Крайтон (верфь Турку)
![]() | |
Раньше | КМ Дальстрем |
---|---|
Тип компании | компания с ограниченной ответственностью |
Промышленность | инженерия ; судостроение |
Предшественник | У:м Крайтон и К:о Аб |
Основан | 6 июня 1914 Турку , Великое Княжество Финляндское . | в
Основатели | Си Джей Дальстрем Эрнст Дальстрем Магнус Дальстрем |
Несуществующий | 18 августа 1924 г. |
Судьба | слился с Ab Vulcan |
Преемник | Аб Крайтон-Вулкан Ой |
Штаб-квартира | , |
Продукты | паровые машины , корабли и другая продукция машиностроения |
Владельцы | Братья Дальстрём (→ 1916) Выбросы Ab (1916 →) другие инвесторы (1916 →) [ 1 ] |
Aktiebolaget Crichton — судостроительная и машиностроительная компания, действовавшая в 1914–1924 годах в Турку , Финляндия . Основной продукцией были суда, паровые машины и двигатели внутреннего сгорания .
Компания была основана в 1914 году для продолжения судостроительной деятельности компании W:m Crichton & C:o, обанкротившейся в предыдущем году.
В 1924 году она была объединена со своим соседом и конкурентом Aktiebolaget Vulcan. Последующая судостроительная компания Ab Crichton-Vulcan Oy превратилась в крупнейшую судостроительную компанию Финляндии.
Фон
[ редактировать ]Предыдущая компания была основана в 1842 году как Cowie & Eriksson . Вначале основной продукцией были паровые двигатели . Компания была передана во владение местному бизнесмену Эрику Джулину и шотландцу Уильяму Крайтону в 1862 году и получила название W:m Crichton & C:o , после чего она распространилась на судостроение . Основными заказчиками были Императорская Россия , а наиболее значимым был Императорский Российский Военно-Морской Флот . После смерти Крайтона в 1889 году компанию возглавил англичанин Джон Игер . В конце XIX века основными владельцами были петербургские инвесторы и местные бизнесмены братья Эрнст и Магнус Дальстремы . [ 2 ]
Чтобы сохранить свои позиции на российском рынке, в 1896 году компания арендовала помещения на Малой Охте в Санкт-Петербурге для строительства кораблей для военно-морского флота. Из-за плохого управления, неправильного расчета цен и задержек платежей новый филиал понес столь значительные убытки, что весной 1913 года вся компания обанкротилась. [ 3 ]
Новый старт
[ редактировать ]Компания W:m Crichton & C:o была официально объявлена о банкротстве 24 апреля 1913 года. Поместье объявило, что требования торгового дома CM Dahlström , принадлежащего братьям Дальстрем, достигли более 4,5 миллионов марок. Поэтому братья Дальстрём немедленно приняли меры по защите своих активов. Охтинский двор закрыли, а в следующем году его движимое имущество было продано. На дворе Турку продавалось только то имущество, которое не было необходимо для производства. [ 4 ] С лета 1913 года верфь работала под названием CJ Dahlström . В июне 1914 года была основана новая компания под названием Aktiebolaget Crichton ; [ 1 ] владельцы хотели сохранить уважаемое имя. [ 5 ] Все вопросы, касающиеся собственности, были решены вместе с поместьем, и Эб Крайтон освободился от долгов. Акционерный капитал состоял из 2 000 акций, каждая из которых стоила 1 000 марок. [ 1 ]
Начальное производство
[ редактировать ]Эб Крайтон нанял Стэна Харальда Стеновича Лундстена, бывшего финансового менеджера Охтинской верфи, представлять компанию в Санкт-Петербурге. Позже он получил широкие полномочия по заключению договоров купли-продажи. Лундстен гонялся за приказами к Эбу Крайтону в обстановке коррупции и махинаций. [ 1 ]
Экономическая ситуация была благоприятной для Эба Крайтона. Экономика России переживала подъем, и вновь основанный судостроитель получил заказы на 12 буксиров с 140 л.с. двигателем мощностью на 1913–1914 годы. Одиннадцать заказов поступило из России, один – от соседней известковой компании «Корпо» . Кроме того, предприятие изготовило для петербургских заказчиков десять паровых машин. В первый год на предприятии работало уже 400 человек. [ 1 ]
