Клики ХаКоэн Линтуп
Раввин Клики ХаКоэн Линтуп | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 1 июня 1924 г. | ( 72 года
Религия | иудаизм |
Супруг | Slova Kantzapovitch |
Дети | 11 |
Родитель |
|
Номинал | Религиозный сионизм |
Похороненный | Обмены |
Пинхас Ха-Коэн Линтуп или Пинхас Ха-Коэн Линтоп ( ивр .: הרב פנחס הכהן לינטופ ) — религиозный сионистский литовский раввин и учитель хасидской общины ) (10 октября 1851 — 1 июня 1924 . [ 1 ]
В своей работе «Канаутех де-Пинхас » Бецалель Наор утверждает, что «раввин Линтоп был уникален тем, что он был одним из трех крупнейших литовских каббалистов в этой стране в начале 20-го века: Соломон Эльяшев , Авраам Исаак Хакоэн Кук , и Пинхас Хакоэн Линтоп». [ 2 ]
Жизнь Линтупа обсуждается в нескольких современных работах, в частности, в переводе Ли Шай Вайсбаха « Еврейская жизнь на трех континентах» ученика Линтупа Менахема Менделя Фридена. Его богословские взгляды и влияние представлены в переводе Бецалеля Наора, комментариях и примечаниях к «Легендам о Раббе бар Бар Ханна» рава Кука . Обширная переписка Линтупа с раввином Авраамом Куком также приведена в «Канауте Де Пинхас» Наора , а также в «Шнос Дор Вдор – Том 4 » Реувена Десслера .
Линтуп был сторонником движения Мизрахи .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Линтуп родился в Двинске в семье раввина Иегуды Лейба Ха-Коэна Линтупа. разыскали его, В 1876 году Пинхас был назначен раввином в Вабольнике, Литва, прежде чем в 1888 году евреи-хасиды Биржая чтобы возглавить свою общину. [ 3 ] [ 4 ] Его ученик Менахем Мендель Фриден отмечал, что Линтуп был известен как «один из великих раввинов Литвы». . . острый и хорошо владевший всей сокровищницей еврейского права, он знал наизусть почти весь Талмуд, изучал философию и передовые идеи, был набожен и ревностен». [ 4 ] Линтуп был религиозным сионистом и сторонником движения Мизрахи . [ 5 ]
Линтуп и его жена искали пропуск в Палестину в 1924 году. Раввин Кук запросил для них визу в британской провинции 24 марта 1924 года. Этот запрос был одобрен 30 июля 1924 года. Однако Линтуп скончался за два месяца до этого. [ 6 ]
Линтуп умер 1 июня 1924 года в Биржае и был похоронен на городском еврейском кладбище.
Личная жизнь
[ редактировать ]У Линтупа и его жены Слова (урожденной Канцапович) было одиннадцать детей, переживших роды. Один из его сыновей, Цви Хирш, иммигрировал в Соединенные Штаты в 1905 году. Он изменил свое имя на Гарри Себи Линфилд . [ нужна ссылка ] Он стал реформистским раввином. [ нужна ссылка ]
Дочь Линтупа Либа вышла замуж за Биньёмина Цви Мовсаса, который первоначально сменил своего тестя на посту раввина в Биржае. Позже Мовсас служил раввином города Крекенава , пока не был убит вместе со своей семьей во время Холокоста . Одной из детей Мовсов, Мириам, удалось бежать, и в конце концов она поселилась в Кливленде, штат Огайо, где ее муж Элиезер Леви был рош мечиной (деканом средней школы) в Тельше-ешиве . [ нужна ссылка ]
Философия
[ редактировать ]Линтуп рассматривал спасение еврейского народа как неразрывно связанное с изучением Торы . Он верил, что знание пенимиют хаТора (внутренности Торы) содержит лекарство от духовной болезни поколения. И Линтуп, и раввин Авраам Исаак Кук пытались, каждый по-своему, распространить каббалу в массы и подверглись за это критике со стороны своих коллег-раввинов. [ 7 ]
В философском отношении Линтуп стремился синтезировать школы Моше Хаима Луццатто , Виленского Гаона и Хабада . [ 8 ] Он считал, что Каббалу в целом и Цимцум в частности не следует понимать чисто буквально, тем самым ставя себя в противоречие с другими каббалистами. Фриден заявил, что его учитель был митнагедом (противником хасидизма) по духу. [ 4 ] хотя он был раввином хасидской общины в Биржае.
