Jump to content

Психологические типологии

Психологические типологии — это классификации, используемые психологами для описания различий между людьми. Проблема поиска существенных основ классификации психологических типов , т. е. основ определения более широкого спектра производных характеристик, имеет решающее значение в дифференциальной психологии .

Историческая справка

[ редактировать ]

Логика развития классификационных гипотез в психологии

[ редактировать ]

Вся история человековедения с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, целями которых были:

1) «поймать» центральное организующее звено, какой-то двигатель всякой конструкции, и распределить людей по качественной специфике этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности с последующим сведением многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960). [1]

2) разложить психику на составляющие, чтобы понять работу ее частей и создать классификацию, основанную на различиях в строении и качестве частей.

«Необходимо свести все черты характера личности к элементарным психическим элементам и к элементарным формам основных психологических законов, раскрывающих природу обнаруживаемых связей» (Полан, 1894). [1]

В настоящее время существует несколько тысяч различных психологических классификаций, указывающих на те или иные различия между людьми или психические особенности как таковые.

Классификации могут иметь разные основные масштабы обобщений, степени внутренней строгости.

Классификация людей и психологические особенности

[ редактировать ]

Логика разработки психологических классификаций требовала параллельного существования двух научных подходов: один из которых получил название «психология типов», а другой — «психология черт». С течением времени оба подхода сместились навстречу друг другу: психология типов — в попытках понять структуру психологических свойств каждого типа, психология черт — в попытках достичь более высокой системы обобщений.

«Как только тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным существенным психическим характеристикам, а являются лишь сторонами личности и поведения , сразу же получил всеобщее признание, как необходимость выявить фундаментальные факторы, стоящие за чертами. Хайманс и Вирсма, а также другие учёные после них пытались решить эту проблему . Однако все эти исследования носили фрагментарный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор признаков, как правило, определялся личным взглядом исследователя » Р.Майли [2]

Пример развития психологии черт (этапы):

  1. Выделение типов любви как психологии черт. В античное время была очень популярна типология видов любви:
  • Эрос – страстная физическая и эмоциональная любовь, основанная на эстетическом наслаждении; стереотип романтической любви
  • Людус – любовь, которая разыгрывается как игра или спорт; завоевание
  • Сторге — нежная любовь, медленно развивающаяся из дружбы, основанная на сходстве (родственная Филии )
  • Прагма – любовь, движимая головой, а не сердцем; недемонстративный
  • Мания – крайне изменчивая любовь; одержимость; вызвано низкой самооценкой
  • Агапе – самоотверженная альтруистическая любовь; духовный; материнская любовь
  1. Каждый человек, как правило, обладает всеми возможными видами любви, но в разной пропорции. Что можно выразить характеристикой профиля со взлетами и падениями.
  2. Типы людей со схожими профильными характеристиками объединяются в классификацию более высокого уровня.

Примеры развития тип-психологии (этапы):

  1. Выделение групп людей, у которых явно доминируют сознательные когнитивные операции — «Рационалы» или бессознательные операции — «Иррационалы».
  2. Специфические познавательные способности, связанные с рациональностью и иррациональностью .
  3. Разработана сеть профильной характеристики, характерная для рациональных и иррациональных существ.

В ходе развития психологии как науки и практики сложилось понимание, что личность — это « микрокосм », обладающий всеми чертами, свойствами и особенностями, но они распределены по определённым системным законам, которые имеют еще предстоит обнаружить.

Шкалы психологического типа

[ редактировать ]

Космологии

[ редактировать ]

Системы взглядов на материальный и психический мир основаны на принципах гармонии , общих универсальных законах природы и разума , обладающих наибольшим масштабом и упорядоченностью. Все, включая принцип психологической классификации, обладает математической точностью и ясностью. Типология имеет подчинённую роль, она отражает естественную принадлежность космическим законам.

Пример: Псикосмология

Формальная типология

[ редактировать ]

К формальным типологиям относятся классификации, включающие устойчивые типы, выделяемые на основе каких-либо психологических или анатомо-физиологических особенностей. Формальная типология может иметь кавычки разного масштаба. Часто это типологии, основанные на поведении особей в определенной деятельности.

