Аллан Стаффанс
Аллан Уолфрид Стаффанс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 19 октября 1946 г. | (66 лет)
Гражданство | Финляндия |
Образование | техник |
Альма-матер | Николаистадский промышленный колледж |
Занятие | Главный управляющий |
Работодатель(и) | Машина и т. д. Мост (1898–1918) Силы обороны Финляндии (1918–1920) Аб Вулкан (1921–1924) Крайтон-Вулкан (1924–1946) (1938 → Вяртсиля ) |
Супруг | Сельма Элизабет, урожденная Челлин |
Дети |
|
Родители) | Мэтт Стаффан и Аманда Мария София, урожденная Тёрнер [ 1 ] [ 2 ] |
Награды |
|
Менеджер Вулкан | |
В офисе 1921–1924 [ 1 ] | |
Менеджер компании Крайтон-Вулкан | |
В офисе 1924–1930 [ 1 ] | |
Преемник | Роберт Лавониус [ 3 ] |
Менеджер верфи Crichton-Vulcan | |
В офисе 1930–1946 [ 1 ] | |
Аллан Уолфрид Стаффанс (13 февраля 1880 — 19 октября 1946) — финский техник , горный советник и судостроитель .
Стаффанс начал свою карьеру на верфи Маскинох Бробиггнад (Маскин о. Бро) в Хельсинки в 1898 году. Позже он работал в судостроительной промышленности в Сибири до Первой мировой войны , когда вернулся в Финляндию. В 1918 году руководил операцией по ликвидации пушек крепости Виапори в Хельсинки; Значение этого события позже оспаривалось историками.
В 1920 году Стаффанс был назначен управляющим «Вулкан» верфи в Турку . Он организовал слияние со своим конкурентом Crichton, создав верфь Crichton-Vulcan , которая под его руководством выросла в самую значительную судостроительную компанию Финляндии. На верфи строились важнейшие корабли ВМС Финляндии , в том числе подводные лодки и два больших корабля береговой обороны .
После Второй мировой войны стаффаны участвовали в переговорах о военных репарациях Советскому Союзу .
У Стаффанса было две дочери от его жены Сельмы Элизабет, урожденной Челлин.
Учеба и начало карьеры
[ редактировать ]Стаффанс родился в Николаистаде , Великое Княжество Финляндское , в семье матроса Маттса Стаффанса и Аманды Марии Софии, урожденной Тёрнер. Сначала он учился в народной школе, а затем в 1898 году окончил в Николаистадском техникум машиностроения промышленном училище . [ 1 ] К концу XIX века Николаистадская судостроительная промышленность, некогда бывшая процветающей отраслью в этом районе, практически исчезла. Стаффанс переехал в Хельсинки , где получил должность в Маскин о. Бро, верфь. [ 1 ] [ 2 ] Стаффаны вскоре достигли уровня магистра судостроения. [ 2 ]
Сибирские годы
[ редактировать ]В 1902 году его направили на работу в Сибирь руководить строительством пароходов и дноуглубительных судов из материалов, привезенных из Финляндии. [ 2 ] Детали были доставлены по железной дороге в дельту Амура , а затем установлены на месте. Основным заказчиком был Императорский флот России , который присоединил корабли к своему Тихоокеанскому флоту в основном для защиты судоходства на крупных реках. Всего Стаффанс путешествовал на Дальний Восток шесть раз, некоторые из них он совершил со своей семьей. Последнее путешествие Стаффанс совершил через Суэцкий канал и Индийский океан , а также заходил в Индию , Китай и Японию . Стаффанс планировал уехать на несколько лет для учебы в Германию и Великобританию в 1914 году, но начало Первой мировой войны изменило его планы. [ 1 ]
Живой саботаж
[ редактировать ]
После провозглашения независимости Финляндии , в январе 1918 года разразилась гражданская война и вскоре Хельсинки был захвачен финской Красной гвардией . [ 1 ] В крепости Виапори перед Хельсинки все еще находились русские солдаты , и ее пушки рассматривались как угроза против финских белогвардейцев . [ 4 ]
Аллан Стаффанс отправился в крепость примерно с двадцатью людьми, чтобы снять замки с пушек. Работы начались с внешних бастионов , а за ними последовала главная крепость. Замки весом в сотни килограммов были демонтированы с помощью лебедок , упакованы в деревянные шкатулки и складированы на складах батарей . Мужчины передвигались по льду ногами и тащили оборудование на санях . Работа была опасной из-за патрулирования красногвардейцев, которые доставали пушки в своих целях. Русские солдаты не всегда были готовы принять разоружение, но хорошие отношения, которые Стаффанс установил с российскими военными во время своей работы в Маскине. Бро помог, хотя время от времени дискуссии были жаркими. Работы были выполнены к 15 марта. [ 5 ]
