Jump to content

Структура опросника темперамента

Опросник структуры темперамента ( STQ ) — это тест для измерения 12 индивидуальных различий, основанных на биологии и нейрохимии.

Цель и формат

[ редактировать ]

Опросник структуры темперамента (STQ) представляет собой опросник, заполняемый самостоятельно (для версий для взрослых) или заполняемый наблюдателем (для детей), измеряющий 12 биологически обоснованных характеристик поведения (черт темперамента). Эти характеристики являются наиболее последовательными аспектами поведения человека на протяжении всей его жизни и относительно независимы от содержания ситуации. Первоначально все версии STQ были разработаны и проверены на выборках взрослых и предназначались для целей организационной, образовательной и клинической психологии. Теперь существуют также детские версии Short и Compact STQ для использования наблюдателями и/или опекунами ребенка. [ 1 ] [ 2 ] Пункты во всех версиях STQ представлены в форме утверждений с ответами в формате шкалы Лайкерта: «совершенно не согласен (1),» «не согласен (2),» «согласен (3)», «полностью согласен». (4)». Компактный STQ (STQ-77) — единственный тест темперамента, основанный на нейрохимической структуре темперамента (см. Функциональный ансамбль темперамента ).

Экспериментальная основа моделей STQ

[ редактировать ]

STQ основан на восточноевропейской традиции экспериментов по изучению типов и свойств нервных систем. Эта традиция является самой продолжительной (110 лет) среди всех традиций исследования темперамента. Оно началось с обширных экспериментов на нескольких видах млекопитающих, а затем продолжилось на взрослых и детях человека в рамках Павловского института высшей нервной деятельности ( Павлов , 1941, 1957). Затем она была продолжена в Лаборатории дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии (Институт психологии РАН), которой руководили Борис Теплов (1963), затем Владимир Небылицын (1972), а затем Владимир Русалов . [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ] STQ имеет несколько версий, в основе которых лежат две модели структуры темперамента: модель Русалова и модель Трофимовой. Все версии STQ основаны на подходе к исследованию темперамента, ориентированном на конкретную деятельность . Этот подход различает черты, связанные с тремя аспектами поведения: социально-вербальным, физическим и психическим. Все модели и все современные версии STQ имеют 12 шкал темперамента.

Русаловские версии STQ

[ редактировать ]

Существует две версии опросника структуры темперамента, основанного на модели Русалова: расширенный STQ (STQ-150) и краткий STQ (STQ-26). [ 5 ] [ 1 ] В обеих версиях используются 12 шкал, сгруппированных по 3 видам деятельности и 4 формально-динамическим аспектам деятельности, а также шкала валидности:

Русалова . Модель STQ

Расширенный STQ представляет собой показатель самоотчета из 150 пунктов, в котором 144 пункта распределены по 12 шкалам темперамента (по 12 пунктов каждая), 1 шкале достоверности (6 пунктов) и 6 индексам, которые объединяют эти шкалы. Значения по каждой шкале темперамента варьируются от 12 до 48. Шкала достоверности предназначена для измерения тенденции социальной желательности. Значение по этой шкале варьируется от 6 до 24, а протоколы, имеющие балл выше 17 по этой шкале, считаются недействительными.

Тестирование с помощью STQ-150 занимает 30 минут.

Был еще первоначальный вариант Русалова STQ-105. модели [ 6 ] в котором использовались те же предметы и шкалы, что и в 8 шкалах версии STQ-150 (Расширенная), за исключением трех шкал, связанных с интеллектуальными аспектами деятельности (Интеллектуальная эргономичность, Интеллектуальная пластичность, Интеллектуальный темп, Интеллектуальная эмоциональность). Русалов модернизировал свою модель до 12 (4 x 3) компонентов, реализованных в его Extended STQ в середине 1990-х годов. [ 5 ]