Говорят, что методологически Линтуп применял галаху снисходительно. [ нечеткий ] , что возмутило других [ ВОЗ? ] . Однако, когда к нему обратились с жалобами на методы Линтупа, Рогачовер Гаон ответил: «Если бы я не был знаком с ним лично, я бы отрезал его от общества, но я знаком с его честностью, чистотой сердца и его огромным знанием Тора, и ему есть на кого положиться, если он снисходителен в Галахе . Пусть будет так». [ 4 ] Он также верил в снисходительность к духовной практике неевреев в отношении соблюдения законов Ноя. Ученый доктор Марк Б. Шапиро утверждает, что в Питчаи Шеариме [ 9 ] : «Линтоп критикует точку зрения Маймонида, Хилхот Мелахим 8:10, о том, что, учитывая власть, евреи должны заставить неевреев принять законы Ноя», поскольку «это повеление применимо только к семи народам, населявшим древний Ханаан, но не применимо к любого другого нееврея, даже живущего в Земле Израиля». Более того, ". . . неевреи, не соблюдающие законы Ноя. . . [являются] невиновными, поскольку они не знают ничего лучшего, поскольку родились в своей культуре». [ 5 ]
Линтуп также подчеркнул важность устранения религиозных разногласий, которые разделяли еврейский народ в его время, особенно значительной враждебности между хасидами и митнагдим . Он считал, что устранение этой ненависти является предварительным условием восстановления Святого Храма в Земле Израиля . В Ялкуте проспект Эмунат Исраэль [ 10 ] Линтуп стремился преодолеть разногласия в еврейских рядах между евреями-сефардами и евреями-ашкенази. Особое внимание уделялось попытке раввина устранить разрыв между теми, кто следовал за Баалом ха-Таньей (первым раввином Хабад Любавич) и Виленским Гаоном (лидером нехасидских, миснагдских евреев).
В связи с этим он стремился выступить перед Всемирным движением Агудат Исраэль на его съезде в Вене в августе 1923 года. Хотя съезд был примечателен учреждением формального школьного образования для девочек и запуском Даф Йоми , собрание оказалось большим разочарованием, поскольку оно переросло в междоусобные сепаратистские взаимные обвинения, включая нападения на его друга, раввина Кука. [ 11 ]
Линтуп также подчеркнул в этой работе центральную важность веры в мышление. Хотя Линтуп изучал философию, он чувствовал, что многие будут интерпретировать философское мышление и изменения, вызванные промышленной революцией, как устраняющие необходимость в вере, которая, по его мнению, имела решающее значение для целеустремленности и самого существования еврейского народа. Что касается веры, ученый доктор Марк Б. Шапиро отмечает, что Линтуп бросил вызов «точке Маймонида о том, что тот, кто ошибается, когда дело касается принципов веры, хуже, чем тот, кто на самом деле совершает даже худшее с тех пор». [ 5 ] как заявил Линтуп: «этот взгляд весьма чужд духу мудрецов Талмуда, не знавших философии» и «. . . люди более великие, чем Маймонид, ошибались, когда дело касалось бестелесности Б-га». [ 5 ]
Наконец, Линтуп посетовал, что его поколение, в отличие от предыдущих поколений, не видит божественности своей души, своей религиозной миссии по изучению Торы и необходимости придерживаться своей еврейской веры, а вместо этого озабочено кровью и деньгами и дает волю их злые наклонности. Ин Хашвену Шел Олим (The World's Account) [ 12 ] Линтуп стремился найти лекарство от того, что он считал болезнью, которая привела евреев к отчаянию и горю, вызванным отходом евреев от своей веры. Дополнительной целью Линтупа было смягчение ассимиляции евреев в европейскую культуру, которая отталкивала еврейский народ от поддержки учения Торы и еврейской литературы в целом. Он подчеркнул это в своей работе «Маамар Биньян ха-Ума» («Строительство нации»). [ 13 ] тем не менее, он одновременно отметил пользу того, что было предложено его народу нерелигиозным Западом, а именно инноваций, которые, по его мнению, помогут в спасении еврейского народа. Линтуп предположил, что однажды древняя нация израильтян будет воссоздана посредством использования современных технологий, чтобы, среди прочего, публиковать и распространять еврейские сочинения, которые в конечном итоге поднимут и объединят еврейский народ. Он считал, что еврейский народ должен стать экспертом в современных западных технологиях, вернувшись при этом к следованию еврейским традициям. Линтуп предположил, что это будет аналогично тому, как японцы – народ, который он считал малочисленным и географически и культурно изолированным от Запада – модернизировались с использованием западных технологий, но сохранили свой уникальный восточный характер в ходе развития своей нации. и победа над Россией в русско-японской войне 1905 года.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Помимо написания рукописей, Линтуп является автором нескольких книг и расширенных эссе, некоторые из которых доступны в Национальной библиотеке Израиля, в том числе:
- «Питчаи шеарим» («Открытие ворот»), изданная в Вильне в 1881 году. [ 9 ] Это был комментарий к Талмуду.
