Квантовый вор
![]() Первое издание | |
Автор | Ханну Раджаниеми |
---|---|
Художник обложки | Крис Мур |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | |
Дата публикации | 2010 |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 336 |
ISBN | 0-575-08887-7 (твердый) 0-575-08888-5 (бумажный) |
ОКЛК | 636911772 |
С последующим | Фрактальный принц |
«Квантовый вор» — дебютный научно-фантастический роман финского писателя Ханну Раяниеми и первый роман в трилогии. [ 1 ] с участием персонажа Жана ле Фламбера; сиквелы - «Фрактальный принц» (2012) и «Причинный ангел» (2014). Роман был опубликован в Великобритании Голланцем в 2010 году и Тором в 2011 году в США. Это история об ограблении , происходящая в футуристической Солнечной системе , в которой главный герой смоделирован на Арсене Люпене , джентльмене-воре Мориса Леблана .
Роман был номинирован на премию Locus Award 2011 как лучший первый роман . [ 2 ] [ 3 ] и занял второе место на Премии Мемориала Кэмпбелла 2011 года . [ 4 ]
Параметр
[ редактировать ]Спустя несколько столетий после того, как технологическая сингулярность в значительной степени уничтожила Землю, различные постчеловеческие фракции соревнуются за доминирование в Солнечной системе. Хотя разумный сверхразумный AGI так и не был успешно разработан, цивилизация была сильно преобразована благодаря распространению гансоновских эмуляций мозга (названных «гоголями» в отношении Николая Гоголя и, в частности, его романа « Мертвые души »). Альянс могущественных копий Гоголя управляет внутренней системой из компьютерных мегаструктур, вмещающих триллионы виртуальных разумов, которые трудятся над воскрешением мертвых в религиозной преданности философии Николая Федорова . Этот альянс, Соборность , находится в конфликте с сообществом квантово запутанных умов, которые придерживаются принципа «неклонирования» квантовой теории информации и поэтому не видят конечной целью Соборности воскрешение, а смерть. Большая часть этого сообщества, Зоку, была опустошена, когда Юпитер был уничтожен гравитационной сингулярностью , превращенной в оружие .
Среди последних остатков почти базового человечества существуют мобильные города Марса, где развитая криптография и навязчивая культура конфиденциальности гарантируют, что Соборность не сможет загрузить разум своих граждан. Самым известным из этих городов является Темница, где время используется как валюта. Когда баланс гражданина достигает нуля, его разум переносится в роботизированное тело для обслуживания нужд города в течение установленного периода, а затем возвращается в исходное тело с восстановленным балансом времени.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Бесчисленные гоголи легендарного вора-джентльмена Жана Ле Фламбера заперты в виртуальной тюрьме Соборности на орбите Нептуна, разыгрывая повторяющуюся дилемму заключенного , пока его разум не научится сотрудничать. Воин из Облака Оорта , заселенного финскими колонистами, успешно извлекает один из гоголей Ле Фламбера и загружает его в тело реального космоса. Действуя от имени конкурирующей власти Соборности, этот ортианин, Миели, переправляет вора в марсианский город, известный как Темница, где он хранит свои воспоминания для последующего восстановления. Эти двое намерены восстановить его воспоминания, чтобы он мог вернуться к работоспособности, достаточной для того, чтобы служить своему благодетелю Соборности во время кражи и отплатить за свое освобождение.
В Темнице молодой детектив Исидор Ботреле помогает линчевателям ловить агентов Соборности, незаконно загружающих человеческие разумы. Выясняется, что эти линчеватели находятся на службе у местной колонии Зоку. Ботреле нанимают для расследования прибытия Ле Фламбера, и в процессе он узнает, что криптографическая безопасность Темницы всегда была скомпрометирована. Воспоминания жителей Марса — выдумка, а «король Марса», долгое время считавшийся свергнутым в результате революции, до сих пор правит за кулисами. Этот король, являющийся еще одной копией Жана Ле Фламбера, терпит поражение в последовавшем конфликте. Ле Фламберу не удается восстановить все свои воспоминания, которые он заблокировал с помощью квантово-запутанного револьвера, который потребовал от него убить нескольких своих старых друзей, чтобы открыть сохраненную память. только загадочный «Ящик Шредингера» Он и Миели сбегают с освобожденного Марса, обнаружив из Дворца Памяти .
