Йозеф Алоис Шмиттбаур

Йозеф Алоис Шмиттбаур (также Шмиттбауэр; 8 ноября 1718 — 24 октября 1809) — немецкий композитор , капельмейстер , мастер инструментов и учитель музыки.
Жизнь
[ редактировать ]Йозеф Алоис Шмитбаур родился в Бамберге и получил музыкальное образование у органного мастера Вюрцбургского двора Иоганна Филиппа Зойферта . Он также был учеником Никколо Джоммелли , вероятно, в Болонье. Около 1750 года он работал при дворе Раштата , где стал концертмейстером в 1759 году и капельмейстером в 1766 году. За это время он поставил на сцене немецкие и итальянские произведения. После роспуска капеллы Раштатта в 1771 году он стал концертмейстером Бадише государственной капеллы в Карлсруэ . В январе 1775 года Шмитбаур получил должность капельмейстера Кельнского собора , где на него оказала глубокое влияние консервативная музыкальная деятельность музыкальных академий. Два года спустя, после смерти Джачинто Шятти в 1777 году, он вернулся в Карлсруэ, чтобы стать капельмейстером. Он ушел с поста капельмейстера в 1804 году, оставив свое место при дворе своему сыну Людвигу Йозефу Аббе (1755–1829), композитору Лидеров. Трое других его детей были музыкантами: Август (р. 1763) был кларнетистом и флейтистом, Непомук был скрипачом, работавшим недалеко от Карлсруэ, а Тереза была певицей и клавишницей.
Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт так прокомментировал Шмитбаура: «Он один из лучших композиторов нашей страны, и мы только сейчас видим, что мир когда-то имел в нем». [ 1 ]
Шмитбаур был востребован как специалист по органу; он также производил копии стеклянной гармошки , изобретенной Бенджамином Франклином в 1762 году, и улучшал их, в том числе одну для одной из своих самых знаменитых учениц, слепой Марианны Кирхгесснер .
Стиль
[ редактировать ]Несмотря на то, что его произведения были доклассическими по стилю, в 1780-х годах он пользовался большим уважением как композитор, особенно за его симфонии, построенные по образцу мангеймской школы .
Шмитбаур сочинял мессы, кантаты, симфонии, струнные квартеты, квартеты флейт и другую камерную музыку. Он также писал сценические произведения.
Его первой оперой была серенада L'isola disabitata , которая отражает влияние Никколо Джоммелли , который работал с 1753 года в Штутгарте . Его театральные произведения 1770-х годов отражают влияние оперной реформы Глюка .
Среди его инструментальных композиций наиболее известны его камерные произведения, такие как шесть квартетов для флейты и струнных, которые в прошлом ошибочно приписывались Йозефу Гайдну .
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Необитаемый остров ( серенада , либретто Пьетро Метастазио , 1762, Раштатт)
- Тихая любовь («Зингшпиль», либретто Г. Л. Корна, 1767, Раштатт)
- Гименей в Афинах ( серьёзная опера , либретто Сильвио Стампильи , 1768, Раштатт)
- Геракл на Эте (Прелюдия с пением, либретто Ж. Б. Микелиса, 1771, Ганновер)
- Король-пастух (серьёзная опера, либретто Пьетро Метастазио, 1772, Раштатт)
- Линдор и Исмена («Зингшпиль», либретто Фридриха Юлиуса Генриха фон Зодена , 1771, Карлсруэ)
- Эндимион (серенада, либретто Пьетро Метастазио, 1774, Карлсруэ)
- Расстрел Генсевица, или Обман из любви (Зингшпиль, либретто Г. Ф. Мёллера, 1787, Карлсруэ)
- Эпилог о Карлстаге (1788, Карлсруэ)
Кантаты и другие вокальные произведения
[ редактировать ]- Пасторальное скерцо (1759)
- Пролог для сопрано с оркестром (1782)
- Пасхальная кантата, или Друзья у гроба Искупителя (текст Дж. К. Вальца, 1782 г.)
- 3 кантаты для 1 голоса и оркестра.
- Жалобы после ухода… Мадам Тоди для 2-х сопрано и инструментов (1783, Спайер)
- Самоотречение (текст Х. Дж. Тоде, 1783 г.)
- О рождении государственного принца (текст Вальца, 1784, Карлсруэ)
- Праздник мира в замковой церкви (текст Вальца, 1806 г.)
- Оригинальные родители в первой грозе для двух сопрано, баса и оркестра
- Более 45 лидеров
- 2 итальянские арии
Духовная музыка
[ редактировать ]- Месса ре мажор для 4 голосов и оркестра (1781, Шпейер)
- 4 мессы для 4 голосов и оркестра
- Страсти Святого Матфея
- Реквием для 4 голосов и инструментов.
- Мать стояла
- 14 предложений
- 4 псалма
- Различные ектении
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Симфонии
[ редактировать ]- 3 симфонии для 8 человек (1777)
- Симфония ипохондрикская (1782)
- 2 симфонии (1795)
- 1 симфония к свадьбе курфюрста Максимилиана I Иосифа Баварского и Каролины Баденской (1799)
- как минимум 21 другая симфония (1760–75)
Концерты
[ редактировать ]- Концерт для скрипки (1773)
- 7 концертов для трубы (1773-4)
- Концерт для гобоя (1781)
- 2 концерта для валторны (1782)
- 3 концерта для фагота
- Несколько концертов для флейты
Камерная музыка
[ редактировать ]- 4 квартета для флейты, двух скрипок и виолончели.
- 5 квартетов для флейты, скрипки, виолончели и клавесина.
- 6 квартетов для клавесина/фортепиано, флейты, скрипки и баса
- 3 квартета для флейты, двух скрипок (или скрипки и альта) и виолончели.
- Периодический квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели
- Трио для гобоя, скрипки и баса
- Сонатина для флейты, клавесина и виолончели
- 3 трио для двух флейт и виолончели
- 7 дивертисментов и партит для 5-10 духовых инструментов.
Клавишная музыка
[ редактировать ]- Более 35 штук для клавиатуры
- 24 органные прелюдии и постлюдии.
- 5 прелюдий и рондо для стеклянной гармошки/фортепиано.
- 18 симфоний для клавесина
- 2 рондо и прелюдия для клавишных
Примечания
[ редактировать ]- Эта страница основана на статьях из немецкой и итальянской Википедии.