Нью-Йоркское соглашение

Нью -Йоркское соглашение — соглашение, подписанное Королевством Нидерландов и Индонезией относительно управления территорией Западной Новой Гвинеи . В первой части соглашения предлагается, чтобы Организация Объединенных Наций взяла на себя управление территорией, а во второй части предлагается набор социальных условий, которые будут предоставлены, если Организация Объединенных Наций воспользуется правом по своему усмотрению, предложенным в статье 12 соглашения, чтобы разрешить индонезийскую оккупацию и администрация территории. Соглашение , согласованное в ходе встреч, организованных Соединенными Штатами , было подписано 15 августа 1962 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке , США.
Соглашение было добавлено в повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1962 года и ускорило принятие резолюции 1752 (XVII) Генеральной Ассамблеи, предоставляющей Организации Объединенных Наций полномочия оккупировать Западную Новую Гвинею и управлять ею. Хотя соглашения не могут отменять обязательства, определенные в Уставе Организации Объединенных Наций, [ 1 ] и в соглашении утверждалось, что это было на благо жителей территории, некоторые люди полагали, что соглашение приносило в жертву население территории ради выгоды иностранных держав.
Резюме Государственного департамента США [ 2 ] с 1962 года утверждает, что «соглашение было почти полной победой Индонезии и поражением Нидерландов» , что «Бюро по европейским делам Соединенных Штатов симпатизировало голландской точке зрения о том, что аннексия Индонезией просто обменяла бы белых на коричневый колониализм» и что «Основная причина, по которой администрация Кеннеди оказывала давление на Нидерланды, чтобы они приняли это соглашение, заключалась в том, что она считала, что соображения времен холодной войны о том, чтобы не допустить перехода Индонезии в коммунистический режим, преобладают над голландским доводом».
Фон
[ редактировать ]«... если Ява, Суматра и т. д. будут отделены от Нидерландов в обозримом будущем — чего не дай Бог! — то это не обязательно должно произойти с Новой Гвинеей. Новая Гвинея не принадлежит Индийскому архипелагу. ни географически, ни геологически... Ни яванцы, ни ачехцы, ни жители Палембанга не имеют никаких прав на эту «пустую» страну. Голландцы были первыми, кто оккупировал ее, и имеют право использовать ее для избытка населения. Нидерландов..."
— Сторонник колонизации П. Е. Винклер, 1936 г. [ 3 ]
Принято считать, что истоки спора по поводу голландской Новой Гвинеи возникли в предшествовавшей Второй мировой войне необходимости найти родину для евразийских индоевропейцев . [ 3 ] [ 4 ] По словам CLM Penders, «ни одна» из других причин, в том числе для развития острова, [ 4 ] «выдвинутый Нидерландами для продолжения своего правления в Западной Новой Гвинее» рационально служил национальным интересам Нидерландов в достаточной степени, чтобы удержать территорию, которая привела бы к потере такого большого количества бизнеса и международной доброй воли. [ 3 ] Начиная с 1920-х годов большое количество безработных индоевропейцев на Яве убедило голландское правительство основать колонии на севере Западной Новой Гвинеи, что в конечном итоге не дало колонистам ожидаемого процветания. Однако Новая Гвинея задумывалась как «земля обетованная» в воображении таких групп, как Клуб Вадерландше и Голландская нацистская партия , которые лоббировали создание « белой голландской провинции в Индии ». [ 3 ] Хотя эта провинция так и не была достигнута, индосы сохранили привилегированное и вызывающее недовольство положение в Индонезии, так что они были самыми решительными сторонниками автономной Новой Гвинеи. [ 3 ] С 1945 года во время индонезийской национальной революции Нидерланды пытались вести переговоры об особом месте Новой Гвинеи на различных конференциях с индонезийскими националистами, при этом Линггаджатское соглашение, среди прочего, сохраняло Новую Гвинею в качестве места поселения индосов. [ 4 ]
