Эннеаграмма личности
Эннеаграмма Личности , или просто Эннеаграмма , [ 1 ] представляет собой модель человеческой психики , которая в основном понимается и преподается как типология девяти взаимосвязанных типов личности . [ 2 ]
Происхождение и история идей, связанных с Эннеаграммой Личности, оспариваются. Современные подходы в основном основаны на учениях боливийского психодуховного учителя Оскара Ичазо из 1950-х годов и чилийского психиатра Клаудио Наранхо из 1970-х годов. [ 2 ] На теории Наранхо также повлияли более ранние учения Георгия Гурджиева о личности и традиция Четвертого пути в первой половине 20 века.
В качестве типологии Эннеаграмма определяет девять типов личности (иногда называемых «эннеатипами»), которые представлены точками геометрической фигуры, называемой эннеаграммой . [ 3 ] которые указывают на некоторые принципиальные связи между типами. Среди учителей Эннеаграммы существовали разные школы мысли, и их понимание не всегда согласовывалось. [ 3 ]
Эннеаграмма личности пропагандируется как в контексте управления бизнесом , так и в контексте духовности посредством семинаров, конференций, книг, журналов и DVD. [ 4 ] [ 5 ] В бизнес-контексте его часто пропагандируют как средство получить представление о межличностной динамике на рабочем месте; в духовности его обычно представляют как путь к состояниям просветления и сущности . Сторонники обоих контекстов говорят, что это помогло в самосознании, самопонимании и саморазвитии . [ 4 ]
был ограничен Формальный психометрический анализ Эннеаграммы рецензируемые исследования , а проведенные не были приняты соответствующими академическими сообществами . [ 6 ] Хотя Эннеаграмма объединяет некоторые концепции, аналогичные другим теориям личности, [ 7 ] эксперты по оценке личности отвергли ее как лженауку . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Происхождение и историческое развитие Эннеаграммы личности являются предметом споров. Похожие на Эннеаграмму личности идеи можно найти в работах Евагрия Понтийского , христианского мистика, жившего в Александрии IV века в Египте. [ 9 ] Евагрий выделил восемь logismoi («смертельных мыслей») плюс всеобъемлющую мысль, которую он назвал «любовью к себе». Евагрий писал, что «Первая из всех мыслей — это любовь к себе [ philautia ]; после этого [приходят] восемь». [ 10 ] Помимо выявления восьми смертоносных мыслей, Евагрий также выделил восемь «средств» от этих мыслей. [ 11 ]
Г.И. Гурджиеву (умер в 1949 г.) приписывают первое использование слова «эннеаграмма» и единственный известный источник геометрической фигуры. Он не разработал девять типов личности, связанных с Эннеаграммой личности. Вместо этого Гурджиев использовал фигуру эннеаграммы для различных других целей, включая священные танцы, известные как гурджиевские движения .
Оскар Ичазо (1931–2020) считается основным источником. [ 12 ] современной Эннеаграммы Личности, которая в значительной степени основана на некоторых частях учения Ичазо, таких как учения об эго-фиксациях, святых идеях, страстях и добродетелях. Ичазо, родившийся в Боливии, начал преподавать программы саморазвития в 1950-х годах. Его учение, которое он назвал « Протоанализ », использует фигуру эннеаграммы среди ряда других символов и идей. Ичазо основал Институт Арика , который первоначально базировался в Чили, а затем переехал в Соединенные Штаты в 1970-х годах. [ 3 ] - и ввёл термин «Эннеаграмма личности». [ 4 ] (который он первоначально назвал «Эннеагоном личности»).
