Роды в Китае
На роды в Китае влияют традиционная китайская медицина, государственный контроль репродуктивного здоровья и родов, а также внедрение современных биомедицинских практик. По оценкам, в материковом Китае ежегодно рождается 16 миллионов человек. [ 1 ] По состоянию на 2022 год [update] Китая Государственные СМИ в стране сообщили, что общий коэффициент рождаемости составляет 1,09. [ 2 ] В 2023 году родилось 7,88 миллиона человек. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Структура китайской семьи
[ редактировать ]Традиционные китайские браки заключались родителями жениха и невесты для создания семейных союзов, часто с помощью свахи . Жены жили в семьях своих мужей и подчинялись традиционным конфуцианским убеждениям об уважении к старшим. Основная роль женщины заключалась в том, чтобы произвести на свет сыновей для своего мужа, чтобы сохранить отцовскую родословную. Закон о браке 1950 года пересмотрел многие традиционные обычаи, запретив сожительство и предоставив женщинам прерогативу выбора супруга. [ 4 ] В 1981 году Новый Закон о браке продолжил эту тенденцию, полностью запретив браки по расчету и приданое и предоставив женщинам возможность развестись. [ 4 ]
За последние 40 лет изменение демографии, мобильности населения и политики планирования семьи изменило традиционные китайские семейные структуры. [ 5 ] В 2016 году средний возраст вступления в первый брак составил 24,8 лет для женщин и 26,9 лет для мужчин. [ 6 ] Количество нуклеарных семей сокращается, в то время как количество домохозяйств, состоящих из одного человека, а в сельской местности - линейных семейных структур увеличивается. [ 5 ] Социальный дискурс ХХ века первоначально призывал «разрушить семейную ячейку», чтобы обеспечить гендерное равенство. [ 7 ] На смену этой риторике пришли призывы к женщинам вернуться домой, чтобы снизить нагрузку на рынок труда и поощрить активное материнство. [ 7 ] Эти идеи постепенно отвергаются в пользу акцента на женском выборе как в семейной жизни, так и на работе, а также распространяются на более широкую социальную активность. [ 7 ] Однако женщины по-прежнему менее активны в социальной жизни, чем мужчины, а социальная активность женщин диктуется семейным положением и статусом в браке, тогда как активность мужчин определяется уровнем образования и статусом работы. [ 7 ] В 2018 году женщины тратили в среднем 15,35% своего времени на неоплачиваемый труд по дому и уходу по сравнению с 5,9% у мужчин. [ 6 ] В 2019 году в рабочей силе участвовали 69% женщин в возрасте 15–64 лет по сравнению с 83% мужчин, а женщины составляли 43,6% рабочей силы. [ 6 ] Женщины получают 128 дней оплачиваемого отпуска по беременности и родам, утвержденного правительством. [ 6 ]
Традиционные верования и практики
[ редактировать ]Традиционная китайская медицина (ТКМ) возникла в 2000 году до нашей эры и уходит корнями в философию даосизма. ТКМ концептуализирует человеческое тело как хаотическую сущность, требующую баланса и контроля. [ 8 ] Под этим балансом понимается равновесие, или ци, между двумя противоположными силами: Инь и Ян . [ 9 ] Инь — отрицательная сила, олицетворяющая женственность, тьму, холодность и неполноценность, тогда как Ян — положительная сила, олицетворяющая мужественность, свет, тепло и превосходство. [ 10 ] ТКМ подчеркивает важность диеты и поведения для поддержания баланса и предотвращения эмоциональных и физических проблем. Многие традиционные обычаи и ограничения до сих пор широко практикуются во время беременности и в послеродовом периоде.
В раннем Китае, во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.), существовали процессы в области медицинского ухода за беременными. Поскольку поддержание баланса между Инь и Ян высоко ценилось, женщины должны были осознавать, что они вкладывают в свое тело. [ 11 ] Однако не только женщины могли принимать естественные пренатальные методы лечения. Мужчины могли принимать порошок семи семян , а женщины — таблетки флюорита и спаржи в сочетании с отваром для промывания матки. [ 12 ] Все ингредиенты этих процедур имеют естественное происхождение и предназначены для восстановления баланса в организме, а также для содействия оплодотворению.
