Второе правительство Шобера
Второе правительство Шобера | |
---|---|
Правительство Австрии | |
Дата формирования | 27 января 1922 г. |
Дата расторжения | 31 мая 1922 г. |
Люди и организации | |
Глава правительства | Йоханнес Шобер |
Заместитель главы правительства | Уолтер Брейски |
Количество министров | 7 |
Стороны-члены | |
История | |
Выборы | 1920 |
Предшественник | Брейский |
Преемник | Зейпель I |
Второе правительство Шобера ( нем . Regierung Schober II ) было недолговечным коалиционным правительством под председательством Йоханнеса Шобера , которое возглавляло Первую Австрийскую республику с 27 января 1922 года по 31 мая 1922 года. Правительство поддерживалось теми же правыми. Центристский союз Христианско-социальной партии и Великогерманской народной партии , который лег в основу первого правительства Шобера . С точки зрения личностей оно было практически идентично правительству Брейского , которое сменило первый кабинет Шобера на один день после того, как альянс временно распался, поскольку Народная партия разочаровалась в Шобере из-за его внешней политики. Шобер так и не восстановил полностью доверие Народной партии и всего четыре месяца спустя был свергнут во второй раз.
Фон
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]В последние десятилетия существования Австро-Венгерской империи региона, который позже стал Австрийской Республикой, зависел от чешской промышленности, а также от чешского и венгерского уровень жизни сельского хозяйства. Австрия 1921 года была структурно слабой и была вынуждена импортировать большое количество продуктов питания и угля из Чехословакии . Плохая налоговая база и жестокий торговый дисбаланс побудили австрийское правительство печатать слишком много денег. К 1921 году страна исчерпала свои резервы, и инфляция галопировала. Австрия полагалась на иностранные кредиты, чтобы продолжать закупать чехословацкие продукты питания и уголь и в целом просто продолжать работать; для реформирования своей валюты и фактической реструктуризации потребуется еще больше иностранных кредитов, значительно более крупных. Список потенциальных кредиторов был коротким и состоял в основном из союзников по Первой мировой войне и самой Чехословакии. Однако ни одна из этих стран не дала бы взаймы Австрии необходимые суммы, пока существовали опасения, что Австрия может попытаться присоединиться к Германскому рейху или восстановить Габсбурги пришли к власти вопреки Сен-Жерменскому договору . [ 1 ]
В конце 1921 года первое правительство Шобера заключило Ланский договор, соглашение с Чехословакией, в котором Австрия обещала соблюдать Сен-Жерменский договор, воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Чехословакии и сохранять нейтралитет в случае нападения. по Чехословакии третьей стороной. Чехословакия дала в ответ аналогичные обещания. Чехословакия также пообещала замолвить слово за Австрию в Лондоне и Париже и фактически взяла на себя обязательство предоставить щедрый кредит. Наконец-то, казалось, появился свет в конце туннеля. [ 2 ]
Политический климат
[ редактировать ]Христианско -социальная партия получила большинство, но не большинство мест в Национальном совете . Большая коалиция христианских социалистов и социал-демократов уже была опробована и потерпела неудачу; Неспособные примирить свои фундаментально разные взгляды на будущее страны, лидеры христианских социал-демократов и социал-демократов мало что добились, кроме взаимного тупика. Провал большой коалиции оставил Великогерманскую народную партию единственным возможным партнером по коалиции. [ 3 ]
была Немецко-Австрийская республика провозглашена с пониманием того, что она в конечном итоге присоединится к Германскому рейху, и это видение разделяло в то время явное большинство ее населения. Договоры Версаля и Сен-Жермена запрещали союз двух стран, но объединение оставалось популярным. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В частности, присоединение Австрии к Рейху было одним из двух определяющих пунктов платформы Великогерманской народной партии . В Ланском договоре Австрия подтвердила свою приверженность независимости. Австрия также подтвердила свой отказ от всех своих претензий к судетским немцам , немецкоязычным бывшим подданным Габсбургов, живущим на территории бывшей Богемии , что является еще одним оскорблением пангерманских чувств Народной партии. [ 7 ] [ 8 ] Тот же договор, который выглядел так, как будто мог перевернуть австрийскую экономику, таким образом, также побудил Народную партию отказаться от поддержки Шобера, решение, которое в конечном итоге свергло первое правительство Шобера и привело к приходу к власти правительства Брейского 26 января 1922 года. .
