Роберт Сконе
Роберт Сконский ) в XII веке (умер в 1159 г.) был епископом Келлии Ригмонаид (или Килримонт, ныне Сент-Эндрюс . Точное происхождение Роберта неясно. Он был каноником -августинцем в монастыре Святого Освальда в Ностелле . [1] Его французское имя указывает на норманнское, а не на англосаксонское происхождение, но, поскольку он, вероятно, родился в конце 11 века, это может быть связано просто с аккультурацией его родителей.
Приор Сконе
[ редактировать ]Роберт был одним из самых важных священнослужителей во время правления короля Шотландии Александра I ( Алаксандэр мак Майл Колуим ). Он был назначен первым приором Сконе . , флагманского монашеского учреждения августинцев времен правления Александра Возможно, это произошло уже в 1114 году, и Уолтер Бауэр сообщает нам, что новый монастырь был посвящен Тюрго , тогдашним епископом Келлии Ригмонаид. Поскольку Тюрго покинул Шотландию в 1115 году, более поздняя дата, если верить Бауэру, невозможна. Многие историки отвергли эту дату, поскольку Правило августинцев не было установлено в Ностелле до 1119 года, но, как указывает Кеннет Вейтч, дата официального учреждения Правила мало что дает в качестве ориентира для реальной деятельности монашеского учреждения. [2] Более того, 1114 год как раз оказался годом, когда Александр находился в Англии на службе у своего повелителя, короля Англии Генриха I. [3]
Епископ Сент-Эндрюс
[ редактировать ]Именно этот контекст сделал Роберта естественным кандидатом на пост главного шотландского епископства. Вероятно, он был избран епископом в 1124 году. Хроники Мелроуза сообщают нам, что «в том же году, за четыре месяца до своей смерти, он [Александр] добился того, чтобы Роберт, приор Скоуна, был избран епископом Сент-Эндрюса, но его рукоположение (т.е. хиротония) было отложено на некоторое время». [4] Задержка, безусловно, была вызвана вопросом о подчинении архиепископам Йоркским , на чем настаивали архиепископы, но короли Альбы отказались разрешить это. [5] Роберт, однако, смог получить посвящение от рук Терстана , архиепископа Йоркского в 1127 году, без всякого исповедания послушания; возможно, что посвящение произошло после собрания, организованного летом 1127 года в церкви Святого Иоанна в Роксбурге , где, вероятно, было решено, что отсутствие подчинения не будет создавать прецедента. [6] [7]
Роберт и монашеское покровительство
[ редактировать ]Трехдесятилетний епископат Роберта оказался одним из самых важных в истории епископства. Роберт, возможно, не добился такого успеха, как мог бы, в продвижении Ордена августинцев в Шотландии, но ему, тем не менее, удалось привести августинцев в Сент-Эндрюс, чтобы в 1144 году основать соборный монастырь. [8] Совершенно очевидно, что он сделал это при содействии Ательволда , первого приора церкви Св. Освальда, и епископа Карлайла , монаха Ностелла, который возглавлял религиозную общину Роберта за несколько дней до того, как последний перебрался в Шотландию. [9] Роберт также основал два великих августинских аббатства: Холирудское аббатство и Арруэское аббатство Святой Марии в Стерлинге ( Камбускеннет ). [10]
Роль Роберта заключалась не просто в пропаганде Ордена августинцев. Его пост был постом Summi (Archi)Episcopi Scotorum , которого на современном шотландском языке называли « Ardepscop Alban », то есть «Верховный епископ Шотландии». [11] [12] [13] Таким образом, он был структурным лидером шотландской церкви. Вместе с епископом Глазго Джоном Роберт стал главным священнослужителем-реформатором в реформаторском правлении короля Шотландии Давида I. Он один из самых частых свидетелей хартий царя Давида. [14] В отличие от большинства других должностных лиц шотландских епископств, большинство из которых были совсем новыми, Роберт был иностранцем, пришедшим из негэльского мира, по словам Орама, «части« колониального »истеблишмента, возникшего в начале двенадцатого века». [15] В этом контексте разница между «реформой» и религиозным и культурным «колониализмом» является лишь вопросом перспективы. [16] Однако епископат Роберта никоим образом не привел к разрушению местного клерикального порядка в келье Ригмонаид. Фактически, многие представители местного гэльского духовенства были поглощены поступающими орденами. [17] [18] а те, кто не был, продолжали получать покровительство епископа. В одном случае духовенству Сели Де аббатства Св. Крепостных на Лох-Левене епископ подарил большую коллекцию книг. [19]
