Джеймс Чаппл
Джеймс Чаппл | |
---|---|
![]() Преподобный Джеймс Чаппл, дата неизвестна. | |
Рожденный | Джеймс Генри Джордж Чаппл 23 августа 1865 г. Рокгемптон , Квинсленд, Австралия |
Умер | 8 апреля 1947 г. Окленд , Новая Зеландия | ( 81 год
Занятие | Унитарный министр |
Супруг |
Флоренс Гоф |
Дети | 15 |
Джеймс Генри Джордж Чаппл (23 августа 1865 — 8 апреля 1947) был министром -унитарием , бывшим пресвитерианским министром и пацифистом . В 1917 году его обвинили в подстрекательских высказываниях и заключили в тюрьму на 11 месяцев, и он стал источником вдохновения для персонажа Джорджа Пламба в Пламба, трилогии написанной его внуком Морисом Джи . [ 1 ] Он был одним из двух новозеландцев, номинированных на Нобелевскую премию мира до 1956 года. [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и брак
[ редактировать ]Чаппл родился в Рокгемптоне , Квинсленд, Австралия, 23 августа 1865 года. Он был первым ребенком в семье английских иммигрантов Уильяма Чаппла, мясника, и его жены Элизабет. Отец Чаппла утонул в апреле 1867 года, а после его смерти мать Чаппла родила второго сына, который умер в ноябре того же года. Впоследствии Чаппл вырос в Англии и получил образование в частной школе для девочек, которой руководили две его тети. Его мать забрала его обратно в Австралию, когда он был подростком. [ 1 ]
В Австралии Чаппл присоединился к Армии Спасения, став офицером, а в августе 1890 года женился на другом офицере Армии Спасения, Флоренс Гоф. Они переехали в Инверкаргилл в Новой Зеландии в 1893 году со своими первыми двумя детьми, а затем служили в других городах Южного острова. [ 1 ]
Министерство
[ редактировать ]В 1898 году Чаппл и его семья переехали в Кумару , где он служил пресвитерианским домашним миссионером . В 1903 году он был рукоположен в сан пресвитерианского священника в Сент-Эндрюсе , небольшом городке недалеко от Тимару . [ 1 ] Он присоединился к Социалистической партии Новой Зеландии примерно в 1905 году, в результате чего он стал все более непопулярным среди пресвитерианского руководства. В 1907 году местный пресвитерий попытался отстранить его от служения, но его прихожане проголосовали за то, чтобы он остался, 200 голосами против 8. [ 1 ]
В сентябре 1910 года пресвитерий провел публичные слушания, прося Чаппла объяснить свое поведение по ряду вопросов, включая председательство на лекции английского рационалиста Джозефа Маккейба , подписку на Лондонскую рационалистическую ассоциацию и проповедь в Унитарной церкви в Окленде. . Заявив, что он не сожалеет о своих действиях, Чаппл подал в отставку по требованию пресвитерии. [ 3 ] В декабре того же года руководители церкви написали в газету Timaru Herald характеристику от имени г-на Чаппла, высоко оценив его качества священнослужителя и заявив, что он полюбил многих своей откровенностью и тем, что отказался молчать. The Herald записала, что Чапплу и его жене подарили сто соверенов от имени «друзей и сочувствующих». [ 4 ] С октября 1910 по март 1913 года работал библиотекарем местной библиотеки. [ 1 ]
