Ханна Коули (писатель)
Ханна Коули | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 14 марта 1743 г. |
Умер | 11 марта 1809 г. Тивертон, Девон, Англия |
Ханна Коули (14 марта 1743 — 11 марта 1809) — английский драматург и поэт. Хотя пьесы и поэзия Коули не пользовались широкой популярностью после XIX века, критик Мелинда Финберг оценивает ее как «одного из выдающихся драматургов конца восемнадцатого века», чье «умение писать плавные, блестящие диалоги и создавать ярких, запоминающихся комических персонажей сравнивает благосклонно относилась к ее более известным современникам Голдсмиту и Шеридану ». [ 1 ] Пьесы Коули при ее жизни ставились часто. Основные темы ее пьес, в том числе ее первой «Беглецы» (1776 г.) и ее главного успеха, возрождаемого в настоящее время, «Стратагемы красавицы» (1780 г.), вращаются вокруг брака и того, как женщины стремятся преодолеть несправедливость, навязанную семейной жизнью и социальный обычай.
Ранний успех
[ редактировать ]Родившаяся Ханна Паркхаус, она была дочерью Ханны (урожденной Ричардс) и Филипа Паркхауса, продавца книг в Тивертоне , Девон. Источники расходятся во мнениях относительно некоторых подробностей ее семейной жизни, указывая дату ее свадьбы либо в 1768 году, либо в 1768 году. [ 2 ] или 1772 г. [ 3 ] и утверждая, что у нее было либо три [ 4 ] или четверо детей. [ 5 ] Вскоре после замужества с Томасом Коули пара переехала в Лондон, где Томас работал чиновником в гербовом бюро и по совместительству журналистом.
Во введении к ее собранию сочинений 1813 года рассказывается о том, как Коули внезапно почувствовала желание писать во время посещения спектакля со своим мужем. «Так в восторге от этого?» - похвалилась она ему. «Почему я сам мог бы писать так же хорошо!» Томас дразнил ее, но к середине следующего дня Коули показала ему первый акт своей комедии «Беглец» . Если суть истории правдива, то посещение театра могло произойти не позднее 1775 года, поскольку остальная часть «Беглеца» была написана, отправлена актеру-менеджеру Дэвиду Гаррику и поставлена в театре «Друри-Лейн» к 15 февраля 1776 года.
К 1800 году «Беглецы» дали 17 выступлений в своем первом сезоне на Друри-Лейн и 39 в Лондоне. [ 6 ] успех, который побудил Коули писать больше, хотя ее наставник Гаррик ушел в отставку после сезона 1776 года. Она написала свои следующие две пьесы - фарс « Кто обманщик?» и трагедия Альбины , произошедшая еще до конца года.
Споры с Ханной Мор
[ редактировать ]Кто такой Дуп? и Альбина столкнулась с трудностями на производстве. Новый менеджер «Друри-Лейн» Ричард Бринсли Шеридан отложил «Беглеца» на полку большую часть сезона 1777 года. Раздосадованный, Коули отправил Альбину в театр-конкурент Друри-Лейн в Лондоне, Ковент-Гарден , но там он не встретил лучшего приема, и в течение следующих двух лет сценарий менялся между театрами. Тем временем Шеридан согласился продюсировать «Кто обманщик?» , но премьеру 1779 года отложил до поздней весны, невыгодного времени для открытия новой пьесы.
Производство «Альбины» вызвало общественную полемику в отношении Коули. Пока эта пьеса металась между Друри-Лейн и Ковент-Гарден, писательницы Ханны Мор пьесы «Перси» (1777) и «Роковая ложь» в Ковент-Гардене открылись (1779). Наблюдение за Перси вызвало у Коули подозрения: «Роковая ложь» подтвердила уверенность Коули в том, что Мор занимался плагиатом у Альбины .