Традиционные китайские акушерки-мирянки, называемые цзиешенпо , были доминирующими акушерками на протяжении всей династической китайской истории. [ 13 ] Цзешенпо подвергался критике со времен династии Сун-Мин как неквалифицированный и опасный, поскольку женские профессии нарушали традиционные гендерные роли. [ 13 ] Врачи-мужчины, начиная с династии Мин, подчеркивали подход к родам без вмешательства, рассматривая их как процесс, который должен диктоваться рожающей женщиной. [ 13 ] Мирянки-акушерки оставались популярными до принятия западной биомедицины в середине 20 века. [ 13 ]
Мандат современности
[ редактировать ]Начиная с XVIII века, научное, экономическое и колониальное развитие Европы в эпоху Просвещения поставило под угрозу давние китайские представления о превосходстве. [ 8 ] Конец 19-го и начало 20-го века были омрачены политическими и экономическими неудачами, начиная с поражений Великобритании в Опиумных войнах. [ 14 ] Повсеместная нищета, голод и коррупция вызвали серию восстаний, кульминацией которых стал крах древнего имперского правительства в 1911 году. [ 14 ] Революционеры-республиканцы в начале 20 века призывали к модернизации, чтобы сохранить будущее Китая. В 1949 году Мао Цзэдун основал Китайскую Народную Республику и начал укреплять свою власть посредством тоталитарного контроля. [ 14 ] Он попытался перестроить и модернизировать промышленность и экономику Китая в рамках « Большого скачка вперед» ; однако национальные беспорядки, нестабильность и экономические неудачи привели к повсеместному голоду. [ 14 ] Мао предпринял попытку быстрых социальных перемен и полного отказа от традиционных идей и ценностей во время Культурной революции с 1966 по 1976 год. [ 14 ] Мао отверг традиционное и западное влияние, создав социальный хаос и неопределенность, что в конечном итоге привело к концу политического движения. Однако Культурная революция создала глубокий разрыв между поколениями и национальную нестабильность, что усилило усилия по укреплению национального правительства и модернизации страны. [ 8 ] Государственный контроль и модернизация отражаются на современной китайской беременности и родах посредством использования биомедицинских технологий для контроля здоровья и репродукции человека. [ 8 ]
Политика планирования семьи
[ редактировать ]Во время «большого скачка» уровень смертности быстро снижался, а уровень рождаемости замедлился, затем между 1958 и 1961 годами уровень рождаемости резко упал, а смертность выросла из-за голода. [ 15 ] В годы после голода рождаемость снова быстро выросла, а затем начала неуклонно снижаться в результате государственной политики регулирования рождаемости. Относительно высокий уровень рождаемости в сочетании со снижением общей и младенческой смертности привел к демографическому буму в середине 20 века. [ 15 ] Государственный контроль над рождаемостью начался с рекомендаций по ограничению рождаемости в 1950-х годах и возродился с политикой «позже, дольше, меньше», которая поощряла женщин откладывать первую беременность, увеличивать интервалы между родами и рожать меньше детей в целом в начале 1970-х годов. . [ 8 ] Эта политика была официально оформлена в 1979 году с введением в действие Китайской политики планирования рождаемости, которую часто называют политикой одного ребенка . [ 16 ]
Эта политика носила наиболее ограничительный характер в начале 1980-х годов, когда правоприменение диктовалось на местном и региональном уровне. [ 17 ] Крайние меры включали принудительную стерилизацию и методы контроля над рождаемостью, детоубийство женского пола и селективные аборты; однако к 1990-м годам законодательство объявило их вне закона. [ 17 ] Типичные меры принуждения включали крупные штрафы за дополнительных детей, спонсируемую государством пропаганду, отмену пособий и потерю работы. [ 17 ] Семьям было предложено иметь одного ребенка посредством ежемесячных стипендий для семей с одним ребенком, более длительного оплачиваемого отпуска по беременности и родам, приоритета при подаче заявления на получение государственных услуг, таких как обучение, жилье и здравоохранение, а также дополнительных пенсий. [ 17 ] Кроме того, ресурсы планирования семьи, включая контроль над рождаемостью и аборты, были и продолжают быть широко доступными и приемлемыми в культуре. [ 17 ] Несмотря на первоначальное применение, политика постепенно смягчалась на протяжении всего ее существования, особенно в сельской местности, предлагая исключения, например, для этнических меньшинств, семей, потерявших ребенка, родителей, чей первый ребенок имеет физическую или умственную инвалидность, и семей, в которых оба родителя - всего лишь дети. [ 8 ]
