Смерть
Оуо — это лоно Смерти в мифологии Асанте и Акан Западной Ганы и овец , особенно племени Крачи в Восточной Гане и Того. Он представлен символом Адинкра в виде лестницы. [ 1 ] Говорят, что он был создан Одоманкомой (можно также написать Одоманкама) только для того, чтобы он мог убивать людей (хотя, специально для пересказа Асанте и Акана, этот атрибут появляется позже, во время ссоры с Та Корой , намекая, что он мог был создан до людей) и, возможно, других божеств, таких как сам Одоманкома. [ 2 ] Он означает прекращение творческого процесса в мире, ссылка на то, что он убил Одоманкому, Великого Создателя. [ 3 ]
Имена
[ редактировать ]Овуо также известен как Одомакама Оуо , или Разрушитель (или Смерть Творения), из-за его разрушительной природы убийства смертной жизни и того факта, что он убил Одоманкому, в результате чего Одоманкома затем воскрес, а затем жил в Ньянкапоне. [ 2 ] :
Оньянкопон Одуманкома сунсум (буквально «Ньянкопон - личность Одуманкома») [ 2 ]
Позже Одоманкома отравил его, пытаясь убить, но это не сработало. [ 2 ]
Другое имя Оуо — Оуо Папа , или веер Смерти, который уносит «неуверенных» обратно в потусторонний мир Самандо, царство духов Акан и является генератором вихрей, населенных враждебными духами. [ 4 ]
У Оуо, как и у многих божеств Акан, также есть название дня — Овуо Квааку (Смерть, рожденная в среду). Это объясняет личность Оуо, поскольку считается, что рожденные в среду полны нсэм кости (уловок, плохих и злых поступков). Это означает, что Оуо причастен ко всем формам смерти, даже к самым злым. [ 5 ]
На Ямайке Оуо, возможно, известен как Бредда Смерть , особенно в истории о Смерти (возможно, о нем) и Анансе. Это символизирует тот факт, что в культуре и мифах Акан, откуда во многом берет свое начало ямайская культура, Анансе на самом деле является братом Смерти через Одоманкому. [ 6 ]
Личность
[ редактировать ]В изображениях Акан Оуо - настоящее садистское и каннибалистическое божество, которое убивает, не задумываясь и не заботясь. Его первым действием после создания было убийство своего создателя. [ 2 ] а в других рассказах этой истории он даже пытался убить всех трёх высших существ. [ 7 ] Также говорят, что он нерушим. [ 1 ] Он также пытался заявить о человечности, пытаясь вселить страх в сердца людей. [ 8 ] Хотя он и не преуспел в своей основной задаче, он преуспел в своей второстепенной цели. Он также во многом связан со злом. Он вызывает любую форму смерти, и говорят, что он часто излучает из Самандо все виды сунсумов, от добрых сунсумов до злых сунсумов. [ 4 ] Обайфо (Ведьмы) и Обансам (Волшебники) и другие злые существа, такие как Асанбонсам, следуют за ним. Несмотря на все его негативные коннотации, его нельзя подкупить, и он фактически презирает деньги, о чем свидетельствует пословица «Owuo mpɛ sika» («Смерть не любит деньги»). [ 9 ] Однако из-за того, что он родился в среду, его личность является олицетворением зла до такой степени, что он также может быть Абсуном Бонсама (Аднатом Зла) или одним из его последователей или даже детьми его Глубины Зла. [ 5 ] Из-за его личности и того, как она противоречит личности Та Коры, они презирают друг друга. [ 8 ]
В изображениях Крачи личность Оуо меняется на более добрый тон: он заботится о мальчике, который просил его о помощи, и кормит его, чтобы убедиться, что он остался жив, хотя он кормил мальчика человеческим мясом, и Оуо действительно убил двух человек, которых послал мальчик. занять его место. [ 10 ] Убийственные наклонности Оуо в образе Крачи, скорее всего, вызваны его вкусом к человеческой плоти, которой он жаждет. Вкус человеческой плоти может распространиться на любого, кто часто ел человеческое мясо, причем даже у мальчика была тяга к мясу до тех пор, пока он не понял, что на самом деле он ел человеческое мясо. [ 10 ]
В ямайских изображениях, которые, возможно, ссылаются на Оуо, Смерть - молчаливая фигура, редко говорящая, если в этом нет необходимости. Однако все меняется, если вы сами приглашаетесь в его дом. С этого момента он ни перед чем не останавливается, чтобы выследить вас, чтобы убить и съесть вас, и только вас, как видно, когда семья Анансе буквально попадает в его когти, и он отказывается есть кого-либо из них, ожидая только Анансе. Несмотря на тощий и невероятно старый вид, он очень быстр и очень силен. Эта личность смерти подобна личности Акана. [ 11 ]
Представительство
[ редактировать ]У Оуо есть два основных представления: как его представляют Асанте и как его представляют Крачи. Есть и третий вариант: коромантсе (ямайцы) видят его на основании описания Асанте.