Однако во время голландско-индонезийской конференции за круглым столом в 1949 году и Индонезия, и Нидерланды не смогли договориться о статусе Новой Гвинеи, при этом Нидерланды утверждали, что они должны сохранить Западную часть Новой Гвинеи для возможного самоопределения коренных жителей, как только эти жители стали достаточно «зрелыми». [ 4 ] В результате соглашения не было ясности относительно окончательного статуса Новой Гвинеи, хотя Голландская Лейбористская партия отклонила поправку, которая прямо исключала Новую Гвинею из независимости Индонезии. [ 3 ] С 1951 года правительство Индонезии интерпретировало результаты Конференции Круглого стола как предоставление ему суверенитета над всей бывшей Голландской Ост-Индией , включая Новую Гвинею. [ 4 ] В ходе переговоров с индонезийцами Нидерланды утверждали, что могут отказаться от суверенитета над голландской Новой Гвинеей, поскольку консервативные партии в голландском парламенте , глубоко униженные независимостью Индонезии и желающие сохранить колониальный оплот в этом районе, не будут голосовать за ратификацию какого-либо соглашения. такое соглашение. [ 3 ] Когда правительство Индонезии вышло из Союза Нидерландов и Индонезии из-за разочарования медленными темпами переговоров по Новой Гвинее, Нидерланды почувствовали себя освобожденными от каких-либо обязательств продолжать переговоры по этому вопросу. [ 4 ] Индонезия, поддержанная всеми африканскими и азиатскими странами , за исключением националистически настроенного Китая , попыталась принять резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающую Нидерланды провести с ней переговоры о статусе Западной Новой Гвинеи. Однако резолюции были заблокированы оппозицией всех западных стран, кроме Греции . [ 5 ]
Индонезия получила большую международную поддержку переговоров с Нидерландами во время Женевского саммита и Азиатско-африканской конференции в 1955 году, после которых голландские газеты и церкви, ранее решительно выступавшие за сохранение Новой Гвинеи, выступили за перевод Новой Гвинеи «в более спокойную сферу» Попечительство ООН . [ 5 ] Тем не менее, в 1956 году Нидерланды внесли поправки в свою конституцию , включив Западную Новую Гвинею в состав Королевства Нидерландов , хотя правительство исключило поправку, которая определяла бы самоопределение как цель голландского суверенитета над этой территорией. [ 5 ] В Западной Новой Гвинее Нидерланды либерализовали политические партии, но запретили проиндонезийские партии как подрывные . [ 6 ] В ответ на ужесточение Нидерландов позиция Индонезии по Новой Гвинее постепенно изменилась и стала утверждать, что народ Новой Гвинеи уже реализовал свое право на самоопределение, провозгласив независимость Индонезии в 1945 году. [ 4 ] После третьего и последнего голосования на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1957 году, когда резолюция, призывающая к голландско-индонезийскому диалогу, при поддержке большинства стран, представляющих большинство населения мира, была заблокирована колониальными державами , индонезийские Министр иностранных дел Субандрио заявил, что больше не будет пытаться решить проблему «Западного Ириана» (Западная Новая Гвинея) в Организации Объединенных Наций. [ 5 ] массовые забастовки В 1958 году в Индонезии вспыхнули и незаконные захваты голландских предприятий, организованные Коммунистической партией , молодежными и ветеранскими группами, что привело к бегству голландских граждан из страны. [ 5 ] Дипломатические связи с Нидерландами были разорваны в 1960 году. [ 4 ]
Переговоры
[ редактировать ]
В 1950-е годы у США были плохие отношения с Индонезией из-за тайной поддержки антиправительственных повстанцев на Суматре и нежелания поддерживать притязания Индонезии на Западную Новую Гвинею. [ 2 ] Индонезия также была недовольна «практически единодушной враждебностью американской прессы» в ее международной кампании в отношении Западной Новой Гвинеи. [ 5 ] В начале 1959 года советник написал записку от имени посла США, в которой предлагался план «специальной опеки Организации Объединенных Наций над территорией на ограниченное количество лет, по истечении которого суверенитет будет передан Индонезии». [ 7 ]