Стремление к архиепископскому статусу
[ редактировать ]К 1151 году король Давид решил запросить мантию для епископства, повысив кафедру до статуса архиепископа и создав архиепархию, охватывающую все шотландские кафедры, включая епископства Оркнейских и Островных островов . Это сделало бы Роберта первым шотландским архиепископом , статус которого признал Рим. Просьба была вызвана прибытием в Шотландию папского легата Джона Папаро , направлявшегося в Ирландию, чтобы создать там четыре новых архиепископства. Когда легат вернулся в Шотландию в 1152 году, Давид подал прошение. Однако кардинал так и не сделал это предложение Папе, а амбиции епископа Роберта и короля Давида были еще больше подорваны в том же году, когда папство создало архиепископство Тронхейма (Нидарос) , охватывающее как Оркнейские острова, так и Острова. [20]
епископ Роберт описывается как «угнетенный возрастом и немощью» К концу 1150-х годов в булле папы Адриана IV . Возможно, он умер в 1158 году, но более вероятно, что он умер в следующем году. [14]
См. также
[ редактировать ]- Роберт I, приор Сент-Эндрюса , каноник Ностелла и первый приор Сент-Эндрюса
Примечания
[ редактировать ]- ^ Барроу (2003b) , стр. 155–156.
- ^ Вейч (2001) , с. 140
- ^ Вейч (2001) , с. 141
- ^ Chronica de Mailros (Bannatyne Club), sa 1124, переведено и процитировано в Dowden (1912) , p. 4
- ^ Орам (2004) , стр. 79, 147.
- ^ Дауден (1912) , с. 5
- ^ Орам (2004) , стр. 81, 150.
- ^ Орам (2004) , стр. 161–162.
- ^ Барроу (2003a) , с. 156
- ^ Барроу (2003a) , стр. 161–162, 164.
- ^ Андерсон (1994) , с. 4
- ^ Браун (2000) , стр. 112–113.
- ^ Вейч (2001) , с. 147
- ^ Jump up to: а б Дауден (1912) , с. 6
- ^ Орам (2004) , с. 156
- ^ например, Бартлетт (1993)
- ^ Орам (2004) , стр. 156–165.
- ^ Барроу (2003b) , стр. 187–202.
- ^ Барроу (1992) , с. 119
- ^ Орам (2004) , с. 155
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Марджори Огилви (1994). «Андреевский собор до Александра I». В GWS Барроу (ред.). Шотландская традиция . Эдинбург. стр. 1–13.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Барроу, GWS (1992). «Потерянный Gàidhealtachd». Шотландия и ее соседи в средние века . Лондон: A&C Black. стр. 105–126. ISBN 9781852850524 .
- Барроу, GWS (2003a). «Королевский дом и религиозные ордена». В GWS Барроу (ред.). Королевство Шотландии (2-е изд.). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 151–168. ISBN 978-0-7486-1803-3 .
- Барроу, GWS (2003b). «Духовенство Сент-Эндрюса». В GWS Барроу (ред.). Королевство Шотландии (2-е изд.). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 187–202. ISBN 978-0-7486-1803-3 .
- Бартлетт, Роберт (1993). Создание Европы, завоевание, колонизация и культурные изменения: 950–1350 гг . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-192704-6 .
- Браун, Даувит (2000). «Восстановление полного текста версии А легенды фундамента». У Саймона Тейлора (ред.). Короли, священнослужители и хроники Шотландии, 500–1297 гг . Дублин. стр. 108–114.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дауден, Джон (1912). Дж. Мейтленд Томсон (ред.). Епископы Шотландии: заметки о жизни всех епископов каждой кафедры до Реформации . Глазго: Джон Маклехоз и сыновья.
- Орам, Ричард (2004). Давид I: Король, создавший Шотландию . Страуд: Темпус. ISBN 978-0-7524-2825-3 .
- Вейч, Кеннет (2001). « Пересадка рая»: Александр I и реформа религиозной жизни в Шотландии». Иннес Обзор . 52 (2): 136–166. дои : 10.3366/inr.2001.52.2.136 .