Личности
[ редактировать ]Христианско-социальная партия, будучи партией большинства, коалицию, включающую христианских социалистов, обычно возглавлял бы Игнац Зайпель , их национальный председатель. Однако в 1921 году Зайпель отказался занять пост канцлера из-за трудных решений и общих трудностей, которые, как он знал, еще предстояли; он хотел, чтобы кто-то другой сделал грязную работу. [ 9 ] [ 10 ] Именно отказ Зайпеля впервые сделал Шобера канцлером в июне 1921 года. [ 11 ] [ 12 ] Шобер, профессиональный государственный служащий и долгое время возглавлявший венскую полицию, пользовался широким признанием и уважением среди партийных разногласий за свою компетентность и эффективность. Он также пользовался репутацией человека честного человека, что является важным моментом в стране, больной коррупцией и кумовством. [ 13 ] Шобер, как было известно, был близок к пангерманскому делу, но все же считался беспартийным. [ 14 ] [ 11 ] Он заслужил доверие социал-демократов во время перехода от монархии к республике в 1918 году. [ 15 ] доверие политических правых благодаря его энергичному и активному подавлению запланированного коммунистического восстания в 1919 году. [ 16 ] [ 17 ]
Через несколько часов после отставки Шобера 26 января 1922 года представители христианской социальной партии, а также, возможно, политики других партий, начали лоббировать возвращение Шобера за кулисы; широко распространено мнение, что альтернативы просто нет. Шобер дал себя уговорить и уже на следующий день стал канцлером во второй раз. [ 18 ] [ 19 ]
Состав
[ редактировать ]Второе правительство Шобера состояло из канцлера , вице-канцлера и девяти министров. Он имел те же особенности, что и оригинальный кабинет Шобера . Два бюрократа, возглавлявшие соответственно Министерство иностранных дел и Министерство питания населения, на самом деле не были министрами, а просто «отвечали за дела» (« mit der Leitung betraut »), что делало их исполняющими обязанности министров для целей кабинета министров. встречи. Министерство внутренних дел и Министерство образования, исторически независимые, но объединившиеся со времени второго правительства Реннера , еще не были разделены снова, но помимо фактического министра существовал государственный секретарь ( Staatssekretär ), отвечающий за вопросы образования ( betraut mit der Leitung der Angelegenheiten des Unterrichts und Kultus ). [ 20 ]
Первоначальное правительство Шобера, созданное в июне 1921 года, представляло собой «кабинет государственных служащих» (« Beamtenkabinett ») и включало только трех членов, официально принадлежавших к партии: Вальтера Брейского и Карла Вогоэна в качестве представителей христианских социалистов , Леопольда Вабера в качестве единственного представителя. из Великогерманской народной партии . Вогоэн был заменен независимым в октябре 1921 года; Вабер покинул кабинет министров, когда Народная партия отказалась от поддержки Шобера, и не вернулся теперь, когда Народная партия неохотно возобновляла поддержку. [ 21 ] Таким образом, во второе правительство Шобера входило ровно одно христианско-социальное правительство и вообще не было ни одного великогерманского государства. [ 22 ]
Отделение | Офис | Должностное лицо | Вечеринка |
---|---|---|---|
Канцелярия | Канцлер | Йоханнес Шобер | никто |
вице-канцлер | Уолтер Брейски | CS | |
Министерство образования и внутренних дел | Исполняющий обязанности министра | Йоханнес Шобер | никто |
Ответственный за образование | Уолтер Брейски | CS | |
Министерство юстиции | Министр | Рудольф Палтауф | никто |
Министерство финансов | Министр | Альфред Гуртлер | никто |
Министерство сельского и лесного хозяйства | Министр | Леопольд Хеннет | никто |
Министерство торговли, промышленности и строительства | Министр | Альфред Грюнбергер | никто |
Министерство социальных дел | Министр | Франц Пауэр | никто |
Министерство иностранных дел | Исполняющий обязанности министра | Леопольд Хеннет | никто |
Министерство армии | Министр | Йозеф Вахтер | никто |
