Бомба (танк)
Бомбить | |
---|---|
![]() Бомба через год после Дня Д | |
Тип | М4 Шерман (вариант М4А2) |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1944–1945 |
Используется | Канадская армия |
Войны | Вторая мировая война (Западная Европа) |
История производства | |
Дизайнер | Департамент артиллерийского вооружения армии США |
Производитель | Фишер Танк Арсенал |
Технические характеристики | |
Экипаж | 5 (командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя/стрелок-стрелок) |
Основной вооружение | 75-мм пушка М3 (90–104 патрона) |
Двигатель | General Motors Twin G-41 Двигатель |
Бомба — сохранившийся танк М4 «Шерман» . Он использовался 27-м танковым полком канадской армии (Шербрукский фузилёрный полк), который высадился во Франции 6 июня и сражался на северо-западе Европы до конца Второй мировой войны. Это был один из немногих канадских танков, которые сражались без перерыва от Дня Д до Дня Победы .
Сегодня Бомба хранится в Оружейной палате Уильям-Стрит в Шербруке, Квебек .

Происхождение
[ редактировать ]Бомба была построена на заводе General Motors Fisher Tank Arsenal во Флинте, штат Мичиган, как танк M4A2 Sherman, серийный номер 8007. Она была отправлена в Англию, где ей был присвоен номер военного ведомства T-152656. Танк был приписан к эскадрилье B Шербрукских стрелков, поскольку полк переоборудовался из старых учебных танков в новые Шерманы в рамках подготовки к вторжению во Францию в составе 2-й канадской бронетанковой бригады . [ 1 ] Все танки эскадрильи B имели имена, начинавшиеся с буквы B, например, Barbara и Be Good . Название «Бомба» было вдохновлено значком на фуражке стрелка, на котором изображена стилизованная граната. [ 2 ]
Члены экипажа
[ редактировать ]Первоначальный экипаж возглавил командир сержант Гарольд Футтер. Водителем был младший капрал Руди Моро со штурманом солдатом «Красным» Флетчером. Наводчиком был солдат А.В. Рудольф, а солдатом Дж.В. «Крошечный» Холл был заряжающим.
Фаттер был ранен в июле 1944 года, и его заменил лейтенант Пол В. Айрисс на посту командира, пока он, в свою очередь, не был ранен в сентябре и заменен лейтенантом Джоном В. Нилом MC. Нил был ранен в конце февраля 1945 года, и в марте его заменил лейтенант Уолтер М. Уайт. Уайт был ранен в апреле, и лейтенант Эрнест Минго стал командиром и оставался им на протяжении всей войны.
Флетчер был ранен в июле. Холл был штурманом до июля, когда Кен Героу [ а ] стал штурманом, а Холл стал оператором погрузчика [радиовой связи] [ 3 ] Рудольф все это время был наводчиком.
Строительство
[ редактировать ]Он был изготовлен подразделением Fisher Tank компании General Motors на заводе Гранд Блан во Флинте, штат Мичиган. Ему был присвоен серийный номер корпуса 8007, а регистрационный номер предположительно 3063256. Это был один из 432 танков, произведенных в ноябре 1942 года, с серийными номерами от 7769 до 8200. Бомба - один из более чем 4600 M4A2, изготовленных Фишером за 25 месяцев.
Поставленная по ленд-лизу , бомба получила регистрационный номер британского военного ведомства Т152656; как M4A2, он был известен под британским обозначением Sherman III .
Боевая служба
[ редактировать ]
Бомба упала на Джуно-Бич в день «Д» , 6 июня 1944 года, вместе с Шербрукским стрелковым полком (27-й канадский бронетанковый полк) в Берньер-сюр-Мер . Бомб непрерывно прослужил в эскадрилье «Б» в течение 11 месяцев и участвовал во всех крупных операциях полка до Дня Победы. [ 4 ]
Во второй половине дня «Дня Д» три неиспытанные, но тщательно подготовленные танковые эскадрильи и штаб полка СФР прибыли во Францию вслед за первоначальной высадкой, и танки едва намокли. Не сумев достичь поставленных целей из-за пробок на дорогах, повреждений дорог и осторожного темпа, полк ночью сформировал оборонительный порядок в гавани, чтобы подготовиться к следующему дню. В ту первую ночь немецкая противотанковая пушка открыла огонь по Бомбу , но промахнулась. Один из сопровождающих танков «Шерман» — минно-разминный «Цеп» — открыл ответный огонь, уничтожив противотанковую пушку.
