Румлайновая сеть
Сеть румб (или роза ветров ) — это навигационное средство, состоящее из нескольких линий паутинной сетки, нарисованной на картах-портоланах (и других ранних картах ). Эти морские карты использовались в эпоху средневековья и в эпоху исследований в морской навигации .
С момента изобретения проекции Меркатора c. В 1600 году термин румбическая линия (или локсодромия ) был переопределен и стал означать математически точную кривую, постоянно опирающуюся на поверхность Земли. Во избежание путаницы линии на более ранних навигационных картах можно однозначно называть линиями розы ветров , поскольку в современном определении они не являются настоящими румбическими линиями. [1] Прямая линия в современном понимании прямая только на карте, построенной в проекции Меркатора, но не на картах XIII–XVI веков. [2] Старые линии розы ветров были очень похожи на карты Средиземного моря и прилегающих территорий, но румбические линии на мелкомасштабных картах, таких как планисфера Тейшейры, были очень неточными.
Сетку можно легко обнаружить (поскольку пергамент довольно прозрачен), наблюдая за диаграммой с ее задней стороны, а источник света освещает другую сторону. Отверстие в центре круга, начало всей сети, также хорошо видно сзади. [3]
Использование линий розы ветров в сети румблей
[ редактировать ]Чтобы рассчитать на карте-портолане курс следования от пункта отправления до пункта назначения, следует перенести — используя параллельное правило — «линию курса», проведенную от пункта отправления до пункта назначения, сверху. Линия розы ветров на компасе поднималась ближе всего к положению корабля, получая по ней теоретический курс, по которому нужно следовать при движении к месту назначения. Этот теоретический курс, возможно, придется модифицировать (столько раз, сколько необходимо) при повороте, если ветер дует прямо перед вами, или для корректировки эффектов дрейфа , течений и т. д., которые опытный моряк сможет рассчитать эмпирически.
Румбины напротив линий розы ветров
[ редактировать ]До появления современных точных геодезических исследований не существовало метода измерения долготы на море, поэтому карты имели множество искажений, особенно в направлении восток-запад. Также имело место искажение из-за кривизны поверхности Земли. Множество компасных роз с прямыми линиями, идущими наружу по карте, возникло в результате того, как карты тогда составлялись путем компиляции эмпирических наблюдений мореплавателей, которые пытались отслеживать постоянный пеленг в море. [4]
Все карты-портоланы имеют характерные «сети роз ветров», которые исходят из компасных роз, расположенных в различных точках карты (или мапамунди). Эти, лучше называемые «линии розы ветров», создаются «путем наблюдения и компаса» и сегодня обозначаются как «линии курса» или «линии румба» («румбические линии» в четырнадцатом веке, прочерченные по конкретной проекции портолана, хотя не путать с современными румбическими линиями , меридианами или изоазимуталами ).
Чтобы понять, что эти линии лучше называть «линиями розы ветров», нужно знать, что карты-портоланы характеризуются отсутствием картографической проекции , поскольку картометрические исследования показали, что в портоланах проекция не использовалась, и эти прямые линии могли быть локсодромами. только в том случае, если карта была построена в подходящей проекции. [2]
Как утверждает Лео Багроу :
Слово «Румблайн» ошибочно применяется к морским картам этого периода ( Средние века ), поскольку локсодром дает точный курс только тогда, когда карта нарисована в подходящей проекции. Картометрическое исследование показало, что в ранних картах не использовалась проекция, поэтому мы сохранили для них название «портолан». [2]
Проектирование сети
[ редактировать ]Пужадес в своей книге «Les cartes portolanes» имеет главу со всеми известными теориями и с целью прояснить спорные аргументы он показывает изображение Петруса Весконте , рисующего карту- портолан , на котором видно, как он начал с рисования сначала ромбовидная сетка. Некоторые авторы называют это «сетью ветров» вместо использования термина «сеть румбов» или «сеть румблин». [5] [6] [7]
Круг . делится на шестнадцать равных частей, образующих шестиугольник , затем рисуется сеть направлений плавания «для набора из 16 роз ветров », помещенных в вершину 16 шестиугольника , группами по 16 «прямых линий», называемых «румблинами» (на картах 13 века). Из каждой вершины 7 румблин проецируются внутрь шестиугольника , соединяясь «в поочередном темпе: пропуская 1 из каждых 2 вершин», что означает => к 7 вершине, противоположной ей, но без прокладки какой-либо линии для соединения этого вершину с другими 8 смешанными вершинами (имейте в виду: 7+8+сама = 16 вершин). Остальные 9 румблин (для завершения 16 витков) проецируются из каждой вершины наружу шестиугольника, хотя в некоторых портоланах эти 9 линий не появляются. [7]
Линии курсов восьми основных направлений (или ветров) нарисованы черными чернилами (или иногда золотыми ); восемь промежуточных направлений (полуветра) нарисованы зеленым цветом; а в случае розы ветров 32 оставшиеся шестнадцать (четверть ветра) нарисованы красным цветом. Пересечение этого набора «румблин» определяет на портоланах разнообразный узор из симметричных квадратов, параллелограммов, трапеций и треугольников. [3]
Процесс создания пергаментной карты
[ редактировать ]Раньше процесс создания пергаментной диаграммы выглядел следующим образом:
- Они приготовили пергамент хорошего размера или несколько кусков пергамента, склеенных вместе.
