Робин Дэй (дизайнер)
![]() Робин Дэй | |
Рожденный | Хай Уиком , Англия | 25 мая 1915 г.
Умер | 9 ноября 2010 г. Англия | ( 95 лет
Образование | Королевский колледж искусств |
Альма-матер | Школа искусств Хай Викомба |
Род занятий | Мебельный и промышленный дизайнер |
Известный | Стул из полипропилена , мебель Hille, кресла Royal Festival Hall |
Супруг | Люсьен Дэй |
Дети | 1 |
Веб-сайт | Фонд Робина и Люсьен Дэй |
Робин Дэй , OBE , RDI , FCSD (25 мая 1915 г. - 9 ноября 2010 г.) [1] был одним из самых выдающихся британских дизайнеров мебели 20-го века, имеющий долгую карьеру, охватывающую семь десятилетий. Опытный промышленный дизайнер и дизайнер интерьеров, он также активно работал в области графики и выставок.
Его жена Люсьен Дэй , урожденная Конради (1917–2010), была известным дизайнером текстиля . Пара поженилась в 1942 году, у них родилась дочь Паула Дэй (1954 г.р.).
Карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь, образование и брак
[ редактировать ]Робин Дэй вырос в мебельном городке Хай Викомб в Бакингемшире. Технический институт Хай Викомба, где он учился на первом курсе, имел тесные связи с местной мебельной промышленностью. Обладая талантом рисования, Дэй в 1931 году поступил в Школу искусств Хай Викомба, а затем выиграл стипендию для изучения дизайна в Королевском колледже искусств в 1934 году. После ухода из RCA в 1938 году подходящих вакансий в мебельной промышленности не нашлось, поэтому он создавал архитектурные модели и занял преподавательскую должность в Школе искусств Бекенхема, где разработал новаторский курс 3D-дизайна. [1]
Дэй познакомился со своей будущей женой Люсьен Конради в 1940 году на танцах в RCA. [1] где она изучала дизайн печатного текстиля. Они поженились в 1942 году и переехали в квартиру в Челси . В 1952 году пара переехала в дом на Чейн-Уок , ставший их домом и совместной студией на следующие 50 лет. [1]
Ранняя послевоенная карьера дизайнера (1945–1950)
[ редактировать ]
После Второй мировой войны Робин Дэй преподавал дизайн интерьера в Политехническом институте Риджент-стрит (ныне Вестминстерский университет ), где познакомился с архитектором Питером Моро (1911-1998). В 1946 году эти двое мужчин сформировали партнерство, занимаясь разработкой выставок общественной информации, в основном для Центрального управления информации и других правительственных организаций, по таким темам, как реактивные двигатели и научные инструменты. Дэй продолжал проектировать выставки и торговые стенды до начала 1960-х годов для таких клиентов, как производитель радиоприемников EKCO и промышленный гигант ICI. [2] Талантливый графический дизайнер, он также разработал привлекательную серию плакатов о наборе персонала в ВВС Великобритании в 1948–1949 годах. [3]
Хотя война помешала Дэю стать дизайнером мебели, его судьба изменилась в 1948 году, когда он и Клайв Латимер выиграли первую премию в секции хранения на Международном конкурсе дизайна недорогой мебели, организованном Музеем современного искусства в Нью-Йорке. . Их гениальная концепция ряда многофункциональных складских помещений, изготовленных из трубы предварительно формованной фанеры, получила международное признание. Хотя серийное производство никогда не производилось, набор прототипов, созданный Heal & Son в 1949 году, продемонстрировал принципы, лежащие в основе конструкции. Шкафы, опирающиеся на трубчатые алюминиевые ножки, были компактными и гибкими, с раздвижными дверцами, сменными полками и ящиками, а также письменным столом с откидной крышкой. [4]
Успех Дэя на конкурсе MOMA привлек к нему внимание Розаминд Джулиус и ее мужа из S. Hille & Co. , небольшой лондонской мебельной фирмы, стремящейся заняться современным дизайном. Эта премия также сыграла важную роль в получении важного заказа на проектирование сидений для Королевского фестивального зала в 1951 году, что стало еще одним крупным прорывом в его карьере.