Пример: Уиткин в 1954 году выделил типы людей как полезависимые и поленезависимые . Зависимые от поля не видят простой фигуры на сложном геометрическом фоне. Поленезависимость позволяет выделить фигуру на сложном геометрическом фоне.

Динамическая типология

[ редактировать ]

Динамические типологии связаны с изменением и трансформацией людей, с прохождением ими этапов развития (биологических, психологических, социальных).

Пример: С психоаналитической точки зрения ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий, что создает особый склад души и разума и, являясь своего рода психологическим типом.

Развивающийся человек рассматривается как аутоэротическое существо, получающее чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон тела родителями или другими людьми в процессе воспитания. Фрейд считал, что для каждой такой стадии существует определенная эрогенная зона.

Человек проходит определенные исследования по развитию самосознания в поисках Самости. Карл Юнг считал Самость центральным архетипом порядка и целостности личности. Способность человека к самопознанию и саморазвитию Юнг называл индивидуацией слияния его/его сознательного и бессознательного. Первым этапом индивидуации является приобретение в структуре психики личности элемента, называемого личностью или маской, скрывающей подлинное Я и бессознательное, называемого тенью.

Итак, второй этап индивидуации — осознание тени. Третий этап — это встреча с другими компонентами психики, называемыми Анимой и Анимусом. Последняя стадия индивидуации – развитие Самости, того, что становится новым центром души. Оно приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все указанные этапы пересекаются. Человек постоянно и неоднократно возвращается к старым проблемам. Индивидуацию можно изобразить как спираль, в которой человек снова и снова сталкивается с одними и теми же фундаментальными проблемами, каждый раз в более тонкой форме.

Моделирование систем психологических типов

[ редактировать ]

При моделировании психологических систем систематизация очень важную роль играют и классификация.С развитием статистики при описании веса признака (или типа) в обществе характер распределения большое значение приобретает признака (типа). Важно также, что если различия признаков имеют количественный или качественный характер, то для адекватной интерпретации практически каждого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание некоторых фундаментальных статистических понятий.«Существуют по крайней мере три различные теории психологических типов, разработанные психологами. Некоторые авторы представляют типы как отдельные классы, исключающие друг друга. Некоторые другие психологи принимают теорию типов как более или менее развернутую теорию черт, определяя типы как полюса. Адепты третьего взгляда полагают, что типы отличаются от черт наличием мультимодальных распределений, в которых люди группируются в определенных точках, представляющих чистые типы. ". Стагнер, 1948 год.

Распределение признаков

[ редактировать ]

Нормальное распределение является фундаментальным и не зависит от культурных факторов. Большинство измерительных приборов ( тестов ) построены таким образом, чтобы признак можно было нормализовать с помощью нормального распределения, если различия должны иметь количественный характер. Например, черты, входящие в основу личности, называемой « Большой пятеркой», имеют нормальное распределение.

Пример: Экстраверсия/интроверсия. Большинство людей имеют двойственные характеристики по этой шкале.

Строгие наборы

[ редактировать ]

Если характеристики имеют качественные, а не количественные различия, их обычно описывают как строгие множества.

Пример: Правши и левши. Глухие и слышащие. Типы в соционике .

Нестрогие множества

[ редактировать ]

Очень редко в психике постоянно отсутствует определенное качество. Поэтому в большинстве случаев полезно пользоваться мягкими классификациями, точнее отражающими реальный характер распределения.

Пример: Типология Эрнста Кречмера или Уильяма Герберта Шелдона .

Сложные модели

[ редактировать ]

Более сложные и систематизированные модели учитывают тот факт, что они могут иметь как количественные, так и качественные различия или признаки. Распределение этих признаков имеет четкую связь и может образовывать типы, которые в перспективе будут иметь [ проверьте орфографию ] распространение в обществе.

Пример: Модель психокосмологии в контексте общего, типологического и индивидуального.