Как позже написала Коули в предисловии к печатному изданию « Альбины », ее пьесы и пьесы Мора действительно имеют «чудесное сходство». За открытием «Роковой лжи» 6 мая 1779 года последовали обвинения в прессе (возможно, написанные Томасом Коули). [ 7 ] ), что Мор украл ее идеи у Коули. 10 августа Мор написала в « Сент-Джеймс Кроникл», протестуя против того, что она «никогда не видела, не слышала и не читала ни одной строчки из «Трагедии миссис Коули». В предисловии к «Альбине » Коули допускает, что менеджеры театра, которые в те дни одновременно выполняли функции редакторов сценариев, возможно, непреднамеренно передали Мору ее идеи: «Среди множества сюжетов и сценических приспособлений, в которые вовлечен менеджер, воспоминание слишком часто ошибочно принимают за внушения воображения » [курсив в оригинале].
Хотя она продолжала делать блестящую литературную карьеру, Мор больше не писала для сцены после бумажной войны с Коули. Альбина наконец открылась 31 июля 1779 года в Хеймаркете , летнем театре, более практикующемся в постановке комедий. Это не был ни финансовый, ни критический успех.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Опираясь на скандал вокруг Ханны Мор, Коули написала свою самую популярную и прочную комедию « Уловка красавицы» , которая была поставлена в Ковент-Гардене в 1780 году. До 1800 года ее показывали 28 вечеров в первом сезоне и 118 раз в Лондоне. [ 8 ] достойный успех, который укрепил финансовое положение ее семьи.
Ее следующая пьеса «Мир как он идет »; или «Вечеринка в Монтпилиере» (позже получившая название «Вторые мысли лучше ») провалилась, но она продолжала писать до 1794 года, увидев еще семь пьес: «Какой человек?» , Смелый ход для мужа , Больше путей , чем один , Школа для седобородых , или Скорбящая невеста , Судьба Спарты , или Соперничающие короли , День в Турции , или Русские рабы и Город раньше Ты . Ни одна из них не сравнилась с успехом ее предыдущих пьес.
В 1783 году Томас Коули принял работу в Британской Ост-Индской компании . Он переехал в Индию и оставил Ханну в Лондоне воспитывать детей; Томас умер там в 1797 году, так и не вернувшись в Англию.
Поэзия Коули
[ редактировать ]У Ханны Коули была менее выдающаяся карьера поэта: она написала «Шотландская деревня, или Питкэрн-Грин» в 1786 году и « Осада Акры : эпическая поэма». [ 9 ] в 1801 году. Летом 1787 года под псевдонимом «Анна Матильда» она и поэт Роберт Мерри (писавший как Делла Круска) начали поэтическую переписку на страницах журнала «Мир» . Их стихи были сентиментальными и кокетливыми. Сначала каждый даже не знал личности другого; позже они встретились и стали частью поэтического движения под названием Делла Крусканс . Литературная история не была благосклонна к поэзии Делла Крускана, которую критиковали как неряшливую и эмоциональную. Мерри был героем сатирического стихотворения «Бавиада», написанного современником Уильямом Гиффордом . Поэзия Коули была опубликована под названием «Поэзия Анны Матильды [псевдоним], содержащая «Повесть о ревности», «Похороны», «Ее переписка с Деллой Круска» [псевдоним] и несколько других поэтических произведений. К ним добавлены воспоминания, напечатанные на основе оригинальной рукописи, написанной генералом сэром Уильямом Уоллером (Лондон: Дж. Белл, 1788).
Последняя пьеса Коули, «Город перед тобой », была поставлена в 1795 году. В 1801 году Коули удалилась в Тивертон , Девон, где она провела оставшиеся годы вдали от внимания публики, спокойно пересматривая свои пьесы. Она умерла от печеночной недостаточности в 1809 году.