Версия STQ Русалова измеряет 12 черт, связанных с 4 аспектами поведения (эргоничностью ( выносливостью ), пластичностью, темпом и эмоциональностью), которые сгруппированы по трем аспектам поведения: двигательно-физическому, социально-вербальному и интеллектуальному. Эта модель была включена в расширенный опросник «Структура темперамента». Факторный анализ данных, полученных на российской, австралийской, американской, канадской, урду-канадской, польско-канадской и китайской выборках, подтвердил разделение факторов, связанных с этими тремя аспектами поведения. [ 5 ] [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Применение расширенного STQ на практике занимало довольно много времени, поэтому Русалов и Трофимова согласились разработать более короткие и компактные версии STQ, которые больше подходили бы для целей скрининга в клинических, организационных, профессиональных и образовательных учреждениях. [ 4 ] Для этих версий были выбраны элементы с наибольшей корреляцией общего количества элементов. Русалов разработал короткую версию STQ, а Трофимова разработала компактную версию STQ (STQ-77). Краткое STQ (STQ-26) состоит из 2 из 12 пунктов каждой шкалы расширенного STQ, включая шкалу достоверности. Данная версия адаптирована для оценивания взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста. [ 11 ]

Компактная версия STQ (STQ-77) (версия Трофимовой)

[ редактировать ]

В ходе исследования психометрических свойств Расширенного STQ и отбора наиболее валидных пунктов для Компактной версии STQ Ирина Трофимова предложила обновить структуру STQ на основе своего анализа функциональности нейромедиаторов, гормонов и опиоидных систем ( известный как нейрохимическая основа « Функциональный ансамбль темперамента». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] {. [ 17 ] [ 18 ] С помощью профессора Уильяма Сулиса из Университета Макмастера, Канада, она разработала компактную версию STQ (STQ-77). STQ-77 состоит из 12 шкал темперамента (по 6 пунктов каждая) и шкалы валидности (5 пунктов), т.е. всего 77 пунктов. STQ-77 имеет взрослую и несколько пилотных детских версий.

Тестирование с помощью STQ-77 занимает 12–15 минут.

STQ-77 распределяет параметры темперамента по функциональным группам иначе, чем STQ-150 (сравните два рисунка). Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает черты, регулирующие двигательно-физические, социально-вербальные и ментально-вербальные аспекты поведения. [ 1 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Различия между моделями темперамента Трофимовой и Русалова (и структурами их вариантов STQ) заключаются в следующем:

  • группировка черт темперамента по трем динамическим аспектам (выносливость, скорость интеграции действий и направленность), представленным на рисунке тремя столбцами;
  • наличие в модели Трофимовой ориентационных черт, не вошедших в модель Русалова. Эти черты описывают три типа поведенческой направленности человека с предпочтениями к определенным типам подкреплений: ощущениям (Поиск ощущений), состоянию других людей ( Эмпатия ) или знаниям о причинах естественных процессов (черта, получившая название «Чувствительность к вероятностям»).
  • иная структура черт, связанных с эмоциональностью. FET рассматривает черты эмоциональности как системы, усиливающие три динамических аспекта поведения, представленных в трех столбцах модели. Усиление ориентационных аспектов проявляется в черте невротизма ; усиление скорости интеграции (т.е. незрелая интеграция) проявляется как Импульсивность , а усиление субъективного ощущения энергетических способностей проявляется как уверенность в себе.

Таким образом, STQ-77 частично основан на модели STQ-150 Русалова, а также на работе Лурии, описывающей функциональность трех нейрофизиологических систем: «сенсорно-информационного блока», «блока программирования» и «энергетического блока», регулирующего деятельность человека. поведение. Перестановка шкал STQ в шкалу STQ-77 также была основана на анализе сходства между ведущими европейскими и американскими моделями темперамента и новейшими открытиями в области нейрофизиологии и нейрохимии. Поддержка архитектуры STQ-77 была недавно подкреплена обзором нейрохимических исследований, в результате которого была разработана нейрохимическая модель « Функциональный ансамбль темперамента» (FET), которая отображает взаимодействие между основными нейромедиаторными системами и чертами темперамента. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 23 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 15 ]

