Четвертый путь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Четвертый путь – это подход к саморазвитию, разработанный Георгием Гурджиевым за годы путешествий по Востоку (ок. 1890 – 1912). Студенты часто называют Четвертый Путь «Работой», «Работой над собой» или «Системой». Точное происхождение некоторых учений Гурджиева неизвестно, но предлагаются различные источники. [1]
Термин «Четвертый путь» в дальнейшем использовал его ученик П.Д. Успенский в своих лекциях и трудах. После смерти Успенского его ученики опубликовали книгу под названием « Четвертый путь», основанную на его лекциях. Согласно этой системе, три традиционные школы, или пути, «являются постоянными формами, которые сохранились на протяжении всей истории в основном в неизмененном виде и основаны на религии. Там, где существуют школы факиров , монахов и йогов , они едва отличаются от религиозных школ. Четвертый путь отличается тем, что «это не постоянный путь. У него нет конкретных форм или институтов, и он приходит и уходит под контролем каких-то собственных законов». [2]
Когда эта работа окончена, т. е. когда поставленная перед ней цель достигнута, четвертый путь исчезает, т. е. он исчезает из данного места, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте, в другой форме. . Школы четвертого пути существуют для нужд той работы, которая проводится в связи с предлагаемым начинанием. Они никогда не существуют сами по себе как школы с целью образования и обучения. [3]
Четвертый Путь рассматривает вопрос о месте человечества во Вселенной и возможностях внутреннего развития. В нем подчеркивается, что люди обычно живут в состоянии, называемом полугипнотическим «сном наяву», при этом возможны более высокие уровни сознания, добродетели и единства воли.
Четвертый путь учит, как различными способами увеличивать и концентрировать внимание и энергию, а также минимизировать мечтательность и рассеянность. Это внутреннее развитие в себе есть начало возможного дальнейшего процесса изменения, цель которого — превратить человека в «того, чем он должен быть».
Обзор
[ редактировать ]Последователи Гурджиева считали его духовным учителем. [4] человек, который полностью пробужден или просветлен . Его также считали эзотериком или оккультистом . [5] Он согласился с тем, что учение было эзотерическим, но утверждал, что ничто из него не было завуалировано тайной, но что многим людям не хватает интереса или способности понять его. [6] Гурджиев сказал: «Учение, теория которого здесь излагается, полностью самодостаточно и независимо от других направлений, и оно до сих пор совершенно неизвестно». [7]
Четвертый Путь учит, что душа , с которой рождается человек, попадает в ловушку и инкапсулируется личностью и остается в спящем состоянии, оставляя человека без сознания, несмотря на то, что он верит в это. Человек должен освободить душу, следуя учению, которое может привести к этой цели или «уйти в никуда» после смерти его тела. Если человек сможет получить учение и найти школу, после смерти физического тела он «уйдет в другое место». Люди рождаются спящими , живут во сне и умирают во сне , лишь воображая , что они бодрствуют, за немногими исключениями. [8] Обычное бодрствующее «сознание» человека вообще не является сознанием, а всего лишь формой сна».
Гурджиев учил «священным танцам» или «движениям», ныне известным как гурджиевские движения , которые исполнялись вместе, как группа. [9] Он оставил массу музыки, вдохновленную тем, что он слышал в отдаленных монастырях и других местах, которая была написана для фортепиано в сотрудничестве с одним из его учеников, Томасом де Гартманном . [10]
Успенский документально зафиксировал, что Гурджиев сказал, что «две или три тысячи лет назад были еще другие пути, которых больше не существует, и пути, существовавшие тогда, не были настолько разделены, они стояли гораздо ближе друг к другу. Четвертый путь отличается от старого и новые пути тем, что этот путь никогда не бывает постоянным. Он не имеет определенных форм и не имеет никаких связанных с ним институтов». [11] Успенский цитирует Гурджиева, что существуют фальшивые школы и что «невозможно распознать неправильный путь, не зная правильного пути. Это означает, что нет смысла беспокоиться о том, как распознать неправильный путь. Нужно думать о том, как найти правильный путь». способ." [12]
на Четвертый путь повлиял тибетский буддизм . По мнению Хосе Тирадо, [13] и Чатрал Ринпоче утверждали, что Гурджиев провел несколько лет в буддийском монастыре в долине Сват . [14]
После смерти Гурджиева в 1949 году различные группы по всему миру пытались продолжить гурджиевскую работу. Фонд Гурджиева был основан в 1953 году в Нью-Йорке Жанной де Зальцманн в сотрудничестве с другими прямыми учениками. [15]
Учения и методы обучения
[ редактировать ]Основа учения
[ редактировать ]- Присутствуйте здесь сейчас [16]
- Мы не помним себя [17]
- Сознательный труд — действие, при котором человек, выполняющий действие, присутствует при том, что он делает; не рассеянный. При этом он стремится выполнить действие более эффективно.