На инаугурации президента Джона Ф. Кеннеди в 1961 году посол США в Индонезии при поддержке Совета национальной безопасности Белого дома предложил план из семи пунктов, «чтобы не допустить попадания Индонезии под коммунистический контроль и привлечь ее на свою сторону». на запад», который включал в себя обещание воссоединения Индонезии с Западной Новой Гвинеей. [ 2 ] Правительственное бюро по делам Европы , Центральное разведывательное управление и госсекретарь США Дин Раск выступили против этого плана, как из-за враждебности к индонезийскому президенту Сукарно, который сотрудничал с японцами, так и из-за враждебности к индонезийскому президенту Сукарно , который сотрудничал с японцами . [ 3 ] и поддержка Нидерландов, союзника по НАТО . [ 2 ] [ 8 ] Позиция Нидерландов утверждала, что коренные папуасы отличаются в расовом отношении от Индонезии, что присоединение к Индонезии будет «заменой белого колониализма коричневым колониализмом» и что «отсталые» папуасы не были готовы к независимости; в то время как позиция Индонезии утверждала, что Индонезия уже является этнически разнообразной, что Индонезия хочет воссоединить территории, разделенные колониализмом, и что аргументы Нидерландов о демократии были «уловкой», чтобы создать «на пороге Индонезии марионеточное государство … под опекой Нидерландов». ". [ 8 ]
К марту 1961 года Индонезия согласилась на опеку Организации Объединенных Наций при условии, что это не будет называться опекой. [ 9 ] И сторонники Индонезии, и сторонники Нидерландов в администрации считали свою позицию благоприятной для антиколониализма . Хотя идея независимости Папуаса понравилась старшим советникам в правительстве США, мало кто считал ее реалистичной. Официальные лица США также были обеспокоены мнением мирового сообщества в пользу Индонезии; Дипломатическая демонстрация солидарности третьего мира возрастала, и в январе 1962 года Египет закрыл свой Суэцкий канал для голландских кораблей в знак протеста против политики Нидерландов в отношении Новой Гвинеи. В середине января Роберт Ф. Кеннеди , брат президента Кеннеди, отправился в Джакарту и объявил, что Соединенные Штаты, «как бывшая колония , привержены антиколониализму». [ 8 ]
Позже президент Кеннеди встретился с министром иностранных дел Нидерландов Джозефом Лунсом и Сукарно, оба согласились на опеку Организации Объединенных Наций, но не согласились с деталями. Когда Соединенные Штаты выступили автором «компромиссной» резолюции в Организации Объединенных Наций, против которой выступила Индонезия, отношения с Индонезией испортились. В декабре советник по национальной безопасности Макджордж Банди решительно посоветовал Кеннеди занять более проиндонезийскую позицию, чтобы « советский блок ... еще больше не приблизил к себе Индонезию». [ 2 ] Секретные переговоры на уровне послов при посредничестве Америки начались в марте 1962 года без предварительных условий, но Сукарно скептически относился к американским намерениям. [ 2 ] Переговоры проходили в поместье Хантленд в Миддлбурге, штат Вирджиния . [ 10 ] В набросках плана, предложенного американским дипломатом Эллсвортом Банкером в 1962 году, Нидерланды предлагали передать контроль над Новой Гвинеей нейтральным администраторам Организации Объединенных Наций, которые постепенно будут заменены индонезийскими администраторами, а затем полностью Индонезии, которая затем должна будет организовать референдум «чтобы дать папуасам свободу» с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и другим персоналом Организации Объединенных Наций. [ 4 ] Нидерланды ответили, что это предложение было «шокирующим предательством со стороны США». [ 2 ] изначально желая, чтобы референдум состоялся под управлением ООН. Хотя после того, как Соединенные Штаты пригрозили обнародовать переговоры, они согласились, добавив в соглашение «право на самоопределение». [ 2 ] Министр иностранных дел Субандрио , который считал надзор ООН и организацию референдума «унижением для Индонезии», согласился лишь с набором урезанных руководящих принципов для плебисцита. [ 4 ] когда Соединенные Штаты пригрозили «перейти на другую сторону и поддержать голландцев». [ 2 ] Статья XVIII окончательной версии Соглашения предусматривала следующие параметры «акта свободного выбора»:
- Мусьявара (консультативные советы) будут проинструктированы о процедурах оценки воли населения.
