Гвадалквивир
Гвадалквивир | |
---|---|
Этимология | от Великой долины ( аль-вади ль-кабир ), «великая долина» или «великая река» на арабском языке. |
Расположение | |
Страна | Испания |
Область | Андалусия |
Города | Кордова , Севилья |
Физические характеристики | |
Источник | Каньяда-де-лас-Фуэнтес |
• расположение | Диапазон Касорла , Кесада , Хаэн |
Рот | Атлантический океан |
• расположение | Альмонте ( Уэльва ) и Санлукар-де-Баррамеда ( Кадис ). |
• координаты | 36 ° 47' с.ш. 6 ° 21' з.д. / 36,783 ° с.ш. 6,350 ° з.д. |
• высота | 0 м (0 футов) |
Длина | 657 км (408 миль) |
Размер бассейна | 56 978 км 2 (21 999 квадратных миль) |
Увольнять | |
• расположение | Альмонте ( Уэльва ) и Санлукар-де-Баррамеда ( Кадис ). |
• средний | 164,3 м 3 / с (5800 куб футов / с) |
Особенности бассейна | |
Притоки | |
• левый | Гвадиана Менор , Гуадалбульон , Гуадахос , Хениль , Корбонес , Гуадайра |
• верно | Гуадалимар , Хандула , Марес , Гуадалмеллато , Гуадиато , Бембезар , Виар , река Уэльва , Гуадиамар |
Гвадалквивир ( / ˌɡwɑːdəlkɪˈvɪər wɑːdəlkɪˈvɪər / , также Великобритания : /- k w ɪ ˈ -/ , США : /- k iː ˈ -, ˌ ɡ w ɑː d əl ˈ k w ɪ v ər / , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Испанский: [ɡwaðalkiˈβiɾ] ) — пятая по длине река на Пиренейском полуострове и вторая по длине река на всей своей длине в Испании . Гвадалквивир — единственная крупная судоходная река Испании. В настоящее время по нему судоходно от Севильи до Кадисского залива , но в римские времена по нему судоходно было из Кордовы .
География
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2023 г. ) |
Длина реки составляет 657 км (408 миль), а ее площадь составляет около 58 000 км . 2 (22 000 квадратных миль). Он берет начало в Каньяда-де-лас-Фуэнтес (деревня Кесада ) в горном хребте Касорла ( Хаэн ), протекает через Кордову и Севилью и достигает моря между муниципалитетами Альмонте и рыбацкой деревней Бонанса , в Санлукар-де-Баррамеда , впадая в Кадисский залив в Атлантическом океане .
Курс
[ редактировать ]Русло Гвадалквивира разделено на три части. Это деление основано на основном течении реки и ее слиянии с другими реками. [ 4 ]
Верхнее течение реки протекает от истока Гвадалквивира примерно до Менгибара . Он включает в себя место слияния с Гуадалимаром , к востоку от Менгибара. [ 4 ]
среднего курса Курсо-медио начинается недалеко от Менгибара и заканчивается недалеко от Пальма-дель-Рио . Он включает в себя место слияния рек с Гвадианой Менор и Хенил . [ 4 ] Последнее место слияния расположено между Пальма-дель-Рио и Пеньяфлором .
Нижнее течение Гвадалквивира простирается от Пальма-дель-Рио до моря. [ 5 ] В нижнем течении к Гвадалквивиру присоединяется река Корбонес и (с северо-запада) Ривера -де-Уэльва . [ 4 ] Болотистая Лас низменность в устье реки известна как « Марисмас ». Здесь река граничит с заповедником национального парка Доньяна .
Имя
[ редактировать ]Современное название Гвадалквивира происходит от арабского аль- вади ль-кабир ( великая долина ), что означает «долина большой реки». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
В классические и доклассические времена у Гвадалквивира было множество названий. Согласно Титу Ливию (Ливию), «Истории Рима» , книге 28, коренные жители тартесов или турдетанцев называли реку двумя именами: Цертис (Кертис) и Реркес ( Ῥέρκης ). [ 9 ] Греческие географы иногда называли ее «рекой Тартесс » в честь одноименного города. Римляне называли его именем Баетис (что послужило основой для названия провинции Hispania Baetica ).