Клаудио Наранхо (1932–2019) изучил Эннеаграмму личности у Ичазо в 1970 году, а затем развил и преподавал свое собственное понимание Эннеаграммы в Соединенных Штатах, в основном в Институте Эсален и своим студентам в Беркли, Калифорния. Двое из его учеников были священниками-иезуитами, которые позже адаптировали Эннеаграмму для использования в христианской духовности в рамках программ Университета Лойолы в Чикаго. Первоначально Ичазо категорически возражал против учений Наранхо и других учителей об Эннеаграмме из-за того, что он считал их неправильным толкованием и неправильным использованием Эннеаграммы. [ 3 ]
Учение Наранхо становилось все более популярным в Соединенных Штатах и других странах с 1970-х годов. Многие другие авторы также опубликовали книги по Эннеаграмме личности в 1980-х и 1990-х годах. Среди этих авторов были Дон Ричард Рисо (1987), Хелен Палмер (1988), Эли Джексон-Беар (1989), Элизабет Вагеле (1994) и Ричард Рор (1995). состоялась Первая Международная конференция по эннеаграмме, на которой присутствовало около 1400 участников. В 1994 году в Стэнфордском университете при поддержке кафедры психиатрии университета [ 13 ] психиатр, автор Эннеаграммы и соруководитель конференции Дэвид Дэниэлс где преподавал .
Анализ результатов поиска Google за 16 лет показывает рост количества поисковых запросов по слову «эннеаграмма» с 2017 года. [ 14 ] Кроме того, увеличилось количество аккаунтов в социальных сетях и подкастов об Эннеаграмме, что указывает на растущую популярность среди миллениалов . [ 14 ] Было высказано предположение, что рост популярности Эннеаграммы связан с возобновлением интереса к астрологии . [ 14 ]
Фигура
[ редактировать ]Фигура эннеаграммы состоит из трех частей; круг, внутренний треугольник (соединяющий 3-6-9) и неправильную шестиугольную «периодическую фигуру» (соединяющую 1-4-2-8-5-7). Согласно эзотерическим духовным традициям, [ 15 ] круг символизирует единство, внутренний треугольник символизирует «закон трех», а гексаграмма представляет «закон семи» (потому что 1-4-2-8-5-7-1 — это повторяющаяся десятичная дробь, созданная путем деления одного на семь). в десятичной арифметике). [ 16 ] Эти три элемента составляют обычную фигуру эннеаграммы. [ 17 ]
Девять типов
[ редактировать ]В таблице ниже представлены основные характеристики девяти типов, а также их основные взаимоотношения. Эта таблица подробно описывает эго-фиксации Оскара Ичазо, святые идеи, страсти и добродетели. [ 18 ] в первую очередь с использованием материалов из книги «Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности » (переработанное издание) Дона Ричарда Рисо и Расса Хадсона, а также » Чарльза Тарта «Трансперсональной психологии . [ 19 ] [ 20 ] Другие теоретики могут не согласиться по некоторым аспектам. Типы обычно обозначаются по номерам, но иногда их «характеристические роли» (которые относятся к отличительным архетипическим характеристикам). вместо них используются [ 21 ] Разные авторы и преподаватели обычно используют различные обозначения для каждого типа. Точки «стресса» и «безопасности» (иногда называемые точками «дезинтеграции» и «интеграции») — это типы, соединенные линиями фигуры эннеаграммы, и считается, что они влияют на человека в неблагоприятных или расслабленных обстоятельствах. Согласно этой гипотезе, например, человек с первичным типом «Единица» может начать думать, чувствовать и действовать больше как человек с типом «Четверка» в состоянии стресса или типа «Семь», когда он расслаблен.
