Jump to content

Эннеаграмма личности

(Перенаправлено из Эннеаграммы личности )

Символ Эннеаграммы
Эннеаграмма фигура

Эннеаграмма Личности , или просто Эннеаграмма , [ 1 ] представляет собой модель человеческой психики , которая в основном понимается и преподается как типология девяти взаимосвязанных типов личности . [ 2 ]

Происхождение и история идей, связанных с Эннеаграммой Личности, оспариваются. Современные подходы в основном основаны на учениях боливийского психодуховного учителя Оскара Ичазо из 1950-х годов и чилийского психиатра Клаудио Наранхо из 1970-х годов. [ 2 ] На теории Наранхо также повлияли более ранние учения Георгия Гурджиева о личности и традиция Четвертого пути в первой половине 20 века.

В качестве типологии Эннеаграмма определяет девять типов личности (иногда называемых «эннеатипами»), которые представлены точками геометрической фигуры, называемой эннеаграммой . [ 3 ] которые указывают на некоторые принципиальные связи между типами. Среди учителей Эннеаграммы существовали разные школы мысли, и их понимание не всегда согласовывалось. [ 3 ]

Эннеаграмма личности пропагандируется как в контексте управления бизнесом , так и в контексте духовности посредством семинаров, конференций, книг, журналов и DVD. [ 4 ] [ 5 ] В бизнес-контексте его часто пропагандируют как средство получить представление о межличностной динамике на рабочем месте; в духовности его обычно представляют как путь к состояниям просветления и сущности . Сторонники обоих контекстов говорят, что это помогло в самосознании, самопонимании и саморазвитии . [ 4 ]

был ограничен Формальный психометрический анализ Эннеаграммы рецензируемые исследования , а проведенные не были приняты соответствующими академическими сообществами . [ 6 ] Хотя Эннеаграмма объединяет некоторые концепции, аналогичные другим теориям личности, [ 7 ] эксперты по оценке личности отвергли ее как лженауку . [ 8 ]

Происхождение и историческое развитие Эннеаграммы личности являются предметом споров. Похожие на Эннеаграмму личности идеи можно найти в работах Евагрия Понтийского , христианского мистика, жившего в Александрии IV века в Египте. [ 9 ] Евагрий выделил восемь logismoi («смертельных мыслей») плюс всеобъемлющую мысль, которую он назвал «любовью к себе». Евагрий писал, что «Первая из всех мыслей — это любовь к себе [ philautia ]; после этого [приходят] восемь». [ 10 ] Помимо выявления восьми смертоносных мыслей, Евагрий также выделил восемь «средств» от этих мыслей. [ 11 ]

Г.И. Гурджиеву (умер в 1949 г.) приписывают первое использование слова «эннеаграмма» и единственный известный источник геометрической фигуры. Он не разработал девять типов личности, связанных с Эннеаграммой личности. Вместо этого Гурджиев использовал фигуру эннеаграммы для различных других целей, включая священные танцы, известные как гурджиевские движения .

Оскар Ичазо (1931–2020) считается основным источником. [ 12 ] современной Эннеаграммы Личности, которая в значительной степени основана на некоторых частях учения Ичазо, таких как учения об эго-фиксациях, святых идеях, страстях и добродетелях. Ичазо, родившийся в Боливии, начал преподавать программы саморазвития в 1950-х годах. Его учение, которое он назвал « Протоанализ », использует фигуру эннеаграммы среди ряда других символов и идей. Ичазо основал Институт Арика , который первоначально базировался в Чили, а затем переехал в Соединенные Штаты в 1970-х годах. [ 3 ] - и ввёл термин «Эннеаграмма личности». [ 4 ] (который он первоначально назвал «Эннеагоном личности»).

Клаудио Наранхо (1932–2019) изучил Эннеаграмму личности у Ичазо в 1970 году, а затем развил и преподавал свое собственное понимание Эннеаграммы в Соединенных Штатах, в основном в Институте Эсален и своим студентам в Беркли, Калифорния. Двое из его учеников были священниками-иезуитами, которые позже адаптировали Эннеаграмму для использования в христианской духовности в рамках программ Университета Лойолы в Чикаго. Первоначально Ичазо категорически возражал против учений Наранхо и других учителей об Эннеаграмме из-за того, что он считал их неправильным толкованием и неправильным использованием Эннеаграммы. [ 3 ]

