дайума
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2024 г. ) |
дайума | |
---|---|
Рожденный | что. 1924 год Фиш-Ривер, Эквадор |
Умер | 1 марта 2014 г. [ 1 ] |
Национальность | Орани |
Другие имена | Даюмаэ |
Супруг | Ну давай же |
Родители) | Центо (отец) Акаво (мать) |
Родственники | Ваве (брат) Онаэнга (сестра) Гимаде (сестра) Нампа (брат) Оба (сестра) Вамони (дядя) Гикита (дядя) Минкей (двоюродный брат) |
Даюма (также Даюмаэ ) (род. ок. 1930, — 1 марта 2014) — член племени хуаорани и гражданин Эквадора . Она является центральной фигурой в саге об операции «Аука» , поскольку она была первым хуао, принявшим христианство, а также ключом миссионеров к открытию языка хуаорани , языка, который ранее не изучался. Позже Даюма также стала влиятельной фигурой в своем племени.
Биография
[ редактировать ]Даюма родился где-то в начале 1930-х годов в тропических лесах восточного Эквадора . Будучи членом племени ваорани , она выросла среди своего народа в пустыне. У нее были прямые черные волосы, кожа цвета чая, рост на несколько дюймов выше пяти футов. [ нужна ссылка ]
Когда она была маленькой, ее семью терроризировал воин Хуао по имени Мойпа , который напал на многих членов ее семьи и зарезал их копьями. Однажды ее отец был смертельно ранен во время нападения. Это побудило Даюму бежать из своего племени вместе с двумя другими девочками и переехать жить к более дружелюбному народу кечуа . Многие из ее семьи убеждали ее не уезжать, полагая, что все посторонние — каннибалы , но Дайума была убеждена, что ее шансы на выживание будут выше, если она сбежит, чем если останется. [ нужна ссылка ]
Подойдя к реке на краю джунглей, Даюма увидела группу иностранцев, спускающихся по реке на каноэ. Когда она подошла к ним, мужчины подняли оружие, чтобы выстрелить в нее, но по какой-то причине этого не сделали. Когда Даюма благополучно добралась на другой берег реки, она позвала двух других девушек, которые пришли с ней, и они тоже подошли. Именно тогда она впервые получила современную одежду, поскольку уаорани традиционно носят веревочки только на талии, запястьях и лодыжках. [ нужна ссылка ]
Даюма много лет жил за пределами территории ваорани на гасиенде. Там было много кечуа, а также людей из других мест. Со временем она начала ассимилироваться с культурой и языком кечуа. Именно там с ней подружилась американская миссионерка по имени Рэйчел Сэйнт , которая заинтересовалась изучением языка ваорани , «хуао тереро». Это примечательно, поскольку хуао является изолированным языком и до этого времени никогда не изучался. Даюма очень помогла Сэйнт, несмотря на то, что она забыла большую часть своего языка и не говорила по-английски. [ нужна ссылка ]
В 1955 году Джим Эллиот вместе с четырьмя другими миссионерами-мужчинами, включая брата Рэйчел, Нейта Сэйнта , планировали связаться с хуаорани без ведома Рэйчел. Они встретились с Даюмой, пока Рэйчел отсутствовала, и выучили у нее фразы Хуао. Когда мужчины впервые прибыли на территорию ваорани в начале 1956 года, их встретили трое дружелюбных ваорани – мужчина и две женщины. Одной из женщин была сестра Даюмы, Гимаде . Одной из причин, по которой она пришла встретиться с миссионерами, было узнать, знают ли они, что случилось с Даюмой. Двумя днями позже эти люди были убиты при невыясненных обстоятельствах большой группой хуаорани, в том числе некоторыми из ближайших родственников Дайумы. [ 2 ]
Вскоре после этого, все еще живя на гасиенде и тесно сотрудничая с Рэйчел Сэйнт, Даюма приняла христианство. Рэйчел Сэйнт начала больше рассказывать ей о Библии, а Даюма продолжала обучать Рэйчел большему ее языку. Затем в 1958 году две женщины из племени Даюмы вышли из джунглей и хотели, чтобы она вернулась с ними, сказав ей, что ее мать, Акаво , все еще жива. Даюма вернулась с ними и вскоре вернулась в деревню кечуа с приглашением Рэйчел Сэйнт вместе с Элизабет Эллиот и ее трехлетней дочерью Валери приехать и жить с ними. [ нужна ссылка ]
Так начался первый мирный внешний контакт, зафиксированный с племенем ваорани. Даюма преподавала язык и сыграла важную роль в обращении большей части своей семьи в христианство. Элизабет Эллиот сказала: «Даюма была проповедником». [ нужна ссылка ] Христианство могло оказать большое влияние на племя; большинство рекламировали, что количество убийств сократилось почти на 90%. [ нужна ссылка ] Даюма также научилась шить, когда жила с кечуа, и шила одежду для своего народа. Даюма оставалась с хуаорани до своей смерти в деревне Тоньямпаде, недалеко от того места, где в 1956 году были убиты пять миссионеров. Здесь также находятся их могилы и могилы Рэйчел Сэйнт. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зилстра, Сара Экхофф (3 марта 2014 г.). «Умер: Даюма, первый обращенный из племени, замученного миссионеров «Врат великолепия»» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Зиглер-Отеро 2004 .
3) История Даюмы 4) Жизнь под копьем
Библиография
[ редактировать ]- Хитт, Рассел Т. Пилот джунглей
- Сэйнт, Стив . Конец копья (книга)
- Уоллис, Этель Эмили. Даюма: Жизнь под властью Ваорани Спирс
- Зиглер-Отеро, Лоуренс (2004), Сопротивление в амазонском сообществе: организация хуаорани против глобальной экономики , США : Berghahn Books, ISBN 978-1-84545306-0 .
- За вратами великолепия (документальный фильм)