- Намеренное страдание — это акт борьбы с автоматизмом, таким как мечтательность, удовольствие, еда (еда по причинам, отличным от реального голода) и т. д. В книге Гурджиева « Рассказы Вельзевула» он утверждает, что «величайшее «намеренное страдание» можно получить в нашем присутствии». заставляя себя терпеть неприятные проявления других по отношению к себе» [18] По мнению Гурджиева, сознательный труд и намеренное страдание были основой всей эволюции человека.
- Самонаблюдение – наблюдение за своим поведением и привычками. Наблюдать за мыслями, чувствами и ощущениями, не осуждая и не анализируя наблюдаемое. [19]
- Необходимость усилий. Гурджиев подчеркивал, что пробуждение происходит в результате последовательных и длительных усилий. Такие усилия могут быть предприняты как волевой акт после того, как вы уже утомлены.
- Много «Я» — это указывает на раздробленность психики, разные чувства и мысли «Я» у человека: думаю, хочу, знаю лучше, предпочитаю, счастлив, голоден, устал, и т. д. Они не имеют ничего общего друг с другом и не осознают друг друга, возникая и исчезая на короткие промежутки времени. Поэтому человек обычно не имеет единства в себе, желая одного сейчас, а другого, может быть, противоречивого, позже.
Центры
[ редактировать ]Гурджиев классифицировал растения как имеющие один центр, животные — два, а люди — три. Центры относятся к аппаратам внутри существа, которые диктуют определенные органические функции. В человеке есть три основных центра: интеллектуальный , эмоциональный и физический , и два высших центра: высший эмоциональный и высший интеллектуальный .
Тело, Сущность и Личность
Гурджиев разделил существо человека на Сущность и Личность .
- Сущность – «природная часть человека» или «то, с чем он рождается»; Говорят, что эта часть существа обладает способностью развиваться.
- Личность – это все искусственное, что он «узнал» и «увидел».
Космические законы
Гурджиев сосредоточил внимание на двух главных космических законах: Законе Трех и Законе Семи. [ нужна ссылка ] .
- Закон Семи описан Гурджиевым как «первый фундаментальный космический закон». Этот закон используется для объяснения процессов. Основное использование закона семи состоит в том, чтобы объяснить, почему ничто в природе и в жизни не происходит постоянно по прямой, то есть в жизни всегда есть взлеты и падения, которые происходят закономерно. Примеры этого можно заметить в спортивных выступлениях, где спортсмен с высоким рейтингом всегда периодически терпит неудачи, а также почти во всех графиках, отображающих темы, которые происходят с течением времени, таких как экономические графики, графики народонаселения, графики смертности и т. д. на. Все они демонстрируют параболические периоды, которые продолжают расти и падать. Гурджиев утверждал, что, поскольку эти периоды возникают закономерно на основании закона семи, можно поддерживать процесс по прямой линии, если необходимые потрясения были внесены в нужное время. Клавиатура фортепиано является примером закона семи, поскольку семь нот мажорной гаммы точно ему соответствуют.
- Закон Трех описан Гурджиевым как «второй фундаментальный космический закон». Этот закон гласит, что каждое целое явление состоит из трех отдельных источников: Активного , Пассивного и Примиряющего или Нейтрального . Этот закон применим ко всему во Вселенной и человечеству , а также ко всем структурам и процессам. Три центра в человеке, которые, по словам Гурджиева, были Интеллектуальным центром, Эмоциональным центром и Двигательным центром, являются выражением закона трёх. Гурджиев учил своих учеников думать о законе трех сил как о важном для трансформации энергии человеческого существа . Процесс трансформации требует трех действий: утверждения , отрицания и примирения . Этот закон трех отдельных источников можно считать современной интерпретацией ранней индуистской философии гун . Мы можем видеть это, поскольку главы 3, 7, 13, 14, 17 и 18 Бхагавад-гиты обсуждают Гуну в своих стихах. [20]
Говорят , что то, как Закон Семи и Закон Трех действуют вместе, проиллюстрировано Эннеаграммой Четвертого Пути , девятиконечным символом, который является центральным символом системы Гурджиева.