Фестиваль Британии и Королевский фестивальный зал (1951)
[ редактировать ]1951 год стал для Робина Дэя годом чудес . Его место в Королевском фестивальном зале и его выдающийся вклад в Британский фестиваль , проходивший на соседнем участке на Южном берегу Лондона, значительно повысили его профессиональную репутацию. [5] Техническое задание на проект Королевского фестивального зала было сложным и требовательным, включая мебель для ресторанов и фойе, кресла для зрительных залов и стулья для оркестра, каждое из которых имело определенные функциональные требования. Всегда стремясь исследовать новые производственные процессы, Дэй использовал материалы и технологии автомобильной промышленности для сиденья своего концертного зала, которое было изготовлено из штампованной стали и опиралось на литые стальные стойки. Это оказалось настолько эффективным, что используется до сих пор. [6] Стулья, которые он спроектировал для ресторана и холла, имели скульптурные фанерные сиденья с подлокотниками в форме крыльев и тонкими ножками из черных стальных стержней. Дэй был первым дизайнером в Великобритании, применившим эти материалы в мебели.
Изобретательность Дэя также проявилась в двух гостиных/столовых открытой планировки, которые он создал для павильона «Дома и сады» на Британском фестивале. Обе комнаты были созданы, чтобы проиллюстрировать, чего можно достичь при разных бюджетах, и были оборудованы стульями Королевского фестивального зала, а также недавно спроектированными шкафами для хранения вещей. Шкафы эконом-класса были изготовлены из дуба, а шкафы класса люкс — из шпона красного дерева на каркасе из стальных трубчатого сечения квадратного сечения.
Фестиваль послужил ценной платформой для запуска урезанной «современной» эстетики Робина Дэя, которая также была продемонстрирована на Миланской Триеннале в 1951 году . Архитекторы с особым энтузиазмом относились к его мебели, поскольку она идеально подходила к современным зданиям с чистыми линиями и стеклянными стенами, которые вошли в моду после войны не только в бытовой сфере , но и в общественной и коммерческой сфере.
Дизайн мебели для Хилле (1950-е)
[ редактировать ]Робин Дэй начал заниматься дизайном для S. Hille & Co. – небольшой столярной фирмы, специализирующейся в основном на производстве высококачественной репродукции мебели – в 1949 году. Компанией руководила Рэй Хилле (1900-1986), дочь Саламона Хилле, который основал компанию в 1906 году. По инициативе Дэя – и при поддержке дочери Рэя Розаминд Джулиус (1923–2010) и зятя Лесли Джулиуса, который недавно присоединился к фирме – компания претерпела полную трансформацию и стала лидером современного дизайна.
Хотя Дэй никогда официально не работал в Хилле, предпочитая выступать в качестве консультанта по дизайну, фактически он стал их главным дизайнером. Партнерство оказалось настолько успешным, что в течение следующих 20 лет он создавал большую часть проектов Хилле. [7] С самого начала его основной целью был союз функционализма и технологии. Утилитарный стул Hillestak (1951 г.), штабелируемый стул с сиденьем из буковой фанеры и прочным буковым каркасом, был его первой моделью массового производства. Его Hilleplan (1953) и Interplan Units (1955) стали логическим развитием систем хранения, созданных для Британского фестиваля. Оба были модульными, так что несколько подразделений можно было объединить в скоординированные группы. Как и многие его разработки, они были одновременно красивыми и практичными, что делало их одинаково подходящими как для домашнего, так и для контрактного использования.
В то время как мебель 1930-х годов была тяжелой и громоздкой, послевоенные конструкции Дэя были легкими в использовании и экономичными в использовании материалов. Например, его кресло с откидной спинкой (1952 г.) имело тонкое угловатое сиденье с мягкой обивкой, плавающие деревянные подлокотники и U-образные ножки из стальных стержней. Минималистский каркас был также использован для стула 675 Chair (1953 г.), обеденного стула с тонкой плавающей спинкой сиденья из формованной фанеры. В Q Stak Chair (1954), первом цельном кресле Day из формованной фанеры, количество компонентов было сокращено до минимума, чтобы снизить затраты.
Робин Дэй продолжал расширять коллекции мебели Hille на протяжении 1950-х годов, внедряя технические инновации, такие как каркасы из плоской стали или стальных трубок квадратного сечения. Его диван-трансформер с односпальной кроватью (1957 г.) с легкими подушками из пенопласта и простой откидной деревянной спинкой сиденья характеризовал элегантную гибкость его проектов. Дэй был большим сторонником резиновых лямок Pirelli, которые он использовал в качестве замены традиционной обивки с винтовыми пружинами. Фактически, он восхищался им до такой степени, что оставил его в качестве декоративного элемента в нескольких проектах, включая кресло Gatwick Chair (1958 г.), созданное для аэропорта Гатвик , и модульную систему сидений под названием Form Group (1960 г.), из нескольких лауреатов премии Центра дизайна.