Темы
[ редактировать ]Центральными темами « Квантового вора» являются ненадежность и податливость памяти, а также влияние чрезвычайного долголетия на мировоззрение и личность человека. Тюрьмы, наблюдение и контроль в обществе также являются основными темами.
В книге люди, живущие в обществе Темницы на Марсе, обладают двумя типами памяти; Помимо традиционной, личной памяти, существует экзопамять , доступ к которой могут получить другие люди из любой точки города. Воспоминания о личном опыте могут храниться в экзопамяти и разделяться, при этом разным людям предоставляются разные уровни доступа. Эти воспоминания могут быть использованы, помимо прочего, как целесообразная форма общения.
В обществе Темницы существует экономика, в которой время используется как валюта. Когда время человека расходуется, его сознание загружается в состояние «Тихо». Тихие — немые слуги-машины, поддерживающие и защищающие город. Хотя тишина, кажется, мало интересуется миром за пределами своих занятий, они, похоже, сохраняют некоторые следы своей прежней личности и воспоминаний.
В заговоре, центральном в сюжете, участвуют скрытые правители, называемые «криптархами», которые манипулируют экзопамятью и злоупотребляют ею, а также через трансформацию граждан в тихую и обратную память также и традиционную память. В книге общество «Темницы» сравнивается с паноптикумом ; тюрьма, где каждое действие обитателей может быть тщательно изучено.
История и влияния
[ редактировать ]Первая глава «Квантового вора» была представлена Голланцу литературным агентом Раджаниеми Джоном Джарролдом в качестве основы для сделки на три книги, которая в конечном итоге была заключена. Раджаниеми заявил, что он «придумал план, в который вошли все идеи, которые я мог вместить, потому что я хотел быть достойным того, что произошло». В конечном итоге план разросся на три части, и первая часть стала «Квантовый вор» . [ 5 ]
Сюжет романа был вдохновлен одним из любимых персонажей Раджаниеми в художественной литературе, Мориса Леблана джентльменом-вором Арсеном Люпеном , который действует по обе стороны закона. Что заинтриговало Раджаниеми, так это циклы искупления и рецидива, через которые проходит Люпин, пытаясь идти прямо, но всегда терпя неудачу. [ 1 ] Помимо Леблана, Раджаниеми упомянул Роджера Желязны как человека, оказавшего на него сильное влияние. Иэн Макдональд был еще одним писателем-фантастом, которого он назвал влиятельным. [ 6 ] плюс книга Фрэнсис А. Йейтс «Искусство памяти » для дворцов памяти . [ 7 ]
В интервью Раджаниеми сказал, что он не пытался написать роман как тяжелую научную фантастику : «Для меня более важным последствием наличия научного образования является степень спекулятивной строгости: усердно пытаться проработать последствия предположений. человек начинает с». [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Роман получил в целом положительные отзывы. Гэри К. Вулф пишет в своем обзоре Locus , что Раджаниеми «впечатляюще выполнил обещание, что это, вероятно, самый важный дебютный научно-фантастический роман, который мы увидим в этом году». [ 9 ] Джеймс Лавгроув , рецензируя книгу в своей колонке в Financial Times , отмечает, что «многие англоязычные авторы готовы были бы убить за то, чтобы создать прозу хотя бы наполовину такой хорошей, особенно в их первом труде». [ 10 ] Эрик Браун, обозреватель The Guardian , считает роман «блестящим дебютом», ссылаясь при этом на «апокрифический» (и неправильный) миф о том, что «этот роман продавался благодаря своей первой строчке». [ 11 ] Сэм Банда из SciFiNow хвалит роман за «захватывающее повествование и персонажей, подкрепленных зачастую почти пугающе хорошими научно-фантастическими концепциями». [ 12 ]