Учение Наранхо становилось все более популярным в Соединенных Штатах и ​​других странах с 1970-х годов. Многие другие авторы также опубликовали книги по Эннеаграмме личности в 1980-х и 1990-х годах. Среди этих авторов были Дон Ричард Рисо (1987), Хелен Палмер [ Викиданные ] (1988), Эли Джексон-Беар (1989), Элизабет Вагеле (1994) и Ричард Рор (1995). состоялась Первая Международная конференция по эннеаграмме, на которой присутствовало около 1400 участников. В 1994 году в Стэнфордском университете при поддержке кафедры психиатрии университета [ 13 ] психиатр, автор Эннеаграммы и соруководитель конференции Дэвид Дэниэлс [ Викиданные ] где преподавал .

Анализ результатов поиска Google за 16 лет показывает рост количества поисковых запросов по слову «эннеаграмма» с 2017 года. [ 14 ] Кроме того, увеличилось количество аккаунтов в социальных сетях и подкастов об Эннеаграмме, что указывает на растущую популярность среди миллениалов . [ 14 ] Было высказано предположение, что рост популярности Эннеаграммы связан с возобновлением интереса к астрологии . [ 14 ]

Фигура эннеаграммы состоит из трех частей; круг, внутренний треугольник (соединяющий 3-6-9) и неправильную шестиугольную «периодическую фигуру» (соединяющую 1-4-2-8-5-7). Согласно эзотерическим духовным традициям, [ 15 ] круг символизирует единство, внутренний треугольник символизирует «закон трех», а гексаграмма представляет «закон семи» (потому что 1-4-2-8-5-7-1 — это повторяющаяся десятичная дробь, созданная путем деления одного на семь). в десятичной арифметике). [ 16 ] Эти три элемента составляют обычную фигуру эннеаграммы. [ 17 ]

Девять типов

[ редактировать ]

В таблице ниже представлены основные характеристики девяти типов, а также их основные взаимоотношения. Эта таблица подробно описывает эго-фиксации Оскара Ичазо, святые идеи, страсти и добродетели. [ 18 ] в первую очередь с использованием материалов из книги «Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности » (переработанное издание) Дона Ричарда Рисо и Расса Хадсона, а также » Чарльза Тарта «Трансперсональной психологии . [ 19 ] [ 20 ] Другие теоретики могут не согласиться по некоторым аспектам. Типы обычно обозначаются по номерам, но иногда их «характеристические роли» (которые относятся к отличительным архетипическим характеристикам). вместо них используются [ 21 ] Разные авторы и преподаватели обычно используют различные обозначения для каждого типа. Точки «стресса» и «безопасности» (иногда называемые точками «дезинтеграции» и «интеграции») — это типы, соединенные линиями фигуры эннеаграммы, и считается, что они влияют на человека в неблагоприятных или расслабленных обстоятельствах. Согласно этой гипотезе, например, человек с первичным типом «Единица» может начать думать, чувствовать и действовать больше как человек с типом «Четверка» в состоянии стресса или типа «Семь», когда он расслаблен.

Тип Характерная роль Фиксация эго Святая идея Ловушка Основной страх Основное желание Искушение Порок / Страсть Достоинство Стресс/Распад Безопасность/Интеграция
1 реформатор, перфекционист Негодование Совершенство Совершенство Коррупция, дисбаланс, быть плохим Доброта, целостность, баланс Лицемерие , гиперкритичность Злость Умиротворенность 4 7
2 Помощник, Дающий Лесть Свобода, Воля Свобода Быть непривлекательным Чувствовать себя достойным любви Отрицание собственных потребностей, манипуляция Гордость Смирение 8 4
3 Успевающий, Исполнитель Тщеславие Надежда, Закон Эффективность Бесполезность Чувствовать себя ценным Заставлять себя всегда быть «лучшим» Обман Правдивость 9 6
4 Индивидуалист, Романтик Меланхолия Источник Подлинность Не имея ни идентичности, ни значимости Быть уникальными самими собой Злоупотреблять воображением в поисках себя Завидовать Невозмутимость (эмоциональный баланс) 2 1
5 Следователь, Наблюдатель Скупость Всезнание, Прозрачность наблюдатель Беспомощность, неспособность, некомпетентность Мастерство, понимание Замена непосредственного опыта концепциями Жадность Отряд 7 8
6 Лоялист, Верный скептик Трусость Вера Безопасность Быть без поддержки и руководства Чтобы иметь поддержку и руководство Нерешительность, сомнения, поиск утешения Страх Храбрость 3 9
7 Энтузиаст, эпикуреец Планирование План, Работа, Мудрость Идеализм Быть нереализованным, пойманным в ловушку, лишенным Чтобы быть удовлетворенным и довольным Мысль, исполнение которой находится где-то в другом месте Чревоугодие Трезвость 1 5
8 Претендент, Защитник Месть Правда Справедливость Быть контролируемым, причиненным вредом, нарушенным Чтобы получить влияние и быть самодостаточным Думая, что они полностью самодостаточны похоть Невинность 5 2
9 Миротворец, Посредник Праздность Любовь Искатель Утрата, фрагментация, разделение Целостность, душевное спокойствие Избегание конфликтов, избегание самоутверждения Лень Действие 6 3

