Король битвы
«Король битвы» , или шар тамкари , — это древний месопотамский эпический рассказ о Саргоне Аккадском и его кампании против города Пурушанды в Анатолийском нагорье и его царя Нур-Даггала. [ н 1 ] [ 1 ] или Нур-Даган, в помощь своим купцам. Он сохранился в пяти рукописях. [ 2 ] два [ я 1 ] [ я 2 ] из Амарны в Египте и шесть фрагментов [ я 3 ] по одному из хеттской столицы Хаттуши среднего вавилонского периода и по одному из Ашшура. [ я 4 ] и Ниневия , [ я 5 ] вероятно, из неоассирийского периода. Из двадцати трех сказаний, составленных о царях Аккада, это было одно из трех, наряду с « Легендой о рождении Саргона» и « Кутийской легендой о Нарам-Сине» , которые продолжали циркулировать в неоассирийский и нововавилонский периоды. , примерно через 1500 лет после описываемых ими событий. [ 3 ] Считается, что он был записан в первой половине второго тысячелетия, возможно, в соответствии с длительной устной традицией, хотя обстоятельства его составления горячо обсуждаются. [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Отвечая на недовольство своих купцов, Саргон объявляет своим сопротивляющимся воинам о своем намерении начать кампанию в Анатолии, чтобы завоевать ее главный город Пурушанду , чей тиранический правитель притеснял аккадских торговцев-эмигрантов. Опасения солдат были вызваны их ожиданием невзгод, связанных с большим расстоянием и неопределенностью предприятия. Он сплачивает их обещаниями победы, основываясь на своей консультации с богиней Иштар в ее храме, во время которой он впадает в глубокий сон, чтобы получить ее пророчество . [ 5 ] Армия сталкивается со многими трудностями при переходе через Тигр и в своем дальнейшем путешествии. Они пробираются через горные перевалы, усеянные непроходимыми зарослями и огромными валунами из лазурита. [ н 2 ] [ 6 ]
Бог Энлиль предупреждает Нур-Дагана о приближающейся орде Саргонов, но заверяет его, что он будет в безопасности. Он обращается к своим воинам, говоря им, что удаленность Пурушанды защитила его от всех других врагов в прошлом, и предсказывает аналогичный исход в этом случае, предсказание, которое впоследствии опровергается внезапным и полным подчинением города Саргоном. Когда Саргон коронуется царем Пурушанды перед городскими воротами, Нур-Даган унизительно признает поражение и заявляет, что Саргону нет равных.
Спустя долгое время есть несколько вариантов: 3 года, Саргон готовится покинуть Пурушанду и вернуться в Аккад . Его солдаты протестуют, чтобы они не уходили с пустыми руками, и в результате повалили три дерева, стоявшие у ворот. [ 7 ] Различные рукописи эпоса демонстрируют разные детали повествования, хотя их фрагментарность может преувеличивать очевидные различия. [ 8 ]
Основные публикации
[ редактировать ]- Эрнст Ф. Вейднер (1922). Поезд Саргона из Аккада в Малую Азию (Богазкойские исследования 6) . JC Hinrichs'sche.
- В.Г. Ламберт (1963). «Новый фрагмент Короля битвы». Архив для ориентирования . 20 : 161–162.
- Энсон Ф. Рейни (1978). Таблетки Эль-Амарны 359-379, 2-е издание, исправленное (AOAT 8) . Бутзон и Беркер. стр. 10–15, 52–53.
- С. Франке (1989). Образ царя Аккада в личных свидетельствах и преданиях (дисс. к.т.н.) . Университет Гамбурга.
- Шломо Изреэль (1997). Научные таблички Амарны . Стикс. стр. 66–75, 87–88.
- Джоан Гудник Вестенхольц (1997). Легенды королей Аккаде . Айзенбрауны. стр. 102–139.
Надписи
[ редактировать ]- ^ EA 359 Cairo 48396, SR 12223 в Египетском музее , Каир.
- ^ EA 375 BM 134866 в Британском музее , Лондон.
- ^ Фрагменты планшета КБо 3.9 (Бо 2400); КБо 3.10 (Бо 7333); КБо 12:1 (110/т); КБо 13,46 (624/у); KBo 22.6 (Bo 68/28) опубликовано в CTH 10; и КУБ 48,98 (Bo 3715).
- ^ НДС 10290 KAV 138 в Фордеразианском музее в Берлине .
- ^ K.13228 в коллекции Британского музея Коюнджик.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин Уортингтон (2012). Принципы аккадской текстовой критики . Грютер. стр. 6. цитирование Фолькерта Хааса (2006) в «Хеттской литературе», стр. 68.
- ^ Одед Таммуз (2004). «Рецензируемая работа: Легенды о королях Аккаде: Тексты Джоан Гудник Вестенхольц». Израильский журнал исследований . 54 (1): 123–124. JSTOR 27927068 .
- ^ Сет Ричардсон (2014). «Первое «Всемирное событие» ». В Исааке Калими, Сет Ричардсон (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Брилл. п. 488.
- ^ Джоан Гудник Вестенхольц (2010). «Аккадские героические традиции». Дэвид Констан, Курт А. Раафлауб (ред.). Эпос и история . Джон Уайли и сыновья. стр. 37–39.
- ^ Мейндерт Дикстра (2015). «Пророки, мужи Божьи, волхвы: сны и пророчества в хеттских историях». Боб Э.Дж.Бекинг, Ханс Барстад (ред.). Пророчества и пророки в историях: статьи, прочитанные на пятом собрании Эдинбургской сети пророчеств, Утрехт, октябрь 2013 г. Брилл. стр. 20–21.
- ^ Кристоф Баххубер (2013). «Шумер, Аккад, Эбла и Анатолия». В Гарриет Кроуфорд (ред.). Шумерский мир . Рутледж. п. 503.
- ^ Амир Гилан (2010). «Эпос и история в Хеттской Анатолии». Дэвид Констан, Курт А. Раафлауб (ред.). Эпос и история . Джон Уайли и сыновья. п. 54.
- ^ Марк Ван Де Миеруп (1999). Клинописные тексты и историческое письмо . Рутледж. стр. 67–68.