Полипропиленовый стул
[ редактировать ]
Робин Дэй наиболее известен своим литым полипропиленовым стулом . [8] Первоначально он был разработан в 1963 году для фирмы S. Hille & Co. и до сих пор выпускается его преемником Hille Educational Products. [9]

Первое в мире кресло с корпусом из полипропилена, изготовленное методом литья под давлением, оно представляло собой крупный прорыв в дизайне и технологии мебели. Первоначально созданный как штабелируемый стул, он был адаптирован для различных применений, от аэропортов до спортивных стадионов. За последние 50 лет были произведены десятки миллионов полипропиленовых стульев. В 2009 году Королевская почта выбрала его для размещения на почтовой марке в качестве одного из восьми образцов серии 2009 года, посвященной «Классике британского дизайна». [10]
Семейство полипропиленовых стульев (1963–1975 гг.)
[ редактировать ]
И полипропиленовый стул, и полипропиленовое кресло (1967 г.) были разработаны для размещения широкого спектра различных оснований. Позже Дэй создал серию легких стульев из полипропиленового корпуса для школ под названием Series E (1971), выпускавшихся в пяти разных размерах с овальным отверстием сзади. Его стул Polo Chair (1975 г.) с характерными дренажными/вентиляционными отверстиями стал еще одним важным дополнением к семейству стульев из полипропилена. Созданное как для использования на открытом воздухе, так и внутри помещений, кресло Polo Chair широко использовалось для сидения на стадионе — специализированной области, в которой Дэй стал все более активно участвовать. Он также экспериментировал с другими пластиками в 1960-х и 70-х годах, а также продолжал совершенствовать дизайн своей мебели из дерева и стали. Примеры 1973 года можно увидеть в нефе Клифтонского собора в Бристоле . [11]
Промышленный дизайн и интерьеры (1940-1970-е годы)
[ редактировать ]
Робин Дэй был человеком многих талантов и работал в необычайно широком диапазоне дисциплин. Помимо Хилле, двумя его основными промышленными клиентами были фирма по производству электроники Pye, для которой он проектировал радиоприемники и телевизоры примерно с 1948 по 1965 год, и производитель ковров Woodward Grosvenor, для которого он создавал абстрактные рисунки для ковров Wilton примерно с 1960 по 1965 год. 66. [12]
Дэй продолжал сотрудничать с ведущими архитекторами над созданием мебели для новых зданий по индивидуальному заказу. В 1964 году он спроектировал промасленные трапезные столы и стулья из тикового дерева для главной столовой Черчилль-колледжа в Кембридже по проекту Ричарда Шеппарда, Робсона и партнеров. Его самым большим и амбициозным заказом было создание сидений для Центра искусств Барбакана , спроектированное Чемберлином, Пауэллом и Боном и завершенное в 1981 году. Этот масштабный проект, которым он занимался на протяжении 1970-х годов, включал в себя зрительские залы для театра, концертный зал и три кинотеатра. , а также столы и стулья для кафе, а также длинные извивающиеся диваны для холлов. [13]
Консультирование по дизайну для John Lewis Partnership и BOAC (1940-1970-е годы)
[ редактировать ]
Хотя Робин и Люсьен Дэй делили студию, в основном они работали в своих сферах, за исключением двух случаев, когда они сотрудничали в качестве совместных консультантов по дизайну с John Lewis Partnership и BOAC . Для последнего они разработали интерьеры для парка самолетов Super VC10 в 1960-х годах. [14] Позже Робин разработал прототип подноса для напитков и столовой посуды для Concorde, но он так и не был произведен.
Участие The Days в Партнерстве Джона Льюиса было значительным и продолжительным, поскольку они работали совместными консультантами по дизайну в течение 25 лет, с 1962 по 1987 год. [15] Одним из их главных достижений в JLP была помощь в разработке комплексного нового стиля дома, охватывающего все: от вывесок в магазинах и упаковки продуктов до канцелярских товаров компании и окраски для фургонов. Робин также спроектировал интерьеры нескольких супермаркетов Waitrose и универмагов John Lewis, в частности Milton Keynes в 1979 году.