Классификации систем

[ редактировать ]

Классификации систем исходили из постулата, что целое представляет собой не сумму своих частей, а систему высшей организации. Эта классификация часто основывается на законах функционирования Вселенной. Свойства этой классификации: строгость (каждый принадлежит к одному и только одному классу и остается в нем на всю жизнь), количество классов, определяемое законами Вселенной, и организация психики как части более общего. система функционирующей Вселенной .

Примеры: Астрологическая (Египет, Вавилон, Греция, Классическая античность), астромузыкальная система типов (Индия).

Фундаментом развития практик, известных ныне как «западная астрология», стала месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала ядром систем так называемой «восточной астрологии». Что касается астрологических систем среднеамериканских индейцев и друидов, то они не сохранились до настоящего времени в живой традиции и сейчас реконструированы лишь некоторые с той или иной степенью достоверности. Оригинальные астрологические системы возникли, вероятно, и в других регионах мира, но они были вполне региональными (астрология чернил или оригинальная явано-балийская астрология, основанная на календаре «вуку». [3]

Интересное развитие этой идеи можно найти в работах Иоганна Кеплера , который продолжил традиции астромузыкальных систем, объединив физические и ментальные законы в теории резонанса .

"В его изложении астрология стала подобна физической теории резонанса. Сами звезды не влияют на судьбу людей, но душа человека в момент рождения запечатлевала углы между звездами, и последующая жизнь реагировала на них в конкретные пути». [4]

Несколько иной подход к проблемам астрологического познания можно наблюдать в работах Карла Юнга. Астрология, как считал Юнг, «является вершиной всех психологических знаний в древности», суть которой заключается в запечатлении символических конфигураций в форме коллективного бессознательного.«Астрология как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: «планеты» — это Боги, символы силы бессознательного». [5]

Доминирование одной из четырех когнитивных функций (мышление, чувство, ощущение или интуиция) лежит в основе классификации, которую Карл Юнг выдвинул на основе своего клинического опыта. Эту типологию расширили Аушра Аугустинавичюте (соционика) и Изабель Бриггс Майерс с ее матерью Кэтрин Бриггс ( Индикатор типа Майерс-Бриггс ).

Конкретные классификации

[ редактировать ]

Классификация чаще затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия. Они строились как совокупность биполярных черт, при которых в характере человека подчеркивалось доминирование определенных черт. Характерной чертой конкретных классификаций является отсутствие четких границ между классами — человек может переходить из одного класса в другой под воздействием внешних и внутренних сил. Количество классов зависит от позиции автора классификации.

Примеры: Социально-характерологический ( Теофраст ), общественно-политический ( Платон ).

«Характеристы» Теофраста содержат тридцать кратких, энергичных и резких очертаний нравственных типов, составляющих картину жизни его времени и человеческой природы вообще.

Согласно Платону, государство, состоящее из разных душ, в целом приведет к переходу от аристократии (правление лучших) к тимократии (правление благородных), затем к олигархии (правление немногих), а затем к олигархии (правление немногих), а затем к демократия тирания (правление народа) и, наконец, ( правление одного человека, правление тирана).

Платоновская типология — одна из первых типологий, основанных на его ценностях. Платон выделял следующие типы:

  1. аристократический, характеризующийся доминированием высшей стороны души, стремлением к истинному поиску;
  2. тимократический, характеризующийся сильным развитием амбиций и склонностью к борьбе;
  3. олигархический, характеризующийся жадностью, сдержанностью и бережливостью;
  4. демократический, характеризующийся моральной неустойчивостью и стремлением к постоянной смене чувственных удовольствий;
  5. тиранический, характеризующийся доминантой низшего животного влечения.

Конкретные классификации зачастую строятся практическими работниками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти множество самых разных классификаций.