- Фактическая дата принятия закона будет завершена до 1969 года.
- Вопрос в законе позволит жителям решить, оставаться им или отделиться от Индонезии.
- Всем взрослым будет разрешено участвовать в акте свободного выбора
15 августа 1962 года представители Индонезии и Нидерландов подписали «Соглашение между Республикой Индонезия и Королевством Нидерландов относительно Западной Новой Гвинеи (Западный Ириан)» в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке . [ 6 ]
Выполнение
[ редактировать ]Некоторые члены квазизаконодательного Совета Новой Гвинеи , созданного при Нидерландах, были разочарованы тем, что Нидерланды подписали соглашение, не проконсультировавшись с Советом. Тем не менее, Совет решил поддержать соглашение и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и властями Индонезии в поддержании мира и порядка. Небольшое меньшинство членов Совета, в том числе Николаас Жуве , отказалось поддержать соглашение и уехало в изгнание в Нидерланды. [ 6 ] он вернулся в Индонезию только в 2009 году. Период управления Организацией Объединенных Наций закончился 1 мая 1963 года, как это предусмотрено Нью-Йоркским соглашением. [ 11 ]
Фернандо Ортис-Санс , представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в Новой Гвинее, наблюдал и одобрил процесс мушьявара в марте и апреле 1969 года для заключительного Акта о свободном выборе , хотя и рекомендовал расширить состав советов, чтобы лучше соответствовать критериям права взрослого населения. положения Нью-Йоркского соглашения. [ 4 ] В своем отчете он сообщил, что большинство петиций, полученных им от жителей Новой Гвинеи, были проиндонезийскими, хотя такая оценка местного мнения противоречит сообщениям иностранных посольств. [ 11 ] В период с июля по август 1969 года Акт о свободном выборе подавляющим большинством голосов был принят в пользу сохранения состава Индонезии. [ 4 ] Профессор международного права Х. Ф. Ван Панхейс объясняет однобокие результаты отсутствием демилитаризации территории , процессом мусьявара («разговоры до тех пор, пока не будет достигнуто единогласное решение... [было] не способствует созданию атмосферы, в которой люди могли бы тайно и поэтому бесстрашно выражают свое предпочтение») и отсутствие возможности союза с Нидерландами. [ 4 ]
На Генеральной Ассамблее ООН группа африканских государств во главе с Ганой осудила Акт о свободном выборе как акт «мусульманского империализма» и «азиатского расизма». [ нужна ссылка ] Другие государства, такие как Индия, опровергли обвинения и отметили единство Индонезии. В октябре 1969 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 84 голосами против 0 при 30 воздержавшихся. [ 6 ] он отметил «с признательностью выполнение... [] Соглашения 1962 года» и поблагодарил Индонезию за «ее усилия по содействию экономическому и социальному развитию Западного Ириана». [ 11 ] Несогласные африканские государства предложили поправку о проведении второго референдума в 1975 году, но она провалилась из-за оппозиции Индонезии и Америки. [ 12 ] Правительство Нидерландов приняло результаты и заявило, что процесс соответствует Нью-Йоркскому соглашению. [ 4 ] Размышляя о голосовании, отставной заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Чакраварти Нарасимхан сказал в 2001 году: «В Организации Объединенных Наций было настроено избавиться от этой проблемы как можно быстрее». [ 12 ] и «[Мое] сердце не кровоточит [за папуасов]». [ 11 ] Соединенные Штаты частично достигли своей цели «переманить [Индонезию] на сторону Запада», хотя конфронтация между Индонезией и Малайзией и трудности в индонезийской экономике охладили отношения. [ 2 ]