Белогвардейцам помогла немецкая армия , вторгшаяся в южную Финляндию в начале апреля. 14 апреля российские военные передали Виапори финнам. [ 4 ]
После войны газета «Хуфвудстадсбладет» опубликовала статью, согласно которой Стаффанс обманул русских военнослужащих, написав себе доверенность, обманув крепостную организацию до высшего командования. Операцию охарактеризовали как «исторический поступок». [ 5 ] На память об этом событии в крепости установлен бюст Стаффана. [ 1 ]
Однако российский командующий артиллерией в Виапори полковник Бальзам написал ответ русскоязычной газете в Хельсинки, что операция проводилась по приказу коменданта крепости и директиве штаба российского ВМФ, чтобы гарантировать, что ни один из боевых действий не будет осуществлен. партии будут использовать артиллерию против города, а Стаффансу и его людям платят за работу российские военные. [ 5 ]
Россия и Германия договорились в Брест-Литовском мирном договоре , что российский Балтийский флот и береговые крепости не будут участвовать в военных действиях в Финляндии. Впоследствии выяснилось также, что русских солдат не очень интересовали взаимные стычки финнов. [ 4 ] Дополнительную информацию о спорном событии недавно удалось найти в отчете от 26 марта 1918 года, написанном Оскаром Гросом, который был членом команды Стаффанса. В отчете сообщается, что работы велись под руководством стаффанов, а также с согласия русских офицеров, которые хотели избежать попадания действующих пушек в руки красногвардейцев или немецких войск. [ 5 ]
Предполагается, что возможным мотивом преувеличения акции было стремление финских белогвардейцев получить часть славы завоевания Хельсинки, которое в основном было осуществлено немцами. [ 5 ]
После окончания войны стаффаны оставались служить финской армии в крепости в 1918–1920 годах. [ 2 ] при коменданте на должности технического начальника сухого дока. [ 1 ]
Вулкан
[ редактировать ]
Стаффанс был назначен генеральным директором верфи «Вулкан» в Турку . В начале 1921 года [ 2 ] У компании возникли финансовые проблемы: прекратились заказы российского флота, часть поставок не была оплачена, а компания лишилась собственности в Санкт-Петербурге . Компания понесла большие убытки. Стаффанс был выбран менеджером из-за его опыта, высоких знаний и лидерских качеств. [ 6 ]
В 1922 году Стаффаны вели переговоры с государством о ремонте старой русской подводной лодки . Поскольку у компании не было опыта работы с подводными лодками, Стаффанс искал контакты, у которых были соответствующие технологии. Хотя проект оказался безнадежным, Стаффансу удалось познакомиться с голландской компанией IvS , которая горела желанием начать с Vulcan проект подводной лодки. [ 6 ] IvS была немецкой фиктивной компанией, созданной для поддержания и развития немецкого опыта в области подводных лодок, когда Германии не разрешалось строить собственные подводные лодки. [ 7 ] В 1922–1923 годах стаффаны присутствовали в комитетах, которые планировали обновленную стратегию военно-морской обороны Финляндии. В ноябре 1923 года «Вулкан» и «ИВС» подписали секретный договор о сотрудничестве в области подводной техники. [ 6 ] Согласно контракту, «ИВС» обещала оказать всю необходимую инженерную поддержку на случай, если «Вулкан» захочет строить подводные лодки. [ 7 ] В следующем месяце Стаффанс вел переговоры о слиянии с конкурентом, верфью Крайтон , которая располагалась рядом с Вулканом, на другом берегу реки Аура . [ 6 ]
Крайтон-Вулкан
