Список вариантов Антонова Ан-12
(Перенаправлено с Ан-12БК )
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Антонов Ан-12 — четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет, разработанный и производимый Антоновым . Он производился во многих индивидуальных вариантах для использования внутри страны и на экспорт.
Самолет использовался в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, а также для перевозки пассажиров и грузов, поиска и спасения космических объектов, экипажей космических кораблей и самолетов, терпящих бедствие. [ 1 ]
Список вариантов
[ редактировать ]Тип массового производства
[ редактировать ]- Ан-12
- Свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с верхним крылом, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. [ 2 ] мощностью 4000 л.с. (3000 кВт) Первоначально производилась военно-транспортная модель с двигателями Ивченко АИ-20А . [ 3 ]
- Ан-12А
- Первая серийная модификация. Усовершенствованная модель с четырьмя дополнительными топливными элементами во внутренних панелях крыла и двигателями АИ-20К мощностью 4250 л.с. (3170 кВт). [ 3 ] [ 4 ] Впоследствии самолет получил подземные топливные баки и стал обозначаться Ан-12АП. [ 5 ]
- Ан-12АД
- Один Ан-12 ташкентской постройки (CCCP-11528 №2) был поставлен как Ан-12АД без известной причины использования этого суффикса. [ 3 ]
- Ан-12АП
- Модифицированный Ан-12А, оснащенный двумя дополнительными подпольными баками от Ан-12П. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12Б
- Дальнейшее улучшение: съемные внешние крылья и встроенный корпус топливного бака (1390 л (310 имп галлонов; 370 галлонов США)), усиленное крыло для выдерживания дополнительного веса топлива, отдельный пост бортинженера, более мощные грузовые лебедки и TG. -16 ВСУ в левом обтекателе шасси, что вызвало необходимость снятия задних бомбопилонов с обтекателей шасси. Мощность обеспечивалась двигателями Ивченко АИ-20М повышенной надежности и той же мощности, что и у АИ-20К. Некоторые самолеты Ан-12Б строились на заводах как коммерческие транспортные средства с снятым всем военным и чувствительным оборудованием и с неизменным обозначением самолета. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12Б (ЛИАТ)
- ( Лаборатория исследований авиационной техники - лаборатория исследования авиационной техники): В 1972 году одиночный Ан-12Б был переоборудован в лабораторию по расследованию летных происшествий, оснащенную оборудованием для расследования катастроф, анализа аварий и системами записи голоса. [ 3 ]
- Ан-12Б-30
- Планируемая версия Ан-12Б с полезной нагрузкой 30 тонн (66 140 фунтов). Будет оснащен двигателями АИ-20ДК мощностью 5180 л.с. (3860 кВт). [ 3 ]
- Ан-12Б-И
- ( Индивидоальная защита – индивидуальная защита) : вариант электронного противодействия с системой активных помех « Фасоль ». Всего было построено/переоборудовано семь самолетов. [ 3 ]
- Ан-12БК
- ( Комплекс - авионика): увеличенная 30-тонная (66 140 фунтов) полезная нагрузка, улучшенный комплект авионики, ВСУ ТГ-16М и расширенная грузовая дверь Ан-12БП характеризовали Ан-12БК, построенный исключительно для ВТА . [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12БК-ИС
- ( Индивидуальная защита с системой «Сирен» - индивидуальная система активных помех «Сирена»): 40 Ан-12БК были построены как платформы РЭБ с системами управления «Фасол» и «Сирена» , размещенными в четырех отсеках, подвешенных на пилонах по обе стороны нижней носовой части фюзеляжа и по обе стороны от фюзеляжа. позиция наводчика. Аппаратура поддержания строя размещалась под диэлектрической панелью аварийного люка кабины экипажа. С 1974 года еще 105 самолетов были модифицированы системами «Барьер » (барьер) и «Сирена» , а также автоматическими постановщиками инфракрасных помех. [ 3 ]
- Ан-12БК-ППС
- ( Постановщик Помех Сирена ): Развитый на базе Ан-12ПП, этот вариант платформы РЭБ был оснащен системой Сирена в четырех отсеках, системой подавления буклетов и дозаторами соломы в хвостовом обтекателе. В самолетах более позднего производства разбрасыватели соломы были перенесены в грузовую дверь. Девятнадцать самолетов были переоборудованы из Ан-12БК, которые служили в ВВС как минимум до 2006 года. Известно, что с трех самолетов сняли боевое оборудование и вернули на транспортную службу. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12БКЦ
- «Циклон» — лаборатория по изучению метеорологических процессов. [ 6 ] В 1979 году было переоборудовано 2 Ан-12БК.