Тип | Характерная роль | Фиксация эго | Святая идея | Ловушка | Основной страх | Основное желание | Искушение | Порок / Страсть | Достоинство | Стресс/Распад | Безопасность/Интеграция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | реформатор, перфекционист | Негодование | Совершенство | Совершенство | Коррупция, дисбаланс, быть плохим | Доброта, целостность, баланс | Лицемерие , гиперкритичность | Злость | Умиротворенность | 4 | 7 |
2 | Помощник, Дающий | Лесть | Свобода, Воля | Свобода | Быть непривлекательным | Чувствовать себя достойным любви | Отрицание собственных потребностей, манипуляция | Гордость | Смирение | 8 | 4 |
3 | Успевающий, Исполнитель | Тщеславие | Надежда, Закон | Эффективность | Бесполезность | Чувствовать себя ценным | Заставлять себя всегда быть «лучшим» | Обман | Правдивость | 9 | 6 |
4 | Индивидуалист, Романтик | Меланхолия | Источник | Подлинность | Не имея ни идентичности, ни значимости | Быть уникальными самими собой | Злоупотреблять воображением в поисках себя | Завидовать | Невозмутимость (эмоциональный баланс) | 2 | 1 |
5 | Следователь, Наблюдатель | Скупость | Всезнание, Прозрачность | наблюдатель | Беспомощность, неспособность, некомпетентность | Мастерство, понимание | Замена непосредственного опыта концепциями | Жадность | Отряд | 7 | 8 |
6 | Лоялист, Верный скептик | Трусость | Вера | Безопасность | Быть без поддержки и руководства | Чтобы иметь поддержку и руководство | Нерешительность, сомнения, поиск утешения | Страх | Храбрость | 3 | 9 |
7 | Энтузиаст, эпикуреец | Планирование | План, Работа, Мудрость | Идеализм | Быть нереализованным, пойманным в ловушку, лишенным | Чтобы быть удовлетворенным и довольным | Мысль, исполнение которой находится где-то в другом месте | Чревоугодие | Трезвость | 1 | 5 |
8 | Претендент, Защитник | Месть | Правда | Справедливость | Быть контролируемым, причиненным вредом, нарушенным | Чтобы получить влияние и быть самодостаточным | Думая, что они полностью самодостаточны | похоть | Невинность | 5 | 2 |
9 | Миротворец, Посредник | Праздность | Любовь | Искатель | Утрата, фрагментация, разделение | Целостность, душевное спокойствие | Избегание конфликтов, избегание самоутверждения | Лень | Действие | 6 | 3 |
Три триады типовых шаблонов
[ редактировать ]Девять типов типов личности Эннеаграммы сгруппированы в различные триады трех типов, в которых каждый из типов имеет несколько общих проблем личности. Самая известная из этих триадных группировок также связана с тремя « центрами интеллекта », как учил Г.И. Гурджиев. Эти три центра традиционно известны как интеллектуальный, эмоциональный и инстинктивный центры. Хотя считается, что у каждого человека в структуре личности всегда активны все три центра, некоторые личностные проблемы больше связаны с одним из центров в зависимости от доминирующего типа личности. В учениях Эннеаграммы личности каждый из этих центров имеет более конкретную или более сильную связь с одной из триад типов личности следующим образом:
- Интеллектуальный центр особенно связан с типами 5, 6 и 7. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы вопросами «мышления», связанными со страхом.
- Эмоциональный центр особенно связан с типами 2, 3 и 4. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы проблемами «чувств» и «образа», связанными с тревогой и депрессией.
