Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями
Международные принципы применения прав человека к слежке за коммуникациями (также называемые «Необходимыми и соразмерными принципами» или просто «Принципами») — это документ, официально представленный на Совете ООН по правам человека в Женеве в сентябре 2013 года Фондом электронных границ. [ 1 ] который пытается «разъяснить, как международное право прав человека применяется в нынешней цифровой среде». [ 2 ] Слежка за коммуникациями (то есть массовая слежка за коммуникациями ) противоречит ряду международных прав человека , главным образом праву на неприкосновенность частной жизни . В результате наблюдение за коммуникациями может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом, необходимых для достижения законной цели и соразмерных преследуемой цели. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Документ состоит из 13 принципов, разработанных для того, чтобы предоставить группам общества, промышленности , правительствам и другим лицам основу для оценки того, противоречат ли действующие и предлагаемые законы или уставы о надзоре международному законодательству о правах человека. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Зарождение принципов произошло в результате встречи более 40 экспертов по вопросам конфиденциальности и безопасности в Брюсселе в октябре 2012 года. После первоначальных консультаций вторая встреча в Рио-де-Жанейро в декабре 2012 года состоялась с участием Организации Объединенных Наций. Специальный докладчик . [ 7 ] Глобальные консультации проводились посредством телеконференций каждый месяц с января по май 2013 года. [ 8 ] Процесс разработки, возглавляемый Access Now , EFF и Privacy International , совместно с несколькими НПО , адвокатами по уголовным делам , защитниками прав человека и защитниками конфиденциальности, был завершен и впервые опубликован 10 июля 2013 года на сайте www.necessaryandproportionate.org. [ 9 ]
В сентябре 2013 года на 24-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве они были официально представлены.
В настоящее время эти принципы приняты во всем мире более чем 400 организациями . Глобальное . потребовало ряда преимущественно поверхностных текстовых изменений языка документа для целей перевода принятие Это произошло в марте-мае 2014 года. [ 10 ]
Эффект и цель принципов остались прежними, а окончательная и авторитетная версия документа была выпущена в мае 2014 года. [ 11 ]
Политическая поддержка до публикации Принципов
[ редактировать ]Первоначальный выпуск последовал за докладом Специального докладчика Организации Объединенных Наций по свободы выражения мнений вопросам в апреле 2013 года, в котором подчеркивается широко распространенная практика государств, отслеживающих коммуникации, и утверждается, что такое наблюдение серьезно подрывает способность граждан наслаждаться частной жизнью, свободно выражать свое мнение. и пользоваться другими фундаментальными правами человека. [ 12 ]
В июле 2013 года Верховный комиссар ООН по правам человека подчеркнул важность применения стандартов прав человека и демократических гарантий к слежке и правоохранительной деятельности: «Хотя опасения по поводу национальной безопасности и преступной деятельности могут оправдать исключительное и узкоспециализированное использование слежки программ, слежка без адекватных гарантий защиты права на неприкосновенность частной жизни фактически рискует негативно повлиять на реализацию прав человека и основных свобод». [ 13 ]
Цель
[ редактировать ]Целью принципов было предоставить группам гражданского общества, государствам , судам , законодательным и регулирующим органам, промышленности и другим лицам основу для оценки того, соответствуют ли действующие или предлагаемые законы о надзоре международным стандартам в области прав человека. [ 14 ]
Обеспокоенность заключалась в том, что ключевые меры защиты конфиденциальности были разрушены технологическими достижениями, поэтому требовалась мощная поддержка в некоторых областях для приведения международных прав человека в соответствие со стандартами, которые были разработаны в доцифровую эпоху. [ 15 ]
Принципы
[ редактировать ]Ниже приводится краткое изложение документа, содержащего принципы. Все нижеприведенное является источником самого документа, если не указано иное. [ 16 ]
Преамбула
[ редактировать ]В преамбуле документа признается, что наблюдение за коммуникациями нарушает право на неприкосновенность частной жизни и поэтому может использоваться только тогда, когда это предписано законом, необходимо для достижения законной цели и соразмерно преследуемой цели. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] По мнению документа, существующее законодательство в области прав человека не поспевает за развитием технологий . В преамбуле говорится, что угроза этим правам в сочетании с ростом популярности использования коммуникационного контента и метаданных не устанавливает государствами «достаточных ограничений на то, как они могут впоследствии использоваться государствами». [ 20 ] [ 21 ]
Область применения
[ редактировать ]Чтобы определить правильную сферу и цель применения документа, его необходимо читать и интерпретировать как часть более широкой структуры, а не как отдельные принципы. Применение этого документа распространяется как внутри государств, так и за их пределами, независимо от цели.