- Ан-12БКК
- Капсула - капсула: одиночный самолет, преобразованный в VIP -транспорт для VTA в 1975 году. Название «Капсула» относится к капсуле с герметичной кабиной. [ 3 ]
- Ан-12БКШ
- ( Штурманский ): Штурман-тренажерный вариант Ан-12БК с десятью рабочими местами для стажеров. [ 3 ]
- Ан-12БКТ
- (БК Топливовоз - БК-заправщик). В 1972 году Ан-12 БКТ производился как летающая заправочная станция для заправки самолетов в суровых условиях на земле, способная заправлять два самолета одновременно с переносимой заправкой 19 500 л (4300 имп галлонов). ; 5200 галлонов США). [ 3 ]
- Ан-12БКВ
- Военный вариант, который можно было использовать для сброса бомб или мин с помощью стационарно установленного конвейера для сброса оружия из двери грузового отсека. Точность оказалась ужасающей, поэтому дальнейшая разработка была отменена. [ 3 ]
- Ан-12БЛ
- ( Лабораторный ) Испытательная платформа для противорадиационной ракеты Х-28 с двумя ракетами на пилонах по обе стороны носовой части фюзеляжа и еще двумя подвешенными на пилонах под внешними крыльями. Этот вариант мог предназначаться для оперативной роли в качестве платформы SEAD (подавление противовоздушной обороны противника). [ 3 ]
- Ан-12БМ
- ( Молния - Молния ) Одиночный Ан-12Б, переоборудованный в самолет-ретранслятор SATCOM для испытаний ретрансляции связи на спутник связи «Молния-1» и обратно . [ 3 ]

- Ан-12БП
- Ан-12Б оснащен двумя дополнительными подпольными баками Ан-12П, оснащенными НАС-1Б1-28 ( Навигационная автономная система - автономная система навигации) и РСКМ-2 ( Радиолокационная система контроля места - радиокоординатный контроль). система). Ан-12БП более позднего выпуска имели более широкую грузовую дверь и измененное расположение окон кабины. Некоторые самолеты Ан-12БП строились на заводах как коммерческие транспортники со снятым всем военным и чувствительным оборудованием, обозначение этих самолетов не менялось. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12БПЦ
- ( Циклон -Циклон) Два самолета Ан-12БП ташкентской постройки (CCCP-11530 и CCCP-11531) были переоборудованы на заводе в лаборатории исследования погоды. Оборудование миссии состояло из измерительного комплекса, комплекта регистрации данных и для засева облаков оборудования . Впоследствии оба самолета были лишены своего боевого оборудования и вернулись к транспортным обязанностям. [ 3 ]
- Ан-12БШ
- ( Штурманский - для штурманов) Штурман-тренажерный вариант Ан-12Б с десятью рабочими местами стажеров. [ 3 ]
- Ан-12БСМ
- Улучшенный коммерческий вариант, предназначенный для перевозки стандартизированных грузовых поддонов. Значение суффикса BSM неясно. [ 3 ]
- Ан-12БЗ-1
- В 1969 году Антонов предложил варианты танкера-заправщика IFR и приемника Ан-12Б. Ан-12БЗ-1 представлял собой танкер с одним подвесным заправочным агрегатом. [ 3 ]
- Ан-12БЗ-2
- В 1969 году Антонов предложил варианты танкера-заправщика IFR и приемника Ан-12Б. Ан-12БЗ-2 представлял собой самолет-приемник с неподвижным зондом над кабиной. [ 3 ]
- Ан-12Д
- Разрабатывался с 1964 года как версия увеличенной грузоподъемности с новой ходовой частью, новым хвостовым оперением, аналогичным Ан-24 , и полностью герметизированным фюзеляжем увеличенной длины и ширины, включая погрузочную аппарель в двери грузового отсека. Этот проект не был продолжен, но привел к созданию транспортного самолета взлета и посадки Ан-40. [ 3 ]
- Ан-12ДК
- Планируемая версия с турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-30 мощностью 5500 л.с. (4100 кВт) . [ 3 ]
- Ан-12Д-УПС
- ( Ооправление Пограничным Слоем – BLC [управление пограничным слоем]) Вариант BLC предлагаемого Ан-12Д, с двумя турбокомпрессорами над центральной частью крыла, подающими сжатый воздух в щели на крыле, и третьим в скругление киля подает сжатый воздух в щели на хвостовом оперении. [ 3 ]
- Ан-12М
- ( Модифицированный - модифицированный) Серийный самолет с турбовинтовыми двигателями АИ-20ДМ мощностью 5180 л.с. (3860 кВт). Несмотря на более высокие характеристики, производство было остановлено из-за снятия с производства двигателей АИ-20ДМ. [ 3 ]