- Инстинктивный центр особенно связан с типами 8, 9 и 1. Люди с одним из этих доминирующих типов в основном мотивированы «внутренними» проблемами, связанными с гневом. [ 22 ]
Крылья
[ редактировать ]Большинство, но не все, энтузиасты эннеаграммы личности учат, что основной тип человека модифицируется, по крайней мере в некоторой степени, динамикой личности двух соседних типов, как показано на рисунке эннеаграммы. Эти два типа называются «крыльями». Например, считается, что человек с типом личности Три имеет точки Два и Четыре как типы крыльев. Круг на фигуре эннеаграммы может указывать на то, что типы или точки существуют в спектре, а не как отдельные типы или точки, не связанные с соседними с ними. Таким образом, можно понимать, что у человека есть основной тип и один или два типа крыльев, которые влияют на основной тип, но не меняют его. [ 23 ] [ 24 ] Эмпирическое исследование концепции крыла, проведенное Энтони Эдвардсом, не подтвердило эту гипотезу. [ 25 ] С концепцией крыла связана, но не совпадает с ней точка зрения Ичазо, включающая активные, притягивающие и функциональные силы. По его словам, тип создается из отправной точки, называемой активной силой. В свою очередь, тип также ведом силой притяжения. Это заканчивается «функцией», результатом которой является формирование типа между ними. [ 22 ] Наранхо сказал о крыльях, что человек «легко видит» их основной тип между соседними крыльями. [ 26 ]
Соединительные линии
[ редактировать ]Для некоторых теоретиков Эннеаграммы линии, соединяющие точки, придают дополнительный смысл информации, содержащейся в описаниях типов. Иногда называемые точками «безопасности» и «стресса» или точками «интеграции» и «дезинтеграции», некоторые теоретики полагают, что эти связанные точки также вносят вклад в общую личность человека. Таким образом, с этой точки зрения на личность человека в целом влияют как минимум четыре других момента; две точки, соединенные линиями с основным типом, и две точки крыла. [ 27 ] [ 28 ] Более ранние учения о соединительных линиях теперь отвергаются или модифицируются учителями Эннеаграммы, включая Клаудио Наранхо, который их разработал. [ 9 ]
Инстинктивные подтипы
[ редактировать ]Каждый из типов личности понимается как имеющий три «инстинктивных подтипа». Считается, что эти подтипы формируются в соответствии с тем, какая из трех инстинктивных энергий человека преимущественно развита и выражена. Инстинктивные энергии называются «самосохранением», «сексуальными» (также называемыми «близостью» или «один на один») и «социальными». На инстинктивном уровне люди могут внутренне подчеркивать и внешне выражать потребность защитить себя (самосохранение), установить связь с важными людьми или партнерами (сексуальная) или ладить или добиться успеха в группах (социальная). [ 29 ] С этой точки зрения существует 27 различных моделей личности, поскольку люди каждого из девяти типов также выражают себя как один из трех подтипов. [ 30 ] Альтернативный подход к подтипам понимает их как три области или группы инстинктов, которые приводят к увеличению вероятности выживания («сохраняющая» область), повышению навыков навигации в социальной среде («навигационная» область) и увеличению вероятности репродуктивного развития. успех («передающий» домен). [ 31 ] Исходя из этого понимания, подтипы отражают индивидуальные различия в наличии этих трех отдельных групп инстинктов.
Считается, что люди функционируют во всех трех формах инстинктивной энергии, но один инстинкт будет более развитым и доминирующим. [ 32 ]
Типовые индикаторные испытания
[ редактировать ]Тесты-индикаторы типа эннеаграммы были разработаны известными учителями, такими как Дон Ричард Рисо и Расс Хадсон, которые разработали индикатор типа эннеаграммы Рисо-Хадсона (RHETI) в 1993 году. [ 33 ] Их исследования были сосредоточены на создании его как инструмента измерения личности. RHETI имеет эвристическую ценность . [ 34 ] но проведено минимальное количество научных исследований. [ 35 ]
Стэнфордский список открытий эннеаграммы [ 36 ] был разработан профессором психиатрии Дэвидом Дэниелсом в Стэнфордском университете и позже был переименован в «Основной тест эннеаграммы». Эта оценка использовалась для проведения различных исследований, в том числе по изучению личности однояйцевых близнецов. [ 37 ]
Обзор 2002 года исследований по проверке различных тестов Эннеаграммы обнаружил сдержанную поддержку их надежности и достоверности. [ 38 ]
Исследования и критика
