Дореволюционное иранское кино
Кино Ирана 1950–1970-х гг. |
---|
Дореволюционное иранское кино до эпохи революции содержит фильмы и кинематографические события, снятые Иране иранской в . Хушанг Кавуси , иранский кинокритик, впервые использовал термин «Фильмфарси» ( персидский : فیلمفارسی ), чтобы указать на популярные иранские фильмы до революции. [ 1 ]
История
[ редактировать ]

1960-е годы были важным десятилетием для иранского кино: в начале 60-х годов в среднем выпускалось 25 коммерческих фильмов, а к концу десятилетия их число увеличилось до 65. Большая часть продукции сосредоточена на мелодрамах и триллерах.
С 1937 по 1947 год из-за мировой экономической ситуации, а затем участия во Второй мировой войне, киноиндустрия Ирана не выпустила ни одного фильма, но поток иностранных фильмов в Иран не прекратился. В 1947 году Эсмаил Кушан с помощью некоторых своих коллег основал Mitra Films (1997), первую настоящую кинокомпанию в Тегеране. Благодаря их настойчивости зародилось и выжило местное художественное кино.
Фильмом, который действительно стимулировал экономику иранского кино и положил начало новому жанру, стал «Гандж-е Карун» («Сокровище Креза»), снятый в 1965 году Сиамаком Ясеми . Три года спустя Давуд Моллапур поставил фильм «Шохаре Аху Ханум» ( «Муж мадам Аху» ), который произвел революцию в иранском кино, изобразив роль женщин в иранском обществе того времени. [ 2 ] [ 3 ] были показаны актрисы ( Мехри Вададиан и Адиле Эшраг В нем также впервые ) в роли героев на большом экране. В 1969 году Масуд Кимиай сделал «Кайзера» . Вместе с Кайзером (Кейсаром) Кимиай изобразил этику и мораль романтизированного бедного рабочего класса жанра Гандж-и-Карун через своего главного героя, главного героя Кейсара. Но фильм Кимиая породил еще один жанр в иранском популярном кино: трагический боевик. [ 4 ]
С показом фильмов «Шохаре Аху Ханум» режиссера Давуда Моллапура в 1968 году и «Кайзер и Корова» режиссеров Масуда Кимиаи и Дариуша Мехрджуи соответственно в 1969 году альтернативное кино утвердило свой статус в киноиндустрии. К 1970 году иранское кино вступило в зрелую стадию. Колледж драматического искусства, основанный в 1963 году, выпустил первых выпускников в начале десятилетия. Появилось множество прогрессивных кинокооперативов и ассоциаций, а также в стране регулярно проводилось несколько кинофестивалей. Попытки организовать кинофестиваль, начавшиеся в 1954 году в рамках фестиваля Голризан , принесли плоды в виде кинофестиваля Сепас в 1969 году. Первый иранский кинофестиваль состоялся в 1970 году с участием «Кайзера» , «Коровы» и «Шохаре Аху». Ханум получил первую, вторую и третью премии за лучшие фотографии соответственно. Усилия Али Мортазави также привели к созданию Тегеранского международного кинофестиваля в 1973 году.
С 1950 до середины 1960-х годов иранская киноиндустрия быстро росла. Было создано множество студий, а также других, вошедших в цикл киноиндустрии самостоятельно. За этот период с 1950 по 1965 год было снято 324 фильма. К 1965 году в Тегеране было 72 кинотеатра, а в других провинциях - 192. Эбрагим Голестан в 1965 году снял интересные фильмы «Кирпич» и «Зеркало» 1965 года. Бахрам Бейзай — режиссер одного из новаторских фильмов иранской «Новой волны» 1972 года «Рагбар» ( «Ливень» ). Сохраб Шахид-Салесс — авторский режиссер, воплотивший свой оригинальный стиль в фильме 1975 года « Натюрморт» . Аббас Киаростами сейчас известный режиссер 1990-х годов, снявший один из последних фильмов, вышедших на экраны перед революцией 1978 года, «Гозареш» ( «Отчет» ).
Известные режиссеры
[ редактировать ]
- Амин Амини
- Абдолхоссейн Сепанта
- Эсмаил Кушан
- Масуд Кимиай
- Дариуш Мехрджуй
- Эбрагим Голестан
- Бахрам Бейзай
- Сохраб Шахид-Салесс
- Парвиз Кимиави
- Амир Надери
- Фороф Фаррохзад
- Насер Тагвай
- Али Хатами
Известные актеры
[ редактировать ]

- Амин Амини
- Бехруз Воссуги
- Мохаммад Али Фардин
- Насер Малек Мотией
- Гугуш
- Форузан
- Сьюзан Таслими
- Хамиде Хайрабади
- Шахла Риахи
- Бахман Мофид
- Пури Банайи
- Ирадж Гадери
- Ирен Зазианс
- Саид Кангарани
- Фариба Хатами
- Мортеза Агили
- Джамшид Машаехи
- Эззатолла Энтезами
- Али Насириан
- Давуд Рашиди
- Мохаммад-Али Кешаварз
Известные фильмы
[ редактировать ]
- Бот (Идол)
- Каждую ночь
- Куче Марда
- Корова
- Цезарь
- Дом черный
- Караваны
- Путешественник
- Дар Эмтедаде Шаб
- Улей
- Лор Девушка
- Доброе утро
- Лейли и Меджнун
- Олени
- Шахматная игра ветра
- Гандж-э Карун
- Баллада о Таре
- Сутех-Делан
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Память Хошанга Кавусси, известного кинокритика и создателя термина "Фильмфарси" | Dw | 19.06.2007" .
- ^ Исса, Роуз (1999). Жизнь и искусство: новое иранское кино . Лондон: Национальный кинотеатр. ISBN 0851707750 .
- ^ Санатжу, Хамид; Адиби, Мехди (ноябрь 2013 г.). «Социологическое объяснение достижений иранского художественного кино после Исламской революции (с акцентом на два десятилетия: 1980–1990-е годы)». Средиземноморский журнал социальных наук . 4 (13): 664. ISSN 2039-9340 .
- ^ Шахин Пархами, Иранское кино: до революции