Доктрина Паасикиви – Кекконена
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |

Доктрина Паасикиви-Кекконена — внешнеполитическая доктрина , созданная президентом Финляндии Юхо Кусти Паасикиви и продолженная его преемником Урхо Кекконеном , направленная на выживание Финляндии как независимой суверенной , демократической страны в непосредственной близости от Советского Союза .
Финляндии архитектором послевоенной внешней политики нейтралитета Главным был Юхо Кусти Паасикиви , который был президентом с 1946 по 1956 год. [1] Урхо Кекконен , президент с 1956 по 1982 год, развил эту политику дальше, подчеркнув, что Финляндия должна быть активной, а не пассивно-нейтральной страной.
Фон
[ редактировать ]Финляндия и Советский Союз подписали в феврале 1947 года Парижский мирный договор , который помимо уступок Московского мирного договора предусматривал:
- Ограничение численности сил обороны Финляндии ,
- Передача Советскому Союзу района Петсамо на арктическом побережье.
- Сдача в аренду Порккала полуострова у Хельсинки Советскому Союзу для использования в качестве военно-морской базы на 50 лет (он был возвращен досрочно в 1956 году),
- Свободный транзитный доступ к этой территории через территорию Финляндии, и
- Военные репарации Советскому Союзу составили 300 миллионов золотых долларов (что, по оценкам, составляло 570 миллионов долларов США в 1952 году, когда выплаты закончились).
Реализация
[ редактировать ]
В апреле 1948 года Финляндия подписала Соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Советским Союзом. [2] По этому пакту о взаимопомощи Финляндия была обязана с помощью Советского Союза, в случае необходимости, противостоять вооруженным нападениям «Германии или ее союзников» (т. е. НАТО ) на Финляндию или на Советский Союз через Финляндию. В то же время в соглашении признавалось желание Финляндии оставаться в стороне от конфликтов между великими державами. Это соглашение было продлено на 20 лет в 1955 году, в 1970 году и снова в 1983 году. [1] Это позволило Финляндии сохранить независимость во внутренних делах, например, многопартийную парламентскую систему, и не вступать в Восточный блок . Однако о вступлении в НАТО или другом открытом альянсе с Западом не могло быть и речи. [2] и внешняя политика часто была ограниченной.
Критика
[ редактировать ]Современные финны часто критиковали доктрину Паасикиви-Кекконена как тяготеющую к «литургии» хороших отношений. Обе страны были подготовлены в военном отношении. Однако международная торговля велась активно в рамках двусторонней торговли . Более того, эта политика была тесно связана с личностью президента Кекконена, который, следовательно, использовал свое положение «гаранта советских отношений» против политических оппонентов. Прямая цензура, как официальная, так и неофициальная, применялась для фильмов и других произведений, считавшихся явно антисоветскими, таких как «Маньчжурский кандидат» или «Архипелаг ГУЛАГ» , хотя политические свободы иным образом принудительно не ограничивались.
Более поздняя критика включала следующие моменты:
- Советский Союз не считал Финляндию нейтральной страной, но «стремился быть нейтральной». Хотя Кекконену в значительной степени удалось сохранить суверенную власть над делами в Финляндии, позиция Финляндии в международных делах, таких как вторжение в Чехословакию, часто была двусмысленной или дружественной Советскому Союзу. Еще одним примером этого является угон советского авиалайнера в 1977 году ; чрезмерное влияние советского посла, который штурмовал заседание правительства, чтобы выдвинуть свои требования, показывает, что финскому правительству было трудно отразить советское вмешательство. [3] У Советского Союза была необычно большая дипломатическая миссия в Финляндии, и Кекконен общался с Советским Союзом через КГБ начальника резидентуры , а не по обычным дипломатическим каналам. Советы вмешивались в финскую политику различными способами, например, через Коммунистическую партию Финляндии. [4] Кекконена и дружественные Советскому Союзу контакты в других партиях (например, «К-линья» в Центристской партии ).
- Советские военные держали отдельное подразделение, готовое вторгнуться в Хельсинки из Таллинна . в случае войны [5] Планы, которые были полностью актуальными, остались позади при выводе советских войск из Эстонии после восстановления независимости Эстонии в 1991 году.
- Эта политика не пользовалась большим уважением на Западе. Западные внешнеполитические субъекты и военные либо не знали об этой политике, либо с самого начала считали ее провальной. Что касается первого, известно, что британские военные офицеры интересовались, сколько советских войск находится в Финляндии. [3] Что касается последнего, то ядерное оружие было подготовлено по целям в Финляндии. [5] с предположением, что любое возможное сопротивление Финляндии советскому вторжению будет определенным провалом.
- Между правительством Финляндии и западными спецслужбами существовало тайное сотрудничество. ЦРУ могло финансировать антикоммунистическую социал-демократическую партию , крупную партию, часто возглавляющую правительство, хотя она постепенно стала необычайно просоветской, начиная с конца 1960-х годов, когда многие радикальные левые занимали влиятельные посты среди других таких партий. Также существовало сотрудничество в военной разведке, например, позволяющее полетам SIGINT исследовать советскую радиолокационную сеть (по словам Пекки Висури). [ ВОЗ? ] ) и предоставление сейсмических данных для обнаружения советских ядерных испытаний. [ нужна ссылка ]
Ликвидация
[ редактировать ]СССР Финны осторожно отреагировали в 1990–91 годах на упадок советской власти и последующий распад . Они в одностороннем порядке отменили ограничения, наложенные договорами 1947 и 1948 годов, за исключением запрета на приобретение ядерного оружия , присоединились к выражению Северных стран озабоченности по поводу переворота против советского лидера Михаила Горбачева и все больше неофициально поощряли независимость стран Балтии .
В то же время, заменив советско-финляндский пакт о взаимопомощи договорами о всеобщем сотрудничестве и торговле, финны поставили себя в равное положение, сохранив дружественные двусторонние отношения. Впоследствии Финляндия расширила трансграничные торговые связи и рекламировала свой потенциал как коммерческие ворота в Россию. Он заверил Россию , что не будет выдвигать претензий по поводу бывшей финской территории , уступленной после войны-продолжения (хотя небольшое, но активное меньшинство людей с этим не согласны), и продолжал подтверждать важность хороших двусторонних отношений до тех пор, пока отношения между Россией и ЕС не стали все более напряженными. из-за русско-украинской войны . После российского вторжения на Украину политика нейтралитета была навсегда отменена. 18 апреля 2022 года премьер-министр Санна Марин при поддержке как правящей, так и оппозиционной партии объявила о своем предложении о вступлении в НАТО , в результате чего Финляндия вступила в блок 4 апреля 2023 года.
См. также
[ редактировать ]- Финляндизация
- Ночной морозный кризис
- Обратите внимание на кризис
- Политика Финляндии
- Политика Советского Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ферреро, Анхель (4 июня 2016 г.). «Финляндия – «кризис», которого жаждут другие» . Публико (на испанском языке) . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Финляндия - Послевоенный период . Лондон: Британская энциклопедия . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тииликайнен, Хейкки. Аллея Холодной войны.
- ^ Боттичелли, Питер. «Отношения Финляндии с Советским Союзом, 1940-1986» . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ключевыми целями Финляндии были объекты ядерного оружия во время холодной войны» . 5 ноября 2014 г.