В 2015 году политика одного ребенка была официально заменена безусловной политикой двух детей , чтобы снизить нагрузку на рабочую силу, связанную с поддержкой стареющего населения . [ 16 ] Однако из-за давнего давления правительства с целью снижения рождаемости и экономических препятствий для воспитания детей, в том числе отсутствия достаточного ухода за детьми, многие китайские женщины выражают желание иметь только одного ребенка, несмотря на изменения в политике. [ 16 ]
Долгосрочные последствия политики планирования семьи в Китае продолжают горячо обсуждаться. Чрезвычайный рост населения в значительной степени был остановлен, хотя некоторые объясняют это социальными и экономическими изменениями, а не политикой правительства. [ 8 ] Женщины получают выгоду от домохозяйств с одним ребенком за счет большей независимости и свободы матерей, снижения материнской смертности и легкого доступа к контролю над рождаемостью и безопасным абортам. [ 17 ] Только дети получают выгоду от более активного участия и ресурсов родителей. [ 17 ] Однако эту политику широко критикуют за ограничение репродуктивной свободы, создание гендерного дисбаланса, когда мужчин примерно в 1,2 раза больше, чем женщин, а также увеличение экономической нагрузки, вызванной старением населения при уменьшении поддержки со стороны работающих взрослых. [ 5 ]
Беременность
[ редактировать ]Дородовая медицинская помощь
[ редактировать ]В 2018 году 99,6% беременных женщин получили тот или иной дородовой уход . [ 6 ] Однако качество и объем дородовой помощи существенно различаются в зависимости от социально-экономического и географического положения. Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что в сельской местности женщины, получающие дородовую помощь, посещают в среднем 5 раз, и примерно 63% беременных женщин из сельской местности проходят дородовое обследование в течение первых 12 недель. [ 18 ] Для городских и пригородных женщин дородовой уход также диктуется социально-экономическим расслоением. В государственных больницах дородовая помощь оказывается в порядке очереди, и женщины часто путешествуют на большие расстояния, имеют длительное время ожидания и не имеют непрерывного ухода на протяжении всей беременности. [ 8 ] Больницы для женщин и младенцев предлагают немного более последовательный и персонализированный уход из-за их меньшего размера. [ 8 ]
Культурные практики
[ редактировать ]Несмотря на биомедикализацию родов, многие китаянки придерживаются традиционных ограничений и табу во время беременности. Ограничения в еде обычно связаны с поддержанием правильного уровня ци за счет предотвращения чрезмерного накопления инь , отказа от продуктов с высоким содержанием инь, таких как холодные продукты, включая арбуз и банан, и «влажно-горячие» продукты, такие как креветки и ананасы. [ 9 ] Другие пищевые табу, характерные для беременности, включают баранину, которая, как считается, увеличивает риск эпилепсии, и темные продукты, такие как шоколад и кофе, которые, как считается, затемняют цвет лица младенцев. [ 9 ] Традиционные ограничения поведения беременных женщин включают в себя отказ от ремонта, перемещение тяжелых предметов, участие в торжествах, приготовление детской кроватки, посещение похорон, поднятие рук над головой, отрезание цыпленка крыльев и ножек или использование ножниц возле кровати. [ 9 ] Оправдания для этих ограничений варьируются от физического здоровья и безопасности беременной женщины до традиционных народных верований, таких как идея о том, что использование ножниц на кровати или рядом с ней увеличивает риск развития ключичного неба. [ 9 ] Хотя исследования обнаружили связь между строгой приверженностью культурным табу и плохим физическим здоровьем, причинно-следственная связь неубедительна. [ 9 ] Исследования воспринимаемого стресса в пренатальный период показали, что соблюдение культурных норм может укрепить семейную гармонию, снизить материнский стресс, что связано с улучшением результатов. [ 9 ]
Труд и рождение
[ редактировать ]Расположение