История
[ редактировать ]Между Севильей и Санлукар-де-Баррамеда
[ редактировать ]В течение значительной части голоцена западная долина Гвадалквивира была занята внутренним морем — Тартессовым заливом . [ 10 ]
Финикийцы . основали первые якорные стоянки и торговали драгоценными металлами Говорят, что древний город Тартесс (который дал название Тартессийской цивилизации) находился в устье Гвадалквивира, хотя его местонахождение до сих пор не обнаружено.
Римляне , чье название реки было Баэтис , поселились в Хиспалисе ( Севилья ) во 2 веке до нашей эры, превратив его в важный речной порт. К I веку до нашей эры Хиспалис был обнесенным стеной городом с верфями, строившими баркасы для перевозки пшеницы. В I веке нашей эры Хиспалис был домом для целых военно-морских эскадр. Корабли плыли в Рим с различными продуктами: минералами, солью, рыбой и т. д. Во время арабского правления между 712 и 1248 годами мавры построили каменный причал и Торре- дель-Оро (Золотую башню), чтобы укрепить оборону порта.
В 13 веке Фердинанд III расширил верфи, и из оживленного порта Севильи по всей Европе экспортировались зерно, масло, вино, шерсть, кожа, сыр, мед, воск, орехи и сухофрукты, соленая рыба, металл, шелк, лен и красители. .
После открытия Америки Севилья стала экономическим центром Испанской империи, поскольку ее порт, находившийся под юрисдикцией Casa de Contratación (Торгового дома), стал обладателем монополии на трансокеанскую торговлю. Уже в средние века судоходство по реке Гвадалквивир становилось все более трудным: к 1500 году большое количество тяжелых грузов обрабатывалось ниже по течению в гавани Санлукар-де-Баррамеда , где Гвадалквивир выходит в море. [ 11 ] Как следствие, Севилья окончательно потеряла свою торговую монополию в пользу Кадиса .
В конце 18 века был начат длинный ряд работ по восстановлению хорошего сообщения Севильи с морем. Строительство канала, известного как Корта-де-Мерлина, в 1794 году положило начало модернизации порта Севильи. После пяти лет работы (2005–2010 гг.) в конце ноября 2010 г. наконец-то заработал новый Севильский шлюз, предназначенный для регулирования приливов и отливов.
Вверх по течению до Кордовы
[ редактировать ]В средние века по Гвадалквивиру курсировали баржи из Севильи в Кордову. В городе были пристани у мельницы Альболафия и возле мельницы Мартос . Громоздкие транспорты с шерстью часто отправлялись от причала Кортихо Рубио примерно в 15 км ниже по течению. В средние века речной транспорт между Севильей и Кордовой находился в ведении Barqueros de Córdoba. [ 11 ] [ 12 ]
В средние века судоходная река давала Кордове экономическое преимущество. У него был относительно дешевый транспорт до моря, а оттуда на мировые рынки. Основные импортные товары, такие как железо и древесина, также были дешевле в Кордове, чем в городах, где не было водного транспорта. В 16 веке заиливание Гвадалквивира стало еще более серьезным и начало останавливать судоходство по реке. [ 12 ] В 1524 году Фернан Перес де Олива произнес знаменитую речь о навигации между Севильей и Кордовой. [ 13 ]
Использование участка реки между Кордовой и Севильей в качестве источника энергии стало еще одной причиной упадка судоходства на этом участке реки. [ 12 ] Плотины , которые накапливали воду, чтобы гарантировать стабильное электроснабжение водяных мельниц, напрямую затрудняли судоходство. В плотинах были проемы, но их проход нанес баржам большой ущерб. [ 14 ] Плотины также привели к поднятию русла реки. Перес де Олива предложил построить на этих плотинах шлюзы в качестве предварительной меры по восстановлению судоходства. [ 13 ] [ 15 ] В конечном итоге вышеуказанные события положили конец внутреннему судоходству в этом районе. [ 12 ]
Знаменитая Albolafia представляет собой с гидроприводом ковшовое колесо . Первоначально он был построен римлянами и перекачивал воду из реки в близлежащие сады Алькасара . Его также использовали для измельчения муки. [ 16 ]
Наводнение
[ редактировать ]Бассейн реки Гвадалквивир занимает площадь 63 085 км . 2 и имеет долгую историю сильных наводнений.