Утром 7 июня наступление СФР возобновилось. Немцы приостановили огонь и скорректировали оборону, чтобы вступить в контакт с СФР в Аути и Буроне . За два дня напряженных боев канадские танкисты уничтожили 41 танк противника Panther и Panzer IV . [ 5 ] Два из этих убийств были Бомбом совершены . Эскадрилья B начала бой с 15 «Шерманами» и вышла из нее с пятью танками, пригодными для боя, включая «Бомб» . Две другие эскадрильи были так же сильно повреждены. Два других полка 2-й канадской бронетанковой бригады взяли на себя оборону, позволив «Шербрукам» отступить и восстановиться. После 11 дней пребывания в резерве три боевые эскадрильи были восстановлены исправными, восстановленными и замененными танками. Пострадавшие сменили экипажи из эшелонов. Сержант Фаттер, командовавший Бомбом , был назначен сержантом 2-го отряда B-эскадрильи. Остаток июня был отмечен постоянными маневрами и исследованиями, с частыми тревогами и постоянным огнем противника.
К началу июля фронт продвинулся к северо-западу от Кана . 8 июля вражеский снаряд попал в зенитный пулемет калибра .50 на башне « Бомбы » . Сержант Фаттер и оператор-заряжающий Флетчер были ранены взрывом внутри башни. Их заменили член экипажа Тпр Геров и командир экипажа лейтенант Айрисс. С новым командиром «Бомба» стала танком 1-го командира роты. Оригинальный радиопозывной на корме башни был 22 («два-два»). При реорганизации войск Бомб перекрасили в позывной 21 («два-один»). [ 6 ]
Позже в июле недалеко от хребта Бургебюс, во время наступления союзников на юг в сторону Фалеза, [ 7 ] Panzer IV обстрелял запасное опорное колесо, установленное на корпусе Бомбы , и попал в него . Ожидая последующего выстрела, экипаж выпрыгнул. Когда второго выстрела не последовало, они осмотрели повреждения и пришли к выводу, что они незначительны. Экипажи и их офицеры оценили ценность наружных слоев гусеничных секций, опорных катков и вещевых ящиков, хотя технический персонал тыла не одобрял их. Еще два вражеских танка были подбиты Бомбом в боях за Верьерский хребет, в результате чего счет достиг четырех.
Концентрированные и неослабевающие действия канадского корпуса истощили способность противника защищаться на нескольких направлениях атаки. Надеясь отбросить немцев назад, на первом этапе операции «Трактабл» на западном берегу реки Лиаз пехота и приданные танковые эскадрильи СФР наступали на деревню Клер-Тизон к югу от Бретвиль-сюр-ла-Лез. 14 августа была запланирована вылет бомбардировщиков британских ВВС против немецкой обороны на холме между двумя деревнями. Однако произошел просчет с опознавательными дымовыми сигналами, и несколько бомб упали среди танков эскадрильи B. Бомба получила неустановленные повреждения. В газетной статье Sherbrooke Daily Record 1945 года упоминается о попадании снаряда в ведущую звездочку. [ 8 ] Через неделю «Бомб» был отремонтирован и снова присоединился к эскадрилье для атак на Фалез.
В последние недели августа, когда канадские, британские и польские дивизии сжимали Фалезский проход, закрытый с севера, от окруженных американских войск, немцы с таким же упорством сражались, пытаясь отойти на восток. 17 августа, когда Бомб поддерживал фузилеров Монреаля в дезорганизованной перестрелке на близком расстоянии с целью зачистить обнесенный стеной школьный комплекс, немецкая пехотная противотанковая ракета попала в гусеницу, приваренную к Бомба башне . Опять же, серьезных повреждений не было.
