Явоже, Силезское воеводство
Явоже | |
---|---|
Деревня | |
Лютеранская церковь в Явоже | |
Координаты: 49 ° 48'22 "с.ш. 18 ° 56'32" в.д. / 49,80611 ° с.ш. 18,94222 ° в.д. | |
Страна | Польша |
воеводство | Силезский |
Графство | Бельско |
Коммуна | Явоже |
Первое упоминание | 1305 |
Область | |
• Общий | 21,23 км 2 (8,20 квадратных миль) |
Население | |
• Общий | 6,195 |
• Плотность | 290/км 2 (760/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 43-384 |
Автомобильные номера | ВОО |
Веб-сайт | www.jaworze.pl |
Явоже [jaˈvɔʐɛ] — деревня и центр гмины Явоже в юго-западной части Бельского повята , Силезского воеводства , на юге Польши. Он расположен в исторической области Тешинская Силезия .
Деревня известна своими термальными качествами. Еще в 19 веке воды были богаты йодобромными солями. Ежегодно сюда приезжает много людей, страдающих респираторными заболеваниями. В настоящее время существуют три медицинских центра, которые предлагают, среди прочего, специализированные программы реабилитации для частных лиц. В Явоже также есть места для отдыха, велосипедные и лыжные трассы. Туристическую привлекательность коммуны повышают многочисленные спортивные и культурные мероприятия, представляющие местный фольклор. Бесспорной жемчужиной Явожа является его исторический парк площадью более 15 гектаров (37 акров) с большим количеством деревьев-памятников.
Этимология
[ редактировать ]Польское название имеет топографическое происхождение и происходит от платана (польский: Javor . [ 1 ] Немецкое имя представляет собой сочетание личного имени Эрн(ст) и дорф (нем. деревня).
История
[ редактировать ]Деревня впервые упоминается в латинском документе Вроцлавской епархии под названием Liberfundationis episcopatus Wratislaviensis примерно в 1305 году как пункт в Яворсе . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это означало, что деревня находилась в процессе размещения (размер земли, с которой нужно платить десятину , еще не был определен). Создание деревни было частью более крупной заселенческой кампании, проходившей в конце 13 века на территории, которая позже будет известна как Верхняя Силезия .
В политическом отношении село первоначально принадлежало Тешенскому герцогству , образовавшемуся в 1290 году в процессе феодальной раздробленности Польши и находившемуся под властью местной ветви династии Пястов . В 1327 г. герцогство стало частью Чешского , королевства которое после 1526 г. вошло в состав Габсбургской монархии .
Деревня, вероятно, стала резиденцией католического прихода до 16 века. После 1540-х годов в герцогстве Тешен преобладала протестантская Реформация , и местная католическая церковь была захвачена лютеранами . Он был отобран у них (как одного из примерно пятидесяти зданий в регионе) специальной комиссией и возвращен Римско-католической церкви 16 апреля 1654 года. [ 5 ] Несмотря на отсутствие места богослужения, многие местные жители остались лютеранами. После выдачи « Патента толерантности» в 1781 году они впоследствии организовали местный лютеранский приход, ставший одним из более чем десяти в регионе. [ 6 ]
Будучи частной деревней, она имела много знатных владельцев. Наиболее важными для его развития были две родственные аристократические семьи баронов Лашовских, герб Наленч (два поколения), и графов Сен-Женуа д'Аннокур (четыре поколения), которые владели Явожем в период 154 г. годы. Многие их старинные сувениры сохранились до наших дней. Их останки покоятся на местном католическом кладбище. В 1862 году граф Маурици Сен-Женуа основал в Явоже первый в Тешинской Силезии санаторий. Он был очень популярен на протяжении многих лет, особенно среди поляков из Галичины, для которых свобода говорить на польском языке в этом районе была неоценима. Однако именно благодаря поддержке и помощи семьи Лариш доктор Зигмунт Чоп после Первой мировой войны основал водолечебницу . Комнаты в замке, которые посещали многие знаменитости политических и культурных кругов межвоенной Польши, были предоставлены Бельскому старосте самим графом. Это был важный факт в истории Явожа. Многие известные деятели посещали водолечебницу в Явоже. Передовые работы по восстановлению Явожа статуса курорта были сорваны началом эпидемии. Вторая мировая война .