Смешанные классификации

[ редактировать ]
  • Этот раздел нуждается в редактировании. Оно бессвязно и неясно.*

Характеристики классификаций: сочетание строгости и гибкости. Есть законы Вселенной, определяющие строгие классификации, и есть земные законы, действующие на другом уровне, не разрушая строгую классификацию, а создавая вариации внутри одного класса, способствуя гибкости системы. Человек как часть входил в более общие системы — Мироздание, Общество . Однако сам человек представлял собой самостоятельную систему со своим внутренним миром, со своими противоречиями, неповторимым образом жизни и опытом, складом ума и уровнем развития внутренней сущности. Философы смотрели на человека издалека, врачи должны были видеть особенности его физической и психической организации.

Типология Гиппократа стала сочетанием теоретических идей и практических методов. Оставаясь на позициях космологов относительно природы человеческой души, он поставил вопросы о строении и функционировании различных психических и физических организаций человека как существа социального, разработал типологию темпераментов .

Современные системные классификации представлены работами Карла Юнга , Ганса Айзенка , Людмилы Собчик, Леонида Дорфмана, Натали Нагибиной и других. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирического исследования индивидуальных особенностей в рамках одной типологической модели . Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуально-психологические особенности человека.

Примерами такой систематической классификации могут служить «Теория ведущих тенденций» Людмилы Собчик, «Псикосмология» Наталии Нагибиной, «Концепция метаиндивидуального мира» Леонида Дорфмана.

Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностического исследования, позволяет понять сложный конструкт личности во всей его полноте. Согласно этой теории, целостный образ личности включает эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познания, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных в ходе последовательных исследований разных уровней самосознания (объективного бессознательного, актуально-субъектного и идеального « Я »), выявляет зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способности личности. к самоконтролю ». [6]

Основа классификации

[ редактировать ]

Теоретический анализ и эмпирическая проверка классификационных систем психики были предприняты рядом авторов в 20 веке (К. Юнг, Х. Айзенк, Р. Мейли, В. С. Мерлин, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфман, Е. П. Ильин, Н. Л. Нагибина и др.).

Телесные и формально-динамические характеристики как основания классификации

[ редактировать ]

Этими классификациями чаще пользуются клинические психологи и психиатры.

Пример: Школа Гиппократа считала, что четыре жидкости: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь составляют основу четырех типов темперамента.

Пример: Система классификации Кречмера основывалась на трех основных типах телосложения: астеническом/лептосомном (худой, маленький, слабый), атлетическом (мускулистый, крупнокостный) и пикническом (коренастый, толстый). (Спортивная категория позже была объединена в категорию астенических/лептосомных.) Каждый из этих типов телосложения был связан с определенными чертами личности и, в более крайней форме, с психопатологиями.

Пример: Американский психолог Уильям Герберт Шелдон связывает типы телосложения с типами темперамента человека. Шелдон предложил классифицировать телосложение человека по относительному вкладу трех фундаментальных элементов, соматотипов , названных в честь трех зародышевых листков эмбрионального развития: энтодермы , (развивается в пищеварительный тракт), мезодерму (становится мышцей, сердцем и кровеносными сосудами) и эктодерму (образует кожу и нервную систему).

«Соматотипы» Шелдона и предполагаемые связанные с ними физические черты можно резюмировать следующим образом:

Эктоморфный: характеризуется длинными и тонкими мышцами/конечностями и низким содержанием жира; скошенный подбородок, обычно называемый тонким.

Мезоморфный: характеризуется средним костяком, крепким туловищем, низким уровнем жира, широкими плечами и узкой талией; обычно называют мускулистым.

Эндоморфный: характеризуется повышенным накоплением жира, широкой талией и крупной костной структурой, обычно называемой жиром.

Когнитивные характеристики как основа классификации

[ редактировать ]

Когнитивные характеристики как основа классификации стали популярны в ХХ веке.

Таблица 1. Некоторые примеры классификаций, основанных на конкретных методах получения и обработки информации.

Основа классификации Интерпретация Авторы
Аналитический (дифференцирующий) / Синтетический (интегрирующий) Аналитики склонны воспринимать отдельные части и свойства и с трудом улавливают целые структуры, ориентированные на различия. Синтетики склонны воспринимать явления как единое целое, видя сходство в частях. Готшальд , 1914 год.

Роршах , 1921 год.