Даже когда Фалезский котел разрушался, британские и канадские танковые дивизии повернули налево, чтобы преследовать немецкие части, отступающие из Нормандии. Со своей позиции на восточной окраине котла СФР было приказано быстро двинуться к реке Сена, чтобы обеспечить стратегические маршруты в северную Францию, Бельгию и Нидерланды. Командный состав признал, что дороги с твердым покрытием не повреждены и будут необходимы для основных маршрутов снабжения до тех пор, пока не будут освобождены другие морские порты. Поэтому всем боевым машинам на стальных гусеницах пришлось держаться подальше от дорог. Имея ограниченные карты, разведывательный отряд полка из танков «Стюарт» курсировал взад и вперед, сопровождая группы танков и другой техники, следовавшие по краям полей и по узким тропам. Во время переезда у Бомба сгорело сцепление, и он опоздал на плацдарм. В начале сентября в Форе-де-ла-Лонд возле Эльбефа недоукомплектованные канадские пехотные бригады с большими потерями столкнулись с арьергардными немецкими частями. Сообщается, что в этом бою лейтенант Айрис был ранен.
В истории полка Брауна записано, что лейтенант Нил принял командование Бомбой в Фалезе под обстрелом 17 августа, когда лейтенант Айрис должен был получить повышение. [ 9 ] но также и то, что как лейтенант (не капитан) Айрис все еще был командиром экипажа в сентябре. [ 10 ] Его имя не значится в списках пострадавших за август и сентябрь. [ 11 ]
Лейтенант Нил заменил лейтенанта Айрисса и командовал Бомбом осенью и в начале зимы 1944–45. Его решительные действия при прорыве из Клева принесли ему немедленный Военный крест . В цитате говорилось: «При прорыве из Клива в конце февраля 1945 года лейтенант Нил возглавлял отряд B из четырех танков и колонну БТР «Кенгуру» . В условиях темноты, дыма, грязи, артиллерийского и минометного огня, потерь техники и личного состава, отставание пехоту и почти все, что было против него, Нил бросился вперед с другим танком, чтобы охватить цель и удержать ее, чтобы идущие за ними БТР догнали и полностью «объединились без заметного сопротивления». потеря'." [ 12 ]
Осенью 1944 года полк был разделен на несколько британских пехотных дивизий, Ирландскую гвардейскую дивизию. [ нужна ссылка ] и американская 82-я воздушно-десантная дивизия , а также канадские соединения. Как и в Нормандии, эскадрильи и войска придавались и выделялись по мере необходимости пехотным батальонам для огневой поддержки. Местность не была благоприятной для действий танков, и эскадрильи пострадали от длительного истощения. За решимость и вклад в битву СФР была удостоена боевых наград, канала Антверпен-Тюрнхаут и битвы при Шельде .
С наступлением зимы в полку были периоды простоя из-за плохой погоды, отсутствия сменных экипажей и танков, а также нехватки снабжения. В одном случае Bomb получил новые двигатели, а в другом - новый комплект гусениц. .
На замену лейтенанту Нилу пришел лейтенант Уолтер Уайт из Вест-Гора, Новая Шотландия , который принял на себя командование танком и в течение короткого периода возглавлял эскадрилью B Шербруков из Бомба . Лейтенант Уайт уже был опытным солдатом в бронетехнике в другом полку, дослужившись до сержанта-майора, прежде чем поступить в военный колледж и поступить в Сандхерстский военный колледж . [ 13 ] Послевоенный Уайт вспомнил названия других танков: «Барбара», «Будь хорошим» и «Боханк». После боев в лесу Хохвальд в Германии Уайт утверждал, что возглавил разведку на берегах реки Рейн . бомбой Пятое и последнее подтвержденное поражение танка произошло в Девентере в апреле 1945 года. Через шесть недель после принятия командования лейтенант Уайт был ранен, когда спешился во время наступления с целью захвата Прыща на хребте Калкар, недалеко от Девентера . [ 14 ]