После революций 1848 года в Австрийской империи было введено современное муниципальное деление в восстановленной Австрийской Силезии . Деревня как муниципалитет была включена в - правовой округ Бельско политико . Согласно переписям, проведенным в 1880, 1890, 1900 и 1910 годах, население муниципалитета выросло с 2105 в 1880 году до 2247 в 1910 году, при этом сокращающееся большинство составляли носители польского языка (с 94,6% в 1880 году до 89,2% в 1910 году), а также растущее немецкоязычное меньшинство (от 108 или 5,2% в 1880 г. до 232 или 10,3% в 1910 г.) и несколько чешскоязычных (максимум 14 или 0,6% в 1900 г.), по религиозному признаку в 1910 г. население было смешанным в основном между католиками (49,8%). %) и протестанты (48,7%) в сопровождении евреев (34 или 1,5%). [ 7 ] В селе также традиционно жили тешинские влахи , говорящие на тешинском силезском диалекте .
После Первой мировой войны , падения Австро-Венгрии , польско-чехословацкой войны и раздела Тешинской Силезии в 1920 году она вошла в состав Польши . Затем он был аннексирован в нацистской Германией начале Второй мировой войны . После войны он был возвращен Польше .
В период, когда Явоже функционировало как курорт, оно стало известно благодаря произведениям Винцента Поля , написавшего хвалебные слова о Явоже в краковских газетах. В межвоенный период широкую известность Явоже дала писательница Мария Домбровская . Она была посетителем водолечебницы в Явоже, где написала, среди прочего, часть своего произведения «Ноце и дни» и некоторые другие, менее известные произведения. Также Мельхиор Ванькович писал здесь свою пьесу «Диск Олимпийский». Разрушенный в течение нескольких месяцев боев, Явоже после войны долго боролся за восстановление своего существования и тщетно пытался продолжить работы, связанные с восстановлением села статуса курорта. Тем не менее, он оставался оздоровительным и туристическим курортом с двумя санаториями и с каждым годом растущим числом баз отдыха. Параллельно строились объекты развлечений и отдыха. Лишение Явоже административной независимости в 1973 году стало причиной остановки планового развития села в этом направлении. Благодаря твердой позиции жителей Явоже снова стала независимой коммуной в 1991 году после восемнадцатилетнего перерыва и в настоящее время следует своему плану развития.
География
[ редактировать ]
Явоже расположено в Силезских предгорьях и на северной окраине Силезских Бескидов . Четыре долины, пересекающие село, – ручьев Каменный, Высокий, Шероки и Есенки, богатые флорой, обогащенные охраняемыми видами и часто посещаемыми местами для прогулок. Южной границей коммуны являются вершины гор, которые массово посещают туристы. Главная улица Явожа, называемая улицей Здроёва, длиной почти 4 км, проходит от северной границы гмины по государственной Цешинской дороге до ее южных границ. Одним из четырех холмов Явоже, видимых с улицы Здройовой, является историческая Млыньская Кемпа (403 м), расположенная на бывшей императорской тропе, также называемой соляной дорогой (с постоялым двором для почтовых лошадей), по которой армия Яна III Собеского передислоцировалась в Вену. спасать .
Достопримечательностью центра Явоже, расположенным под холмом Горушка (411 м), является памятник жертвам фашизма, установленный в 1946 году усилиями Ассоциации бывших политзаключенных (59 жертв). Отсюда можно подняться на Горушку, которая является единственным компактным участком черных сосен в Силезских Бескидах . В 2004 году были учтены эти редкие деревья, их осталось всего 500, причем в наших условиях они не являются самосевными растениями. В 19 веке этот холм назывался «Аллайнсберг» (Гора союзников), что было связано с историей наполеоновского периода и тем фактом, что до сих пор владельцами Явожа были графы Сен-Женуа. На вершине Горушки находится 200-летняя глориетта, отреставрированная в 2003 году. Во время консервационных работ под крышей одной из колонн была обнаружена гравировка 1798 года.
