Joseph Pustylnik
Иосиф Пустыльник (1905 в Балте – 1991 в Москве ) — советский композитор , скрипач , педагог , теоретик музыки , активный соратник Иоганна Адмони по организации Семинара композиторов-любителей в Доме композиторов в Ленинграде .
Биография
[ редактировать ]Молодежная и педагогическая работа
[ редактировать ]Иосиф Пустыльник родился 17 января 1905 года в городе Балта ( Подольской губернии ныне Одесская область , Украина). В 1924 году поступил и в 1929 году окончил Одесскую консерваторию по дирижёра классу А. Столярова. Однако работы дирижером он не нашел, так как в 1925–1926 годах был скрипачом Одесского театра оперы и балета . Выживая так или иначе за счет музыкальных заработков, Иосиф Пустыльник решает усовершенствовать свое музыкальное мастерство и заканчивает в 1936 году Ленинградскую консерваторию по классу композиции (класс Петра Рязанова ).
С тех пор Иосиф Пустыльник связывает всю музыкальную судьбу с Ленинградом и Ленинградской консерваторией . Сначала в 1938 году он преподает композицию в Центральном музыкальном училище в Ленинграде, но в 1939 году ему дают место преподавателя и в Ленинградской консерватории . В связи с Великой Отечественной войной судьба во время отлучила его от Ленинградской консерватории . В 1942—1943 годах он работает дирижером Казанского управления кино, а в период с 1943 по 1944 год — дирижёром филармонии в Ижевске .
В 1963 году Иосиф Пустыльник получил звание и должность доцента Ленинградской консерватории , а после написания докторской диссертации по теме «Подвижный контрапункт и свободное письмо» с 1967 года работал профессором.
После Великой Отечественной войны , в начале 1947 года, Иосиф Пустыльник близко дружит с Иоганном Адмони , который вместе с единомышленниками создал в те годы неформальное учреждение свободной (народной) музыки при Доме композиторов в Ленинграде — семинар композиторов-любителей . Он является преподавателем Ленинградской консерватории , поскольку Иосиф Пустыльник смог придать семинару статус фактически филиала Ленинградской консерватории , без права выдачи участникам государственных дипломов. Однако он всегда способствовал любому студенту при поступлении в Ленинградскую консерваторию .
В годы перестройки в связи с ухудшением здоровья Иосиф Пустыльник был вынужден покинуть любимый Ленинград и Ленинградскую консерваторию и переехать к дочери в Москву , где и умер в 1991 году в возрасте 86 лет.
Музыкальное творчество
[ редактировать ]Перед Великой Отечественной войной Иосиф Пустыльник писал музыку к фильмам, в частности, он написал музыку к фильмам «Патриот» (1939) и «Возвращение» (1940). Однако его всегда тянуло к жанру оперы .
В 1933 году он создал ставшее впоследствии его самым популярным произведением — детскую оперу на собственное либретто на стихи Самуила Маршака «Огонь», которая долгие годы пелась по радио и радовала довоенных малышей. Его симфоническая кантата на мотивы стихов Мусы Джалиля исполнялась в Ленинградской филармонии в 1950-е годы неоднократно. Не остался без благосклонного внимания публики и его цикл романсов на стихи Мусы Джалиля.
Главным композиторским достижением Иосифа Пустыльника стало создание первой чувашской оперы «Нарспи» («Беглец»), которую он написал в 1952 году на поэму «Нарспи» К. Иванова (либретто И. Максимова-Кошкинского и П. Градова). ). В марте 1955 года силами хора, оркестра и опеки Государственной филармонии и Чувашского государственного ансамбля песни и пляски в Чебоксарах были поставлены 3 картины оперы (музыкальный руководитель Ф. Лукин , дирижер В. А. Кудашев, режиссёр И. Максимов). -Кошкинский , художник П.Д. Дмитриев, в главной роли выступила сопрано Т. Чумакова ). К сожалению, большого успеха опера не имела, но вошла в историю чувашского народа как первая опера в жизни простых чувашей. В 1958 году в Москве была исполнена его опера «Чайка».
Научная работа
[ редактировать ]В юности, в годы учёбы в Одесской консерватории , Иосиф Пустыльник увлекался полифонической музыкой и ещё в те годы научился свободно писать зеркальный канон (одну из музыкальных полифонических форм), который можно играть на правом влево и наоборот.
В зрелые годы он осознал всю силу полифонического мышления композиторов и начал систематическое изучение творчества большинства композиторов, использующих полифоническую технику письма, от Иоганна Себастьяна Баха до творений его современника Дмитрия Шостаковича . В результате в 1973 году он создал фундаментальный труд «Антология канона » М, 1973. Огромное количество композиторов по сей день использует в своем творчестве его популярнейшее, неоднократно переиздаваемое научное произведение «Практическое руководство по написанию канона», Ленинград, 1959, 2-е издание 1975 года.
Основные работы
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]- Оперы : «Огонь» (по стихам С. Маршака , 1933), «Продолжение следует» (антифашистская опера была запрещена лично Сталиным , 1937), «Беглец» (на поэму «Нарспи» К. Иванов, 1952), «Чайка» (по мотивам пьесы А. Чехова , 1958).
- Симфоническая музыка : «Сюита» (1935), поэма «Памяти Мусы Джалиля» (1959), Концертная пьеса для скрипки и симфонического оркестра (1933), «Пьеса» для кларнета с оркестром (1956), монолог «Лед». (слова М. Дудина ) для голоса и оркестра (1975)
- Кантата : «Пора!» (по поэме А. Твардовского «Из далека вдаль») для солистов, хора и симфонического оркестра (1966)
- Камерная музыка : октет «Страницы из тетради для 2-х скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета и фортепиано (1961), Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели с голосом (или английской рожкой) (1974), для скрипка и фортепиано - «Мелодия» (1947), «Прелюдия» (1953), «Сюита» (1955).
- Вокальный цикл на стихи Мусы Джалиля (1956), «Три повести для детей и взрослых» (слова С. Михалкова) для голоса и фортепиано (1964)
- Увертюра для оркестра Баяна (1949), «Сюита» для эстрадного оркестра (1948)
- Хоровая музыка на стихи Мусы Джалиля
- Музыка к таким фильмам как "Патриот", "Возвращение".
- Песня : на слова С. Маршака, И. Бауковой, В. Суслова и др.
Научное издание
[ редактировать ]- «Практическое руководство по написанию канона» Л, 1959 г., 2-е издание 1975 г.
- «Подвижный контрапункт и свободное письмо» Л, 1967 г.
- «Антология канона» М, 1973 г.
- «Принципы тональной организации в современной музыке» Ленинград, 1979 г.
Членство в организациях
[ редактировать ]Член Ленинградской организации композиторов СССР Союза .
Память
[ редактировать ]Похоронен в Москве на Донском кладбище (колумбарий 22).