СС Талунэ
![]() SS Talune в могильном доке Порт-Чалмерса, ок. 1890-е годы | |
История | |
---|---|
Имя | СС Талунэ |
Оператор | Тасманская пароходная компания / (1891 г.) Union Steam Ship Company Новой Зеландии |
Строитель | Рэймидж и Фергюсон из Лейта , Шотландия |
В эксплуатации | 1890 |
Не работает | 1921 |
Судьба | Затоплен в ноябре 1925 года в Мирамаре , Веллингтон , Новая Зеландия. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 2087 тонн брутто |
Движение | Одинарная паровая машина тройного расширения |
Емкость | 175 пассажиров |
Экипаж | 56 экипаж |
SS Talune был построен в 1890 году и затоплен в 1925 году. Это был пассажирский и грузовой пароход, участвовавший в торговле в Тасмановом и Южных морях в последнее десятилетие XIX века и первые два десятилетия XX века. Это был типичный корабль своего времени и типа во всех отношениях. Это было бы неизвестно, если бы не тот корабль, который привез смертельную испанского гриппа пандемию 1918 года из Новой Зеландии на Самоа и другие острова Тихого океана.
История
[ редактировать ]SS (пароход) Talune был построен компанией Ramage & Ferguson из Лейта , Шотландия, для Тасманской пароходной компании из Хобарта , Тасмания , и поступил на вооружение компании в 1890 году. Он имел водоизмещение 2087 тонн, длину около 230 футов, работал на угле, и приводился в движение паровой машиной тройного расширения . Он имел пассажирские помещения вместимостью до 175 человек. [1] и экипаж около 56 человек. [2] Первоначально Talune использовался на маршруте Хобарт-Сидней для своей материнской компании.
В 1891 году корабль перешел в собственность Union Steam Ship Company Новой Зеландии, когда она поглотила тасманскую компанию и ее активы. [3] После этого « Талун» работал между Новой Зеландией и Австралией, а затем между Новой Зеландией и островами Тихого океана.
Раннее обслуживание
[ редактировать ]Полных записей о многочисленных путешествиях «Талуна» обнаружено не было, но корабль фигурирует в ряде записей того времени. В ноябре 1891 года « Талун» доставил британского поэта и писателя Редьярда Киплинга из Веллингтона в Блафф , а затем в Мельбурн в рамках мирового турне. [4] Его мнение о корабле не записано. Новой Зеландии Отчеты о подушном налоге из Сиднея некоего А Луна, 34-летнего кантонца показывают, что в мае 1896 года она привезла в Веллингтон . [5] В июне 1897 года он перевез Карла Герца из Блаффа в Хобарт. [6] Герц был американским « иллюзионистом и престигидатором», который был самым успешным первым экспонентом, показавшим кинофильмы в Новой Зеландии. В 1901 году в Талуне произошло смертельное отравление, о котором в апреле сообщила газета Otago Witness . [7]
В первые годы своего существования Talune участвовал в двух зарегистрированных спасательных операциях. В 1898 году оказывал помощь эсэсовцу « Руапеху» , застрявшему на косе Прощания . [8] В 1899 году «Талун» столкнулся с 5500-тонным судном «Пертшир» , пропавшим без вести во время рейса из Сиднея в Веллингтон. В течение восьми недель « Пертшир» беспомощно дрейфовал без электроэнергии в Тасмановом море со сломанным хвостовым валом. « Талун» отбуксировал более крупный корабль обратно в Сидней. [9]
Служба Первой мировой войны
[ редактировать ]Талун . участвовал в Первой мировой войне как Новозеландский транспорт Его Величества 16 (HMNZT 16) [10] переброска как минимум одного контингента войск в Западное Самоа. Через некоторое время после 1916 года «Талун» вернулся к гражданской службе и возобновил свои обычные рейсы.