В 1911 году Чаппл основал Унитарное общество Тимару, где читал лекции в качестве министра. Когда министр-унитарист Уильям Джелли посетил его в июле 1911 года, он обнаружил «полностью живое движение, растущую конгрегацию, воскресную школу, насчитывающую 50 человек, и дискуссионное общество, которое собирается в течение недели». [ 5 ] : 115 В 1912 году сторонники Чаппла построили постоянную церковь. [ 5 ] : 134
Оппозиция Первой мировой войне
[ редактировать ]Чаппл был убежденным пацифистом и выступал против Первой мировой войны . В августе 1914 года он написал в «Тимару Геральд» письмо с просьбой опубликовать в газете работы немецких учёных, но признавая трудности, связанные с «нынешним состоянием общественного сознания, когда большинство и каждый (включая священников) говорят о крови, думая кровь, чтение крови, мечтание о крови и жажда крови фактически на время вернулись в Темные века». [ 6 ] В ноябре того же года он написал статью, направленную против патриотизма, для левой газеты Maoriland Worker . [ 7 ] В июне 1915 года местная оппозиция и вмешательство тогдашнего премьер-министра Билла Мэсси и полиции вынудили его отменить запланированную антивоенную проповедь «Новая Зеландия как миролюбивая республика». [ 8 ] [ 9 ] В ответ Чаппл отметил, что «человек, который первым поднял голос против рабства, был опасным человеком», и предупредил, что «эта война является лишь прелюдией к другим войнам». [ 9 ]
В июле 1915 года Чаппл переехал в Калифорнию со своей женой и тринадцатью из четырнадцати выживших детей в надежде, что Соединенные Штаты останутся нейтральными. Он написал, что хотел бы избежать «водоворота расовой неприязни и шовинизма», которым стала Новая Зеландия. [ 10 ] Его старший сын Леонард записался в армию против его воли. [ 1 ] В октябре того же года он написал « Маорилендскому рабочему» , что семья не вернется в Новую Зеландию, пока «демократия не сокрушит милитаризм». [ 11 ] Во время своего пребывания в Соединенных Штатах он читал лекции на тему Новой Зеландии и милитаризма. [ 12 ] Когда стало ясно, что Соединенные Штаты вступят в войну, семья вернулась в Новую Зеландию и поселилась в Крайстчерче , где Чаппл основал унитарную церковь. [ 1 ] [ 5 ] : 114 Во время своей первой службы 11 февраля 1917 года он говорил на тему «Мое путешествие от православия к рациональной религии» и о важности сосредоточения внимания на интересах и служении человека, а не на «воображаемом аду будущего». [ 13 ]
После того, как Чаппл продолжал проповедовать против войны, в 1917 году полиция предъявила ему два обвинения в подстрекательских высказываниях в Греймуте . [ 8 ] В обвинении говорилось, что Чаппл сказал 29 марта: [ 14 ]
Вы находитесь под каблуком у военных лордов... Я говорю своим детям, когда они приходят домой, чтобы они не пели национальный гимн. Я горячо надеюсь на то, что в этой войне не будет победителя. Молиться о войне – кощунство. Женщина идет по долине смерти, чтобы родить ребенка в мир, она кормит его, отправляет в школу, проводит его по шестому стандарту, затем приходит призыв к оружию, и он уходит на войну; зачем? Умереть за свою страну? Нет, умереть за спекулянта.