Министерство питания населения | Исполняющий обязанности министра | Альфред Грюнбергер | никто |
Министерство транспорта | Министр | Уолтер Родлер | никто |
Министр финансов подал в отставку 10 мая; Шобер сменил его:
Отделение | Офис | Должностное лицо | Вечеринка |
---|---|---|---|
Министерство финансов | Исполняющий обязанности министра | Йоханнес Шобер | никто |
Активность
[ редактировать ]Основными опасениями Шобера по-прежнему оставались тяжелое финансовое положение Австрии в целом и ее неплатежеспособность в частности. [ 23 ]
Ланский договор стал важным первым шагом в создании доброй воли к борющейся стране на мировой арене, но существовала и вторая проблема. Статья 197 Сен-Жерменского договора предусматривала, что «с учетом таких исключений, которые может сделать Репарационная комиссия, первым расходом на все активы и доходы Австрии должны быть расходы на репарации и все другие расходы, возникающие в соответствии с настоящий Договор». Это так называемое общее залоговое удержание (« Generalpfandrecht ») означало, что союзники могли конфисковать любые доходы, полученные Австрией из любых источников, или любую собственность, принадлежавшую Австрии, в любое время и без особого уведомления. Фактически статью можно было бы истолковать как подразумевающую, что даже частная собственность, принадлежащая австрийским гражданам, подлежит конфискации. [ 24 ] Другими словами, Австрия не смогла получить никаких кредитов, потому что не могла предложить никакого залога. [ 25 ] [ 26 ] Австрийская экономика не восстановится до тех пор, пока союзников не удастся убедить предоставить «исключения» из общего залога в соответствии с правом сделать это, которое они зарезервировали за собой в статье 197. К 1922 году австрийские политические классы были в хорошем состоянии. осознавая этот факт. [ 27 ] [ 28 ]
К счастью для Шобера, союзники находились в процессе созыва Генуэзской конференции , конгресса примерно тридцати стран, призванного разработать и формализовать всеобъемлющий план экономической реконструкции Европы, который должен был открыться 10 апреля 1922 года. Конференция должна была стать интеграцией Советского Союза , все еще изолированного и рассматриваемого международным сообществом как изгоя в начале 1922 года, в международный экономический порядок. [ 23 ] Западные державы потребовали, чтобы Советский Союз взял на себя тяжелые долги Российской империи , которую он заменил. Когда Советы возразили, что они не могут позволить себе взять на себя царский долг, западные державы предложили Советам получить необходимые деньги из Германии в виде репараций. Когда Советский Союз и Германия вместо этого отказались от всех претензий друг к другу по Рапалльскому договору , конференция закончилась провалом. [ 29 ] Однако к моменту закрытия конференции Шобер и его министр финансов Альфред Гюртлер уже добились значительных уступок. Генеральное залоговое удержание собиралось приостановить. Франция , Великобритания и Италия предоставят значительные кредиты. [ 8 ] [ 30 ]
Замена
[ редактировать ]Несмотря на неохотную поддержку в Национальном совете, Великогерманская народная партия так и не простила Шоберу Ланский договор. Когда Зайпель решил, что пришло время ему вступить во владение, великие немцы с радостью согласились помочь ему сесть в седло. Пока Шобер отсутствовал из страны для участия в Генуэзской конференции, обе партии нашли предлог, чтобы отказаться от доверия канцлеру - очевидно, Шобер формально превысил свои полномочия в связи с каким-то незначительным финансовым вопросом. Шобер узнал, что его снова смещают, и на этот раз навсегда, во время обратного пути с конгресса. [ 8 ] [ 31 ]
Шобер официально подал в отставку 24 мая; он согласился оставаться на посту временного министра до тех пор, пока первое правительство Зайпеля . 31 мая не будет приведено к присяге [ 20 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Портиш 1989 , стр. 284, 297–299.
- ^ Портиш 1989 , стр. 298–302.