Мыслители/Художники У мыслителей доминирует вторая сигнальная система. У художников доминирует первая сигнальная система. Павлов , 1927 г.
Объективисты / Субъективисты Объективистам свойственно устойчивое, узконаправленное и точное восприятие. Для субъективистов характерно более широкое поле восприятия, дополняющее восприятие субъективной интерпретацией. Ангел , 1948 год.
Рациональное/иррациональное Рациональные люди руководствуются определенным набором критериев, используя логику или ценность в качестве основного способа функционирования. Иррациональные люди руководствуются простыми событиями, используя ощущения и интуицию в качестве основного способа функционирования. Юнг , 1902 г.

Ценностно-мотивационные характеристики как основания классификации личности

[ редактировать ]

Сфера ценностей и смыслов личности находится на стыке двух крупных областей психики: мотивации , с одной стороны, и мировоззренческой структуры - с другой. сфера Ценностная со своей уникальной картиной мира является ядром личности. Наиболее яркие психологические идеи относительно сферы ценностей и смыслов представлены в работах Эриха Фромма , М. Рокича , Абрахама Маслоу и других.

Например, Рокич трактует ценности как своего рода устойчивое убеждение в том, что определенная цель или образ жизни предпочтительнее других. Человеческие ценности характеризуются следующими основными свойствами:

  1. Общее число ценностей человека сравнительно невелико.
  2. У всех людей одинаковые ценности, хотя и в разной степени.
  3. Ценности организованы в системы.
  4. Источники человеческих ценностей можно проследить в культуре, обществе и его институтах и ​​т. д.
  5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения.

Рокич выделяет два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убежденность в том, что определенная конечная цель индивидуальной жизни (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и социальной точки зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности — это убеждения в том, что определенный способ деятельности (например, сиюминутность, честность, рационализм) с личной и социальной точек зрения предпочтителен в любых ситуациях. Фактически разграничение терминальных и инструментальных ценностей совпадает с уже существующими, достаточно традиционными дифференциациями ценностей-целей и ценностей-средств. Систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство».

Пример: Эрих Фромм описывает способы отношения индивида к миру и конституирует его общий характер, а также развивается из двух конкретных видов отношения к миру: приобретения и усвоения вещей (« ассимиляция ») и реагирования на людей (« социализация »). . Эти ориентации описывают, как человек развился в отношении того, как он реагирует на конфликты в своей жизни; он также считал, что люди никогда не были чистыми в такой ориентации. Эти два фактора формируют четыре типа злокачественного характера, которые он называет восприимчивым, эксплуататорским, накопительным и маркетинговым. Он также описал положительного персонажа, которого назвал Продуктивным.

Пример: Н.Лосский выделил три типа персонажей.

  1. Гедонистический тип с доминированием низших, чувственных влечений, подавляющими все высшие стремления. Люди этого типа полностью находятся под влиянием биологической природы. Их «я» еще не созрело.
  2. Эгоистический тип. Их Я вполне зрелый и украшает все устремленные дела и чувства. В их сознании преобладает «Я» (Я), и они стремятся широко раскрыть его в своей деятельности.
  3. Сверхличностный тип. Их стремления, подобно стремлениям первого типа, как бы даны извне, но источник их не в физических потребностях тела, а в факторах более высокого порядка, а именно: в высших религиозных, научных и эстетических стремлениях. Такие люди действуют как бы не от себя, а от имени высшей воли, которую они признают правилами своих поступков.

Лосский указывает, что резкая граница между тремя типами невозможна, так как существуют промежуточные типы, переходные от одной категории к другой.

Ограниченные комплексы когнитивных характеристик, ценностей и мотивов как основа классификаций личности

[ редактировать ]

Пример: Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые связывают познание и ценности, соотносящие тип личности с познанием мира.