Три триады типовых шаблонов

[ редактировать ]

Девять типов типов личности Эннеаграммы сгруппированы в различные триады трех типов, в которых каждый из типов имеет несколько общих проблем личности. Самая известная из этих триадных группировок также связана с тремя « центрами интеллекта », как учил Г.И. Гурджиев. Эти три центра традиционно известны как интеллектуальный, эмоциональный и инстинктивный центры. Хотя считается, что у каждого человека в структуре личности всегда активны все три центра, некоторые личностные проблемы больше связаны с одним из центров в зависимости от доминирующего типа личности. В учениях Эннеаграммы личности каждый из этих центров имеет более конкретную или более сильную связь с одной из триад типов личности следующим образом:

  • Интеллектуальный центр особенно связан с типами 5, 6 и 7. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы вопросами «мышления», связанными со страхом.
  • Эмоциональный центр особенно связан с типами 2, 3 и 4. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы проблемами «чувств» и «образа», связанными с тревогой и депрессией.
  • Инстинктивный центр особенно связан с типами 8, 9 и 1. Люди с одним из этих доминирующих типов в основном мотивированы «внутренними» проблемами, связанными с гневом. [ 22 ]

Большинство, но не все, энтузиасты эннеаграммы личности учат, что основной тип человека модифицируется, по крайней мере в некоторой степени, динамикой личности двух соседних типов, как показано на рисунке эннеаграммы. Эти два типа называются «крыльями». Например, считается, что человек с типом личности Три имеет точки Два и Четыре как типы крыльев. Круг на фигуре эннеаграммы может указывать на то, что типы или точки существуют в спектре, а не как отдельные типы или точки, не связанные с соседними с ними. Таким образом, можно понимать, что у человека есть основной тип и один или два типа крыльев, которые влияют на основной тип, но не меняют его. [ 23 ] [ 24 ] Эмпирическое исследование концепции крыла, проведенное Энтони Эдвардсом, не подтвердило эту гипотезу. [ 25 ] С концепцией крыла связана, но не совпадает с ней точка зрения Ичазо, включающая активные, притягивающие и функциональные силы. По его словам, тип создается из отправной точки, называемой активной силой. В свою очередь, тип также ведом силой притяжения. Это заканчивается «функцией», результатом которой является формирование типа между ними. [ 22 ] Наранхо сказал о крыльях, что человек «легко видит» их основной тип между соседними крыльями. [ 26 ]

Соединительные линии

[ редактировать ]

Для некоторых теоретиков Эннеаграммы линии, соединяющие точки, придают дополнительный смысл информации, содержащейся в описаниях типов. Иногда называемые точками «безопасности» и «стресса» или точками «интеграции» и «дезинтеграции», некоторые теоретики полагают, что эти связанные точки также вносят вклад в общую личность человека. Таким образом, с этой точки зрения на личность человека в целом влияют как минимум четыре других момента; две точки, соединенные линиями с основным типом, и две точки крыла. [ 27 ] [ 28 ] Более ранние учения о соединительных линиях теперь отвергаются или модифицируются учителями Эннеаграммы, включая Клаудио Наранхо, который их разработал. [ 9 ]

Инстинктивные подтипы

[ редактировать ]