Общие и другие представления
[ редактировать ]Наиболее широко признано и то изображение, что, скорее всего, изображение Крачи представлено в виде чудовищного гиганта с одним глазом (как у циклопа ) и почти обнаженным внешним видом, если не считать большого количества волос, покрывающих его тело. У него также длинные прямые (обычно белые) волосы, которые являются его второй по значимости чертой и, как говорят, простираются на многие мили, от Крачи до Салаги . [ 12 ] Он настолько большой и длинный, что в волосах можно хранить предметы. него бивни бородавочника У или слона и телосложение гигантской гориллы. Цвет его кожи и/или мех красный, что символизирует смерть в Африке. Его также можно изображать в виде одного гигантского глаза. Он гигант -каннибалист , который питается человеческой плотью и, как говорят, способен убивать людей, просто моргнув глазом.
Другое изображение Оуо (то, которое, скорее всего, является изображением Акан и Асанте) - это изображение фермера Акан, который владеет вездесущей абордажной саблей , которая может убить сотни людей одним ударом меча, который он чрезвычайно искусно использует в точном использовании. что он временно убил Великого Создателя в религии Акан, члена троицы Ньяме-Ньянкапон-Одоманкома, и сражался с Глубиной Войны до застой. Это изображение основано на том, как фермеры собирают урожай и собирают сразу много стеблей, а не по одному. Он также держит лестницу Овуо Атведи, по которой он заставляет подняться несколько мертвых душ. Скорее всего, у него только один глаз, но неясно, является ли он в этой интерпретации каннибалом.
Его глаз — его самая отличительная черта, даже в ямайской истории, где у Смерти оба глаза. Именно благодаря тому, что Ананс ослепил его мукой, он избежал смерти.
Он чрезвычайно могущественное божество в религии Акан , способное остановить Та Кору и даже на время убить великого создателя в мифологии Акан, а также участвует в каждой смерти как в мифах Акан, так и (предположительно) в реальной жизни. Он один из соперников Та Коры и его главный враг с точки зрения жизни и смерти.
Он также представлен вихрями [ 4 ]
Он также от природы одарен чрезвычайно сильным ядом, называемым Ядом Смерти (Оуо Адуро), который может убить любого смертного, и даже бессмертного. [ 7 ]
Только три существа сопротивлялись Оуо. Ньянкапон, победивший Оуо в битве и накормивший Оуо своим ядом (в основном Одоманкома, которого Овуо убил, став солнцем Ньянкапона), Та Кора, сражаясь, поя и танцуя Оуо, заставив его остановиться, и Анансе, который использовал свою паутину и его сообразительность, позволяющая избежать смерти
Представительство Асанте
Оуо представлен символом адинкра в виде лестницы, и его имя происходит от Owuo atwedee baakofoo mforo, пословицы, означающей «по лестнице смерти не может подняться только один человек». [ 1 ]
Оуо считается карателем и тем, кого люди должны одержимо бояться.