  • Теоретик, чьим доминирующим интересом является открытие истины. Страсть к открытиям, систематизации и анализу; поиск знаний.
  • Экономический, который интересуется тем, что полезно. Страсть к получению прибыли от всех инвестиций, включая время, деньги и ресурсы.
  • Эстетика, высшая ценность которой – форма и гармония. Страсть к переживанию впечатлений от мира и достижению формы и гармонии в жизни; самореализация.
  • Социальное, высшая ценность которого – любовь к людям. Страсть вкладывать себя, свое время и ресурсы в помощь другим в реализации их потенциала.
  • Политический, чьи интересы заключаются прежде всего во власти. Страсть к достижению положения и использованию этого положения, чтобы влиять на других.
  • Религиозные, чьей высшей ценностью является единство. Страсть искать и стремиться к высшему смыслу жизни, божественному или идеальному, и достижению системы жизни.

Каждому типу соответствует одно доминирующее значение.

Современные проблемы психологических классификаций

[ редактировать ]

Проблемы психологических классификаций обусловлены высокой сложностью и подвижностью психики . Классифицировать объекты материального мира – задача более легкая.

В психологии мы изучаем сознание с помощью сознания. Здесь открываются новые возможности и в то же время возникают новые ограничения, отчасти обусловленные субъективностью и необходимостью ее преодоления, как известно, в психике существуют сознательные и бессознательные познавательные процессы. Они часто происходят отдельно, как два разных средства получения знаний (информации) о ситуациях в мире. По этой причине, например, оценки характеристик личности с помощью проективных тестов (адресованных преимущественно бессознательным свойствам) часто противоречат результатам самооценок, выполненных с помощью опросников (основанных на сознании).

Для определения психологического типа человека важно иметь измерительный прибор (тест, инвентарь и т.п.), откалиброванный на выявление не настоящих и действительных ситуационных характеристик, а характерных открытий, повторяющихся с большей вероятностью в течение жизни. Вот почему для психологов очень важны методы, позволяющие увидеть имеющиеся характеристики через призму всей жизни человека: биографический, структурированный разговор, лонгитудинальное наблюдение в реальных ситуациях. Подобные методы хорошо разработаны в клинической психологии . В работе со здоровыми людьми применение этих методов достаточно узко.

Пример: Программа измерения личности А.Ф. Лазурского.

Особой проблемой является подготовка квалифицированных специалистов в области исследования и диагностики психологических типов. Здесь требуется целый комплекс специфических знаний и умений.Для измерения психологических типов важно иметь способность видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познание, мотивация, ценности, воля, эмоции, самосознание ) и с учетом их целостного характера овладевать знание устойчивых вариантов этих систем и умение сравнивать их свойства. Сравнение и оценка систем осложняется отсутствием надежной методологической базы: нет общепринятого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.

Для исследования типов необходимо уметь использовать как качественные, так и количественные методы эмпирического исследования действительности с учетом следующих факторов:

1. Масштабность и комплексность исследований (возможность держать под контролем несколько планов разного масштаба).

2. Характер и специфика распределения свойств и характеристик в изучаемой среде.

3. Адекватное количество субшкал, не нарушающих полноты и конструктивной обоснованности психологической характеристики.

Список важных теоретиков психологической типологии и дифференциальной психологии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., "Прогресс" . 1975.
  2. ^ Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., "Прогресс" . 1975. p. 228.
  3. ^ Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен .
  4. ^ Ю.А.Данилов, Гармония и астрология в трудах Кеплера .
  5. ^ Семира, Веташ, 1994, с. 13.
  6. ^ Л. Н. Собчик. Психология индивидуальности . 2005, с. 15

Библиография

[ редактировать ]

1. Анастаси А. (1981). Дифференциальная психология. (4-е изд.). Нью-Йорк: Макмиллан.

2. Асендорпф, Дж.Б. (2003). Прямое сравнение прогностической достоверности типов и размеров личности. Европейский журнал личности, 17, 327–346.

3. Бейтс, К.Л. (2006). Личность типа А, не связанная с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проверено 5 ноября 2006 г.

4. Дэниелс, Дэвид; и Прайс, Вирджиния (обновлено и исправлено в 2009 г.). Основная эннеаграмма: руководство по тестированию и самопознанию. ХарперУан. ISBN   0-06-251676-0 .