Речь идет о защите личности от государства, а также о том, что государства обязаны защищать людей от негосударственных субъектов . [ 22 ]
В документе говорится, что если принципы не будут применяться таким образом, государство, осуществляющее наблюдение за коммуникациями, может не выполнить международные обязательства в области прав человека. Заявлено, что эти принципы «формулируют обязанности и обязательства государств при осуществлении наблюдения за коммуникациями». [ 23 ]
Изменение определений и технологий
[ редактировать ]Этот раздел документа посвящен интерпретации некоторых терминов, встречающихся в документе, и подчеркивается, что некоторые из используемых юридических определений, возможно, не соответствуют технологическим изменениям и требуют повторения. В принципах говорится, что из-за возросших возможностей слежки за коммуникациями существующая правовая база, которая в настоящее время проводит различие между «содержанием» и «несодержанием», больше не является подходящей, и защите от всех видов слежки следует придать более высокий юридический приоритет. .
Принципы
[ редактировать ]Законность
[ редактировать ]Любое ограничение, налагаемое на международные права человека, должно быть предписано законом. Если предлагаемый закон ограничит одно из этих прав, следует направить достаточное уведомление. Закон должен быть ясным и периодически пересматриваться, чтобы гарантировать, что он остается эффективным с учетом скорости технологического развития.
Законная цель
[ редактировать ]Наблюдение за коммуникациями должно использоваться только уполномоченными государственными органами там, где это необходимо в демократическом обществе . Любая ситуация, в которой возникает дискриминация, не должна использоваться.
Необходимость
[ редактировать ]Законы о слежке должны быть ограничены теми, которые необходимы для достижения законной цели или там, где существует несколько средств, но слежка за коммуникациями является наименее интрузивным методом с точки зрения международных прав человека. Бремя установления необходимости должно оставаться на государстве [ 24 ]
Достаточность
[ редактировать ]Любое наблюдение за коммуникациями, разрешенное законом, должно соответствовать законной цели, которую оно достигает.
Пропорциональность
[ редактировать ]Наблюдение за коммуникациями считается крайне интрузивным действием и поэтому должно учитывать деликатность и серьезность ситуации. Перед проведением наблюдения за коммуникациями государство должно установить следующее:
- Существует высокая вероятность серьезного преступления или конкретной угрозы.
- Существует высокая степень вероятности того, что соответствующие доказательства будут получены.
- Другие менее инвазивные методы исчерпаны, например, наблюдение за коммуникациями является наименее интрузивным методом.
- Собранная информация будет ограничена только той, которая имеет отношение к делу.
- Полученная лишняя информация будет возвращена или уничтожена.
- Доступ к информации будет использоваться конкретным органом власти для целей, в которых были предоставлены полномочия.
- Запрошенное право использовать наблюдение за коммуникациями не подрывает цель права на неприкосновенность частной жизни или других основных свобод.
Компетентный судебный орган
[ редактировать ]Орган, определяющий обоснованность наблюдения за коммуникациями, должен быть независимым от лиц, осуществляющих наблюдение, и быть компетентным при принятии таких решений.
Надлежащая правовая процедура
[ редактировать ]Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным судебным органом. Надлежащую правовую процедуру можно использовать взаимозаменяемо с терминами « процессуальная справедливость » и « естественная справедливость ». [ 25 ] [ 26 ]
Уведомление пользователя
[ редактировать ]Этим субъектам наблюдения за коммуникациями должна быть предоставлена возможность оспорить решение после вынесения решения, разрешающего наблюдение. Материалы, представленные в поддержку заявки, должны быть доступны для этих субъектов. Задержка в уведомлении допустима, если уведомление помешало бы цели наблюдения за коммуникациями и разрешение предоставлено компетентным судебным органом.
Прозрачность
[ редактировать ]Информация об использовании и объеме наблюдения за коммуникациями должна быть доступна тем, кто ее запрашивает. Государства должны предоставить запрашивающему информацию, достаточную для выяснения характера запроса и определения размера запроса и тех, кого он затронет. Записи об обследованных запросах на общение также должны быть опубликованы.
Общественный контроль
[ редактировать ]Государствам следует создать независимую должность для надзора за использованием слежки за коммуникациями и обеспечения прозрачности и подотчетности. Лицо(а), занимающее эту должность, будет иметь достаточные полномочия для доступа ко всей потенциально значимой информации, для оценки того, законно ли государство использует свои законные возможности, для оценки того, выполнило ли государство свои обязательства по прозрачности, а также для публичного определения того, как законности этих действий. В данном случае в документе упоминается Комиссар Соединенного Королевства по перехвату сообщений как пример такого независимого механизма надзора. [ 27 ]
Целостность связи и систем
[ редактировать ]Государствам не следует требовать от этих поставщиков услуг или поставщиков программного обеспечения/оборудования встраивать в свои системы возможности наблюдения/мониторинга. Люди имеют право выражать свое мнение анонимно. [ 28 ]
Гарантии международного сотрудничества
[ редактировать ]Если государство заключило договор о взаимной правовой помощи (MLAT) или другое соглашение с участием нескольких юрисдикций, в котором пересекается более чем одна правовая юрисдикция, применяются законы, которые обеспечивают более высокий уровень защиты человека. MLAT также должны быть прозрачными, общедоступными и подлежать гарантиям процессуальной справедливости.