[ редактировать ]Слияние компаний Крайтон и Вулкан произошло 18 августа 1924 года, и Стаффанс был единогласно избран руководителем новой объединенной верфи Крайтон-Вулкан . Верфь получила лишь несколько заказов, и Стаффанс надеялся на получение заказов от ВМС Финляндии . Стратегия морской обороны была готова в 1925 году и включала четыре подводные лодки, два корабля береговой обороны и четыре торпедных катера . Минобороны направило запросы 22 компаниям на 400-тонные и 100-тонные подводные лодки. Наконец, усилия Стаффанса были вознаграждены, когда государство заказало сначала одну, а затем в 1927 году еще две 400-тонные подводные лодки у компании Крайтон-Вулкан. Очередной заказ на 100-тонную подводную лодку поступил на верфь Hietalahti в Хельсинки. Графики проекта были отложены на несколько месяцев из-за забастовок 1927 года. Подводные лодки Vetehinen , Vesihiisi и Iku-Turso были спущены на воду в период с июня 1930 года по май 1931 года. IvS и Crichton-Vulcan заключили секретное соглашение о еще одной подводной лодке, CV-707 , которая Немцы использовали для испытаний. Судно окончательно осталось в составе ВМС Финляндии и получило название «Весикко». [ 7 ]
Одновременно с проектами подводных лодок завод работал уже над двумя проектами кораблей береговой обороны водоизмещением 3800 тонн. Крайтон-Вулкан подписала контракты на поставку кораблей в ноябре 1928 года. Строительство таких больших и требовательных кораблей требовало инвестиций в оборудование и краны; Также увеличилось количество сотрудников. Первый из кораблей, «Вяйнямёйнен» , был спущен на воду в декабре 1930 года, а «Илмаринен» последовал за ним в июле 1931 года. [ 7 ]
Инвестиции потребовали капитала, и в конце концов Крайтон-Вулкан был продан Маскину о. Bro , которая ранее владела верфью Hietalahti в Хельсинки. Это приобретение улучшило финансовую базу компании, и в 1930-е годы под руководством Стаффанса Crichton-Vulcan превратилась в самую мощную и современную верфь Финляндии. [ 7 ] Самыми важными инвестициями стали кран грузоподъемностью 100 тонн и сухой док. [ 8 ]
В 1930-е годы Крайтон-Вулкан сумел продать корабли Советскому Союзу . Стаффанса Превосходное знание русского языка оказалось полезным в переговорах. Всего были подписаны контракты на поставку 29 кораблей в Советский Союз; приказы были жизненно важны в разгар депрессии . [ 9 ]
Вяртсиля
[ редактировать ]
У компании снова появился новый владелец, когда компания Wärtsilä взяла на себя управление компанией Maskin o. Братан, включая Крайтон-Вулкан. Генеральный директор Вильгельм Вальфорсс доверял и уважал Стаффанс; на самом деле Стаффанс был одним из тех немногих людей, которые могли не соглашаться и открыто спорить с Уолфорссом, не опасаясь последствий. Уолфорсс не подвергал сомнению свой авторитет в Крайтон-Вулкане, и Стаффанс мог продолжить свою инвестиционную программу. [ 8 ]
В конце 1930-х годов Крайтон-Вулкан получила более требовательные заказы; дедвейтом 2000 тонн Большим шагом стало строительство парохода «Ригель» для FÅA . [ 8 ] За этим последовали более современные и сложные проекты; Всего с января 1936 по сентябрь 1939 года было заказано 17 кораблей. [ 10 ] Правой рукой Стаффанса был главный инженер компании Гёста Руско, который также приходился ему зятем. [ 8 ]
Самыми крупными инвестициями конца 1930-х годов стали новое офисное здание «Белый дом», литейный и крупные механические мастерские. Последние были построены специально для производства дизельных двигателей . Используя свои старые контакты из ivS, Стаффанс летом 1938 года заключил соглашение о лицензионном производстве с Krupp Germaniawerft AG. Производство двигателей удалось начать только летом 1941 года, когда все необходимые машины были на месте, и, наконец, было построено всего два двигателя Krupp. . Это были первые дизельные двигатели Wärtsilä. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда в 1939 году разразилась Зимняя война , Турку подвергся сильной бомбардировке советской авиации, но Крайтон-Вулкан избежал больших повреждений. Когда в 1940 году наступил мир, Финляндия подписала новое торговое соглашение с Советским Союзом, и вскоре Стаффанс и советский Машиноимпорт подписали контракт на поставку четырех буксиров; за этим последовал еще один заказ на еще 12 судов такого же типа, чуть большего размера. Ни одно судно не удалось сдать до того, как Финляндия снова вступила в войну с Советским Союзом летом 1941 года. Однако Стаффанс нашел нового заказчика: вместо этого он согласился на поставку кораблей немецкой Кригсмарине , а верфь получила еще несколько заказов на аналогичные корабли от Германия. Кроме того, Staffans подписала контракты на поставку грузовых судов для Германии . Германии было передано 38 судов Всего перед вступлением Финляндии в войну с Германией в сентябре 1944 года . Во время Непрекращающейся войны верфь несколько пострадала. [ 11 ]