- Ан-12П
- ( дополинительные бахки Под полом ) Ан-12 первой серии оснащался двумя дополнительными топливными баками под полом грузового отсека. [ 3 ]
- Ан-12ПЛ
- ( Полярный, Лыжный - Полярный с лыжным оснащением) Два самолета переоборудованы с фиксированным лыжным шасси, сильно изолированным трюмом и полетной палубой, мощным бортовым обогревателем кабины и двигателей, а также подпольными баками Ан-12БП Полярный. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12ПП
- ( Постановщик Помех ) (он же Ан-12БК-ПП) Версия электронного противодействия, разработанная в 1970 году для работы в составе крупных групп регулярных транспортных Ан-12, обеспечивающих радиоэлектронное управление для всей группы. Автоматическая система распознает радары ПВО и глушит сигналы в их направлении. Активные постановщики помех «Букет» излучали из трех блистеров под фюзеляжем, а позиция хвостового стрелка была оснащена разбрасывателями соломы АСО-24 ( Автомат Сброса Отражателей ) с обрезанной соломой по длине, определяемой частотой радара. обнаружен. Три пары теплообменников были установлены в носовой части фюзеляжа, обеспечивая охлаждение оборудования миссии, а четвертая пара — над обтекателями основных шасси. Из самолетов Ан-12БК было переоборудовано 27 самолетов, причем как минимум два самолета были оснащены только разбрасывателями соломы и нестандартными стержневыми антеннами в носовой части фюзеляжа. По крайней мере два самолета Ан-12ПП были демилитаризованы и проданы гражданским владельцам с сохранением характерного стрельчатого хвостового обтекателя. [ 3 ]
- Ан-12ПС
- Поисково -Спасательный вариант Ан-12Б с «Исток-Голуб» аварийной УВЧ системой самонаведения , спасательными катерами « Ёрш» или «Гагара », а также сбрасываемыми надувными спасательными плотами и экипажами для лодок. Несколько самолетов использовались для спасения космонавтов после высадки на море. Остальные эксплуатировались AV-MF . [ 3 ]
- Ан-12Р
- ( Реактивный - с реактивным форсированием) Проект самолета Ан-12 с реактивным двигателем с радикально измененными стреловидным крылом и хвостовым оперением и 25-тонной (55 153 фунта) полезной нагрузкой, перевозимой на расстояние 2500 км (1600 миль), с четырьмя двигателями Лотарева. Двухконтурные турбовентиляторные двигатели Д-36. Позднее этот проектируемый самолет превратился в Антонов Ан-112 . [ 3 ]
- Ан-12Р
- ( [самолёт] Разведчик - самолет-разведчик). Неподтвержденное вероятное обозначение небольшого количества самолетов ELINT, эксплуатируемых ВВС с 1970 года. Эти самолеты были оснащены боевым оборудованием в диэлектрических обтекателях перед основными колодцами шасси и дополнительными лопастными антеннами над носовой частью. фюзеляжем и двумя лопастными антеннами под носовой частью фюзеляжа. Известно, что два самолета летали без лопастных антенн. [ 3 ]
- Ан-12РР
- ( Рахдиационный Разведчик - радиационный разведчик) Самолет-разведчик ядерного биологического и химического оружия. По крайней мере, три самолета оснащены блоками отбора проб воздуха RR8311-100 на специальных опорах по обе стороны носовой части фюзеляжа. Известно, что два из этих самолетов также были оснащены блоком обнаружения токсичных веществ на правом борту фюзеляжа. [ 3 ] [ 4 ]
- Ан-12РУ
- Планируемая версия Ан-12 с реактивным взлетом (JATO) будет оснащена двумя отделяемыми твердотопливными ракетными ускорителями ПРД-63, установленными по обе стороны хвостовой части фюзеляжа. [ 3 ]
- Ан-12СН
- ( [самолет] Специалново назначения Советской Армии Т-54 - [самолет] специального назначения). Для возможности переброски по воздуху основного боевого танка Антонов спроектировал Ан-12СН с грузовым отсеком, увеличенным по ширине с 3 до 3,45 м ( от 9 футов 10 дюймов до 11 футов 4 дюйма), оснащенный двигателями АИ-20ДК мощностью 5180 л.с. (3860 кВт). с тягой 3800 кг (8380 фунтов) усилен турбореактивным двигателем Микулина РД-9 , установленным в основании киля вместо поста стрелка. Ан -22 оказался более подходящим для переброски Т-54, поэтому от дальнейших работ по Ан-12СН отказались. [ 3 ]