Туризм
[ редактировать ]Любимый маршрут в Силезских Бескидах - подъем или поездка на канатной дороге на гору Шиндзельня , а затем маршем или пешком можно добраться до Климчка и Блатни , а оттуда спуститься в Явоже или Наленже или еще дальше в направлении Бренны или другой горы. пики.
Туризм и сельскохозяйственный туризм имеют решающее значение для развития гмины Явоже. Лесные массивы Гмины, горные склоны и другие природные ценности, такие как ресурсы минеральных вод, являются наиболее важными факторами, способствующими развитию туризма в Явоже. Кроме того, гмина Явоже имеет хорошее транспортное сообщение, здесь есть памятники природы и интересные культурные места, в том числе памятники, зарегистрированные как в реестре памятников, так и в реестре памятников. пешеходные маршруты (например, Greenways) в Гмине, а также непосредственная близость и сотрудничество с регионами Чешской Республики , Словакии и Венгрии Также большое значение имеют .
Деревня предлагает агротуристические хозяйства с широким спектром услуг: проживание, региональная кухня, поездки на конных повозках, катание на санях, экспозиции старинной бытовой техники (парк наследия), старинные постройки и гостиницы, галереи фольклорных художников.
Важнейшим фактором социально-экономического развития Коммуны являются имеющиеся здесь соляные источники. В соответствии с положениями, изложенными в геологической документации, подготовленной Польским геологическим институтом в Варшаве, официально подтверждено, что имеющиеся здесь залежи минеральных подземных вод миоценовых и девонских формаций представляют большую ценность для лечебных целей.
Известные жители
[ редактировать ]- Иренеуш Дудек (р. 1951), блюзовый музыкант, руководитель блюзового фестиваля Рава
- Яцек Прошик (р. 1973), историк и религиовед
Сноски
[ редактировать ]- ^ Мрозек, Роберт (1984). ( Силезии Местные названия бывшей Тешинской на польском языке). Катовице: Силезский университет в Катовице . стр. 83. ISSN 0208-6336 .
- ^ Паника, Идзи (2010). ) Тешинская Силезия в средние века (до 1528 г. (на польском языке). Цешин: Районное управление в Цешине. стр. 297–299. ISBN 978-83-926929-3-5 .
- ^ Шульте, Вильгельм (1889). «Дипломатический кодекс Силезии Т.14 Книга основания Вроцлавского епископата» . Пан Библиотека Корницка (на немецком языке). Бреслау
- ^ «Книга основания Вроцлавского епископата» (на латыни) . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Борода, Джон (1992). «Материалы для истории Евангелической церкви в Тешинском герцогстве и Пщинском государстве в XVI и XVII веках». Из истории Евангелической церкви в Тешинской Силезии (на польском языке). Катовице: Издательство и книжный магазин «Дидаче». стр. 259–260. ISBN 83-85572-00-7 .
- ^ Мичейда, Кароль (1992). «История евангелической церкви в Тешинском герцогстве (от Реформации до 1909 года)». Из истории Евангелической церкви в Тешинской Силезии (на польском языке). Катовице: Издательство и книжный магазин «Дидаче». стр. 142–143. ISBN 83-85572-00-7 .
- ^ Пиентковский, Казимеж (1918). Национальные отношения в Цешинском герцогстве (на польском языке). Цешин: Школьная матрица Цешинского герцогства. стр. 257, 276.
Ссылки
[ редактировать ]- Ройк, Ядвига (2010). История Явожа на протяжении веков . Явоже: Издательство Regio. ISBN 978-83-930726-0-6 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 г. Проверено 14 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на польском языке) Официальный сайт гмины
- Еврейская община в Явоже на виртуальном местечке