Jump to content

Этика веры

Этика убеждений относится к группе взаимосвязанных вопросов, которые сосредоточены на стандартах рациональной веры, интеллектуального совершенства и сознательного формирования убеждений. Среди вопросов, рассматриваемых в данной области, можно назвать:

  • Существуют ли какие-то стандарты («эпистемические нормы»), которые должны определять, как мы формируем убеждения и преследуем интеллектуальные цели, такие как поиск истины или поиск понимания?
  • Если да, то какие нормы? Мораль? Чисто интеллектуально? Пруденциал?
  • Если такие нормы существуют, насколько они сильны? Являются ли они категоричными (т.е. обязательными независимо от наших желаний и обязательств) или просто гипотетическими (применимыми только в том случае, если у нас есть определенные желания и цели?) Они обязательны абсолютно или только условно?
  • Находятся ли убеждения под нашим добровольным контролем, или мы более или менее автоматически верим в то, что, по нашему мнению, лучше всего подтверждается фактами?
  • Какие цели мы должны преследовать как верующие? Достижение важной истины? Избегаете существенной ошибки? Достижение знаний? Удовольствие? Душевное спокойствие? Понимание? Мудрость?
  • Должен ли человек всегда иметь достаточные доказательства своих убеждений (точка зрения, которую философы называют «эвиденциализмом»), или иногда допустимо верить без достаточных доказательств — или, возможно, вообще без каких-либо доказательств?
  • Какие « интеллектуальные добродетели » (замечательные умственные качества, навыки и привычки) необходимы для интеллектуального совершенства и высококачественного критического мышления ?

Истоки дебатов: Клиффорд против Джеймса

[ редактировать ]

Современные дискуссии об этике веры во многом основаны на знаменитой беседе девятнадцатого века между британским математиком и философом У. К. Клиффордом и американским философом Уильямом Джеймсом . В 1877 году Клиффорд опубликовал статью под названием «Этика веры» в журнале The Contemporary Review . Там Клиффорд выступал за строгую форму эвиденциализма, которую он резюмировал в знаменитом изречении: «Всегда и везде неправильно верить во что-либо при недостаточных доказательствах». По мнению Клиффорда, у людей есть как интеллектуальные, так и моральные обязанности, и оба они чрезвычайно требовательны. Люди, которые основывают свои убеждения на принятии желаемого за действительное, корысти, слепой вере или других подобных ненадежных основаниях, не просто интеллектуально неряшливы; они аморальны. Такие вредные интеллектуальные привычки вредят как им самим, так и обществу . Мы тяжко грешим против своего морального и интеллектуального долга, когда формируем убеждения на основании недостаточных доказательств или игнорируем или отвергаем доказательства, имеющие отношение к нашим убеждениям. [1]

Статья Клиффорда вызвала бурную реакцию со стороны гарвардского философа и психолога Уильяма Джеймса. В своей статье 1896 года « Воля к вере » Джеймс утверждал, что бывают случаи, когда допустимо или даже обязательно формировать убеждение, даже если у нас нет для этого достаточных доказательств. Одним из примеров, который он приводит, является «предварительная вера», когда вера опережает факты, но необходима для успеха (например, пограничная чрезмерная самоуверенность у спортсмена). Джеймс ясно дал понять, что он не поддерживает принятие желаемого за действительное. Он установил строгие условия, при которых можно было верить без интеллектуально адекватных доказательств. В частности, Джеймс установил следующее:

  1. так или иначе не должно быть убедительных доказательств (т.е. вопрос «интеллектуально неразрешим»)
  2. оба варианта должны быть «живыми гипотезами» для соответствующего выбирающего (т. е. выбирающий может искренне верить в любой вариант)
  3. выбор должен быть «принудительным» в том смысле, что один из двух вариантов должен быть обязательно выбран, а отказ от выбора равносилен выбору одного из двух вариантов
  4. выбор должен быть «важным» (т. е. глубоко важным или значимым для выбирающего)

Как известно, Джеймс утверждал, что для многих людей решение, верить или нет в Бога, удовлетворяет этим четырем условиям. Такие люди, утверждает Джеймс, имеют как интеллектуальное, так и моральное право верить в Бога, хотя, по их собственному признанию, у них нет достаточных доказательств, чтобы оправдать этот выбор. [2] [3]

Более ранние работы по этике веры

[ редактировать ]