Каждый из типов личности понимается как имеющий три «инстинктивных подтипа». Считается, что эти подтипы формируются в соответствии с тем, какая из трех инстинктивных энергий человека преимущественно развита и выражена. Инстинктивные энергии называются «самосохранением», «сексуальными» (также называемыми «близостью» или «один на один») и «социальными». На инстинктивном уровне люди могут внутренне подчеркивать и внешне выражать потребность защитить себя (самосохранение), установить связь с важными людьми или партнерами (сексуальная) или ладить или добиться успеха в группах (социальная). [ 29 ] С этой точки зрения существует 27 различных моделей личности, поскольку люди каждого из девяти типов также выражают себя как один из трех подтипов. [ 30 ] Альтернативный подход к подтипам понимает их как три области или группы инстинктов, которые приводят к увеличению вероятности выживания («сохраняющая» область), повышению навыков навигации в социальной среде («навигационная» область) и увеличению вероятности репродуктивного развития. успех («передающий» домен). [ 31 ] Исходя из этого понимания, подтипы отражают индивидуальные различия в наличии этих трех отдельных групп инстинктов.

Считается, что люди функционируют во всех трех формах инстинктивной энергии, но один инстинкт будет более развитым и доминирующим. [ 32 ]

Типовые индикаторные испытания

[ редактировать ]

Тесты-индикаторы типа эннеаграммы были разработаны известными учителями, такими как Дон Ричард Рисо и Расс Хадсон, которые разработали индикатор типа эннеаграммы Рисо-Хадсона (RHETI) в 1993 году. [ 33 ] Их исследования были сосредоточены на создании его как инструмента измерения личности. RHETI имеет эвристическую ценность . [ 34 ] но проведено минимальное количество научных исследований. [ 35 ]

Стэнфордский список открытий эннеаграммы [ 36 ] был разработан профессором психиатрии Дэвидом Дэниелсом в Стэнфордском университете и позже был переименован в «Основной тест эннеаграммы». Эта оценка использовалась для проведения различных исследований, в том числе по изучению личности однояйцевых близнецов. [ 37 ]

Обзор 2002 года исследований по проверке различных тестов Эннеаграммы обнаружил сдержанную поддержку их надежности и достоверности. [ 38 ]

Исследования и критика

[ редактировать ]

Хотя учения Эннеаграммы достигли определенной популярности, многие профессионалы отнесли их к категории псевдонауки из-за их субъективности и невозможности научной проверки и описали как «метод оценки, надежность или достоверность которого не доказана». [ 39 ] В 2011 году научный скептик Роберт Тодд Кэрролл включил Эннеаграмму в список псевдонаучных теорий, которые «нельзя проверить, потому что они настолько расплывчаты и податливы, что все значимое можно подогнать под эту теорию». [ 40 ]

Обзор эмпирических работ по Эннеаграмме, проведенный в 2020 году, показал неоднозначные результаты в отношении надежности и достоверности модели. [ 41 ] Исследование отметило, что ипсативная версия индикатора типа эннеаграммы Рисо-Хадсона (оценки по одному измерению уменьшают баллы по другому измерению) имела проблемы с достоверностью, тогда как было обнаружено, что неипсативная версия теста имеет лучшую внутреннюю согласованность и тест. -повторное тестирование надежности. Было обнаружено, что 87% людей смогли точно предсказать свой тип Эннеаграммы (до прохождения теста), прочитав описания каждого типа. [ 41 ]

В опросе Delphi среди 101 члена психологических организаций с докторской степенью, таких как Американская психологическая ассоциация , Эннеаграмма вошла в число пяти психологических методов лечения и тестов, которые по крайней мере 25% из них были оценены как дискредитированные для оценки личности. Эксперты, знакомые с Эннеаграммой, оценили ее на средний балл 4,14 (3,37 в первом раунде исследования), что примерно эквивалентно варианту «вероятно дискредитирован» (3 = возможно дискредитирован, 4 = вероятно дискредитирован, 5 = определенно дискредитирован ). [ 42 ]