Важнейший заказчик предыдущей компании — Российский императорский флот — в 1914 году заказов не размещал, хотя Европа находилась под угрозой войны. Однако Эб Крайтон через обход получил заказ на восемь моторных катеров для Николаевского судостроительного завода на Черном море. Верфь передала проект на аутсорсинг компании Turku Andrée & Rosenqvist , которая в дальнейшем передала его на аутсорсинг Ab Crichton. Условия сделки были жесткими относительно максимального веса и минимальной скорости, но Эб Крайтон выполнил требования сделки за 156 900 рублей. [ 1 ] Вероятно, причиной аутсорсинга было то, что Андре и Розенквист не имели опыта работы с судами со стальным корпусом, оснащенными составной паровой машиной. [ 6 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Начало Первой мировой войны в августе 1914 года заставило все компании проявлять осторожность, и впоследствии они резко сократили численность персонала. Эб Крайтон уволил весь персонал, но после того, как в течение нескольких недель ситуация стабилизировалась, компания начала нанимать рабочих обратно, хотя и с более низкой зарплатой на 20%. Также было сокращено рабочее время с 56 до 40 часов в неделю. Снижение заработной платы вызвало гнев среди рабочих – они считали, что предыдущие увольнения были лишь предлогом для снижения заработной платы. [ 6 ]
В феврале 1915 года Эб Крайтон получил заказ на пять 56-футовых катеров. Неизвестно, поступил ли заказ напрямую из Адмиралтейства или снова через одного или нескольких посредников. Каждое судно имело паровую машину мощностью 240 л.с. В том же году компания не получила новых заказов на новостройки, но получила значительный проект по ремонту четырех торпедных катеров. [ 1 ] [ 6 ]
Заказ на четыре 162-футовых парохода «Эб Крайтон» получил в феврале 1916 года. Заказчик неизвестен, но, скорее всего, это было Адмиралтейство , использовавшее лодки позднее для патрулирования на Финском архипелаге . Приказ привел к нехватке рабочей силы, и в мае Эб Крайтон опубликовал в газетах объявление о том, что компания ищет многочисленных рабочих по обработке листового металла. К концу года общая численность персонала достигла 500 человек. В том же году компания поставила в Санкт-Петербург 14 паровых машин, несколько котлов и насосов. В октябре компания получила два заказа на суда: в первый вошли два 40-футовых моторных катера , во второй — четыре 185-футовых парохода. Будущее выглядело светлым. [ 1 ]
В августе 1916 года братья Дальстрем продали компанию базирующейся в Хельсинки компании Emissions Aktiebolaget. Вскоре после этого одна треть акций была передана консорциуму, образованному фрайгером Карлусом Вреде и Эрнстом, Эдгаром и Берндтом Грёнбломами. Остальные акции были размещены на публичном рынке. [ 1 ] [ 6 ] В сентябре 1916 года состоялось собрание новых акционеров. Председателем стал фрейгер Каролус Вреде, заместителем председателя был выбран Эрнст Грёнблом, а директором правления стал Эрик фон Френкелл . Управляющим компании стал фрайгерр Раббе Вреде. Акционерный капитал был увеличен до шести миллионов марок, включая 6000 акций, каждая стоимостью 1000 марок. [ 1 ]
Чтобы удовлетворить возросший спрос, была увеличена численность персонала. В конце 1916 года численность достигла своего пика — 1059 человек. В последующие неспокойные времена количество заказов сократилось, и в 1917 году в компании работало всего 705 человек. [ 6 ]
В январе 1917 года Эб Крайтон получил заказ на два 162-футовых парохода. Они были аналогичны четырем патрульным кораблям, заказанным в прошлом году. Но эти шесть кораблей были списаны, вероятно, из-за Февральской революции . После этого на заводе в том же году не было заказов, и единственная запись в книге заказов, зарегистрированная в ноябре, включала заказ на работу четырех составных двигателей, которые были поставлены на хранение, скорее всего, просто по причинам трудоустройства. [ 1 ] Финляндия стала независимой в том же декабре.