После того, как лейтенант Уайт был эвакуирован, к нему присоединился лейтенант Эрнест Минго из Татамагуша, Новая Шотландия , и оставался командиром экипажа до конца войны. Танки полка очистили части противника вдоль Эйсселмера , через северные Нидерланды и в Германию. В послевоенных отчетах Минго о последних днях описываются бесполезные контратаки противника, в результате которых поля перед позициями стрелков были покрыты убитыми немцами. [ 15 ] Наконец, в приграничном городе Эмден лейтенант Минго получил по радио танка сообщение: «Разряжайте, очистите орудия, война окончена». [ нужна ссылка ]
Ко Дню Победы танк произвел в бою 6000 выстрелов, пять раз сбил танк противника, использовал два двигателя и два комплекта гусениц, получил два прямых попадания вражеских снарядов и был поражен пехотной противотанковой ракетой, но ни разу не промахнулся. день действия. [ 16 ] Танк и члены экипажа Рудольф, Моро и Холл стали героями » канадской армии, снятого в 1945 короткометражного документального фильма «Зеленые поля за пределами году. [ 17 ]
Заявление о переоборудовании амфибии
[ редактировать ]Через несколько лет после войны в интернет-воспоминаниях члена экипажа лейтенанта Уайта говорилось, что четыре танка, включая Бомб, были переправлены через Рейн в марте 1945 года. [ 18 ] Он утверждал, что три самолета приземлились вместе, а Бомба приземлилась чуть ниже по течению. Появление танков якобы удивило и ошеломило немцев. Эта история неправдоподобна, поскольку нет упоминания о таком дерзком рейде в опубликованных послевоенных исторических дневниках полка, современных военных дневниках, исторических документах, включая приказы уровня корпуса, а также тщательно исследованных вторичных источниках.
Описание
[ редактировать ]С завода серийный номер 8007 оснащался двухрядным шестицилиндровым дизельным двигателем General Motors (GM) 6046. Этот двигатель был снят, когда Бомб вернулся в Канаду. Это была одна из четырех унифицированных силовых установок, включавших оригинальный 9-цилиндровый радиальный авиационный двигатель Continental R975, бензиновый V8 Ford GAA и 30-цилиндровый многорядный двигатель Chrysler из пяти блоков двигателя на одном картере. Каждый из них представлял собой интересный инженерный ответ на постоянно растущий спрос на танковые двигатели. GM 6046 состоял из двух стандартных грузовых дизельных двигателей GM 6-71, соединенных раздаточной коробкой с одним приводным валом. В отличие от других моделей «Шермана», имеющих двери в кормовой части корпуса, обслуживание этого двигателя осуществлялось сверху через большие двери на моторной палубе. За исключением 490 дизелей M4A2, переданных морской пехоте США, все дизельные «Шерманы» были отправлены в Великобританию, силы Свободной Франции или Советский Союз по ленд-лизу. Объяснение было простым: американские военные стандартизировали бензин в качестве топлива и не хотели использовать автомобили с нестандартным топливом. Емкость основного бака M4A2 составляет 148 галлонов США (560 л; 123 имп галлона). Эти баки расположены на левом и правом кормовых спонсонах корпуса, над гусеницами. Как Бомба выставлена напоказ, в результате последней реставрации из ее баков и компонентов удалено все топливо, смазка и масло.
Детали корпуса
[ редактировать ]Среди танков M4A2 Bomb считается поздним производством и имеет небольшую решетку моторного отсека. Он имеет брызговик, изготовленный в стиле Fisher, в передней части дверей моторной палубы под задней кромкой башни. Выхлопные трубы расположены в кормовой части корпуса ниже линии верхней брони. Задняя верхняя часть корпуса наклонена и имеет упрощенную конструкцию пластин задней моторной палубы Fisher с шестью болтами. Есть шрамы от сварки, где с течением времени были сняты различные детали, такие как задние фонари и держатели топливных канистр. В крайних левом и правом верхних углах задних спонсонов расположены два небольших вещевых отсека, предназначенных для дополнительных грунтозацепов гусеницы. Их крышки дверей были заварены.