Многие мыслители до Клиффорда и Джеймса говорили важные вещи об этике веры. В Древней Греции Сократ подчеркивал важность самоанализа, стремления к мудрости и признания того, как мало человек знает. Древние скептики, такие как Пиррон , Аркесилай и Секст Эмпирик, утверждали, что нам следует воздержаться от суждений по большинству спорных вопросов, поскольку обе стороны всегда могут привести мощные и, возможно, одинаково убедительные аргументы. [4] В наше время Рене Декарт много писал о нормах интеллектуального исследования в своем «Рассуждении о методе» (1637 г.), как и Джон Локк в книге 4 своего «Очерка о человеческом понимании» (1690 г.). Три выдающихся мыслителя — Блез Паскаль , Иммануил Кант и Сёрен Кьеркегор — предвосхитили Джеймса, отвергая эвиденциализм и утверждая, что существуют важные вопросы, в которые по практическим или экзистенциальным соображениям мы должны верить, даже если у нас нет достаточных доказательств. [5]

Эпистемические нормы

[ редактировать ]

Правила или стандарты, которые должным образом регулируют ответственное формирование убеждений и стремление к интеллектуальному совершенству, — это то, что философы называют эпистемическими (или «доксастическими») нормами. К широко принятым эпистемическим нормам относятся:

  • Не верьте при недостаточных доказательствах.
  • Соотнесите свои убеждения с силой доказательств.
  • Не игнорируйте и не отвергайте соответствующие доказательства.
  • Будьте готовы пересмотреть свои убеждения в свете новых фактов.
  • Избегайте принятия желаемого за действительное.
  • Будьте открытыми и справедливыми.
  • Будьте осторожны с убеждениями, которые соответствуют вашим личным интересам.
  • Признайся, как мало ты знаешь.
  • Будьте внимательны к эгоцентризму, предрассудкам и другим психическим предубеждениям.
  • Будьте осторожны, делая логические выводы.
  • Основывайте свои убеждения на заслуживающих доверия, хорошо обоснованных доказательствах.
  • Будьте последовательны.
  • Будьте любопытны и страстны в стремлении к знаниям.
  • Думайте ясно и точно.
  • Тщательно расследуйте утверждения, которые вас беспокоят.
  • Активно ищите мнения, отличные от ваших.
  • Будьте благодарны за конструктивную критику.
  • Подвергайте сомнению свои предположения.
  • Подумайте о последствиях своих убеждений.
  • Упорно справляйтесь с скучными или трудными интеллектуальными задачами.
  • Будьте тщательны в своей интеллектуальной работе.
  • Придерживайтесь своих убеждений, даже перед лицом давления со стороны сверстников, насмешек или нетерпимости. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клиффорд, Уильям К. «5. Этика веры». У Левина, Ноя (ред.). Философия западных религий . НГЭ Даль Пресс. стр. 18–21.
  2. ^ Чигнелл, «Этика веры», Раздел 1.1.
  3. ^ Чигнелл, Эндрю; Доул, Эндрю (6 июня 2005 г.). «Этика религиозной веры: новейшая история». В Доуле, Эндрю; Чигнелл, Эндрю (ред.). Бог и этика веры: новые очерки философии религии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139446600 . Проверено 16 декабря 2023 г.
  4. ^ Аллан Хэзлетт , Критическое введение в скептицизм . Лондон: Блумсбери, 2014, стр. 3–6.
  5. ^ Чигнелл, «Этика веры», Раздел 1.2.
  6. ^ См. в целом Ричард Пол и Линда Элдер, Критическое мышление: инструменты для управления своим обучением и своей жизнью . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 2001, гл. 1.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адлер, Джонатан, 2002, Собственная этика убеждения . Кембридж, Массачусетс: Брэдфорд/MIT.
  • Кони, Эрл и Ричард Фельдман, 2004, Эвиденциализм: очерки эпистемологии . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Доул, Эндрю и Эндрю Чигнелл (ред.), 2005, Бог и этика веры . Нью-Йорк: Кембридж.
  • Догерти, Т. (редактор), 2011, Эвиденциализм и его недовольство . Нью-Йорк: Оксфорд.
  • Джордан, Джефф, 2006, «Пари Паскаля: прагматические аргументы и вера в Бога» . Оксфорд: Кларендон.
  • Мэдисон, Т. (редактор), 1999, «Этика веры и другие эссе». Амхерст, Массачусетс: Прометей.
  • Ван Инваген, Питер, 1996, «Неправильно, везде, всегда и для кого-либо верить чему-либо при недостаточных доказательствах», в Дж. Джордан и Д. Ховард-Снайдер (ред.), Вера, свобода и рациональность . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд, 137–153.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb5b30130117d10b7bb407972d2ff433__1702688100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/33/cb5b30130117d10b7bb407972d2ff433.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethics of belief - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)