[ редактировать ]Примерно 80% родов в Китае происходят в больницах или клиниках. [ 8 ] К ним относятся частные больницы, государственные больницы, женские детские больницы и сельские поликлиники. Современные частные больницы западного типа являются предпочтительным местом родов для богатых горожан и иностранцев. [ 8 ] Эти учреждения характеризуются роскошью и упором на научную биомедицинскую помощь. Часто в их штате работают как китайцы, так и сотрудники, прошедшие обучение за рубежом. [ 8 ] Частные больницы недоступны для большинства китайских женщин из-за их относительной нехватки и чрезвычайно высокой платы. [ 8 ] Государственные больницы многоцелевого назначения предлагают более доступный процесс родовспоможения, сохраняя при этом современные западные методы родовспоможения. [ 8 ] Многие женщины преодолевают большие расстояния ради ощущения безопасности этих учреждений, которые часто характеризуются длительными периодами ожидания, отсутствием непрерывности в дородовом уходе и родах, а также безличным опытом родов. [ 8 ] Женские детские больницы — еще один вариант родовспоможения в крупных городах и поселках по всему Китаю. [ 8 ] В этих небольших учреждениях работают жучанши , современные акушерки, которые проводят вагинальные роды, аборты и кесарево сечение. [ 8 ] Эти учреждения становятся все более популярными среди женщин, ищущих доступные биомедицинские роды, и, как и в государственных больницах, женщины часто приезжают из сельской местности, чтобы родить ребенка. [ 8 ] За исключением ультрасовременных частных больниц, больничные роды часто происходят в общих палатах, где рожениц разделяют по этапам. [ 1 ] В некоторых случаях членам семьи разрешается находиться в палатах ранних родов или послеродового восстановления, но родильная палата предназначена для медицинского персонала и рожениц. [ 1 ]
Для женщин в сельской местности, особенно в регионах проживания меньшинств, западные биомедицинские практики меньше влияют на роды и материнство. Роды обычно происходят в местных многоцелевых сельских медицинских центрах, санитарные условия, оборудование и кадровое обеспечение которых сильно различаются в зависимости от экономического положения прилегающих территорий. [ 8 ] Хотя домашние роды становятся все более редкими, а правительство пытается искоренить эту практику, они продолжают происходить, особенно среди бедных женщин, из крайне сельских районов, представителей этнических меньшинств или уклоняющихся от политики планирования семьи. [ 8 ] Исследование, проведенное в 2010 году, показало, что наиболее распространенными причинами продолжающейся практики домашних родов в сельской провинции Шаньси являются экономические трудности, низкое качество дородовой помощи, отсутствие транспорта, страх перед больницами и удобство домашних родов. [ 19 ]
Акушерки
[ редактировать ]Модернизация и профессионализация акушерства впервые возникли, когда раннее республиканское правительство стремилось решить проблемы общественного здравоохранения, но ранние национальные кризисы препятствовали крупномасштабным изменениям в практике родовспоможения на многие годы. [ 20 ] К 1930-м годам западное влияние привело к созданию акушерских школ, и новых официально обученных акушерок стали называть чжучанши, чтобы отличать их от народных обученных джиешэнпо . [ 20 ] В раннем коммунистическом Китае при Мао практика родовспоможения была стандартизирована, а обученные акушерки взяли на себя большую роль в родах. В эпоху после Мао разрыв между акушерками и врачами снова начал расти. [ 20 ]
Децентрализация здравоохранения устранила стандартную подготовку для современных джиешэнпо: некоторые прошли обучение по специализированным акушерским программам, а другие прошли обучение на медсестер и приобрели акушерский опыт на протяжении всей своей карьеры. [ 8 ] Что касается родов в больнице, врачи теперь считаются желанными поставщиками медицинских услуг для родовспоможения. [ 8 ] Тенденция к прибыльным вмешательствам еще больше усилила роль врачей в родах, причем жучанши часто выступали в качестве ассистентов акушеров или содействовали неосложненным вагинальным родам. [ 20 ] Однако акушерки практикуют с большей автономией и возможностями в сельских клиниках и небольших женско-родовых больницах, где количество врачей ограничено. [ 8 ] В сельских районах, где наблюдается рост числа родов на дому, цзиешенпо продолжают предлагать комплексный уход во время схваток и родов. [ 8 ]
Вмешательства
[ редактировать ]С 1991 по 2018 год коэффициент материнской смертности в Китае резко снизился с 80 до 18,3 смертей на 100 000 живорождений. [ 21 ] Из-за политических призывов к модернизации и внедрению западных биомедицинских технологий медицинские вмешательства во время родов являются обычным явлением, если они проводятся в частных, женских или государственных больницах. [ 13 ]