- Ан-12Т
- ( Топливовоз - танкер) Вариант бензовоза, используемый для перевозки топлива для автомобилей или самолетов, а также ракетного топлива и окислителей. При необходимости в трюме устанавливались специальные цистерны. [ 3 ]
- Ан-12ТП-2
- Единственный Ан-12Б (CCCP-04366) был построен по индивидуальному заказу для дальних перевозок и геофизических исследований в Антарктиде. Самолет был оснащен длинным подносовым обтекателем, стрелой MAD (детектор магнитных аномалий), выступающей из места стрелка, и боевым оборудованием в изолированной кабине. По прибытии в Антарктиду установили лыжное шасси, как на Ан-12ПЛ. [ 3 ] [ 4 ]
- Загадочные обозначения Ан-12Т
- Суффиксы, начинающиеся с буквы «Т», значения которых неизвестны. Самолеты с этими суффиксами поставлялись с воронежского и ташкентского заводов как военным, так и гражданским заказчикам без видимой причины для буквы «Т». [ 3 ]
- Ан-12ТА
- Ан-12ТБ [ 4 ]
- Ан-12ТБП
- Ан-12ТБК
- Ан-12У
- В 1962 году была спроектирована версия Ан-12 с БПС (управление пограничным слоем) с простыми закрылками, заменившими двухщелевые закрылки Фаулера, и сжатым воздухом, подаваемым двумя компрессорами ДК1-26 в подкрыльевых гондолах. Предполагалось, что использование JATO значительно улучшит производительность полевых работ. [ 3 ]
- Ан-12УД
- ( Оувеличенной дальности - с увеличенной дальностью) Промежуточный вариант увеличенной дальности с двумя вспомогательными баками (Ан-12УД), приобретенными у бомбардировщиков Мясищева М-4 , в грузовом отсеке. Прототип был переоборудован из иркутского Ан-12, регистрационный номер 9901007. [ 3 ]
- Ан-12УД-3
- ( Оувеличенной дальности - с увеличенной дальностью) Промежуточный вариант увеличенной дальности с тремя вспомогательными баками (Ан-12УД-3), приобретенными у бомбардировщиков Мясищев М-4 , в грузовом отсеке. Переоборудован из ташкентской постройки, регистрационный номер 3341007. [ 3 ]
- Ан-12ВКП
- «Зебра» ( Воздушный командный пункт - Воздушный командный пункт). Единственный Ан-12А иркутской постройки (б/н 9900902) был переоборудован в воздушный командный пункт. Три сигарообразных обтекателя располагались на законцовках крыла и киле, другое оборудование размещалось в длинных обтекателях по обе стороны задней части фюзеляжа, а в герметичном фюзеляже располагалось боевое помещение. В связи с превосходными характеристиками воздушного командного пункта Ил-22 «Зебра» Ан-12ВКП был снят с производства. [ 3 ]
- Ан-40
- Планируемая версия, созданная непосредственно на базе Ан-12Д, должна была быть оснащена четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-30 36-35 мощностью 2550 кгс (5260 фунт-ст.) мощностью 55 000 л.с. (41 000 кВт) и четырьмя бустерно-тормозными двигателями Колесов РД- , с реверсорами тяги, в парных гондолах между внутренним и внешним турбовинтовыми двигателями. Полномасштабный макет был завершен в 1965 году, но более крупный и быстрый Ил-76 . вместо этого ВВС выбрали для производства [ 3 ]
- Ан-40ПЛО
- Противолодочный вариант предлагаемого Ан-40 с двигателями на смешанном топливе, сжигающими керосин и жидкий водород. [ 3 ]
- Ан-42
- Версия Ан-40 с системой BLC (контроль пограничного слоя). Сжатый воздух для щелей BLC обеспечивался тремя турбокомпрессорами от турбореактивного двигателя Колесова РД36-35, расположенными в обтекателях над центропланом крыла. [ 3 ]
- Боевой корабль Ан-12
- Вариант непосредственной авиационной поддержки Ан-12, вооруженный двумя 57-мм пушками, пушками меньшего калибра и автоматическими гранатометами, аналогичный американскому AC-130 . [ 7 ] В 2021 году было объявлено, что боевой корабль все-таки не будет базироваться на Ан-12, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к «летающему стрелку». [ 8 ]
Другие варианты
[ редактировать ]
- Шэньси Y-8
- [ 3 ] [ 4 ] Нелицензионная китайская копия Ан-12БП.