Критика романа в основном сосредоточена на скудном стиле письма Раджаниеми « покажи, не говори ». Браун отмечает, что «автор не делает никаких уступок ленивому читателю информационными свалками или удобными пояснениями». Найл Александер из журнала «Спекулятивный шотландец» утверждает, что «если бы существовал какой-то указатель, [он] с радостью (и неоднократно) ссылался бы на него в ошеломляющей первой трети «Квантового вора », одновременно провозглашая роман станет « научно -фантастическим дебютом 2010 года». [ 13 ]
Награды
[ редактировать ]- Номинант на премию Locus Award 2011 за лучший первый роман . [ 2 ] [ 3 ] [ 14 ]
- Третье место на Премии Мемориала Джона У. Кэмпбелла 2011 года за лучший научно-фантастический роман [ 4 ]
Библиография
[ редактировать ]- Квантовый вор , Ханну Раяниеми: Голланц, 2010, ISBN 0-575-08887-7 (мягкая обложка) ISBN 0-575-08888-5 )
- Фрактальный принц , Ханну Раяниеми: Голланц, 2012, ISBN 0-575-08891-5 (мягкая обложка) ISBN 0-575-08893-1 )
- Причинный ангел , Ханну Раяниеми: Голланц, 2014, ISBN 0-575-08896-6
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Ли (9 ноября 2010 г.). «Ханну Раджаниеми: научная фантастика» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Финалисты премии Locus Award 2011» . Локус . 11 мая 2011 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Кори Доктороу (12 мая 2011 г.). «Объявлены финалисты премии Locus» . Боинг-Боинг . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Премия памяти Джона В. Кэмпбелла». Архивировано 29 декабря 2012 г. в Wayback Machine . Центр Джона Уэйна и Элси М. Ганн по изучению научной фантастики. Университет Канзаса. Обновлено 11 июля 2011 г. Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ Сэм Банда (3 ноября 2010 г.). «Интервью: Ханну Раджаниеми» . SciFiNow . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ↑ Интервью Ханну Раджаниеми — писателя и математика , 24 сентября 2012 г.
- ↑ Интервью Раджаниеми в 2011 г. в The Guardian.
- ↑ Интервью Престона Грассмана с Ханну Раджаниеми, 16 ноября 2011 г.
- ^ Гэри К. Вулф (27 сентября 2010 г.). «Гэри К. Вульф рецензирует Ханну Раджаниеми» . Журнал Локус . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Джеймс Лавгроув. «Чужие народы» . Файнэншл Таймс . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Эрик Браун (11 сентября 2010 г.). «Сводка новостей научной фантастики» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Сэм Банда (13 октября 2010 г.). «Рецензия на книгу: Квантовый вор» . SciFiNow . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Найл Александр (8 июля 2010 г.). «Рецензия на книгу Ханну Раджаниеми: Квантовый вор» . Спекулятивный шотландец . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Джин Вулф» . Архивировано 14 марта 2008 г. в Wayback Machine . Индекс локуса наград SF: Индекс литературных номинантов . Публикации Локуса . Проверено 23 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Романы 2010 года
- Романы Ханну Раджаниеми
- Научно-фантастические романы 2010 года
- Victor Gollancz Ltd books
- Посткиберпанк-романы
- Финские научно-фантастические романы
- Квантовые фантастические романы
- Романы о виртуальной реальности
- Массовые многопользовательские онлайновые ролевые игры в художественной литературе.
- Романы, действие которых происходит в тюрьме
- Работы о личности
- Романы, действие которых происходит на Марсе
- Фантастика о краже
- Фантастика о воскресении
- Романы о роботах
- Романы о массовой слежке
- Художественная литература о стирании и изменении памяти
- Финские романы XXI века
- Дебютные романы 2010 г.
- Фантастика об искусственном интеллекте
- Фантастика о переносе сознания
- Фантастика о нанотехнологиях
- Фантастика о мегаструктурах
- Разведочное проектирование