[ редактировать ]Хотя учения Эннеаграммы достигли определенной популярности, многие профессионалы отнесли их к категории псевдонауки из-за их субъективности и невозможности научной проверки и описали как «метод оценки, надежность или достоверность которого не доказана». [ 39 ] В 2011 году научный скептик Роберт Тодд Кэрролл включил Эннеаграмму в список псевдонаучных теорий, которые «нельзя проверить, потому что они настолько расплывчаты и податливы, что все значимое можно подогнать под эту теорию». [ 40 ]
Обзор эмпирических работ по Эннеаграмме, проведенный в 2020 году, показал неоднозначные результаты в отношении надежности и достоверности модели. [ 41 ] Исследование отметило, что ипсативная версия индикатора типа эннеаграммы Рисо-Хадсона (оценки по одному измерению уменьшают баллы по другому измерению) имела проблемы с достоверностью, тогда как было обнаружено, что неипсативная версия теста имеет лучшую внутреннюю согласованность и тест. -повторное тестирование надежности. Было обнаружено, что 87% людей смогли точно предсказать свой тип Эннеаграммы (до прохождения теста), прочитав описания каждого типа. [ 41 ]
В опросе Delphi среди 101 члена психологических организаций с докторской степенью, таких как Американская психологическая ассоциация , Эннеаграмма вошла в число пяти психологических методов лечения и тестов, которые по крайней мере 25% из них были оценены как дискредитированные для оценки личности. Эксперты, знакомые с Эннеаграммой, оценили ее на средний балл 4,14 (3,37 в первом раунде исследования), что примерно эквивалентно варианту «вероятно дискредитирован» (3 = возможно дискредитирован, 4 = вероятно дискредитирован, 5 = определенно дискредитирован ). [ 42 ]
Эннеаграмма также подверглась критике с религиозной точки зрения. В 2000 году Комитет католических епископов США по доктрине подготовил проект отчета о происхождении Эннеаграммы, чтобы помочь епископам оценить ее использование в своих епархиях. В отчете определены аспекты пересечения эннеаграммы и римского католицизма, которые, по их мнению, требуют тщательного изучения, а также потенциальные проблемные области: «Хотя система эннеаграммы мало имеет общего с традиционной христианской доктриной или духовностью, она также мало имеет общего с методами и критерии современной науки... Бремя доказательства лежит на сторонниках эннеаграммы, которые должны предоставить научные доказательства своих утверждений». [ 43 ] Частично в ответ на то, что иезуиты и члены других религиозных орденов обучают христианскому пониманию Эннеаграммы личности, Ватиканский документ 2003 года назвал « Иисус Христос, носитель воды жизни». В «Христианском размышлении о «Новом веке»» говорится, что Эннеаграмма, «когда используется как средство духовного роста, вносит двусмысленность в доктрину и жизнь христианской веры». [ 44 ] [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]- А. Х. Алмаас – американский писатель
- Анкета 16PF – личностный тест с самооценкой
- Черты личности «Большой пятерки» - модель личности, состоящая из пяти широких измерений.
- Индикатор типа Майерс-Бриггс - ненаучный личностный опросник
- Психология личности - раздел психологии, посвященный личности.
- Пересмотренный опросник личности NEO – перечень черт личности «Большой пятерки»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (от греческих слов ἐννέα [ ennéa , что означает «девять»] и γράμμα [ grámma , что означает что-то «написанное» или «нарисованное») «Греческий язык Стронга: 1121. γράμμα (грамма) — то, что нарисовано или написано, т.е. буква» . biblesuite.com .
- ^ Jump up to: а б «Архив Эннеаграммы» . Карьерный проект . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Страница 569» . в Эллис, Альберт ; Абрамс, Майк; Денгелеги Абрамс, Лидия (2008). «Религия, Нью Эйдж и традиционные подходы к личности». Теории личности: критические перспективы . МУДРЕЦ. стр. 529–576. дои : 10.4135/9781452231617.n17 . ISBN 978-1-4129-7062-4 .
Ичазо отрекся от Наранхо, Палмера и других авторов-иезуитов об Эннеаграмме на том основании, что его описания девяти типов представляют собой фиксации эго, которые развиваются в раннем детстве в ответ на травму.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, Питер (2004). Энциклопедия новых религиозных движений . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-203-48433-9 .
- ^ Кемп, Дарен (2004). Новый век: путеводитель: альтернативные духовные пути от заговора Водолея до следующего века . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-1532-2 .
