарпов И-3» с надписью на борту: «СТРЕЛЯТЬ ВОХР СТАЛИНЩИНУ». Эта машина входила в состав 5-й авиабригады Киевского военного округа. Самолет пилотировал летчик Кирилл Снегуров (1928 г.).
Отражение в культуре и искусстве
[ редактировать ]О ГУЛАГ ВОХР:
- стихотворение Леонида Филатова «Пенсионеры» («Старые ВОХры сидят на дачах»);
- Александр Солженицын Архипелаг ГУЛАГ. Часть третья «Берегись и трудись». Глава 20 «Кинологическая служба».
- Иван Чистяков «Сибирская дальняя сторона» — дневник охранника БАМа с 1935 по 1936 год, опубликованный в 2014 году.
О военной охране МПС:
- Документальный фильм Станислава Говорухина «Великая криминальная революция», 1994 г. (сюжет о краже товаров на вокзале. Забайкальск);
- Первый в СССР памятник служебной собаке по кличке «Антей» был установлен на станции Инская, служившей вместе со своим проводником И. Литвиновым.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Под Красной Звездой – Шапки ВОХР» . Undertheredstar.com . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Рогожкин, Н. Е. (01 апреля 2006 г.). «Внутренние войска: из прошлого в будущее» . Военная мысль . 15 (2): 37–43.
- ^ «Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (ФСВНГ РФ)» . globalsecurity.org . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Лэндис, Эрик К. (2008). Бандиты и партизаны: Антоновское движение в Гражданской войне в России . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822943433 .
- ^ «Задачи пролетариата в нашей революции» . marx2mao.com . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ "ВОХР ВСНХ РСФСР в период 1927–29гг" . vedomstva-uniforma.ru . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ "Об утверждении Типового положения о вневедомственной охране при органах милиции (фактически не применяется) от 18 февраля 1966 – docs.cntd.ru" . docs.cntd.ru . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ "№ 395. Декрет Совета Народных Комиссаров. О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности. | Проект "Исторические Материалы" " . 2016-10-18. Archived from the original on 2016-10-18 . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ "№ 600. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об учреждении Управления по охране путей сообщения. | Проект "Исторические Материалы" " . 2021-12-11. Archived from the original on 2021-12-11 . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ Г.С. Дерябин (1981). Защита стальных автомобильных дорог Москва: Транспорт . Министерство путей сообщения СССР. стр. 255 (с. 15–16).
- ^ "Еженедельник Чрезвычайных Комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией № 6. 27 октября 1918 года. | Проект "Исторические Материалы" " . 2017-06-11. Archived from the original on 2017-06-11 . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ "НЭБ – Национальная электронная библиотека" . rusneb.ru – Национальная электронная библиотека (in Russian) . Retrieved 2023-12-22 .
- ^ "НЭБ – Национальная электронная библиотека" . rusneb.ru – Национальная электронная библиотека (in Russian) . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "От "ЧК" к погранохране. Часть 1" . 2018-05-07. Archived from the original on 2018-05-07 . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "№ 668. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного Комиссариата по Военным Делам. | Проект "Исторические Материалы" " . 2017-06-25. Archived from the original on 2017-06-25 . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "1918–1919" . Реввоенсовет Республики: Протоколы: Сб. док : 1918–1919. 1918.
- ^ "Декрет СНК РСФСР от 28.11.1918" . 2017-06-28. Archived from the original on 2017-06-28 . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "Организация вооруженной охраны" . 2017-03-01. Archived from the original on 2017-03-01 . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "№ 683. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Труда и Обороны. Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения. | Проект "Исторические Материалы" " . 2020-08-28. Archived from the original on 2020-08-28 . Retrieved 2023-12-24 .
- ^ "Положение ВЦИК и СНК РСФСР об НКВД РСФСР" . Archived from the original on 2017-04-21 . Retrieved 2023-12-24 .