Основные пьесы
[ редактировать ]Беглец (1776)
[ редактировать ]Джордж Харгрейв, вернувшийся домой из колледжа, очень рад узнать, что Эмили, таинственная сбежавшая из дома, которую взял к себе его крестный отец, мистер Драммонд, — это та самая молодая девушка, в которую он влюбился на недавнем маскараде . Тем временем энергичная кузина Джорджа, Белла, помогает сестре Джорджа, Харриет, и другу Джорджа сэру Чарльзу влюбиться друг в друга. Замыслы Джорджа оказываются под угрозой, когда он узнает, что его отец хочет, чтобы Джордж женился на леди Дине, претенциозной пожилой женщине, которая к тому же очень богата. Когда отец Эмили приезжает, чтобы забрать Эмили обратно в Лондон, Джордж бросается в погоню и похищает Эмили обратно. Мистер Драммонд спасает положение, предлагая молодым влюбленным часть своей земли, чтобы они могли иметь собственное состояние.
Кто такой Дуп? (1779)
[ редактировать ]Грейнджер, капитан, приезжает в город, чтобы увидеть свою возлюбленную Элизабет. Ее необразованный отец, Авраам Дойли, пообещал ее руку самому образованному человеку, которого он сможет найти, непривлекательному, но умному ученому по имени Градус. Подруга Элизабет Шарлотта, которая мечтает о Градусе, убеждает Градуса вести себя более модно и менее книжно, чтобы он мог завоевать сердце Элизабет. Дойли не впечатлен новым Gradus; Тем временем Грейнджер представляется Дойли ученым, чтобы выиграть руку Элизабет. Грейнджер и Градус сражаются друг с другом, чтобы узнать, кто более образован, и Грейнджер побеждает, используя фальшивый греческий язык, что, тем не менее, впечатляет Дойли. Градус утешается победой над Шарлоттой.
Пчела (1779)
[ редактировать ]Могущественный герцог Вестморленд узнает, что доблестный молодой солдат Эдвард влюблен в его дочь Альбину, молодую вдову графа Раймонда. Несмотря на ее любовь к Эдварду, добродетель Альбины мешает ей согласиться выйти за него замуж. Уэстморленд и Эдвард убеждают ее снова выйти замуж, потому что Эдварду скоро суждено отправиться на войну; она соглашается. Эдита, ревнующая Альбину, обращается за помощью к лорду Гондиберту, брату Раймонда, который тайно любит Альбину. Накануне свадьбы Гондибер сообщает Эдварду, что Альбина изменила, и, чтобы доказать это, он маскируется и позволяет Эдварду шпионить за ним, пробирающимся ночью в покои Альбины. Затем Эдвард отменяет свадьбу, и разъяренный Уэстморленд вызывает его на дуэль, чтобы защитить честь Альбины. Перед началом дуэли пожилой слуга Гондиберта, Эгберт, разоблачает ложь своего хозяина, и король изгоняет Гондиберта. Прежде чем уйти, Гондиберт клянется убить Альбину, а затем покончить жизнь самоубийством. Он пробирается в комнату Альбины и наносит удар ножом женщине, которая, по его мнению, является Альбиной, а затем наносит удар себе. Но женщина оказывается переодетой Эдитой, которая тоже пробралась в комнату. Эдвард испытывает облегчение, когда в комнату врывается настоящая Альбина, а умирающий Гондиберт просит и получает ее прощение.