Скрутка
[ редактировать ]Единственное известное выбрасывание Талуне на мель произошло 12 марта 1917 года в проливе Эгерия, недалеко от Нукуалофа . « Талун » перевозил генеральные грузы и 15 пассажиров, поэтому к этому времени, возможно, уже вернулся к гражданской службе после службы в качестве военного транспорта. Пластинам и рамам был нанесен ущерб на сумму 400 фунтов стерлингов. Следственный суд установил, что Талун врезался в неизведанную вершину скалы, и нет никаких записей о порицании Мастера (Дж. Моррисона). [2]
Грипп в Тихом океане
[ редактировать ]7 ноября 1918 года « Талун» прибыл в Апиа в Западном Самоа во время одного из своих регулярных рейсов по Тихому океану из Окленда, Новая Зеландия, последовательно заходя в порты Фиджи , Самоа, Тонги , Науру , [11] а затем снова Фиджи, прежде чем вернуться в Окленд.
В то время островами Западного Самоа управляла Новая Зеландия, захватившая их у Германии в начале Первой мировой войны в 1914 году. Восточные острова контролировались Соединенными Штатами Америки.
На момент отъезда « Талуна » из Окленда пандемический грипп быстро распространялся в Новой Зеландии, что привело к многочисленным смертельным случаям. Перед отъездом из Окленда два члена экипажа сообщили о заболевании и были отправлены на берег, но к тому времени, когда Талунэ достиг Сувы на Фиджи 4 ноября, еще несколько членов экипажа заболели гриппом.
Поскольку ни один из местных пассажиров не пострадал, им разрешили сойти на берег и выгрузить груз, в то время как судно оставалось на карантине у пристани, поскольку санитарный офицер порта слышал сообщения о тяжелой эпидемии в Новой Зеландии. По обычаю того времени, около 90 фиджийских рабочих были взяты на борт для обработки груза, пока судно продолжало свой запланированный рейс. К тому времени, когда 7 ноября «Талун» достиг Апиа в Самоа, большинство фиджийских рабочих были больны (Рис 200).
Карантин корабля в Суве, по-видимому, не упоминался по прибытии в Апиа (Клифф 137), а исполняющий обязанности офицера здравоохранения порта в Апиа не знал об эпидемии в Окленде (Рис 200). После, судя по всему, беглого осмотра, кораблю было предоставлено право на практику , а пассажирам разрешили сойти на берег. « Капитан Талуна сказал медицинскому офицеру, доктору Аткинсону, что ничего серьезного нет, но что: «Один старый преподобный сказал мне, что он болел еще в Окленде, но сейчас с ним все в порядке. У двух самоанских детей, Тау и Фалеоло, вчера были головные боли, но сегодня они снова в порядке». Врач «допросил проходивших мимо пастора и двух мальчиков», но никто не жаловался на недомогание. Два часа спустя желтый флаг был понижен. У Талуна было чистое медицинское заключение ». [12]
К 31 декабря по меньшей мере 7542 жителя Самоа умерли от опасного гриппа, и смертность от гриппа продолжалась и в 1919 году. ). Хотя воздействие пандемии, несомненно, было усилено культурной реакцией Самоа на болезнь, которая требует, чтобы фоно (семья) собиралась вокруг больного человека, административная реакция Новой Зеландии на пандемию была, безусловно, по меньшей мере неумелой. Можно было бы сделать гораздо больше для уменьшения воздействия на население, например запретить поездки внутри островов и между ними. [13]
Первоначальное решение разрешить пассажирам «Талуна » приземлиться, а также другие события во время новозеландского управления Самоа стали предметом извинений со стороны правительства Новой Зеландии, принесенных на государственном обеде в Апиа в июне 2002 года. [14]