Частные больницы часто располагают достаточными ресурсами для предоставления роженицам отдельных палат, эффективного обезболивания и проведения родов под наблюдением акушера. В государственных больницах естественные роды в общих родильных палатах связаны с чрезвычайно высоким уровнем применения препаратов, вызывающих роды, и эпизиотомий. В некоторых больницах для женщин и младенцев используются методы уменьшения боли, в том числе эпидуральная анестезия и ЧЭНС, но они остаются редкостью. [ 8 ] Врачи часто рекомендуют кесарево сечение для увеличения скорости родов и увеличения прибыли. В городских государственных больницах частота кесарева сечения может достигать 70-90%. [ 8 ] В женских родильных домах кесарево сечение встречается немного реже и составляет 40-90%. [ 8 ] Помимо давления правительства на модернизацию родовспоможения и желания больниц максимизировать эффективность и рентабельность родов, высокие показатели кесарева сечения также обусловлены желанием матерей устранить боль и неопределенность при вагинальных родах. [ 8 ] Кесарево сечение стало символом социально-экономического статуса для женщин, которые могут позволить себе избежать боли, связанной с родами. [ 8 ] Несмотря на усилия по минимизации ненужных кесаревых сечений на местном и национальном уровнях, частота кесаревых сечений увеличилась с 28,8% в 2008 году до 36,7% в 2018 году. В то время как количество кесаревых сечений снизилось в мегаполисах, частота кесарева сечения растет как в городах, так и в сельской местности. [ 22 ]
Послеродовой
[ редактировать ]Делаем месяц
[ редактировать ]Несмотря на модернизацию и устранение традиционной китайской медицины во многих аспектах деторождения, многие китаянки в послеродовом периоде продолжают практиковать цзоюэцзы , или « ведение месяца ». Проведение месяца — это традиционный послеродовой обычай, восходящий к династии Сун , который передавался из поколения в поколение. [ 10 ] Проведение месяца основано на философии традиционной китайской медицины Инь и Ян. [ 10 ] Послеродовой период традиционно рассматривается как время хаоса в организме женщины, когда у нее избыток энергии Инь, который необходимо восстанавливать, избегая источников Инь и ища источники Ян. На практике цзоюэцзы — это месячный период уединения и восстановления, включающий присутствие свекрови или другой женщины, осуществляющей уход, чтобы помочь в восстановлении, избегание холодной пищи и окружающей среды, насыщенной Инь, упор на теплую воду и употребление баланс горячих и холодных блюд. [ 23 ] Цзоююэзи . часто рассматривают как необходимую и обязательную практику после родов, но материнский опыт сильно различается [ 10 ] Некоторые женщины сообщают, что ценят возможность отдыха и восстановления, повышают уверенность в своих способностях по уходу за детьми и чувствуют связь между поколениями, в то время как другие сообщают о неудовлетворенности обязательством соблюдать табу, конфликтами со свекровью или отсутствием поддержки со стороны семьи во время беременности. «делаю месяц». [ 10 ] В ответ на изменения в семейной структуре и медикализации родов все большее число женщин полагаются на домашних медицинских работников, называемых медсестрами юэцзы , для поддержки во время цзоюэцзы, а центры цзоюэцзы становятся все более распространенными как в Китае, так и за рубежом в районах с большим количеством людей. китайских иммигрантов. [ 24 ]
Послеродовая депрессия
[ редактировать ]Послеродовая депрессия возникает примерно у 30% китайских женщин через 1–3 года после родов. [ 25 ] Исследование 2008 года показало, что послеродовая депрессия (ППД) в два раза чаще встречается у женщин, которые практиковали цзоюэзи, несмотря на то, что считали эту практику бесполезной, а также у женщин, о которых заботится их свекровь. [ 26 ] Другие факторы риска включали отсутствие поддержки партнера, трудную беременность, плохое здоровье ребенка, депрессию в анамнезе и тревожный стиль привязанности. [ 25 ] [ 26 ] Защитные факторы против PPD включают классы рождения и социально-экономический статус. Несмотря на распространенность ПРЛ, очень немногие женщины обращаются за профессиональной эмоциональной поддержкой в послеродовом периоде. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сюй, Тао; Юэ, Цин; Ван, Ян; Мюррей, Джон; Собел, Ховард (3 октября 2018 г.). «Практика родовспоможения и раннего ухода за новорожденными в 4 провинциях Китая: сравнение с рекомендациями ВОЗ» . Глобальное здравоохранение: наука и практика . 6 (3): 565–573. doi : 10.9745/GHSP-D-18-00017 . ISSN 2169-575X . ПМК 6172112 . ПМИД 30287532 .