Чаппл не отрицал, что произнес эти слова, но его защита заключалась в том, что они были сказаны с оговорками или уточнениями, которые опровергли бы обвинение. [ 14 ] Однако он был признан виновным по обоим пунктам обвинения и приговорен к 11 месяцам тюремного заключения, при этом мировой судья назвал его «опасным человеком, находящимся на свободе». [ 8 ] Его семью поддерживали друзья-социалисты и сочувствующие во время его заключения, в том числе Фред Кук , Ада Уэллс , Тим Армстронг и Тед Ховард . [ 8 ] [ 15 ]
Дальнейшая жизнь и наследие
[ редактировать ]После освобождения Чаппла в феврале 1919 года он продолжал проповедовать в качестве унитарного священника в Крайстчерче до 1925 года, несмотря на то, что его социалистическим убеждениям противостояли многие в унитарном движении. Он написал две книги, которые были опубликованы в Англии в 1924 году: «Божественная нужда бунтовщика» и «Великолепное видение бунтовщика» . [ 1 ]
В 1925 году Чаппл и его семья переехали в Таурангу , затем в Хендерсон в Западном Окленде . Он часто выступал на собраниях Ассоциации рационалистов. [ 5 ] : 170 В 1930 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира политиком Рэглана Ли Мартином . [ 2 ] Он продолжал работать унитарным министром до 1941 года, когда добровольно ушел в отставку; он поддержал Советский Союз в его пакте о ненападении с Германией, против которого выступали многие в церкви, и когда Германия вторглась в Советский Союз, его позиция стала несостоятельной. [ 5 ] : 170 Он умер в 1947 году, у него остались жена и четырнадцать детей. [ 1 ]
Внук Чаппла Морис Джи — известный новозеландский писатель, чей роман «Пламб» (1978) считается одним из лучших романов, когда-либо написанных в Новой Зеландии. [ 16 ] Главный герой и рассказчик Джордж Пламб основан на жизни Чаппла. Два сиквела «Мег» (1981) и «Единственный выживший» (1983) рассказывают о жизни дочери Пламба (по мотивам матери Джи) и внуков. [ 17 ]
Другой внук, Джефф Чаппл , также является писателем и журналистом и написал статью о Чаппле в Биографическом словаре Новой Зеландии . [ 1 ] Он сам является политическим активистом, принимавшим участие в протестах против регби-тура Спрингбока 1981 года в Новой Зеландии и антиядерного движения . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Чаппл, Джефф. «Джеймс Генри Джордж Чаппл» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных номинаций» . Нобелевская премия.org . Nobel Media AB 2014. Апрель 2020 г. Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ «Пресвитерий Тимару» . Отаго Дейли Таймс . № 14 938. 14 сентября 2010 г. Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ «Презентация и отзыв» . Тимару Вестник . № 14, 374. 14 декабря 1910 г. Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фасер, Уэйн (2012). Уильям Джелли: унитарист, ученый и педагог (PDF) (MPhil). Университет Мэсси . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ «Переписка: Ученые и война» . Тимару Вестник . № 15, 432. 22 августа 2014 г. Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ Чаппл, преподобный JHG (18 ноября 2014 г.). «Патриотизм: правда и ложь» . Рабочий Маориленда . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ловелл-Смит, Маргарет. «Джеймс Чаппл: Проповедник-социалист, заключенный в тюрьму за подстрекательство к мятежу» . Голоса против войны . Центр разоружения и безопасности . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Дело преподобного Дж. Х. Г. Чаппла» . Рабочий Маориленда . № 225. 1 декабря 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Чаппл, Джас. ХГ (7 июля 1915 г.). «Причины» . Рабочий Маориленда . № 229 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Преподобный Дж. Х. Г. Чаппл пишет из Калифорнии» . Рабочий Маориленда . № 251. 8 декабря 1915 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Новозеландец в изгнании» . Рабочий Маориленда . № 270. 26 апреля 2016 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Чапл в Крайстчерче» . Рабочий Маориленда . № 919. 21 февраля 2017 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Крамольные высказывания: преподобный Чаппл в суде» . Адвокат Рангитикей и Манавату Аргус Когда. 11, 524. 11 мая 1918 г. Получено 29 ноября.
- ^ «Прием преподобному Чапплу» . Рабочий Маориленда . № 419. 5 февраля 2019 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Уотти, Нельсон (2006). «Ну и дела, Морис» . В Робинсоне, Роджер; Уотти, Нельсон (ред.). Оксфордский справочник новозеландской литературы . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195583489.001.0001 . ISBN 978-0-1917-3519-6 . OCLC 865265749 . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Мэтьюз, Филип (6 октября 2018 г.). «Морис Джи о неудачной писательской карьере своей матери, своем беспокойном подростковом возрасте и о том, как он встретил любовь всей своей жизни» . Stuff.co.nz . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Гейл, Джош (12 мая 2011 г.). «Долгий путь Чаппла» . Журнал «Дикая природа» . Проверено 29 ноября 2020 г. .