Стратагема Красавицы (1780)
[ редактировать ]Вернувшись из путешествия по Европе, красавец Дорикур встречает свою невесту Летицию. Он находит ее приемлемой, но ни в коем случае не такой элегантной, как европейские женщины. Решив, что она не выйдет замуж без любви, Летиция заручается помощью своего отца, мистера Харди, и вдовы миссис Рэкет, чтобы отговорить Дорикура от свадьбы, притворившись, что она, Летиция, - невоспитанная девчонка. Тем временем друг Дорикура сэр Джордж чрезмерно опекает свою новую жену, леди Фрэнсис, которая восстает и соглашается сопровождать миссис Рэкет на день в городе и на бал-маскарад той ночью. На аукционе леди Фрэнсис встречает повесу Корталла, который хвастается перед своим другом Сэвиллом, что соблазнит ее. Тем временем наглая игра Летиции удается отговорить Дорикура от желания жениться на ней. Все персонажи сходятся на ночном маскараде. Замаскированная Летиция демонстрирует свои прелести, очаровывает Дорикура, а затем уходит, прежде чем он успевает узнать, кто она. Корталл, замаскированный так же, как сэр Джордж, заманивает женщину, которую он считает леди Фрэнсис, обратно в свой дом. Однако Сэвилл заменил настоящую леди Фрэнсис проституткой, которая носит ту же маскировку, что и леди Фрэнсис. Пристыженный, Корталл уезжает из города. На следующий день Дорикур, которому сказали, что мистер Харди находится на смертном одре, навещает его и все-таки неохотно соглашается жениться на Летиции. Затем входит замаскированная Летиция и раскрывает свою истинную личность обрадованному Дорикуру, который также узнает, что Харди все-таки не болен.
Смелый ход для мужа (1783)
[ редактировать ]Действие пьесы происходит в Мадриде . В пьесе рассказывается о доне Карло, который сбежал от своей жены Виктории ради куртизанки Лауры. Лаура порывает с доном Карло, но сохраняет документы, дающие ей право на его землю, подарок, который он ей по глупости подарил. Мы узнаем, что Лаура влюблена во Флорио, который на самом деле является Викторией, переодетой молодым человеком. Тем временем подруга Виктории Оливия сопротивляется попыткам ее отца, Дона Цезаря, выдать ее замуж за нескольких женихов . В отчаянии Дон Цезарь делает вид, что женится на молодой девушке, а затем отправит Оливию в монастырь, если она не выйдет замуж сразу. Виктория убеждает слугу Оливии замаскироваться под ее богатого дядю, первоначального владельца земли, которой сейчас владеет Лора. Он убеждает Лору, что титулы ничего не стоят, и она в ярости их рвет. Виктория открывается дону Карлосу, который раскаивается и снова дает ей клятву. Тем временем Оливия выходит замуж за Хулио, мужчину, которого она хотела с самого начала.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мелинда К. Финберг, изд., Введение. Женщины-драматурги XVIII века . Оксфорд/Нью-Йорк: Oxford UP, 2001, стр. xxxv–xxxvi.
- ^ Бординат, Филипп. «Ханна Коули», Энциклопедия британских писательниц , Пол Шлютер и Джун Шлютер, ред., Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc., 1988, 127.
- ^ Де ла Маотьер, Мэри. «Коули, урожденная Паркхаус, Ханна». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/6500 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ См. примечание 56, Мелинда К. Финберг, изд., Введение. Женщины-драматурги восемнадцатого века , Оксфорд; Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2001, xxxvi.
- ^ Анон. Введение в Ханну Коули, «Произведения миссис Коули, драма и стихи» , Лондон: Уилки и Робинсон, 1813.
- ^ Фредерик М. Линк. «Введение», Пьесы Ханны Коули . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1979, стр. xi.
- ^ Эллен Донкин, «Бумажная война Ханны Коули и Ханны Мор». Занавес: британские и американские женщины и театр, 1660–1820 гг . Мэри Энн Шофилд и Сесилия Мачески, редакторы, Афины: Огайо, UP, 1991, 153.
- ^ Финберг, XL.
- ^ Анон. «1801: Британский критик книги Коули «Осада Акры»» . Северо-Восточный университет .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ханна Коули в Архиве поэзии восемнадцатого века (ECPA)
- Работы Ханны Коули в Project Gutenberg
- Работы Ханны Коули (писательницы) в Faded Page (Канада)
- Работы Ханны Коули в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
« Коули, Ханна ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
- Ханна Коули (1743–1809). Архивировано 30 марта 2012 года в Wayback Machine (английская поэзия 1579–1830: Спенсер и традиции).