Гарантии против незаконного доступа и право на эффективное средство правовой защиты
[ редактировать ]Наблюдение за коммуникациями со стороны третьих лиц должно быть запрещено с применением соответствующих наказаний. Должна быть введена защита информаторов . Любая информация, полученная способами, не соответствующими этим принципам, не допускается в качестве доказательства. Как только информация, собранная в результате наблюдения за коммуникациями, была использована для целей, для которых она была собрана, ее следует незамедлительно уничтожить или вернуть.
Ответ
[ редактировать ]В октябре 2013 года Принципы были представлены в кратком изложении, представленном Президентской обзорной группе по разведывательным и коммуникационным технологиям. Они утверждают, что «в мире все более сложных технологий становится все более неясным, имеет ли различие между «метаданными» и другой информацией большой вес». [ 29 ] [ 30 ]
Центр демократии и технологий опубликовал отчет, в котором отмечается совпадение Принципов с предложением от 9 декабря 2013 года таких технологических групп, как AOL , Apple , Facebook , Google , LinkedIn , Microsoft , Twitter и Yahoo! . [ 31 ]
Сейчас принципы поддерживают более 400 организаций со всего мира, а также более 40 экспертов , ученых и видных деятелей из более чем 17 стран, а также 6 выборных должностных лиц или политических партий из 5 стран. [ 32 ]
Эти принципы в настоящее время используются в качестве модели для реформирования законодательства и политики слежки во всем мире, а также в качестве ориентира для измерения того, соответствует ли практика слежки в государстве международному праву в области прав человека. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ НЕОБХОДИМО И ПРОПОРЦИОНАЛЬНО: Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , в «Истории событий», май 2014 г.
- ↑ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , предисловие, май 2014 г.
- ^ Всеобщая декларация прав человека, статья 29; Замечание общего порядка № 27, принятое Комитетом по правам человека в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, CCPR/C/21/Rev.1/Add.9, 2 ноября 1999 г.
- ^ «Доклад Специального докладчика по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом», 2009 г., A/HRC/17/34.
- ^ Франк Ла Рю, «Отчет специального докладчика Совета по правам человека о последствиях слежки государств за сообщениями для осуществления прав человека на неприкосновенность частной жизни, а также на свободу мнений и их выражения», 2013, A.HRC.23.40 RU
- ^ Правительственное руководство по международным принципам применения прав человека к наблюдению за коммуникациями.
- ↑ Специальный докладчик ООН по поощрению и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, Франк Ла Рю, A/HRC/23/40, пункт 10.
- ^ «Блог | Доступ» . Архивировано из оригинала 22 марта 2015 г. Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ EFF, Необходимые и соразмерные , статья 19, май 2014 г., стр. 1.
- ↑ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , вставка, май 2014 г.
- ^ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , вставка, май 2014 г.
- ↑ Отчет Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, 10 апреля 2013 г.
- ^ Массовая слежка: Пиллэй призывает к уважению права на неприкосновенность частной жизни и защите лиц, раскрывающих нарушения прав человека.
- ^ EFF, Необходимые и соразмерные , статья 19, май 2014 г., стр. 1.
- ^ EFF, Необходимые и соразмерные , статья 19, май 2014 г., стр. 2.
- ^ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , май 2014 г.
- ^ Всеобщая декларация прав человека, статья 29; Замечание общего порядка № 27, принятое Комитетом по правам человека в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, CCPR/C/21/Rev.1/Add.9, 2 ноября 1999 г.
- ^ «Доклад Специального докладчика по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом», 2009 г., A/HRC/17/34.
- ^ Франк Ла Рю, «Отчет специального докладчика Совета по правам человека о последствиях слежки государств за сообщениями для осуществления прав человека на неприкосновенность частной жизни, а также на свободу мнений и их выражения», 2013, A.HRC.23.40 RU
- ^ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , Преамбула, май 2014 г.
- ^ «Обзор 2013 года: принципиальная борьба с глобальной массовой слежкой | Electronic Frontier Foundation» . Eff.org. 30 декабря 2013 г. Проверено 29 января 2014 г.
- ^ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , в сфере применения, май 2014 г.
- ^ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , в сфере применения, май 2014 г.
- ↑ Международные принципы применения прав человека к наблюдению за коммуникациями , Принцип необходимости, май 2014 г.
- ^ Европейская конвенция по правам человека, статья 6 (1).
- ^ Американская конвенция о правах человека, статья 8.
- ^ Перехват офиса комиссара по связи
- ↑ Отчет Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, 10 апреля 2013 г.
- ^ «Блог | Доступ» . Accessnow.org. Архивировано из оригинала 11 февраля 2014 г. Проверено 29 января 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2014 г. Проверено 29 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Точка соприкосновения между принципами реформы наблюдения компаний и гражданского общества | Центр демократии и технологий» . Cdt.org. 15 января 2014 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Список подписавших сторон
- ^ 13 Международных принципов применения прав человека к наблюдению за коммуникациями.