- ^ «Уровень рождаемости в Китае упадет до рекордно низкого уровня 1,09 в 2022 году – государственные СМИ» . Рейтер . 15 августа 2023 г. Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Китай удаляет просочившуюся статистику, показывающую падение рождаемости в 2023 году» . Радио Свободная Азия . 27 декабря 2023 г. . Проверено 02 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энгель, Джон В. (1984). «Брак в Китайской Народной Республике: анализ нового закона» . Журнал брака и семьи . 46 (4): 955–961. дои : 10.2307/352547 . ISSN 0022-2445 . JSTOR 352547 .
- ^ Перейти обратно: а б с Юешэн, Ван (2 октября 2014 г.). «Анализ изменений в структуре китайской семьи между городскими и сельскими районами: на основе данных национальной переписи населения 2010 года» . Общественные науки в Китае . 35 (4): 100–116. дои : 10.1080/02529203.2014.968349 . ISSN 0252-9203 . S2CID 143667623 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Гендерная статистика | Банк данных» . databank.worldbank.org . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шэн, Ли; Вейронг, Рен (02 января 2020 г.). « Связаны с семьей» или «одержимы работой»? — Исследование социального участия китайских женщин и факторов, влияющих на него» . Общественные науки в Китае . 41 (1): 133–158. дои : 10.1080/02529203.2020.1719742 . ISSN 0252-9203 . S2CID 216199141 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Харви, Трэвис Анна; Бакли, Лила (2009), Селин, Хелейн (редактор), «Роды в Китае» , «Роды в разных культурах » , том. 5, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 55–69, номер документа : 10.1007/978-90-481-2599-9_5 , ISBN. 978-90-481-2598-2 , получено 21 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лау, Ин (2012). «Традиционные китайские ограничения на беременность, качество жизни, связанное со здоровьем, и воспринимаемый стресс среди беременных женщин в Макао, Китай» . Азиатские исследования в области сестринского дела . 6 (1): 27–34. doi : 10.1016/J.anr.2012.02.005 . ПМИД 25030688 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чжэн, Сюйцзюань; Уоттс, Ким; Моррелл, Джейн (2019). «Опыт китайских первородящих женщин в традиционной послеродовой практике «Делания месяца»: исследование описательного метода» . Японский журнал сестринского дела . 16 (3): 253–262. дои : 10.1111/jjns.12232 . ISSN 1742-7932 . ПМК 6767130 . ПМИД 30259684 .
- ^ Яо, Пин (15 ноября 2021 г.). Женщины, гендер и сексуальность в Китае . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315627267 . ISBN 978-1-315-62726-7 . S2CID 244136705 .