Военные репарации
[ редактировать ]После окончания войны Финляндии пришлось выплатить крупные военные репарации Советскому Союзу , который хотел выплатить в основном технику. Самые большие и требовательные суда были закреплены за верфями Wärtsilä. Стаффанса вызвали вместе с Валфорсом и управляющим верфи Хиеталахти Августом Янссоном для переговоров о типах кораблей. И снова отличное знание Стаффансом русского языка и русского менталитета оказалось полезным. Соглашение о перечне материалов было подписано в декабре 1944 года Андреем Ждановым из Союзной комиссии и премьер-министром Финляндии Паасикиви Я.К. . [ 12 ]
Стаффанс не участвовал в сфере военных репараций, так как заболел и умер в 1946 году. За время его правления численность персонала на верфи Крайтон-Вулкан выросла с 300 до 3000 человек. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1904 году Стаффанс женился на Сельме Элизабет, урожденной Кьеллин, родом из Хельсинки. У них родились две дочери: Маргит и Гунвор. Позже Маргит вышла замуж за Гёста Руско, главного инженера Крайтон-Вулкан. Младшая дочь Гунвор была замужем за профессором Джоном Росасом . [ 1 ] [ 2 ]
Стаффанс был вице-консулом Нидерландов в 1930 - х годах. [ 1 ]
В 1942 году Стаффанс написал книгу под названием Skeppsbyggare och resenär i Östasiaen о своем опыте жизни в Сибири в начале 20 века. [ 1 ] [ 2 ]
Стаффанс понес две серьезные личные потери в 1943 году, когда сначала его ближайший коллега и зять Гёста Руско серьезно заболел и скончался в апреле. Вдова и дочь Стаффанса Маргит Руско умерла всего два месяца спустя. После этого Стаффанс и его жена позаботились о своих двоих детях. [ 11 ]
Семья переехала на постоянное место жительства в Турку в начале 1920-х годов, но у них была еще и летняя вилла в Киркконумми . Вилла должна была быть передана Советскому Союзу после Бесконечной войны как часть арендованной территории Порккала . Когда Советский Союз вернул эту территорию обратно Финляндии в 1956 году, сюда переехала вдова Сельма Стаффанс, которая, несмотря на свой возраст, активно участвовала в восстановлении территории. [ 1 ]
Библиография
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- фон Кнорринг, Нильс (1995). Скульптурные мастерские и верфи Аурайоки (на финском языке). Эспоо, Финляндия: Schildts Förlags Ab. ISBN 951-50-0735-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хоффман, Кай (16 марта 2016 г.). «Стаффанс, Аллан (1880–1946)» . Национальная биография (на финском языке). Хельсинки: Финское литературное общество . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кнорринг: Краткая биография Аллана Стаффанса. п. 98.
- ^ Мяэтта, Веса (5 сентября 2008 г.). «Горный советник Роберт Лавониус (1879–1967)» . Национальная биография (на финском языке). Хельсинки: Финское литературное общество . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Синяя и белая Суоменлинна» (на финском языке). Хельсинки: Совет директоров Суоменлинны. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 г. Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Салонен, Юха (2008). «Виапори был обезоружен обманом или при сознательной поддержке руководства морского форта?» [Был ли Виапори разоружен с помощью Уловки или с ведома и поддержки командования морской крепости?]. Helsingin Sanomat (на финском языке) (22 марта 2008 г.). Сообщение WSOY . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кнорринг: Из мастерской Корсмана на Вулкан. п. 85–89.
- ^ Jump up to: а б с д и Кнорринг: Новостройки ВМС Финляндии. п. 97–104.
- ^ Jump up to: а б с д и Кнорринг: Большой рост. п. 107–113.
- ^ Кнорринг: Советская торговля в 1930-е годы. п. 106–107.
- ^ Кнорринг: 1924–1944. п. 158–162.
- ^ Jump up to: а б Кнорринг: Военные годы. п. 115–118.
- ^ Кнорринг: После войны. п. 119–125.