- ^ Тайер, доктор Брюс А.; Пиньотти, Моника (15 мая 2015 г.). Наука и лженаука в практике социальной работы . Издательская компания Спрингер. п. 49. ИСБН 9780826177681 .
- ^ «Эннеаграмма: учебник для резидентов психиатрии» , Американский журнал резидентов психиатрии , 6 марта 2020 г., стр. 2–5.
- ^ Слоат, Сара (28 сентября 2020 г.). «Почему один популярный личностный тест является в лучшем случае «псевдонаучным» » . Инверсия . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Брэндон Медина (17 апреля 2019 г.). «Эннеаграмма – История (Часть 1)» . Теологический аналитический центр . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Хармлесс, В.; Фицджеральд, Р.Р. (2001). «Сапфировый свет разума: Схемматы Евагрия Понтийского» Теологические исследования 62 (3): 498–529. дои : 10.1177/004056390106200303 . S2CID 170609824 .
- ^ Уилтс, В.; Палмер, Х. (июль 2011 г.). «Спрятано на виду: наблюдения о происхождении Эннеаграммы». Журнал Эннеаграммы . 4 (1): 4–37.
- ^ «Международная ассоциация эннеаграммы — история» . Internationalenneagram.org . Архивировано из оригинала 25 ноября 2012 года.
- ^ «Чтобы найти себя, возьми номер» . Newsweek . 11 сентября 1994 года . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гербер, Мариса (22 апреля 2020 г.). «Эннеаграмма переживает момент. Вы можете поблагодарить миллениалов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Палмер, Эннеаграмма , стр. 36.
- ^ «Теория процесса и Закон семи» . rahul.net .
- ^ Вагеле, Эннеаграмма стала проще , стр. 1–11. ISBN 9780062510266
- ^ Ичазо, Оскар (1982). Интервью с Оскаром Ичазо . Издательство Института Арика. ISBN 978-0-916-55403-3 .
- ^ Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Расс (2000). Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-618-00415-7 .
Понимание эннеаграммы: Практическое руководство по типам личности, исправленное дополнение.
- ^ Т. Тарт, Чарльз (1977). Трансперсональная психология .
- ^ Барон, Рене. Какой я тип: узнай, кто ты на самом деле . п. 162.
- ^ Jump up to: а б Ичазо, Оскар. Человеческий процесс к просветлению и свободе: серия из пяти лекций . п. 64. .
- ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 19.
- ^ Вагнер, Шкалы стилей личности Эннеаграммы Вагнера , с. 2.6.
- ^ «Отрезание крыльев эннеаграммы: исследование восприятия людьми девятикратной типологии личности», Social Behavior and Personality , 19 (1) 11-20, 1991.
- ^ Наранхо, Клаудио (1994). Характер и невроз . п. 20.
- ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 87–88.
- ^ Вагнер, Шкалы стилей личности Эннеаграммы Вагнера , с. 30.
- ^ Палмер, Эннеаграмма в любви и работе , с. 29.
- ^ Майтри, Духовное измерение Эннеаграммы , стр. 263–264.
- ^ «Инстинкты: более широкий взгляд». Архивировано 7 июля 2011 года в Wayback Machine , автор Марио Сикора, Enneagram Monthly , июнь 2007 года.
- ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , стр. 70–71.
- ^ Ричард., Рисо, Дон (1995). Раскрытие своего типа личности: новый опросник по эннеаграмме . Houghton Mifflin Co. OCLC 1033638302 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ньюджент, Ребека, Ребека (январь 2004 г.), «Индикатор типа эннеаграммы Рисо-Хадсона: оценки надежности и достоверности» , «Измерение и оценка в консультировании и развитии» , том. 36, стр. 226–237 , получено 23 декабря 2010 г.