- ^ Яо, Пин (15 ноября 2021 г.). Женщины, гендер и сексуальность в Китае . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315627267 . ISBN 978-1-315-62726-7 . S2CID 244136705 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харрис, Аманда; Белтон, Сюзанна; Барклай, Лесли; Фенвик, Дженни (1 апреля 2009 г.). «Акушерки в Китае: от «цзе шэн по» до «чжу чан ши» » . Акушерство . 25 (2): 203–212. дои : 10.1016/j.midw.2007.01.015 . ISSN 0266-6138 . ПМИД 17490792 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «5: Политическое развитие современного Китая» . LibreTexts по социальным наукам . 14 июня 2019 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергальо, Маристелла. «Рост населения в Китае: основные характеристики демографического перехода Китая» (PDF) . Глобальная география . ЭТО . Архивировано (PDF) из оригинала 15 декабря 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Цзинлун, Юэ; Синь, Фань (01 октября 2020 г.). «Политика ухода за детьми в Китае: обзор, размышление и реконструкция» . Общественные науки в Китае . 41 (4): 151–168. дои : 10.1080/02529203.2020.1844448 . ISSN 0252-9203 . S2CID 231201707 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хескет, Тереза (1997). «Политика в отношении семей с одним ребенком: хорошее, плохое и злое» . Британский медицинский журнал . 314 (7095): 1685–1687. дои : 10.1136/bmj.314.7095.1685 . ПМК 2126838 . ПМИД 9193296 .
- ^ Лу, Джун; Шен, Джей Дж.; Чен, Банда; Мозли, Чарльз Б.; Сунь, Мэй; Гао, Фэй; Ван, Ин; Мао, Юмин; Хао, Мо (1 сентября 2011 г.). «Региональные различия в услугах по дородовому уходу в сельских районах Китая» . Азиатско-Тихоокеанский журнал общественного здравоохранения . 23 (5): 682–689. дои : 10.1177/1010539511418356 . ISSN 1010-5395 . ПМИД 21852422 . S2CID 667423 .
- ^ Гао, Ю; Барклай, Лесли; Килдеа, Сью; Хао, Мин; Белтон, Сюзанна (01 января 2010 г.). «Барьеры на пути увеличения рождаемости в больницах в сельской провинции Шаньси, Китай» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 18 (36): 35–45. дои : 10.1016/S0968-8080(10)36523-2 . ISSN 0968-8080 . ПМИД 21111349 . S2CID 25522623 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Харрис, Аманда; Белтон, Сюзанна; Барклай, Лесли; Фенвик, Дженни (2009). «Акушерки в Китае: от «цзе шэн по» до «чжу чан ши» » . Акушерство . 25 (2): 203–212. дои : 10.1016/j.midw.2007.01.015 . ПМИД 17490792 .
- ^ «Материнское здоровье – Китай» . www.who.int . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Ли, Хун-тянь (2020). «Тенденции частоты кесаревых сечений в Китае, 2008-2018 гг.» . Журнал Американской медицинской ассоциации . 323 (1): 89–91. дои : 10.1001/jama.2019.17595 . ПМК 6990817 . ПМИД 31910272 .
- ^ Ван, Эллен Ю.; Мойер, Шерил А.; Харлоу, Шивон Д.; Фан, Зитиан; Цзе, Ян; Ян, Хуйся (2008). «Послеродовая депрессия и традиционный послеродовой уход в Китае: роль Цзоюэцзы» . Международный журнал гинекологии и акушерства 104 (3): 209–213. дои : 10.1016/j.ijgo.2008.10.016 . hdl : 2027.42/135315 . ПМИД 19036364 . S2CID 3239676 .
- ^ Каллистер, Линн Кларк (2006). «Делать месяц: китайские послеродовые практики». Американский журнал по уходу за матерями и детьми . 31 (6): 390. doi : 10.1097/00005721-200611000-00013 . ПМИД 17149118 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чи, Синьли; Чжан, Пейчао; Ву, Хайян; Ван, Цзянь (2016). «Скрининг послеродовой депрессии и связанных с ней факторов среди женщин в Китае: перекрестное исследование» . Границы в психологии . 7 : 1668. doi : 10.3389/fpsyg.2016.01668 . ISSN 1664-1078 . ПМК 5088192 . ПМИД 27847483 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван, Эллен Ю.; Мойер, Шерил А.; Харлоу, Шивон Д.; Фан, Зитиан; Цзе, Ян; Ян, Хуйся (2009). «Послеродовая депрессия и традиционный послеродовой уход в Китае: роль Цзоюэцзы» . Международный журнал гинекологии и акушерства 104 (3): 209–213. дои : 10.1016/j.ijgo.2008.10.016 . hdl : 2027.42/135315 . ПМИД 19036364 . S2CID 3239676 .