Эннеаграмма также подверглась критике с религиозной точки зрения. В 2000 году Комитет католических епископов США по доктрине подготовил проект отчета о происхождении Эннеаграммы, чтобы помочь епископам оценить ее использование в своих епархиях. В отчете определены аспекты пересечения эннеаграммы и римского католицизма, которые, по их мнению, требуют тщательного изучения, а также потенциальные проблемные области: «Хотя система эннеаграммы мало имеет общего с традиционной христианской доктриной или духовностью, она также мало имеет общего с методами и критерии современной науки... Бремя доказательства лежит на сторонниках эннеаграммы, которые должны предоставить научные доказательства своих утверждений». [ 43 ] Частично в ответ на то, что иезуиты и члены других религиозных орденов обучают христианскому пониманию Эннеаграммы личности, Ватиканский документ 2003 года назвал « Иисус Христос, носитель воды жизни». В «Христианском размышлении о «Новом веке»» говорится, что Эннеаграмма, «когда используется как средство духовного роста, вносит двусмысленность в доктрину и жизнь христианской веры». [ 44 ] [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ (от греческих слов ἐννέα [ ennéa , что означает «девять»] и γράμμα [ grámma , что означает что-то «написанное» или «нарисованное») «Греческий язык Стронга: 1121. γράμμα (грамма) — то, что нарисовано или написано, т.е. буква» . biblesuite.com .
  2. ^ Jump up to: а б «Архив Эннеаграммы» . Карьерный проект . Проверено 18 апреля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Страница 569» . в Эллис, Альберт ; Абрамс, Майк; Денгелеги Абрамс, Лидия (2008). «Религия, Нью Эйдж и традиционные подходы к личности». Теории личности: критические перспективы . МУДРЕЦ. стр. 529–576. дои : 10.4135/9781452231617.n17 . ISBN  978-1-4129-7062-4 . Ичазо отрекся от Наранхо, Палмера и других авторов-иезуитов об Эннеаграмме на том основании, что его описания девяти типов представляют собой фиксации эго, которые развиваются в раннем детстве в ответ на травму.
  4. ^ Jump up to: а б с Кларк, Питер (2004). Энциклопедия новых религиозных движений . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-203-48433-9 .
  5. ^ Кемп, Дарен (2004). Новый век: путеводитель: альтернативные духовные пути от заговора Водолея до следующего века . Издательство Эдинбургского университета . ISBN  978-0-7486-1532-2 .
  6. ^ Тайер, доктор Брюс А.; Пиньотти, Моника (15 мая 2015 г.). Наука и лженаука в практике социальной работы . Издательская компания Спрингер. п. 49. ИСБН  9780826177681 .
  7. ^ «Эннеаграмма: учебник для резидентов психиатрии» , Американский журнал резидентов психиатрии , 6 марта 2020 г., стр. 2–5.
  8. ^ Слоат, Сара (28 сентября 2020 г.). «Почему один популярный личностный тест является в лучшем случае «псевдонаучным» » . Инверсия . Проверено 16 февраля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Брэндон Медина (17 апреля 2019 г.). «Эннеаграмма – История (Часть 1)» . Теологический аналитический центр . Проверено 18 апреля 2023 г.
  10. ^ Хармлесс, В.; Фицджеральд, Р.Р. (2001). «Сапфировый свет разума: Схемматы Евагрия Понтийского» Теологические исследования 62 (3): 498–529. дои : 10.1177/004056390106200303 . S2CID   170609824 .
  11. ^ Уилтс, В.; Палмер, Х. (июль 2011 г.). «Спрятано на виду: наблюдения о происхождении Эннеаграммы». Журнал Эннеаграммы . 4 (1): 4–37.
  12. ^ «Международная ассоциация эннеаграммы — история» . Internationalenneagram.org . Архивировано из оригинала 25 ноября 2012 года.
  13. ^ «Чтобы найти себя, возьми номер» . Newsweek . 11 сентября 1994 года . Проверено 9 июля 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Гербер, Мариса (22 апреля 2020 г.). «Эннеаграмма переживает момент. Вы можете поблагодарить миллениалов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 октября 2021 г.
  15. ^ Палмер, Эннеаграмма , стр. 36.
  16. ^ «Теория процесса и Закон семи» . rahul.net .
  17. ^ Вагеле, Эннеаграмма стала проще , стр. 1–11. ISBN   9780062510266
  18. ^ Ичазо, Оскар (1982). Интервью с Оскаром Ичазо . Издательство Института Арика. ISBN  978-0-916-55403-3 .