Двигаясь вперед, бронеплиты с аппликацией Quick-Fix на боковых стенках указывают на стойки для сухого хранения боеприпасов внутри. Передняя лобовая пластина имеет начальный угол 57°. Водитель и штурман имеют небольшие люки, а также характерный литой «узкий» капот водителя с прорезями для прямого обзора, но без дополнительной передней брони. Анализ фотографий показывает, что на передних люках отсутствуют пружины-уравновешиватели. Однако сохранились остатки креплений «капота водительского люка и лобового стекла». Брезентовый пылезащитный чехол носового пулемета M1919A4 в виде прорези все еще присутствует, хотя сама шаровая опора была удалена, а отверстие закрыто для демонстрации. Основание для радиоантенны верхнего управления имеется, но также заглушено. Он имеет цельный корпус дифференциала E 4186 с закругленной носовой частью и характерной кромкой для головок болтов, характерной для среднего производства. На переднем лобовом стекле отсутствуют фары, щитки и сирена. Однако на лобовом лобовом стекле имеются следы сварки и остатки планок, которые соответствуют местам, где в Нормандии прикреплялись дополнительные секции гусеницы для поражения снарядов немецких танков и противотанковых орудий. Подъемные проушины имеют мягкую подкладку, а сами буксирные крюки отсутствуют.
Ходовая часть представляет собой систему Sherman производства США, а не канадскую систему вертикальных спиральных пружин (VVSS), с задними смещенными возвратными роликами. Судя по всему, он имеет оригинальные тележки M4 и представляет собой раннюю конфигурацию поворотных рычагов без отверстий для регулировочных ключей. Это ранние сборки возвратных роликов с горизонтальными кронштейнами возвратных роликов, а также средние или асимметричные возвратные полозья. Внимательный взгляд заметит, что возвратные катки никогда не оснащались проставками диаметром 1 дюйм. Существуют опорные катки со сварными и прессованными спицами, что предполагает ремонт в полевых условиях там, где оригиналы были повреждены. Однако для пережившего войну резина находится в очень хорошем состоянии, что предполагает послевоенную замену, а не ремонт во время войны. Задние натяжные колеса сварные, шестиспицевые. Правая звездочка - литая с ямочками. Левая звездочка - упрощенная конструкция из листовой стали времен Второй мировой войны. Невозможно определить, являются ли они оригинальными или нет, но насечки звездочек изнашиваются по мере увеличения пробега гусениц. Существует смесь типов гусениц, в том числе «Сталь T62, прокатные секции, шевронные заклепки» с характерными закругленными головками заклепок. и «T54E1 Стальные сборные шевронные грунтозацепы» с характерным центральным выступом на длинном крае. Концевые соединители бывают разных типов, на многих из них имеются следы поломки грунтозацепов.
Башня и вооружение
[ редактировать ]Башня имеет номер чертежа D 50878, серийный номер 303, отлита на фирме Continental-Wheeling, партия термообработки не видна, имеется несколько оригинальных крепежных петель. 75-мм орудие установлено на поворотной артиллерийской установке М34 ранней модели. У бомбы нет более поздней М34А1 с характерными ушками по бокам ствола. Затворы артиллерийской установки открыты и не защищены за внешними краями установки. Это так называемая низкая турельная суета. На левом борту башни имеется пистолетный люк и дверь. Люк командира экипажа имеет низкопрофильную разъемную башенку. Внешняя фурнитура на люке отсутствует, в том числе механизмы блокировки люка. Зенитная установка Браунинга .50 калибра повреждена. Башня этой модели не имела люка заряжающего. Прицел наводчика имеется, но нет основания для точечного освещения или перископического прицела.
Сохранение
[ редактировать ]
Бомб был одним из двух канадских танков, сражавшихся без перерыва от Дня Д до Дня Победы. [ 19 ] Другой выживший — Холи Роллер из 1-го гусарского полка, он хранится в Лондоне, Онтарио . Бомба была спасена с бельгийской свалки для отправки в Канаду. Это был один из четырех канадских танков, отправленных с вооружения в Северо-Западной Европе на консервацию в Канаде, наряду с Forceful III в Оттаве и Holy Roller в Лондоне, Онтарио. [ 20 ]
Танк демонстрировался в парке Марсова поля в Шербруке, Квебек , а позже переехал на лужайки перед оружейным складом Уильям-Стрит. [ 21 ] Оружейный склад был базой Шербрукского полка, одного из двух подразделений ополчения, мобилизовавших 27-й бронетанковый полк. После объединения Шербрукского полка и 7-го/11-го гусарского полка в 1964 году за танком присматривало его преемник - Шербрукский гусарский полк .