- ^ Джордано, Мэри Энн Элизабет; Пьемонт, Ральф (2010). «Психометрическая оценка индикатора типа Рисо-Хадсона (RHETI), версия 2.5: сравнение ипсативных и неипсативных версий и корреляции с духовными результатами» . Диссертации и диссертации ProQuest . ДАИ-Б 70/07. Балтимор, Мэриленд: Колледж Лойолы в Мэриленде: 4524. OCLC 463479495 . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Дэниелс, Дэвид (1998). Стэнфордский перечень и руководство по открытиям эннеаграммы . Сад разума. ISBN 9780966660104 . OCLC 42860688 .
- ^ «Личность близнецов, воспитывающихся вместе» (PDF) .
- ^ Ньюджент, Ребекка А.; Парр, Патрисия Э.; Ньюман, Исадор (2002). Эннеаграмма: тенденции валидации . Фейетвилл, Арканзас: Университет Арканзаса.
- ^ «Страница 64» . в Тайер, доктор Брюс А.; Пиньотти, Моника (2015). «Лженаука в клинической оценке». Наука и лженаука в практике социальной работы . стр. 33–74. дои : 10.1891/9780826177698.0002 . ISBN 978-0-8261-7768-1 .
- ^ Кэрролл, Роберт (11 января 2011 г.). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Джон Уайли и сыновья. п. 306. ИСБН 978-1-118-04563-3 .
- ^ Jump up to: а б Хук, Джошуа Н.; Холл, Тодд В.; Дэвис, Дон Э.; Тонгерен, Дэрил Р. Ван; Коннер, Маккензи (2021). «Эннеаграмма: систематический обзор литературы и направления будущих исследований» . Журнал клинической психологии . 77 (4): 865–883. дои : 10.1002/jclp.23097 . ISSN 1097-4679 . ПМИД 33332604 . S2CID 229316947 .
- ^ «Дискредитированные психологические методы лечения и тесты: опрос Дельфи» , Профессиональная психология: исследования и практика , том 37, выпуск 5, 2006, стр. 515–522.
- ^ «Краткий отчет о происхождении Эннеаграммы» , проект Секретариата епископов США по доктрине и пастырской практике, 10 октября 2000 г., исправлено 23 октября 2001 г.
- ^ Ричард Смоли, Джей Кинни (2006). Скрытая мудрость: Путеводитель по западным внутренним традициям . Серия Western Mystery Tradition (переработанная, иллюстрированная ред.). Книги квестов . п. 229. ИСБН 978-0-8356-0844-2 .
- ^ «Иисус Христос, носитель воды жизни. Христианские размышления о« новом веке »». Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine , Папский совет по культуре, Папский совет по межрелигиозному диалогу.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниэлс, Дэвид (2000). Основная эннеаграмма . ХарперУан. ISBN 0-06-251676-0 .
- Гилберт, Элеонора (2015). Беседы об Эннеаграмме . Вишневые красные книги. ISBN 978-1-909454-34-7 .
- Голдберг, Майкл Дж. (1999). 9 способов работы . Марлоу и компания. ISBN 1-56924-688-2 .
- Майтри, Сандра (2005). Эннеаграмма страстей и добродетелей: поиск пути домой . Тарчер. ISBN 1-58542-406-4 .
- Наранхо, Клаудио (1997). Трансформация через прозрение: эннеатипы в жизни . Хом Пресс. ISBN 0-934252-73-4 .
- Наранхо, Клаудио (1994). Характер и невроз: интегративный взгляд . Шлюзы/IDHHB, Inc. ISBN 0-89556-066-6 .
- Палмер, Хелен (1991). Эннеаграмма: понимание себя и других в своей жизни . ХарперСанФранциско. ISBN 0-06-250683-8 .
- Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Расс (1999). Мудрость Эннеаграммы . Петух. ISBN 0-553-37820-1 .
- Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Расс (2000). Понимание Эннеаграммы; Практическое руководство по типам личности . Компания Хоутон Миффлин. ISBN 0-618-00415-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Международной ассоциации эннеаграммы
- «эннеаграмма» . Словарь скептика .