Он также изображается как фермер, который владеет вездесущей абордажной саблей , способной убить сотни людей одним ударом меча, и держит лестницу Овуо Атведи. [ 1 ] Наиболее вероятно, что это изображение является настоящим изображением Оуо Акан и Асанте, тогда как более чудовищная форма родом из Крачи. Рога из слоновой кости также изображались как Смерть из-за звука, который издается, когда в них дуют. [4] (они также могут представлять Оуо через его бивни, поскольку Оуо изображен с бивнями, а рога из слоновой кости сделаны из слоновьих бивней). За это в них часто трубят на казнях и похоронах, но не исключительно. [4] Их часто украшают человеческими челюстями. [ 8 ] Оуо также представлен как палач , хотя Абрани — божество Асанте палачей. [ 13 ]
Человек умирает в мифах Акан и при жизни, когда Оуо моргает, наносит удар своим мечом или если человек является солдатом Асанте, когда Оуо мчится на Та Кору, чтобы достичь души умирающего. [ 8 ]
Крачи (Овцы) Представительство
В изображении Крачи Оуо имеет все те же физические атрибуты, что и первое изображение, упомянутое в общем изображении (см. Выше). Наиболее вероятно, что наиболее широко известное изображение Оуо или даже идея самого Оуо традиционно исходит от народа Крачи, хотя во времена Империи Асанте территория, из которой происходят люди Крачи, контролировалась Асанте и , до этого, скорее всего, Империя Акваму, поэтому Оуо традиционно мог быть Абосом Акан, который был усыновлен Крачи из-за культуры Империи Асанте. Это могло бы объяснить причину, по которой Смерть всегда называли именем Акан, Оуо, а не именем овцы.
В отличие от Асанте, которые боятся Оуо, Крачи не изображаются злонамеренными существами. [ 14 ] [ 12 ]
Представительство Ямайки (Короманте)
Здесь внешний вид Оуо во многом основан на описании Акана, особенно из-за его скорости, силы и каннибалистических наклонностей. Вероятно, это связано с историей, которую он, скорее всего, исходит от Асанте. У него оба глаза целы, и он внешне похож на человека. Он такой худой, что выглядел бы точно как скелет, если бы не тот факт, что у него есть кожа. Когда он говорит, у него глубокий скрипучий голос. У него 37 с половиной зубов [ 11 ]
Мифы
[ редактировать ]У Оуо есть два мифа, рассказывающих о том, как он пытался убить Одоманкому, своего создателя:
Создание Овуо, как Овуо убил Одоманкому и как Анансе стал создателем и Глубиной Мудрости
[ редактировать ]В этой истории Одоманкома создает Оуо. После создания Овуо он быстро побеждает Одоманкому в бою и убивает его. Одоманкома оставляет все свои дела в руках своих советников, Ньянкапона и Ньяме. Затем он воскресил себя, а затем, используя свою силу, продолжает жить через Ньянкапон, при этом Ньянкапон становится личностью и представителем Одоманкомы. Затем Одоманкома обманом заставляет Оуо выпить собственный яд Ову, пытаясь убить его, но это не работает. [ 2 ]
Позже большую часть творческой личности Одоманкомы унаследовал его сын Анансе. Отсюда Анансе станет творцом, получив титул Анансе Кокуроко (Великий Паук/Дизайнировщик) вместе с Одоманкомой, а затем он, Одоманкома и Ньянкапон завершат наследие Одоманкомы, создав многое из того, что Одоманкома не смог, это не было раем, поскольку это уже был создан. Затем они, наконец, создают человечество: Анансе/Одоманкома визуально создает их, а Ньянкапон/Одоманкома вдыхает в них жизнь. [ 7 ] Анансе, прямой сын Одоманкомы (или, по крайней мере, его сунсума), затем научил людей всему, что знал, подарив ему титул «Абсолют Мудрости».