Зимой 2010 года проливные дожди вызвали сильные наводнения в сельских и сельскохозяйственных районах провинций Севилья, Кордова и Хаэн в регионе Андалусия. Суммарное количество осадков в феврале превысило 250 мм (10 дюймов), что вдвое превышает количество осадков в Испании за этот месяц. В марте 2010 года произошло затопление нескольких притоков Гвадалквивира, в результате чего более 1500 человек покинули свои дома в результате увеличения стока Гвадалквивира, уровень которого 6 марта 2010 года достиг 2000 м. 3 / с (71 000 куб футов / с) в Кордове и 2700 м 3 / с (95 000 куб футов / с) в Севилье. Это было ниже, чем зафиксировано в Севилье во время наводнения 1963 года, когда высота 6000 м. 3 / с (210 000 куб футов / с). было достигнуто. В августе 2010 года, когда произошло наводнение в Хаэне, Кордове и Севилье, в Кордове погибли три человека. [ 17 ]
Загрязнение
[ редактировать ]Катастрофа в Доньяне , также известная как катастрофа в Азналькольларе или катастрофа в Гуадиамаре, была промышленной аварией в Андалусии. , прорвало удерживающую дамбу В апреле 1998 года на шахте Лос-Фрайлес, недалеко от Азналькольлара , провинция Севилья , выпустив от 4 до 5 миллионов кубических метров (от 140 до 180 миллионов кубических футов) отходов шахты. национальный парк Доньяна Это событие также затронуло .
Плотины и мосты
[ редактировать ]Из многочисленных мостов, перекинутых через Гвадалквивир, одним из старейших является римский мост Кордовы . Важные мосты в Севилье включают Пуэнте-дель-Аламилло (1992 г.), Пуэнте-де-Исабель II или Пуэнте-де-Триана (1852 г.) и Пуэнте-дель-Сентенарио (завершено в 1992 г.). [ 18 ]
Плотина Эль-Транко-де-Беас в истоке реки была построена между 1929 и 1944 годами как гидроэнергетический проект режима Франко . Плотина Донья-Альдонса расположена в русле реки Гвадалквивир, в андалузских муниципалитетах Убеда , Пил-де-Бесерро и Торреперохил в провинции Хаэн .
Порты
[ редактировать ]Порт Севильи — главный порт на реке Гвадалквивир. Администрация порта Севильи отвечает за развитие, управление, эксплуатацию и маркетинг порта Севильи.
Вход в порт Севильи защищен шлюзом, который регулирует уровень воды, что делает порт свободным от приливов и отливов. Порт Севильи имеет более 2700 м (8900 футов) причалов для общественного пользования и 1100 м (3600 футов) частных причалов. Эти доки и причалы используются для перевозки твердых и наливных грузов, накатных грузов, контейнеров, частных судов и круизных лайнеров. [ 19 ]
В 2001 году порт Севильи обработал почти 4,9 миллиона тонн (5,4 миллиона коротких тонн) грузов, в том числе 3,0 миллиона тонн (3,3 миллиона коротких тонн) навалочных грузов, 1,6 миллиона тонн (1,8 миллиона коротких тонн) генеральных грузов и более 264 000 тонн (291 000 коротких тонн) наливных грузов. Грузы в порт доставили почти 1500 судов, в том числе более 101 000 TEUs контейнерных грузов . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гвадалквивир» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ «Гвадалквивир» (США) и «Гвадалквивир» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г.