Более поздние дизайны, награды и переиздания (1980-2000-е годы)
[ редактировать ]
Общественные сиденья были одной из специализаций Робина Дэя с 1956 года, когда его попросили спроектировать мощную скамейку для British Rail. Три с половиной десятилетия спустя его пригласили разработать ряд сидений для станций лондонского метро. Его сверхпрочная скамья Toro из перфорированной стали (1990 г.) до сих пор широко используется, наряду с деревянным вариантом под названием Woodro (1991 г.). [16] Эти привлекательные, удобные и износостойкие скамейки — одни из самых известных и распространенных его работ.
В конце 1990-х работу Робина Дэя поддерживал Том Диксон , бывший креативный директор Habitat. Помимо продажи полипропиленового стула, Habitat переиздала новые версии двух более ранних моделей Дэя: Forum Settee (1964) в 1999 году и стула 675 (1952) в 2000 году. Эти переиздания вызвали более широкий интерес к послевоенным разработкам Дэя и побудили комиссионные от нескольких других фирм, включая SCP, двадцать один и итальянскую компанию Magis. [17] После смерти Робина Дэй в 2010 году ответственность за лицензирование его проектов взял на себя Фонд Робина и Люсьен Дэй, основанный Полой Дэй в 2012 году. [18]
Робин Дэй получил множество наград за свою долгую карьеру. В 1959 году он был назначен Королевским промышленным дизайнером, а в 1983 году — Орденом Британской империи. [19] В прошлом он был лауреатом высшей награды Королевского общества дизайнеров — медали Минервы, присуждаемой за жизненные достижения в области дизайна.
В тесном сотрудничестве с Фондом Робина и Люсьен Дэй компания Case Furniture пересмотрела оригинальный дизайн стула 675 и добросовестно восстановила в стуле 2014 года элементы и детали оригинала 1952 года. [20]
Философия дизайна
[ редактировать ]Ранние проекты Робина Дэя отражали оптимистическое и дальновидное настроение послевоенной эпохи. «Для многих из нас тогда дизайн был больше, чем просто профессия – мы были преданы своему делу, конкурентоспособны и полны евангельского рвения», – вспоминал он позже. [21] «За долгие годы моей работы меня всегда интересовал социальный контекст дизайна и создание вещей хорошего качества, которые может себе позволить большинство людей», — заметил он в 1999 году. «Моей миссией всегда было массовое производство. недорогие сиденья, потому что я действительно считаю, что ясность и то, что мы называем «хорошим дизайном», — это социальная сила, которая может улучшить среду обитания людей. [6] Демократические идеалы и социальные цели Дэя были подтверждены Фионой Маккарти: «Его великая цель заключалась в том, чтобы сделать хороший дизайн доступным во всем мире по ценам, доступным для обычных людей... Он был чрезвычайно впечатлен размахом дизайна в Скандинавии. Частью его новой философии было то, что дизайнер должен влиять на все детали повседневной жизни, и он работал в области графики, выставок и интерьеров, а также разрабатывал продукты». [21]
Изобретательное использование Дэем новых технологий, экономное использование материалов и экономичный подход к строительству проистекали из жесткой экономии военных лет, когда материалов и рабочей силы не хватало. «Металл для прочности и легкости, резина для комфорта и эффективности, дерево для прикосновения и внешнего вида», — так он резюмировал свои предпочтения в 1959 году. [22] Эти привычки глубоко укоренились в его дизайнерской душе, и даже в более богатые времена его подход к дизайну всегда был находчивым и практичным. «Всю свою жизнь он любил работать руками», — отметил Лесли Джексон. «Его мастерская стала важным дополнением к его дизайн-студии, поскольку именно здесь он доводил до совершенства модели своей мебели. Он внимательно относился к каждой технической и эргономической детали, его подход к дизайну всегда был очень прямым и практическим». [1]
Дэй был глубоко моральным и принципиальным дизайнером, избегавшим роскоши и роскоши. Его целью было решать практические проблемы самым строгим, эффективным и экономичным способом. «Хороший проект должен хорошо выполнять свою задачу, быть прочно построенным и отражать в своем дизайне эту цель и конструкцию», — просто заявил он в «Идеальном доме» в июне 1962 года. С самого начала своей карьеры он инстинктивно был против идея эгоизма в дизайне и новизны ради новизны: «Похоже, что создание новой мебели иногда почти полностью становилось средством самовыражения дизайнера или сезонной быстрой сменой маркетинговых требований производителей», - размышлял он в 1953 году. «Никто не стал бы утверждать, что материальные, технические потребности и функциональность были единственными диктатами формы, но очевидно, что в некоторых из лучших мебели нашего времени технология, с одной стороны, и превосходное мастерство, с другой. , сыграли важную роль. Я думаю, что общее признание современной мебели во многом зависит от искренности дизайна». [23]