- ^ Портиш 1989 , стр. 280–283, 293.
- ^ Орд 1980 , стр. 35–36.
- ^ Пелинка 1998 , с. 11.
- ^ Портиш 1989 , стр. 310–311.
- ^ Портиш 1989 , стр. 302–304, 310–311.
- ^ Jump up to: а б с Вандрушка 1983 , с. 66.
- ^ Клемперер 1983 , с. 102.
- ^ Вейр 2005 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Портиш 1989 , с. 293.
- ^ Вандрушка 1983 , с. 65.
- ^ Вандрушка 1983 , стр. 65–66.
- ^ Приказ 1980 г. , с. 41.
- ^ Вандрушка 1983 , стр. 64–65.
- ^ Гелер 2007 , с. 348.
- ^ Эндерле-Бурсель 1994 , стр. 423–424.
- ^ Портиш 1989 , стр. 304–305.
- ^ Вайсенштайнер 1983 , стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Шобер II .
- ^ Шобер И.
- ^ Портиш 1989 , стр. 304–306.
- ^ Jump up to: а б Портиш 1989 , с. 306.
- ^ Раушер 2017 , с. 120.
- ^ Gschließer 1960 , стр. 10–11.
- ^ Дети 1923 , с. 387.
- ^ Банслебен 1988 , с. 7.
- ^ Раушер 2017 , стр. 120–121.
- ^ Портиш 1989 , стр. 307–308.
- ^ Портиш 1989 , стр. 306–307.
- ^ Портиш 1989 , с. 307.
Ссылки
[ редактировать ]- Банслебен, Манфред (1988). Проблема австрийских репараций на Парижской мирной конференции . Бёлау. ISBN 978-3-205-05127-5 .
- Эндерле-Бурсель, Гертруда (1994). Австрийский биографический лексикон 1815–1950 гг . Том 10. Вена: Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-700-12186-2 .
- Гелер, Майкл (2007). Новая немецкая биография . Том 23. Берлин: Данкер и Хамблот. ISBN 978-3-428-11204-3 .
- Гшлёссер, Освальд (1960). «Катастрофа Сен-Жермена». Дунайский регион . Специальный выпуск 1: 2–13.
- Каннер, Генрих (1923). «Новости по вопросу о виновности». Смотровая площадка мира . 23 (10/11). Berliner Wissenschafts-Verlag: 384–388.
- Клемперер, Клеменс (1983). «Игнац Зейпель». В Вайсенштайнер, Фридрих; Вайнцирль, Эрика (ред.). Австрийские канцлеры . Вена: Австрийское федеральное издательство. ISBN 978-3-215-04669-8 .
- Орд, Энн (1980). «Истоки дела Германо-австрийского Таможенного союза 1931 года». Центральноевропейская история . 13 (1): 34–59. дои : 10.1017/S0008938900008992 . JSTOR 4545885 .
- Пелинка, Петр (1998). Из тени прошлого . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 978-0-8133-2918-5 .
- Портиш, Хьюго (1989). Австрия I: Том 1: Недооцененная республика . Вена: Кремайр и Шериау. ISBN 978-3-453-07945-8 .
- Раушер, Вальтер (2017). Отчаянная республика: Австрия 1918-1922 гг . Кремайр и Шериау. ISBN 978-3-218-01092-4 .
- «Шобер I» . Австрийский парламент . Проверено 16 сентября 2018 г.
- «Шобер II» . Австрийский парламент . Проверено 16 сентября 2018 г.
- Вандрушка, Адам (1983). «Йоханнес Шобер». В Вайсенштайнер, Фридрих; Вайнцирль, Эрика (ред.). Австрийские канцлеры . Вена: Австрийское федеральное издательство. ISBN 978-3-215-04669-8 .
- Вайссенштайнер, Фридрих (1983). «Вальтер Брейски». В Вайсенштайнер, Фридрих; Вайнцирль, Эрика (ред.). Австрийские канцлеры . Вена: Австрийское федеральное издательство. ISBN 978-3-215-04669-8 .
- Вейр, Томас (2005). Оправа Жемчужины. Вена при Гитлере . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514679-0 .