Тетическая грамматика
Тетическая грамматика образует одну из двух областей грамматики дискурса , другая область — грамматика предложений . Строительными блоками теоретической грамматики являются тетикатики . [ 1 ] то есть лингвистические выражения, которые интерполированы в предложения или предложения или сопоставлены с ними, но синтаксически, семантически и, как правило, просодически независимы от этих структур. Эти две области связаны с противоположными принципами построения текстов: в то время как грамматика предложений по существу ограничивается структурой предложений в пропозициональном формате, тетическая грамматика касается общих контуров дискурса за пределами предложения, тем самым отвечая за более высокий уровень производства дискурса. . [ 2 ] [ 3 ]
Пример
[ редактировать ]Следующий пример, взятый из Комплексной грамматики английского языка , [ 4 ] иллюстрирует основные характеристики теоретической грамматики.
- а. Они считали мисс Хартли очень хорошей учительницей.
- б. Они считали мисс Хартли очень хорошей учительницей .
Фраза очень хороший учитель является дополнением предложения в (а), т. е. является частью синтаксиса предложения; поэтому в рамках грамматики дискурса оно классифицируется как принадлежащее к грамматике предложений. В пункте (b), напротив, та же самая фраза (но выделенная курсивом) не является частью синтаксиса; он синтаксически независим от остальной части предложения и обычно классифицируется как неограничительный аппозитив. И оно отличается и в других отношениях: в то время как в (а) оно является частью просодии предложения, в (б) оно отделено от предыдущего предложения границей тона в разговорном английском языке и запятой в письменном языке. Английский. И в-третьих, есть еще и смысловая разница: если значение слова « очень хороший учитель» в (а) определяется его синтаксической функцией как дополнения к предложению, то оно достаточно независимо от значения предложения в (б). ; поэтому первое значение было названо ограничительным, а второе — неограничительным. [ 5 ] Фраза очень хороший учитель в (б) отнесена к тетической грамматике, то есть к тетической. Тетикалы определяются следующим образом: они синтаксически незакреплены, обычно просодически выделяются из остального высказывания, их значение не ограничительно, они склонны к позиционной подвижности, их внутренняя структура построена на принципах предложения. грамматики, но может быть эллиптическим.
Принципы и концепции
[ редактировать ]Грамматика предложений организована с точки зрения пропозициональных понятий и предложений и их комбинаций. Тетическая грамматика, напротив, касается языкового дискурса за пределами предложения, ее функции связаны с ситуацией речи, прежде всего с организацией текстов, взаимодействием говорящего и слушающего, установками говорящего. Область тетической грамматики включает, помимо прочего, то, что в других работах называется по-разному как скобки , синтаксические неклаузальные единицы, внеклаузальные составляющие, дизъюнкты или дополнения . [ 3 ] [ 6 ] Парадигмальными примерами тетики являются формулы социального обмена ( Доброе утро!, пожалуйста ), вокативы ( Официант! ), междометия ( ой!, вау! ) и маркеры дискурса ( если хотите, вы знаете, сейчас, ну ), но тетика также включает в себя практически неограниченный набор других выражений, которые возникают спонтанно, как у очень хорошего учителя в примере (б) выше.
Будучи в принципе отдельной, тетическая грамматика различными способами взаимодействует с грамматикой предложений в формировании языкового дискурса. [ 7 ] Основным способом взаимодействия является кооптация , операция, при которой фрагменты грамматики предложения, такие как предложения, фразы, слова или любые другие единицы, используются для использования в теоретической грамматике. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кальтенбёк определяет это как «нелокативное значение» элемента дискурса, например, между вами и мной . КНК2011 с. 2
- ^ Jump up to: а б Кальтенбёк, Гюнтер, Бернд Гейне и Таня Кутева . 2011. По теоретической грамматике. Исследования языка 35, 4: 848-893.
- ^ Jump up to: а б Гейне, Бернд , Гюнтер Кальтенбёк, Таня Кутева и Хайпин Лонг. 2013. Очерк грамматики дискурса. В книге Шеннон Бишофф и Кармен Джани (ред.), «Функциональные подходы к языку» . Берлин: Мутон де Грюйтер. 175-233.
- ^ Квирк, Рэндольф, Сидни Гринбаум, Джеффри Лич и Ян Свартвик. 1985. Комплексная грамматика английского языка . Лондон, Нью-Йорк: Лонгман.
- ^ Хаддлстон, Родни и Джеффри К. Пуллум. 2002. Кембриджская грамматика английского языка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Дик, Саймон К. 1997. Теория функциональной грамматики, Часть 2: Сложные и производные конструкции . Берлин, Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер.
- ^ Кальтенбёк, Гюнтер и Бернд Гейне . 2014. Грамматика предложений против теоретической грамматики: две конкурирующие области. Брайан МакУинни, Андрей Мальчуков и Эдит Моравчик (ред.), Конкурирующие мотивы в грамматике и использовании. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 348-363.
- ^ Гейне, Бернд . 2013. О маркерах дискурса: грамматизация, прагматизация или что-то еще? Языкознание 51, 6: 1205-1247.
- ^ Гейне, Бернд , Гюнтер Кальтенбёк и Таня Кутева . Ожидается. О неподчинении и кооптации. Николас Эванс и Оноре Ватанабэ (ред.), Динамика неповиновения . Амстердам, Филадельфия: Бенджаминс.