Ни справа, ни слева
Автор | Зеев Стернхелл |
---|---|
Оригинальное название | Ни направо, ни налево. Фашистская идеология во Франции |
Переводчик | Дэвид Мейзел |
Язык | французский язык |
Предмет | Политическая история Третьей французской республики |
Издатель | Издания дю Сеуиль |
Дата публикации | 1983 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1987 ( Калифорнийский университет Press ) |
Ни справа, ни слева: фашистская идеология во Франции ( фр . Ni droite, ni gauche. L'idéologie fasciste en France ) — влиятельная книга по политической истории межвоенной Франции историка Зеева Штернхелла . Впервые он был опубликован на французском языке издательством Éditions du Seuil в 1983 году. Это часть трилогии книг Штернхелла, посвященных истокам фашизма во Франции перед Второй мировой войной .
Ни правые, ни левые не предлагали ревизионистскую версию фашизма, в которой утверждалось, что политическая и интеллектуальная жизнь во Франции в 1930-е годы стала «насыщенной» фашистскими идеями, и утверждалось, что были затронуты все части политического спектра. Это противоречило предыдущим анализам, в которых утверждалось, что такое мышление было ограничено крайне правыми и имело лишь второстепенное значение до Второй мировой войны и появления режима Виши в июне 1940 года. Это также подчеркивало происхождение фашизма в социалистическом мышлении.
По словам одного историка, «[несколько] новых книг по европейской истории за последнее время вызвали такие споры и волнения». [ 1 ] Впервые он был опубликован в английском переводе издательством University of California Press в 1987 году.
Контекст и аргумент
[ редактировать ]«Ни правый, ни левый» Штернхелла — третья книга трилогии об интеллектуальном происхождении фашизма во Франции. Стернхелл опубликовал «Морис Баррес и французский национализм» (1972) и «Революционное право» (1978), в которых говорилось об интеллектуальном происхождении Мориса Барреса и развитии в значительной степени неудачных радикальных правых движений во Франции до 1914 года. По словам Роберта Уоля, в книге « Ни одно правое» ни слева :
Стернхелл резюмировал основные аргументы «Революционного права» , изложил их с еще большей силой, смело обострив их, и распространил их на межвоенный период, заявив (в неявном контрасте с более ранними книгами), что к 1940 году французская политическая культура была полностью насыщена ( imprégnée ). фашистской идеологией. Только это фашистское проникновение во политическую и интеллектуальную жизнь Франции, настаивал Штернхелл, могло объяснить внезапность поражения Франции и радикальную трансформацию французских политических институтов после создания режима Виши в июне 1940 года. [ 2 ]
Стернхелл не применял строго концепцию фашизма к конкретному политическому движению. Скорее, он «описывал настроение или комплекс идей, в которых фашизм был одним, но не единственным или даже самым важным вариантом. с острой тревогой за будущее Франции». [ 3 ] В результате он утверждает, что фашистские идеи распространились по всему политическому спектру и опирались на различные разрозненные политические традиции – от крайне правых националистов до персоналистов и ревизионистских марксистов . В частности, Стернхелл утверждал, что фашизм был главным образом «продуктом левого ревизионизма марксистского социализма ». [ 4 ] В результате он подчеркивает приверженность планизму среди многих авторитарных бывших социалистов, таких как Анри де Ман , бельгиец, и Марсель Деа . [ 5 ] По его мнению, центральными элементами фашизма были «ультранационализм» и «антиматериалистический социализм». [ 6 ]
Воль утверждает, что радикализм книги контрастирует с прежней тенденцией думать о фашизме как о маргинальной или слабой силе во французской политике. [ 2 ] Это также нарушило существующее мнение о том, что французский фашизм зародился в результате Первой мировой войны и был импортирован из Италии и Германии, а не возник из местных политических традиций Франции. [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Ни правые, ни левые не были сочтены крайне полемичными после публикации во Франции. В отличие от более ранних исследований, которые были похожи на «серьезные документальные фильмы», Роджер Гриффин заявил, что эту работу «можно сравнить с крупным сериалом, первоначально снятым по зарубежному телевидению в прайм-тайм, где он вызвал столько споров, что вскоре был дублирован на английский язык и теперь был выпущен на видео». [ 8 ] Он назвал его «незаменимым текстом» для изучения фашизма. [ 9 ]
После появления французского издания Бертран де Жувенель в 1983 году подал в суд на Штернхелла за того клевету после , как в книге он был описан как фашист в 1930-х годах. Жувенель, от имени которого давал показания интеллектуал-антифашист Раймон Арон , подал на него в суд по девяти пунктам обвинения. Судья признал Стернхелла ответственным по двум пунктам обвинения, но назначил лишь символическую компенсацию и разрешил Стернхеллу сохранить оскорбительные отрывки в будущих изданиях книги. Роберт Воль утверждает, что это было «крупным поражением» для истца. [ 1 ]
Стернхелл опубликовал исправленное и расширенное издание на французском языке в 1987 году в издательстве Éditions Complexe, которое подтвердило его предыдущий тезис. [ 1 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вероятно 1991 год , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Вероятно 1991 год , с. 92.
- ^ Возможно, 1991 , с. 92-3.
- ^ Возможно, 1991 , с. 94.
- ^ Возможно, 1991 , с. 95.
- ^ Гриффин 1997 , с. 576.
- ^ Возможно, 1991 , с. 93.
- ^ Гриффин 1997 , с. 575.
- ^ Гриффин 1997 , с. 578.
Ссылки
[ редактировать ]- Гриффин, Роджер (1997). «Решение фашистской загадки». Ежеквартальный журнал европейской истории . 27 (4): 573–580. дои : 10.1177/026569149702700407 .
- Воль, Роберт (1991). «Французский фашизм, как правый, так и левый: размышления о полемике Штернхелла». Журнал современной истории . 63 (1): 91–98. дои : 10.1086/244261 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 2938528 .