Хотя многие менеджеры финских компаний идеологически поддерживали независимость Финляндии, последующая потеря российского рынка имела катастрофические последствия для ряда финских машиностроительных компаний. Более того, многие компании потеряли свою дебиторскую задолженность во время русской революции и национализации банков. Потери Эба Крайтона составили в общей сложности 1 283 018 марок. [ 6 ]
В 1918 году компания получила всего один заказ на новое судно — буксир. Еще один пришел за паровой машиной. Самым значимым заказом стал проект ремонта SS Bore I, на котором до 1921 года работало 100 человек. Спущенные на воду два 40-футовых моторных катера были проданы Императорскому флоту Германии в 1918 году. Четыре патрульных парохода были переданы государству Финляндия. ; две из них стали канонерскими лодками «Турунмаа» и «Карьяла» , а две другие были проданы ВМС Польши в 1920 году. [ 1 ] Это помогло предприятию вернуть часть дебиторской задолженности, утраченной во время русской революции. [ 6 ]
Послевоенная рецессия
[ редактировать ]Начало 1920-х годов было трудным для Эба Крайтона. Компании удалось продать в Финляндии несколько паровых машин, но заказов на новые корабли долгое время не было. Самый последний заказ на корабль для Аба Крайтона поступил 29 февраля 1924 года из города Турку; Судно представляло собой ледокол -буксир с двигателем мощностью 380 л.с. [ 1 ]
Слияние
[ редактировать ]Дискуссии о слиянии Ab Crichton и соседнего Ab Vulcan начались еще в начале 1920-х годов. Инициатива исходила, скорее всего, от компании Ab Vulcan, которой руководил Аллан Стаффанс . [ 1 ] [ 6 ] Целью было создание более крупной и финансово устойчивой компании, способной конкурировать за ожидаемые заказы нового ВМС Финляндии, находившегося в начале создания собственного флота. Эб Крайтон назначил Каролуса Вреде на должность менеджера в 1922 году, чтобы он возглавил переговоры. [ 6 ] Устав новой компании был представлен правлению Ab Vulcan в декабре 1923 года. Слияние было осуществлено зимой 1924 года, а 14 мая 1924 года местная газета Åbo Underrättelser сообщила, что компании объединяются и создается новая компания. компания Ab Crichton-Vulcan Oy Основана . Слияние также официально состоится на учредительном собрании 18 августа. [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]- Грёнрос, Ярмо; Куянен, Ханну; Приамурский Г.; Чест-Тасси, Осмо; Сааринен, Ярмо; Терас, Кари; Трофимов, С. (1996). Железные ведра Аурайоки — Järnnävarna vid Aura Å (на финском и шведском языках). Турку, Финляндия: Провинциальный музей Турку — Ландшафтный музей Або. ISBN 951-595-020-1 .
- фон Кнорринг, Нильс (1995). реки Аура Лодочные и верфи вдоль (на финском языке). Эспоо, Финляндия: Schildts Förlags Ab. ISBN 951-50-0735-6 .
- — два столетия производства энергоблоков на берегу реки Аура ( Энергия по-фински). Райсио. 2017. ISBN 978-952-93-9293-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кнорринг: Компания с ограниченной ответственностью Крайтон. п.п. 79–84.
- ↑ Кнорринг: Лучшие годы компании Крайтона. п.п. 67–73.
- ^ Кнорринг: Верфь Охта. п.п. 73–75.
- ^ Кнорринг: От кризиса к банкротству. п.п. 75–79.
- ^ Гронрос и др.: История машиностроения и верфи. п.п. С 6 до 8 часов вечера.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Энергетика (Меронен, Микко): Заказы Первой мировой войны. п.п. 77–80.