Как Оуо пытался убить Одоманкому, Ньянкапона и Ньяме, как было создано бессмертие и как Ньяме разделил бессмертие
[ редактировать ]После того, как Оуо был создан, он получил мощный яд Овуо Адуро в Тви и попытался убить с его помощью Одоманкому, Ньянкапона и Ньяме. Используя свои безграничные творческие способности, Одоманкома создал противоядие для борьбы с ядом Смерти. Таким образом, Верховная Троица приняла противоядие и обрела вечную жизнь, невосприимчивую к воздействию яда Смерти. Позже, при создании людей с помощью Анансе, часть вечной духовной формы Ньяме была помещена в человеческое солнце (душу). Эта духовная энергия называется «кра» и не может умереть, давая всем людям частичку бессмертия. [ 7 ]
Мифы, связанные с Оуо
[ редактировать ]Оуо также имеет несколько мифов о нем и/или о нем, особенно связанных с Происхождением Смерти , которые различаются от одного человека к другому. Вот некоторые сведения о нем, связанные с каждым народом, но все они связаны между собой:
Версия Асанте
[ редактировать ]Соперничество Оуо с войной
[ редактировать ]В одной из историй говорилось, что Та Кора поссорился с олицетворением Оуо, Акана Абосома смерти из-за соревнования по догоне охотника. Кто первым доберется до него и будет приглашен на ужин, тот будет претендовать на человечность. Та Кора превратился в антилопу и позволил охотнику преследовать его, прежде чем развернуться и снова принять форму могучей груди. Он попытался отправиться вместе с охотником, но Оуо остановил его. Подробности этой истории меняются в зависимости от источника, начиная от пения [ 8 ] к борьбе . [ 15 ] Однако результат все равно тот же – ни одна из сторон не выиграла. Они достигли соглашения, что всякий раз, когда Та Коре придется посетить человеческое царство или землю, Оуо будет сопровождать его, символизируя, как на войне приходит смерть. В другом рассказе соглашение было другим: тот, кто прибыл первым, когда человек был болен или ранен, особенно на войне, сможет забрать свою жизнь. Итак, если Оуо придет первым, жизнь этого человека будет потеряна, но если вместо этого появится Та Кора, они смогут продолжить свою жизнь. [ 8 ]
Крачи версия
[ редактировать ]Когда его глаз закрывается, человек умирает
[ редактировать ]Говорят, что юноша мужского пола Крачи встретил Оуо во время его путешествий. В то время был широко распространен голод – и мальчик тоже пострадал от него. Когда мальчик впервые встретил Оуо, он не был уверен, что его примут. Но Оуо не напал на него – вместо этого он спросил мальчика, чего он хочет от Оуо. [ 10 ] Мальчик попросил у Оуо еды, и великан исполнил его желание. Однако взамен он попросил об одолжении – мальчик должен какое-то время послужить Оуо. Мальчик согласился, и Оуо накормил его мясом, и с тех пор мальчик стал слугой Оуо. [ 14 ] Через некоторое время мальчик начал скучать по родному городу. Поэтому он попросил отпуск от своих обязанностей. В конце концов Оуо согласился, с одной оговоркой: мальчик должен оставить вместо себя другого мальчика. Он сделал, как приказал Оуо, и оставил своего брата вместо себя, а сам остался в своем родном городе на короткий отпуск. Прошло некоторое время, и мальчик начал скучать по мясу, которым его кормил Оуо. Таким образом, он снова покинул свой родной город и вернулся в Оуо. Оуо приветствовал его обратно и позволил мальчику съесть свое мясо – при условии, что он снова начнет служить Оуо. [ 12 ] И снова мальчику захотелось поскорее зайти домой. Оуо согласился, при условии, что перед его уходом мальчик подготовит ему человеческую жену. Итак, мальчик отдал Оуо свою сестру и оставил ее и служанку, а сам вернулся в родной город. И снова мальчик решил вернуться в Оуо, потому что скучал по мясу. И Оуо принял его обратно и на этот раз с тем же условием: чтобы мальчик продолжал ему служить. [ 10 ] Однако на этот раз мальчик заглянул в кладовую, куда Оуо сложил мясо. Здесь