Он продолжал придерживаться этих принципов на протяжении всей своей жизни: «Производить вещи, которые являются просто новыми, а не лучшими, — это настоящее зло», — заявил он в 1999 году. «Вещи следует производить, потому что они лучше и с учетом ограниченных ресурсов планеты. , поэтому они должны быть многоразовыми и долговечными. Люди часто думают, что простая новизна — это инновация, но это не так». [6]
Ресурсы
[ редактировать ]Выставки и книги
[ редактировать ]Послевоенные достижения Робина и Люсьен Дэй в области дизайна снова оказались в центре внимания в 1991 году на крупной международной выставке под названием «Новый взгляд: дизайн пятидесятых» в Художественной галерее Манчестер Сити. [21] Десять лет спустя их карьера была подробно рассмотрена на обширной ретроспективной выставке под названием «Робин и Люсьен Дэй: пионеры современного дизайна» в Барбикан-центре в Лондоне в 2001 году. Куратором обеих выставок выступил историк дизайна Лесли Джексон, которая также написала сопроводительные книги. . [24] Мебель Робина Дэя также была описана в книге Лесли Джексон «Современная британская мебель: дизайн с 1945 года», опубликованной V&A в 2013 году. [25] Эти книги, основанные на обширных архивных исследованиях и интервью с дизайнерами, служат основным источником информации о карьере Робина и Люсьен Дэй.
Выставка текстиля Люсьен Дэй и мебели Робин Дэй «Робин и Люсьен Дэй: дизайн и современный интерьер» проходила с 26 марта по 26 июня 2011 года в галерее Pallant House в Чичестере. [26] Работы The Days также были представлены на большой выставке в Музее Виктории и Альберта в 2012 году под названием «Британский дизайн с 1948 года: инновации в современную эпоху».
В 2015 году Фонд Робина и Люсьен Дэй отпраздновал столетний юбилей Робина Дэй выставкой Robin Day Works in Wood, которая была показана в Музее Виктории и Альберта в рамках Лондонского фестиваля дизайна . [27]
Фильм
[ редактировать ]Документальный фильм «Современные дни: замыслы Робина и Люсьен Дэй», снятый Мюрреем Григором для Design Onscreen, был закончен незадолго до смерти Робина Дэй в 2010 году. [28] Премьера фильма состоялась в Королевском обществе искусств в присутствии Робина Дэя в зале, оборудованном дизайнерскими креслами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Джексон, Лесли (19 ноября 2010 г.). «Робин Дэй: дизайнер, наиболее известный благодаря своему штабелируемому стулу из полипропилена» . Некролог. Независимый . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Народное кресло» . Хранитель . 13 марта 1999 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Образовательные продукты Хилле» . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Ярмарки, Маркус (13 января 2009 г.). «Марки с классическим британским дизайном от Royal Mail» . Дезин . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Историческая Англия . «Подробная информация из базы данных памятников архитектуры (1271209)» . Список национального наследия Англии . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Фонд Робина и Люсьен Дэй — жизнь и замыслы» . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Веб-сайт Фонда Робина и Люсьен Дэй
- ^ Джексон, Лесли (2014). «День, Рональд Генри [Робин]». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/102664 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «День Робина» . Корпусная мебель . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти, Фиона (17 ноября 2010 г.). «Некролог Робина Дэя» . Хранитель . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Архив искусства и дизайна» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Робин Дэй, «Дэй Робина», Everyday Art Quarterly , Центр искусств Уокера, Миннеаполис, № 28, 1953
- ^ Джексон, Лесли (2001). Робин и Люсьен Дэй: пионеры современного дизайна . Лондон: Митчелл Бизли. ISBN 9781845336349 .
Джексон, Лесли (2011). Робин и Люсьен Дэй: Пионеры современного дизайна (Переизданная ред.). Лондон: Осьминог. ISBN 9781845336349 . - ^ Джексон, Лесли (2013). Современная британская мебель: дизайн с 1945 года . Лондон: Издательство V&A. ISBN 9781851777594 .
- ^ «Робин и Люсьен Дэй: дизайн и современный интерьер» . Галерея Дома Паллант. Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Гашиш, Амира (14 сентября 2015 г.). «Следуйте по следам Робина Дэя на Лондонском фестивале дизайна» . Вечерний стандарт .
- ^ «Современные дни: дизайн Люсьен и Робина Дэй :: Дизайн на экране» . Проверено 1 мая 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 192. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]