Использование символов
[ редактировать ]В своих объяснениях Гурджиев часто использовал различные символы, такие как Эннеаграмма и Луч Творения . Гурджиев говорил, что «эннеаграмма является универсальным символом. Все знания могут быть включены в эннеаграмму и с помощью эннеаграммы могут быть интерпретированы… Человек может быть совершенно один в пустыне, и он может проследить эннеаграмму на песке и в нем читаешь вечные законы мироздания . И каждый раз он может узнать что-то новое, что-то, чего он раньше не знал». [21] Эннеаграмму часто изучают в контексте, который не включает в себя другие элементы учения Четвертого Пути .
Институт гармоничного развития человека
[ редактировать ]Мигрировав на четыре года после спасения от русской революции вместе с десятками последователей и членов семьи, Гурджиев поселился во Франции и в октябре 1922 года основал свой Институт гармоничного развития человека в замке Ле Приере в Фонтенбло-Эйвоне. [22] Институт представлял собой эзотерическую школу, основанную на учении Гурджиева «Четвертый путь». Чуть не погиб в автокатастрофе в 1924 году, он выздоровел и закрыл институт. Он начал писать «Все и вся» . С 1930 года Гурджиев совершил визит в Северную Америку, где возобновил свое учение.
Успенский рассказывает, что в начале работы с Гурджиевым в Москве и Санкт-Петербурге Гурджиев запрещал студентам записывать или публиковать что-либо, связанное с Гурджиевым и его идеями. [2] Гурджиев сказал, что изучающие его методы окажутся неспособными правильно передать то, что было сказано в группах. Позже Гурджиев смягчил это правило, принимая студентов, которые впоследствии опубликовали отчеты о своем опыте работы с Гурджиевым. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони Сторр , Глиняные ноги , с. 26, Саймон и Шустер, 1997 г. ISBN 978-0-684-83495-5
- ^ Jump up to: а б с «В поисках чудесного» П.Д. Успенский с. 312
- ↑ П.Д. Успенский (1949), В поисках чудесного , Глава 15.
- ↑ Встречи с замечательными людьми , примечание переводчика.
- ↑ Статья Гурджиева в словаре Скептика Роберта Тодда Кэрролла.
- ^ П.Д. Успенский, В поисках чудесного , стр.38.
- ^ В поисках чудесного (глава 14)
- ^ П.Д. Успенский В поисках чудесного , с. 66, Харкорт Брейс и компания, 1977 г. ISBN 0-15-644508-5
- ^ «Отрывки из книги Общества Гурджиевского наследия» . Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Томас де Гартманн: Жизнь композитора [ постоянная мертвая ссылка ] Джон Манган
- ^ "В поисках чудесного" П.Д. Успенский с. 312
- ^ В поисках чудесного (глава 10)
- ^ «Гурджиев-Интернет» . Архивировано из оригинала 29 октября 2007 года . Проверено 11 мая 2007 г.
- ^ Встречи с тремя тибетскими мастерами
- ^ Фонд Гурджиева
- ^ Обмен внутри; стр 18; Джон Пентленд
- ^ В поисках чудесного; стр 117; П.Д. Успенский
- ^ Г.И. Гурджиев (1950). Рассказы Вельзевула своему внуку , стр. 242.
- ^ Гурджиев и дальнейшие достижения самонаблюдения , статья Денниса Льюиса
- ^ Бхагавад Гита . Сарджант, Уинтроп, 1903–1986 гг., Чаппл, Кристофер Ки, 1954 г. (изд. к 25-летию). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2009. ISBN 978-1-4416-0873-4 . OCLC 334515703 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Лекция Г.И. Гурджиева
- ^ Институт гармоничного развития человека
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Четвертым путем , в Wikiquote
- СМИ, связанные с Четвертым путем, на Викискладе?