Holy Roller — это номер военного ведомства CT 152655, который непосредственно предшествовал Bomb . Она приземлилась в день «Д» в составе эскадрильи штаба полка 6-го бронетанкового полка (1-й гусарский полк) , а также прослужила с дня «Д» до Дня Победы. Holy Roller был командирским танком, и хотя эффективные лидеры возглавляют его спереди, Holy Roller не имеет такого же боевого послужного списка, как Bomb .
Forceful III высадился в Нормандии через шесть недель после дня «Д» в составе 21-го бронетанкового полка (пехотная гвардия генерал-губернатора) . Ее боевая служба была достойна восхищения, а репутация заслужена. В течение многих лет Forceful III стоял возле тренировочного зала на площади Картье , а затем был перенесен в Канадский военный музей .
В течение многих лет Эрнест Минго, последний командир танка, ежегодно приезжал в Шербрук из своего дома в Новой Шотландии, чтобы навестить Бомб и товарищей из стрелков. [ 22 ] в то время как голландские семьи, благодарные за роль танка в освобождении Нидерландов, ежегодно отправляли тюльпанов в его дом в Вест-Горе, Новая Шотландия. Минго и Уолтеру Уайтам в подарок луковицы [ 23 ] Танк был отреставрирован в 2011 году, получив таблички, отражающие его боевую службу, и окраску, отражающую его внешний вид во время войны. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ пишется Жеру в Green Fields Beyond
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гарольд А. Скааруп, «Боевые бронированные машины, сохранившиеся в Канаде 3: Квебек» » . Архивировано из оригинала 23 ноября 2014 г. Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ « живет Наследие бомбы в Шербруке», Quebec AM, CBC Radio , 20 октября 2014 г.
- ^ Доступ 25 апреля 2022 г., https://lumberjacksoldiers.omeka.net/exhibits/show/when-war-comes-home/air-sea-land/jack-hall.
- ^ Даниэль Браун, Green Fields Beyond, повсюду
- ^ « бомбы Наследие », CBC Radio
- ^ Sherbrooke Fusiliers Бомба , ББМ союзников времен Второй мировой войны, Missing Lynx.com
- ^ « 27-й танковый полк (Шербрукский фузилёрный полк)», Канадский военный музей » . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 г. Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Sherbrooke Daily Record, понедельник, 25 июня 1945 г., первая страница https://numerique.banq.qc.ca/patrimoine/details/52327/2997627
- ^ Браун стр. 426
- ^ Браун стр.738
- ^ Браун 480, 546–548
- ^ «Детали цитирования» . 12 декабря 2004 г.
- ^ По состоянию на 25 апреля 2022 г., https://pier21.ca/walls/Service/Lieutenant-Walter-Melvin-White.
- ↑ Лейтенант Уолтер Мелвин Уайт, «Стена обслуживания», Канадский музей иммиграции на пирсе 21.
- ^ «Сэнди Макдональд, «Лейтеры Уолтер Уайт, Эрнест Минго и Бомб », Sunday Daily News , 11 ноября 2001 г.» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ↑ Лейтенант Уолтер М. Уайт, Канадский музей иммиграции на пирсе 21.
- ^ "Green Fields Beyond", YouTube (загружено 11 ноября 2012 г.) https://www.youtube.com/watch?v=ygE8FtfhJ98
- ^ «Лейтенант Уолтер Мелвин Уайт | Канадский музей иммиграции на пирсе 21» .
- ^ «Сэнди Макдональд, «Лейтеры Уолтер Уайт, Эрнест Минго и Бомб »» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 г. Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Шерман M4A4, Preserved Tanks.com
- ^ Список оружейных складов в Канаде
- ^ « бомбы Наследие », CBC Radio
- ↑ Лейтенант Уолтер М. Уайт, Канадский музей иммиграции на пирсе 21.
- ^ « Бомба вернулась, танк времен Второй мировой войны восстановлен», Sherbrooke Record , 25 сентября 2011 г.» . Архивировано из оригинала 7 мая 2015 г. Проверено 17 октября 2014 г.