- Ялкут Авеню Эмунат Исраэль . Опубликовано в 1895 году. [ 10 ]
- Маамар Биньян ха-Ума (Строительство нации), опубликовано в 1906 и 1908 годах. [ 13 ]
- Хашвену Шел Олим (Всемирный отчет), опубликовано в 1912 году. [ 12 ] я
В 21 веке были опубликованы работы, содержащие некоторые письма и богословские взгляды раввина Линтупа, в том числе:
- Канаутех де-Пинхас [ 14 ] («Рвение Пинхаса»), созданное раввином Бецалелем Наором, основано на ранее неопубликованном письме раввина Линтупа 1909 года раввину Аврааму Исааку Хакоэну Куку , первому главному ашкеназскому раввину Эрец Исраэль.
- Snos Dor va-Dor (Volume 4) [ 15 ] подготовленный Реувеном Десслером, содержит два важных письма раввина Линтупа раввину Куку примерно в 1907 и 1909 годах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «JewishGen KehilaLinks, Приложение 1» .
- ^ «Канаутех де-Пинхас» . Орот . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Готлиб, Шмуэль Н. (1912). Сефер Охолей Шем . Пинск. п. 23.
- ^ Jump up to: а б с д Еврейская жизнь на трех континентах: мемуары Менахема Менделя Фридена . Перевод Вайсбаха, Ли Шай. Издательство Стэнфордского университета. 2013. с. 182.
- ^ Jump up to: а б с д Шапиро, Марк Б. (21 ноября 2015 г.). «Маймонид и пророчество, Р. Пинхас Линтоп, Р. Хосе Фаур и другие примеры цензуры» . Блог Seforim .
- ^ «Письмо губернатора Иерусалима от 30 июля 1924 года от губернатора округа главному раввину Куку относительно Пинхаса и Слова Линтоп» . 30 июля 1924 года.
- ^ Наор, Бецалель, изд. (2013). Канаутех де-Пинхас — Описание . Перевод Наора, Бецалеля. Orot.com.
- ^ Наор, Бецалель (2017). Рав Кук: провидец и активист . Orot.com.
- ^ Jump up to: а б Линтоп, Пинхас (1881). Питчай Шеарим . Вильно.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Линтоп, Пинчес (1895). Ялкут проспект Эмунат Исраэль . Варшава: Формовочный пресс «Доверош».
- ^ Наор, Бецалель (2013). Психология «Йицра де Синат Хинам» Часть 1 . Orot.com.
- ^ Jump up to: а б Lintup, Pinchas (1912). Hashvenu Shel Olim . Poltava.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Jump up to: а б Линтуп, Пинхас (1908) [1906]. Маамар Биньян ха-Ума . Петрков.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Наор, Бецалель, изд. (2013). Канаутех Де-Пинхас . Спринг-Вэлли, Нью-Йорк: Orot, Inc.
- ^ Десслер, раввин Реувен (2013). Шнос Дор Вадор . Том. 4. Бруклин, Нью-Йорк: Публикации ArtScroll Mesorah. стр. 414–437.
- 1851 рождений
- 1924 смерти
- Литовские писатели XIX века.
- Литовские раввины XIX века
- Литовские писатели ХХ века.
- Литовские раввины ХХ века
- Авторы работ по Талмуду
- Каббалисты
- Коэны, писатели раввинистической литературы
- Литовские писатели-мужчины
- Литовские православные раввины
- Люди из Биржая
- Философы иудаизма
- Религиозные сионистские ортодоксальные раввины
- Писатели из Даугавпилса