он обнаружил, что мясо, которое он ел, было получено из трупов его брата, сестры и сопровождавшей ее служанки. В ужасе мальчик сбежал обратно в родной город и рассказал людям о случившемся. [ 12 ] Люди решили убить великана, сжег ему волосы. Подобно зажиганию тротилового запала, огонь, начавшийся с кончиков его волос, быстро достиг головы Оуо. Когда великан упал, мальчик понял, что в его волосах спрятан пузырек с лекарством. Он взял его и облил им трупы своего брата, сестры и служанки сестры, и они вернулись к жизни. Мальчик также вылил лекарство на глаза Оуо – тот не вернулся к жизни, но его глаза продолжали моргать. С этого момента каждый раз, когда Оуо закрывал глаза, человек умирал. [ 10 ]
Версия Короманте
[ редактировать ]Анансе, Бредда Смерть и почему пауки водятся на потолках
[ редактировать ]Однажды Анансе шел через кусты и встретил возле своего дома очень старого человека, похожего на кожу и сухие кости. Анансе поприветствовал его и спросил, можно ли ему выпить у этого человека немного воды. Анансе дважды задавал ему этот вопрос, каждый раз встречая молчание старика. Затем Анансе спросил, может ли он войти в дом старика и помочь себе дойти до воды. Приняв молчание старика за согласие, Анансе вошел в дом старика и налил себе не только воды, но и столько еды, сколько смог съесть. Затем Анансе вышел к старику, который не сдвинулся с места, поблагодарил его за гостеприимство и ушел. В зависимости от источника, Анансе делал это со стариком либо еще один день, либо неделю.
На следующий день (где бы источник ни указал день после первой поездки Анансе) Ананс взял с собой свою старшую дочь, чтобы отдать ее в жены старику, поженив двоих на месте (опять к молчанию и безразличию старика). человек, который теперь был зятем Анансе). Затем Анансе снова взял у старика еду и ушел. На следующий день Ананс снова пошел в дом старика, чтобы снова поесть. Однако, когда он пришел и позвал дочь, она не ответила. Обыскав весь дом, он обнаружил, что ее нигде не было видно. Он подошел к старику (который оставался неподвижным и молчаливым, как и прежде, с первого дня, когда Анансе пришел в его дом) и потребовал знать, где его дочь, схватив старика за воротник.
Наконец старик заговорил глубоким хрипловатым голосом, медленно спрашивая, знает ли Анансе, кто он такой. Анансе заявил, что он его зять. Старик засмеялся, заявив, что он Бредда Смерть , и отругал Анансе за то, что тот осмелился войти в его дом. Он раскрыл судьбу дочери Анансе (он съел ее) и сказал Анансе, что его постигнет та же участь.
Несмотря на то, что Смерть схватила Анансе, Ананс вырвался из его хватки и побежал, полагая, что сможет убежать от Смерти. Однако всякий раз, когда Анансе оборачивался, Смерть догоняла его. Наконец, в отчаянии Анансе залез на дерево. Сделав это, вы едва избежите Смерти на тот момент и узнаете, что Смерть не может подняться. Смерть попыталась бросить в Анансе несколько предметов, чтобы сбить его с ног, но все они не достигли Анансе. В поисках другого предмета, который можно было бы бросить в Анансе, Анансе спрыгнул с дерева и побежал к своему дому.
Он схватил свою жену Асо и четырех оставшихся детей, двух сыновей и двух дочерей, и забрался с ними на потолок, все они цеплялись за деревянную балку, когда Смерть ворвалась в дом Анансе. Затем Смерть спокойно взяла мешковину, взяла стул и села на него под семейством пауков. Однако примерно через полчаса младший сын Анансе устал. Несмотря на просьбы отца продержаться дольше и использовать все силы мальчика, он попал в лапы Смерти. Смерть, которой в тот момент был нужен только Анансе, затолкала младшего сына Ананса в мешковину. Вскоре после этого одна из дочерей Анансе устала, и ее постигла та же участь, что и ее младшего брата. Затем другая дочь Ананса, затем его второй сын и, наконец, его жена попали в лапы смерти, все были засунуты в мешковину. Остался только Анансе.