- ^ «Гвадалквивир» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Приложение № 2. Общее описание демаркации, Гидрографическая демаркация Гвадалквивира (PDF) , Гидрографическая конфедерация Гвадалквивира, 2015 г., стр. 12
- ^ Коста, С.; Гутьеррес Мас, Ж.М.; Моралес, Х.А. (2009), «Установление режима стока в устье Гвадалквивира через...» (PDF) , Журнал Геологического общества Испании , Геологическое общество Испании: 25
- ^ Терес Садаба, Элиас (1986). Материалы для изучения испано-арабской топонимики: список рек . Том 1. Мадрид: Высший совет научных исследований . Институт филологии. стр. 236–237. ISBN 84-00-06277-9 .
Глоссарий аль под редакцией Сейболда включает вади и вад в значениях «амнис», «флюмен», «флубиус», «риуус» [...] Гвадалквивир: -Вади-л-кабир «Великая река».
- ^ Рафаэль Валенсия (1992). «Исламская Севилья: ее политическая, социальная и культурная история» . В Сальма Хадра Джайюси; Мануэла Марин (ред.). Наследие мусульманской Испании . Брилл. п. 136. ИСБН 90-04-09599-3 .
- ^ Эрик Циолковски (28 октября 2014 г.). «Подземный речной псевдоним Кьеркегора» . В Джоне Стюарте; Кэтрин Лайф (ред.). Том 16, том I: Литературные фигуры и мотивы Кьеркегора: от Агамемнона до Гвадалквивира . Том. 16. Ашгейт Паблишинг, Лтд. п. 280. ИСБН 978-1-4724-4136-2 .
- ^ Смит, Уильям. «Словарь греческой и римской географии (1854 г.), БАЭТИС» . Словарь греческой и римской географии . Цифровая библиотека Персея.
- ^ Апрель, Хосе-Мария; Перианес, Рауль; Эскасена, Хосе-Луис (декабрь 2013 г.). «Моделирование приливов и распространения цунами в древнем Тартессском заливе как инструмент археологической науки». Журнал археологической науки . 40 (12): 4499–4508. Бибкод : 2013JArSc..40.4499A . дои : 10.1016/j.jas.2013.06.030 . hdl : 11441/135755 .
- ^ Jump up to: а б Отте, Энрике (1996), Севилья и ее купцы в конце средневековья , проректор по институциональным связям и культурному развитию, Fundaión el Monte, Севилья, с. 105, ISBN 9788487062957
- ^ Jump up to: а б с д «Речной порт Кордовы в средние века» . Культурный блог Artencórdoba . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Перес де Олива, Фернан (1787), Работы мастера Фернана Переса де Олива , том. II, Бенито Кано, Мадрид
- ^ Де Мадрасо, Педро (1855), Воспоминания и красоты Испании , т. Кордова, Имрента де Репуллес, Мадрид, с. 437
- ^ К (1826 г.), «Приказ, врученный в 1524 году Фернаном Пересом де Оливой совету города Кордовы», Рецензент, также der Reviewers , vol. XIX–II, Ван дер Хей эн Зун, Амстердам, стр. 432–450
- ^ «Мельница Кордова Молино де Альболафия, основные туристические достопримечательности города Кордова, Андалусия, юг Испании» . Андалусия.com. 19 октября 2011 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ «Водная проблема Испании: река Гвадалквивир» . Tobaccoirrigation.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Хосе Луис Мунуэра Алеман (2010). Истории успеха компаний Мурсии . Редакция ESIC. п. 116. ИСБН 978-84-7356-670-4 .
- ^ Jump up to: а б «Порт Севильи» . Источник мирового порта .