- Шэньси Y-9
- Создан на базе современного Y-8F, единственного преемника Ан-12.
- Север АЦВ
- В 1983 году профессор В. Игнатьев предложил использовать устаревшие самолеты Ан-12 в качестве основы корабля на воздушной подушке для использования на крайнем севере СССР. Хотя проект поддержал Куйбышевский авиационный институт, подходящих для переоборудования планеров не оказалось и проект сошёл на нет. [ 3 ]
- Транспортёр баллистических ракет Ан-12
- В 1962 году единственный иркутский Ан-12 (серийный номер 1901507) был переоборудован для перевозки баллистических ракет к местам их запуска. Из-за ограниченного количества типов ракет, которые можно было нести, и отсутствия мер предосторожности против утечек окислителя эта версия в дальнейшем не производилась. [ 3 ]
- Ан-12 с подкрыльевыми баками и зондом ППП
- Еще одна проектируемая версия IFR (дозаправка в полете) с двумя баками емкостью 6000 л (1300 имп галлонов; 1600 галлонов США), подвешенными на пилонах между внутренним и внешним двигателями, и датчиком IFR над кабиной. [ 3 ]
- Самолет-ретранслятор связи Ан-12А
- По меньшей мере семь Ан-12А воронежской постройки переоборудованы в самолеты-ретрансляторы, оснащенные второй ВСУ ТА-6 в хвостовом обтекателе. Фактическая роль и установленное оборудование неизвестны. [ 3 ]
- Ан-12АП
- «Магнитометр/Реликт» Геофизический самолет . Ан-12АП CCCP-12186 — исследовательский самолет, разработанный для Ленинградского филиала Института земного магнетизма и переоборудованный на 20-м авиаремонтном заводе ВМФ СССР в Пушкине под Ленинградом. Самолет был оборудован выдвигающейся из места стрелка стрелой МАД и астронавигационной системой Л-14МА в конструкции, выступающей из стрелы МАД, а также камерой, установленной на задней грузовой двери. [ 3 ]
- Лаборатория калибровки приборов Ан-12Б
- (также известное как « Изделие 93Т »). Для возможности калибровки специальных приборов и измерительных приборов в изолированных районах страны на единственном Ан-12Б была оборудована полноценная калибровочная лаборатория в грузовом отсеке. [ 3 ]
- Ан-12БП Полярная поддержка
- Для поддержки полярных исследовательских станций в российской Арктике и Антарктиде этот вариант имел три баллонных топливных бака, вмещающих 9800 л (2200 имп галлонов; 2600 галлонов США) топлива, установленных в багажных отсеках под полом для увеличения дальности полета до 6000 км. (3200 миль; 3700 миль). [ 3 ]
- Вариант САР Ан-12БК
- Малоизвестный поисково-спасательный вариант, оснащенный системой аварийного радионаведения УВЧ диапазона «Исток-Голоб » (аналог западной системы САРБЭ). [ 3 ]
Прототип/тип планирования
[ редактировать ]- Испытательные стенды Ан-12
- На базе Ан-12 существовало большое количество различных летающих стендов, большинство из которых не получали отдельных суффиксных обозначений. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "АвиаМИР инфо » ТЕХНИКА » Последний из семейства Ан-12" . 30 April 2020.
- ^ "Уголок неба ¦ Антонов Ан-12" .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. Gordon,Yefim & Komissarov, Dmitry. Antonov An-12. Midland. Hinkley. 2007. ISBN 1 85780 255 1 ISBN 978 1 85780 255 9 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс типа самолета > Ан-12 > Технические характеристики Ан-12» . Aviation-safety.net . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ "Антонов Ан-12. Фото, история, характеристики самолета" .
- ^ "Военно-транспортный самолет Ан-12 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия" . 17 April 2015.
- ^ "Источник: аналог американской летающей батареи AC-130 разрабатывается в России" . TASS . 26 June 2019 . Retrieved 7 July 2019 .
- ^ "Арсенал "Охотника": транспортный самолет получит управляемые ракеты" . 12 January 2021.