Используя свою хитрость, Ананс объяснил Смерти, что если он упадет, то разбрызгается по земле из-за веса всей еды, которую он съел из дома Смерти. Это означало бы, что Смерть не получит удовлетворительного обеда от Анансе. Он попросил Смерть принести из кухни Анансе бочку муки и положить под него, чтобы мука смягчила его падение. Сверкая в ухмылке своими 37 с половиной зубами и теперь желая насладиться хорошей едой Анансе и всей его семьей, Смерть согласилась получить бочку муки.
Эта бочка с мукой была настолько тяжелой, что ее могли поднять только четыре человека. Анансе решил, что сможет вытащить остальных членов своей семьи из мешковины и сбежать, пока Смерть будет пытаться донести бочку с мукой туда, где он находился. Однако так же быстро, как Смерть ушла за бочкой, а Анансе решил, что пришло время отпустить потолок, Смерть вернулась с бочкой и поставила ее под Анансе. Анансе недооценил силу Смерти.
Когда Смерть наклонилась над бочкой, передвигая ее, чтобы убедиться, что мука идеально попала под Анансе, паук увидел свое отверстие. Анансе упал на голову Смерти, окунув лицо старика в муку. Смерть была застигнута этим врасплох, поэтому не успела сомкнуть глаз, как его макнули в муку. Это временно ослепило его, дав Анансе достаточно времени, чтобы освободить свою семью, и они спаслись бегством. [ 11 ]
Ни Анансе, ни остальные члены его семьи не были пойманы Смертью, поэтому об Анансе до сих пор ходят истории, некоторые из которых также включают его семью. Эта история также объясняет, почему пауки живут на потолках; чтобы избежать смерти. В этой истории также есть еще 3 морали. Первое — никогда не искать смерти, второе — никогда не вовлекать кого-либо в дела со Смертью, а третье — даже если те, кто вокруг вас, падут и умрут, вы должны продолжать жить и продолжать это делать. [ 6 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Брукман-Амисса, Джозеф (1986). «Аканские пословицы о смерти» . Антропос . 81 (1/3): 75–85. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40462026 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Данкуа, Дж. Б. (1952). «Культура Акана» . Африка: Журнал Международного африканского института . 22 (4): 360–366. дои : 10.2307/1156919 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1156919 .
- ^ Брукман-Амисса, Джозеф (1986). «Аканские пословицы о смерти» . Антропос . 81 (1/3): 75–85. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40462026 .
- ^ Jump up to: а б с Райт, Дерек (1987). «Фрагменты: Предыстория Акан» . Исследования африканской литературы . 18 (2): 176–191. ISSN 0034-5210 . JSTOR 3819252 .
- ^ Jump up to: а б Поби, Джон (1976). «Аспекты африканской традиционной религии» . Социологический анализ . 37 (1): 1–18. дои : 10.2307/3710065 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3710065 .
- ^ Jump up to: а б Абруццини, Марисса (17 декабря 2015 г.). «Наивысший Бог-обманщик сталкивается со смертью» . Блог SevenPonds . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Как Квеку Ананси стал пауком» . anansistories.com . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ де Витте, Марлен (2003). «Деньги и смерть: похоронный бизнес в Асанте, Гана» . Африка: Журнал Международного африканского института . 73 (4): 531–559. дои : 10.2307/3556778 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 3556778 .
- ^ Jump up to: а б с д и Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ Jump up to: а б с д "Смерть" . anansistories.com . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Оуо: Когда его глаз закрывается, человек умирает» . Оксфордский справочник . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ III, Кваси Ампене и Нана Квадво Ньянтаки (2016). «Привлечение современности: Асанте в XXI веке» . Книги о кукурузе . дои : 10.3998/maize.14689915.0001.001 . ISBN 9781607853664 .
- ^ Jump up to: а б Кардинал, Австралия (16 августа 2018 г.). Сказки, рассказанные в Тоголенде . Рутледж. ISBN 978-1-351-02320-7 .
- ^ «Тано борется со смертью» . Оксфордский справочник . Проверено 29 марта 2021 г.