Павловский парк
Павловский парк ( русский : Павловский парк ) — парк, окружающий Павловский дворец резиденцию XVIII века , российскую императорскую , построенную царем Павлом I недалеко от Санкт-Петербурга . После его смерти дом стал домом его вдовы Марии Федоровны . Сейчас это государственный музей и общественный парк.
Дизайн и концепция
[ редактировать ]Парк был задуман шотландским архитектором Чарльзом Кэмероном как классический английский ландшафтный сад , идеализированный ландшафт, наполненный живописными произведениями классической архитектуры, призванный удивлять и радовать зрителя.
Его вдохновением послужила не Англия, а континентальные сады, которые Мария Федоровна и ее муж увидели во время путешествия по Западной Европе в 1782 году, во время которого они путешествовали инкогнито как «граф и графиня дю Нор». Они посетили парк ее семьи в Вюртемберге , где выросла Мария Федоровна, и были впечатлены Малым Трианоном на территории Версальского дворца во Франции. Однако самое глубокое впечатление произвел замок Шантийи и особенно хамо, или ложно-деревенская деревушка, построенная на территории поместья Шантийи принцем Конде. Поль сказал принцу, что отдаст все, что у него есть, за Шантийи, и годы спустя, когда Кэмерон проектировал Павловский парк, были воспроизведены элементы Шантильи и Вюртемберга, чтобы дать Полю и Марии Федоровне свои собственные версии любимых элементов этих парков. . [1]
Камерон проложил тройную аллею из пяти прямых рядов лип , привезенных из Любека , по длинной оси от двора дворца, ведущей к небольшому полукруглому месту в лесу. Это служило плацдармом для императорской гвардии царя Павла. В лесу слева от этой оси он разместил романтическую молочную ферму с соломенной крышей и стойлами для нескольких коров по образцу фермы в Вюртембергском парке; а по другую сторону парадного маршрута — вольер, наполненный попугаями, соловьями, скворцами и перепелками. В этой части сада также находился лабиринт и живописные надгробия, привезенные из Италии. Один из первых французских посетителей описал эффект этой части сада: «Меланхолия поглощает душу, когда вы приходите... затем за болью следует удовольствие». [2]
Мария Федоровна глубоко интересовалась ботаникой. В 1801 году Камерон построил за дворцом, прямо перед окнами частной квартиры Марии Федоровны, элегантный цветник. Рядом с садом находился греческий храм со статуей Трех Граций , смотрящей вниз на реку. Она импортировала цветы из Голландии для своего сада, в том числе гиацинты , тюльпаны , нарциссы и нарциссы . Она также построила оранжерею и несколько теплиц , где выращивала абрикосы, вишню, персики, виноград и ананасы.
Река Славяновка была живописной осью композиции, а извилистые тропинки вдоль реки открывали посетителю меняющиеся виды. Плотина превратила реку в живописный пруд в долине под дворцом. В 1780 году Кэмерон построил большой римский храм на повороте реки в нижней части долины. Классический храм, похожий на Храм Пана в садах Стоу-Хауса в Англии. Первоначально он назывался Храмом Благодарности, посвященным Екатерине Великой, пожертвовавшей землю для парка, но в 1780 году был переименован в Храм Дружбы, в честь визита в Павловск Иосифа II, императора Священной Римской империи . [3]
Между 1780 и 1783 годами на вершине холма, спускавшегося к озеру, Камерон построил колоннаду с копией Аполлона Бельведерского в Риме. [4]
19 век
[ редактировать ]К началу XIX века в Павловском парке были сады, выполненные в самых разных стилях. формальный геометрический сад во французском стиле Рядом с дворцом был разбит . Итальянский сад с партерами, классическими статуями и парадной лестницей был создан Бренной на склоне холма с видом на озеро. Кэмерон использовал уютный голландский стиль для небольшого частного сада возле частных апартаментов Марии Федоровны, а огромный парк был выполнен в стиле английского и французского пейзажного сада.
Английский посетитель Джон Лоуден, увидевший Павловск во время войны с Наполеоном в 1812 году, писал, что Павловский парк был красивейшим образцом английского пейзажного сада во всей Российской империи. [5]
С 1792 года главным архитектором Павловского парка стал итальянский архитектор-пейзажист и художник Пьетро Гонзага, начавший свою карьеру сценографом в Ла Скала миланском театре . Гонзага всегда оставался театральным художником; он оформил похоронную процессию Екатерины Великой, Павла I и Александра I. а также коронации Павла I, Александра I и Николая I. Для Кэмерона он написал пейзажные сцены Павловского парка на стенах и потолках залов во дворце, а также разработал впечатляющие декорации для церемонии 1814 года в Павловске, приветствующей Александра I дома после его победы над Наполеоном. [6]
Гонзага тщательно спланировал ландшафт Павловского парка, отметив деревья, которые нужно сохранить или вырубить. Он прокладывал дорожки и изменял контуры, чтобы создать желаемые эффекты, используя открытые и закрытые пространства, а также разные цвета и формы деревьев для создания театральных сцен. Он драматично использовал контраст между белой корой и светлыми листьями берез и темной хвоей красно-коричневых стволов сосен, помещая группы берез на темном фоне сосен. Он также декоративно использовал разные времена года в парке, рисуя сцены яркими красками осенних листьев. Гонзага был архитектором Павловского парка до своей смерти в 1831 году в возрасте восьмидесяти лет. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайден, Питер (2005). Русские парки и сады . Фрэнсис Линкольн Лтд. с. 110. ИСБН 978-0-7112-2430-8 .
- ^ Сен-Мор, Э., Русская антология , Париж, 1823 с. 247.
- ^ Орлов и Чвидковский, 298.
- ↑ Орлов и Чвидковский, 296.
- ^ Лоуден, Джон, Энциклопедия садоводства , Лондон, 1827, стр. 26.
- ^ Мэсси, 310
- ^ Мэсси, 92 года.
Библиография
[ редактировать ]- Орлов, Александр и Хвидковский, Дмитрий, Санкт-Петербург - царская архитектура , Editions Place des Victoires, Париж, 1995, перевод с русского на французский Брижит де Монкло, ISBN 2-84459-025-X
- Мэсси, Сюзанна, Павловск: Жизнь русского дворца , Ходдер и Стоутон, 1990, ISBN 0-340-48790-9 .