Для Индонезии реализация Нью-Йоркского соглашения завершила раннюю индонезийскую националистическую цель создания того, что Сукарно назвал «Республикой Индонезия от Сабанга до Мерауке », и представляла собой успешное сопротивление разделу по этническим или религиозным мотивам. [ 6 ] С другой стороны, выполнение Нью-Йоркского соглашения является одним из наиболее цитируемых поводов для недовольства воинствующего Движения за свободное Папуа (ОПМ), и годы, непосредственно последовавшие за его выполнением, были самыми жестокими в зарождающемся партизанском конфликте со сторонниками независимости , поскольку Боевики ОПМ похищали и атаковали полицию, военных и трансмигрантов , в то время как индонезийские военные в ответ обстреливали целые деревни. [ 12 ] Хотя сторонники независимости Западной Новой Гвинеи считают Акт о свободном выборе нелегитимным и не соответствующим Нью-Йоркскому соглашению, Организация Объединенных Наций официально утверждает, что статус Западной Новой Гвинеи как части Индонезии является «окончательным». [ 12 ] В 2002 году националистическое собрание папуасов во главе с борцом за независимость Тейсом Элуаем. [ 13 ] объявил Нью-Йоркское соглашение «незаконным и морально неприемлемым, поскольку представители [Западной Новой Гвинеи] не участвовали в нем». [ 12 ] Однако в переговорные группы Индонезии, возглавляемые Соебандрио в Нью-Йорке, входили представители Папуаса, такие как: Мартен Инди , Йоханнес Абрахам Димара , Альберт Карубуй , Силас Папаре , Фриц Кирихио и Эфраим Сомису. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статья 103 Устава Организации Объединенных Наций.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «95.03.06 Международные отношения, 1961–63, Том XXIII, Юго-Восточная Азия» . Серия «Международные отношения» . Государственный департамент США . 06.03.1995. Архивировано из оригинала 13 августа 2015 г. Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пендерс, Кристиан Ламберт Мария (2002). Разгром Западной Новой Гвинеи: голландская деколонизация и Индонезия: 1945–1962 гг . Издательство Гавайского университета . стр. 49–68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н ван Панхейс, HF (1980). «3.4 Вопрос о Западной Новой Гвинее». Международное право в Нидерландах . Том. 3. Издательство «Брилл» . стр. 189–198.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Боун, Роберт С. (2009). Динамика проблемы Западной Новой Гвинеи . Издательство «Равноденствие» . стр. 135–153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адам, Асви Варман; Анвар, богиня удачи (2005). Насильственные внутренние конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история, политическая экономия и политика . Индонезийский фонд Обор. п. 219.
- ^ «Депеша из посольства в Индонезии в Государственный департамент. № 905» . Международные отношения США, 1958–1960. Том XVII, Индонезия, документ 203 . Государственный департамент США . 26 мая 1959 г. Проверено 21 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Кивимяки, Тимо (2003). Американо-индонезийские гегемонистские переговоры: сила слабости . Издательство Эшгейт . стр. 136–138.
- ^ «Телеграмма посольства в Индонезии в Госдепартамент» . Международные отношения США, 1961–1963 гг. Том XXIII, Юго-Восточная Азия, Документ 150 . Государственный департамент США . 03.03.1961 . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Марал С. Калбиан, Маргарет Т. Питерс (май 2013 г.). «Национальный реестр исторических мест, инвентарь / номинация: Хантленд» (PDF) . Департамент исторических ресурсов Вирджинии.
- ^ Jump up to: а б с д Солтфорд, Джон (2003). Организация Объединенных Наций и захват Западного Папуа Индонезией, 1962–1969 гг . Психология Пресс . стр. 172, 181–183.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдбюхель, Эстер (2007). Конфликт в Западном Папуа в Индонезии: действующие лица, проблемы и подходы . Йоханнес Херрманн Верлаг. стр. 39–43, 74.
- ↑ Согласно записи в Википедии, умер в ноябре 2001 г.
- ^ 25-летняя Трикора (на индонезийском языке). 1988. с. 156 . Проверено 25 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Управляемая демократия в Индонезии
- История Западной Новой Гвинеи
- Договоры Нидерландов
- Договоры Индонезии
- Договоры, заключенные в 1962 г.
- Отношения Индонезии и Нидерландов
- 1962 год в Индонезии.
- 1962 год в Нидерландах.
- События августа 1962 года в Азии
- События августа 1962 года в США.
- 1960-е годы на Манхэттене
- Штаб-квартира Организации Объединенных Наций