- Они нарисовали хорошо центрированный шестиугольник (или два соединенных вершиной) с сеткой из 16 линий на вершину (с разными цветами, упомянутыми выше: черным, зеленым и красным). [7]
- Они скопировали поверх сетки линии побережья , стараясь разместить 16 вершин в видимых местах, как показано на изображении-портолане Весконта с его сетью румблин, рисующей правильный многоугольник с 16 вершинами (шестидесятиугольник), который идеально центрирован на пергаменте.
- В случае со Средиземноморьем иногда содержалось два шестиугольника и два противоположных угла соответствовали так называемой «диафрагме-портолану» (ось Средиземноморья… или параллель Родоса ).
- промаркировали и украсили весь пергамент . Наконец, они более или менее обильно
Планисферы с двойным шестиугольником
[ редактировать ]В больших планисферах, особенно содержащих океаны ( Карта мира ), картограф рисовал два шестиугольника с двумя противоположными углами, наложенными друг на друга в центре пергамента. Существует множество карт мира , которые используют сети из двухшестнадцатиугольных румблин, но их нельзя считать картами-портоланами, поскольку на них не указаны порты.
В планисфере Крескес можно прочитать названия тех линий, которые были ветрами: трамонтана, леванте, понте, меццоджорно, греко, сирокко и лебегио. В небольших морях планисферы примерно следуют как прямым линиям, так и большим кругам. Но в больших океанах они не следуют ни одному из них из-за неточности тогдашнего картографирования, более или менее точно соответствуя прямым линиям только в средиземноморских картах-портоланах и сильно отклоняясь в плане Тексейры (среди прочих).
Двойной шестиугольник в планисфере Кантино
[ редактировать ]Двойной шестиугольник в планисфере Тексейры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лео Багроу (2010). История картографии . Издатели транзакций. стр. 65–. ISBN 978-1-4128-2518-4 .
- ^ Jump up to: а б с Лео Багроу (2010). История картографии . Издатели транзакций. стр. 65–. ISBN 978-1-4128-2518-4 .
- ^ Jump up to: а б КПК Харви (1991). Средневековые карты . Британская библиотека. ISBN 978-0-7123-0232-6 .
- ^ «Карты-портоланы с конца тринадцатого века до 1500 года – дополнения, исправления, обновления» . www.maphistory.info . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Мария Луиза Мартин-Мерас (1 января 1993 г.). Испаноязычная морская картография: образ Америки . ИГМЕ. стр. 30–. ISBN 978-84-7782-265-3 .
- ^ Эрнесто Гарсиа Камареро; Хулио Рей Пастор (1960). Хулио Рей Пастор и Эрнесто Гарсиа Камареро. Картография Майорки. - Мадрид: Отдел истории и философии науки «Институт Луиса Вивеса», Sup. научных исследований 1960. XV, 207 с. 8° . Кафедра истории и философии науки «Институт Луиса Вивеса», Consejo sup. научных исследований.
- ^ Jump up to: а б с Рамон Дж. Пухадес и Баталлер (2007). Буквы Портолана: средневековое изображение изборожденного моря . Картографический институт Каталонии. ISBN 978-84-9785-414-6 .