5. Фернем А. и Крамп Дж. (2005). Черты личности, типы и расстройства: исследование взаимосвязи между тремя показателями самоотчета. Европейский журнал личности, 19, 167–184.

6. Каган Дж. (1994). Пророчество Галена: темперамент в человеческой природе. Нью-Йорк: Основные книги.

7. Кирси, Дэвид (1 мая 1998 г.) [1978]. Пожалуйста, поймите меня II: Темперамент, характер, интеллект (1-е изд.). Книжная компания «Прометей Немезида», стр. 3. ISBN   1-885705-02-6 .

8. Питтенджер, диджей (2004). Ограничения извлечения типологий из показателей личности. Личность и индивидуальные различия, 37, 779–787.

9. МакКрэй Р.Р., Терраччано А., Коста П.Т. и Озер DJ (2006). Личностные факторы в наборе вопросов для взрослых в Калифорнии: закрываем дверь в отношении типов личности? Европейский журнал личности, 20, 29–44.

10. МакКрэй, Р.М., и Джон, О.П. (1992). «Введение в пятифакторную модель и ее приложения» (PDF) . Журнал личности 60 (2): 175–215. дои : 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x . ПМИД   1635039 . [1]

11. Майерс, Изабель Бриггс с Питером Б. Майерсом (1980, 1995). Разные дары: понимание типа личности. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательство Дэвис-Блэк. стр. xi – xii. ISBN   0-89106-074-X .

12. Уильям Х. Шелдон, Разновидности человеческого телосложения: Введение в конституционную психологию (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1940).

13. Уильям Х. Шелдон, Атлас мужчин. Нью-Йорк: Харпер и братья, 1954.

14. Юнг, Карл (1976). Кэмпбелл, Джозеф. ред. Портативный Юнг. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 178.

15. Юнг, К.Г. ([1921] 1971). Психологические типы , Собрание сочинений, Том 6, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-01813-8 .

На немецком языке

Эрнст Кречмер телосложение и характер. Исследования конституционной проблемы и теории темперамента. Шпрингер Берлин 1921 г.

Мартин Привитцер. и проблема заблуждений

Классификация эндогенных психозов Карла Леонхарда и их дифференцированная этиология , 2-е издание под редакцией Гельмута Бекмана. Нью-Йорк/Вена: Springer-Verlag, 1999 г. ISBN   3-211-83259-9

Популярная психология типов. Часть 1 /В.Ред. Н. Нагибина. Берлин, 2010 г.

На русском языке

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, №5, с.3-18.

Анастази Анна. Дифференциальная психология. М., 2001.

Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003

Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004

Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. "Питер"., 2004.

Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. / Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Куталёв Денис . Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры".

Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. Таллин, 1986.

Кречмер Э. Строение тела и характер / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997.

Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы. / Золотое сечение. М., 1990, с.130-233.

Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., «Прогресс», 1975.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. М., 1985.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986.

Модели мира. (ред. Д.А.Поспелов). М., 1997.

Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. Типологический подход. М., «МосГУ», 2005

Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч.1. М., Институт молодежи, 2000

Нагибина Н. Л., Миронычева А. В. Психология типов. Системный подход. Тело и душа. Ч.2. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002.

Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч.3. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002

Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. М., 2000

Петров В.М., Грибков В.С., Каменский В.С. Поверить гармонию... экспериментом. / Число и мысль. М., 1980. Вып.3, с.145-168.

Платон. Соб.соч. в 4-х тт., Т. 1, М., 1990.

Психология индивидуальных различий: Тексты. (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова), М., 1982.

Популярная психология типов Часть 1 /ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP, Москва, 2009

Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. М., 1910.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб., 2005.

Семира и В. Веташ. Астрология в образах и аналогиях мира. Барнаул, 1993.

Теплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, №5.

Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? (Критика «экспериментальной эстетики»). М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, М., 1989.

Шадриков В.Д. Способности в структуре психики. / Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.

Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14749ba9c5de7b17c4add77ea80f01a0__1709677020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/a0/14749ba9c5de7b17c4add77ea80f01a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychological typologies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)