  19. ^ Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Расс (2000). Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-0-618-00415-7 . Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности, исправленное дополнение.
  20. ^ Т. Тарт, Чарльз (1977). Трансперсональная психология .
  21. ^ Барон, Рене. Какой я тип: узнай, кто ты на самом деле . п. 162.
  22. ^ Jump up to: а б Ичазо, Оскар. Человеческий процесс к просветлению и свободе: серия из пяти лекций . п. 64. .
  23. ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 19.
  24. ^ Вагнер, Шкалы стилей личности Эннеаграммы Вагнера , с. 2.6.
  25. ^ «Отрезание крыльев эннеаграммы: исследование восприятия людьми девятикратной типологии личности», Social Behavior and Personality , 19 (1) 11-20, 1991.
  26. ^ Наранхо, Клаудио (1994). Характер и невроз . п. 20.
  27. ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 87–88.
  28. ^ Вагнер, Шкалы стилей личности Эннеаграммы Вагнера , с. 30.
  29. ^ Палмер, Эннеаграмма в любви и работе , с. 29.
  30. ^ Майтри, Духовное измерение Эннеаграммы , стр. 263–264.
  31. ^ «Инстинкты: более широкий взгляд». Архивировано 7 июля 2011 года в Wayback Machine , автор Марио Сикора, Enneagram Monthly , июнь 2007 года.
  32. ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 70–71.
  33. ^ Ричард., Рисо, Дон (1995). Раскрытие своего типа личности: новый опросник по эннеаграмме . Houghton Mifflin Co. OCLC   1033638302 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Ньюджент, Ребека, Ребека (январь 2004 г.), «Индикатор типа эннеаграммы Рисо-Хадсона: оценки надежности и достоверности» , «Измерение и оценка в консультировании и развитии» , том. 36, стр. 226–237 , получено 23 декабря 2010 г.
  35. ^ Джордано, Мэри Энн Элизабет; Пьемонт, Ральф (2010). «Психометрическая оценка индикатора типа Рисо-Хадсона (RHETI), версия 2.5: сравнение ипсативных и неипсативных версий и корреляции с духовными результатами» . Диссертации и диссертации ProQuest . ДАИ-Б 70/07. Балтимор, Мэриленд: Колледж Лойолы в Мэриленде: 4524. OCLC   463479495 . Проверено 27 декабря 2010 г.
  36. ^ Дэниелс, Дэвид (1998). Стэнфордский перечень и руководство по открытиям эннеаграммы . Сад разума. ISBN  9780966660104 . OCLC   42860688 .
  37. ^ «Личность близнецов, воспитывающихся вместе» (PDF) .
  38. ^ Ньюджент, Ребекка А.; Парр, Патрисия Э.; Ньюман, Исадор (2002). Эннеаграмма: тенденции валидации . Фейетвилл, Арканзас: Университет Арканзаса.
  39. ^ «Страница 64» . в Тайер, доктор Брюс А.; Пиньотти, Моника (2015). «Лженаука в клинической оценке». Наука и лженаука в практике социальной работы . стр. 33–74. дои : 10.1891/9780826177698.0002 . ISBN  978-0-8261-7768-1 .
  40. ^ Кэрролл, Роберт (11 января 2011 г.). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Джон Уайли и сыновья. п. 306. ИСБН  978-1-118-04563-3 .
  41. ^ Jump up to: а б Хук, Джошуа Н.; Холл, Тодд В.; Дэвис, Дон Э.; Тонгерен, Дэрил Р. Ван; Коннер, Маккензи (2021). «Эннеаграмма: систематический обзор литературы и направления будущих исследований» . Журнал клинической психологии . 77 (4): 865–883. дои : 10.1002/jclp.23097 . ISSN   1097-4679 . ПМИД   33332604 . S2CID   229316947 .
  42. ^ «Дискредитированные психологические методы лечения и тесты: опрос Дельфи» , Профессиональная психология: исследования и практика , том 37, выпуск 5, 2006, стр. 515–522.
  43. ^ «Краткий отчет о происхождении Эннеаграммы» , проект Секретариата епископов США по доктрине и пастырской практике, 10 октября 2000 г., исправлено 23 октября 2001 г.
  44. ^ Ричард Смоли, Джей Кинни (2006). Скрытая мудрость: Путеводитель по западным внутренним традициям . Серия Western Mystery Tradition (переработанная, иллюстрированная ред.). Книги квестов . п. 229. ИСБН  978-0-8356-0844-2 .
  45. ^ «Иисус Христос, носитель воды жизни. Христианские размышления о« новом веке »». Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine , Папский совет по культуре, Папский совет по межрелигиозному диалогу.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d07c91e3d45f69ebf7d1bcf443a969f__1722553440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/9f/9d07c91e3d45f69ebf7d1bcf443a969f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enneagram of Personality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)