Воздействие на Западное Самоа было особенно острым, учитывая успех американских властей в предотвращении распространения пандемического гриппа на островах, находящихся под их управлением (хотя они находились всего в 60 километрах (37 миль) от островов, находящихся под управлением Новой Зеландии). Без приказа своего правительства (но на основе того, что он узнал из службы новостей по радио) губернатор Американского Самоа, командующий ВМС Джон М. Пойер , ввел строгую карантинную политику. Когда он услышал о вспышке в Западном Самоа, он запретил ее. поездки на соседние острова или обратно. Пойер убедил местных жителей организовать береговое патрулирование, чтобы предотвратить незаконную высадку на берег. Людей, высадившихся с кораблей, отплывающих с материковой части Америки, держали под домашним арестом в течение определенного периода или ежедневно осматривали. продолжалось до середины 1920 года, через год после того, как Пойер ушел под звуки салюта из 17 орудий. На Американском Самоа не было ни одного случая смерти от гриппа. [15]
Талуне Нуку'Алофа проследовал из Апиа в Тонгу (заходя в Неиафу , Вавау , Хаапай ) и в в Тонгатапу , прибыл 12 ноября 1918 года. Через несколько дней после прибытия Талуне куда он болезнь распространилась с тяжелыми человеческими жертвами; По оценкам, погибло от 1800 до 2000 человек, или от 8% до 10% населения Тонги. [16] После Тонгатапу « Талунэ» отплыл в Науру , где через несколько дней после его отплытия на берегу снова появились первые случаи гриппа. [11]
Утилизация
[ редактировать ]Ничего не известно о работе Талуна после его катастрофического путешествия в 1918 году до 1921 года, когда в отчетах Union Steamship Company указывается, что он был поставлен на прикол. [3]
В 1925 году корабль разбился , а в ноябре того же года был завален камнями и затоплен, чтобы сформировать фундамент волнолома в Вайкокопу , небольшом порту в северной части Хоук-Бей , на восточном побережье Северного острова Новой Зеландии. [17]
Останки
[ редактировать ]Порт Вайкокопу больше не используется, а пристань и волнолом превратились в руины из-за южных волн. Фундамент волнореза, на котором лежат последние остатки Талуне, можно увидеть в Google Earth по адресу: 39 ° 04'23,74 "ю.ш., 177 ° 49'44,25" в.д. / 39,0732611 ° ю.ш., 177,8289583 ° в.д. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Морской индекс Новой Зеландии
- ^ Jump up to: а б Морской индекс Новой Зеландии
- ^ Jump up to: а б Список кораблей Union Steam Ship Company. Архивировано 10 октября 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Журнал Киплинга», декабрь 1963 г., том XXX, вып. 148, стр. 7 – 9
- ^ Налоговые отчеты Департамента по делам этнических групп Новой Зеландии
- ^ «Большая картина», выпуск 11, лето 1997 г., «Иллюзионист и кинематографист - пионеры кино Новой Зеландии», Клайв Соури, Центр медиа и междисциплинарных искусств / Той Ререхико
- ^ Национальная библиотека «PapersPast», Otago Witness, выпуск 2455, 3 апреля 1901 г., стр. 25
- ^ Морской рекорд Новой Зеландии, "TSS Waverly"
- ↑ Список кораблей . Архивировано 15 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Электронный мемориал Катикати солдатам, покинувшим Катикати, чтобы служить во время Первой мировой войны.
- ^ Jump up to: а б «РАН и пандемия гриппа 1918–1919 годов» . Семафор . Центр морской энергетики Австралии. Март 2006 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ Tapuitea, еженедельный информационный бюллетень правительства Американского Самоа, Том II, № 26, 14 ноября 2007 г., стр.3
- ^ Биографический словарь Новой Зеландии, Роберт Логан
- ^ Текст извинений
- ↑ Washington Post, 4 июня 2003 г., цитируется в Puerto Rico Herald.
- ^ Фонд тихоокеанского сотрудничества, фотогалерея Тонги.
- ^ Энциклопедия австралийских кораблекрушений - кораблекрушения Новой Зеландии
Ссылки
[ редактировать ]- Клифф А., Хаггет П., Смоллман-Рейнор М., Островные эпидемии , Oxford University Press, США, 2000 г., ISBN 0-19-828895-6
- Райс, Дж., Черный ноябрь – пандемия гриппа 1918 года в Новой Зеландии , 2-е издание, Canterbury University Press, Крайстчерч, Новая Зеландия, 2005 г., ISBN 1-877257-35-4
- Паром на Тасманию, Краткая история Питера Плаумана, ISBN 1-877058-27-0 .