Описание температивных шкал STQ-77

[ редактировать ]
  • Психическая выносливость, или внимание (ERI): способность оставаться сосредоточенным на выбранных особенностях объектов с подавлением поведенческой реакции на другие особенности.
  • Моторно-физическая выносливость (ERM): способность человека поддерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов.
  • Социально-вербальная выносливость (коммуникабельность, ERS): способность человека поддерживать длительную социально-вербальную деятельность, используя четко определенные поведенческие элементы.
  • Пластичность (ПЛ): способность быстро адаптироваться к изменениям ситуации, менять программу действий, переключаться между разными задачами.
  • Двигательно-физический темп (ТММ): скорость интеграции физических манипуляций с объектами по заранее заданным сценариям действий.
  • Социально-вербальный темп (TMS): предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на известные темы, чтение и сортировку известного речевого материала.
  • Чувствительность к вероятностям (PRO): стремление собирать информацию об уникальности, частоте и ценности объектов/событий, различать их специфические особенности, проецировать эти особенности в будущих действиях.
  • Поиск ощущений (SS): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка результатов рискованного поведения.
  • Эмпатия (ЭМП): поведенческая ориентация на эмоциональные состояния/потребности других (от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении до социальной зависимости)
  • Нейротизм (НЭУ): тенденция избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности. Предпочтение известных мест и людей неизвестным, а также потребность в одобрении и обратной связи со стороны окружающих.
  • Импульсивность (ИМП): Инициирование действий, основанное на немедленной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональном рассуждении.
  • Уверенность в себе (SLF): чувство безопасности, доминирования, самоуважения и во многих случаях права на признание со стороны других. Несмотря на оптимизм по поводу результатов своей деятельности, респондент может быть невнимателен к деталям.

Версии на других языках и проверка

[ редактировать ]

История валидации STQ-105 и STQ-150

[ редактировать ]

Расширенная версия (STQ-150) адаптирована для пяти языков: английского, русского, китайского, польского и урду. [ 1 ]

Доказательства конструктной, одновременной и дискриминационной валидности STQ-105 и STQ-150 были продемонстрированы посредством значительных корреляций со следующими показателями:

Модель Трофимовой: Опросник структуры темперамента-Компакт, STQ-77 («Функциональный ансамбль темперамента»)

Факторная структура STQ-150

[ редактировать ]

Факторный анализ русской версии STQ-150 последовательно показал четыре фактора: Двигательно-физическая активность (включающая в себя Двигательную эргоничность, Двигательную пластичность, Двигательный темп), Социально-вербальную активность (включающую в себя Социальную эргономичность, Социальную пластичность, Социальный темп), Интеллектуальная активность (включающая интеллектуальную эргономичность, интеллектуальную пластичность, интеллектуальный темп) и эмоциональность (3 шкалы эмоциональности) [ 5 ] [ 1 ] [ 45 ] [ 34 ] [ 11 ]

Применение английской версии STQ к американским, австралийским и канадским образцам показало, что факторная структура этой версии аналогична русскоязычной версии и что английская версия обладает хорошей надежностью и внутренней непротиворечивостью. [ 1 ] [ 10 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 7 ] [ 64 ]

Китайский (STQ-C), урду (STQ-U) и польский (STQ-P) Расширенные версии STQ, применяемые среди соответствующих групп населения, показали коэффициенты надежности в диапазоне 0,70–0,86, корреляции по всем элементам в диапазоне 0,42– 0,73, и все версии продемонстрировали устойчивые факторные структуры, аналогичные структурам исходной версии. [ 1 ] [ 7 ]

Валидация STQ-77

[ редактировать ]

Версия Compact (STQ-77) адаптирована под три языка: английский, русский и китайский. [ 1 ] Более того, доказательства конструктной, одновременной и дискриминационной валидности STQ-77 были продемонстрированы посредством значительных корреляций со следующими показателями:

  • Опросник тревожности Бека (BAI) [ 65 ]
  • Коморбидные симптомы большой депрессии и генерализованной тревоги [ 66 ] [ 67 ]
  • Пятифакторный личностный тест (NEO-FFI) [ 20 ] [ 68 ]
  • ЭЭГ исследования [ 69 ] [ 70 ]
  • Личностный опросник Айзенка (EPQ) [ 71 ]
  • Симптомы генерализованной тревоги [ 65 ] [ 67 ]
  • Гамильтонский опросник депрессии (ИЧР) [ 72 ]
  • оценки в средней школе [ 21 ]
  • I7 Анкета импульсивности (Айзенк, С. и др., 1985) (I-7) [ 21 ]
  • Симптомы большой депрессии [ 72 ] [ 67 ]
  • Шкала уровня мотивации достижений/стремлений [ 19 ] [ 22 ]
  • Павловский опросник темперамента (PTS) [ 19 ] [ 22 ] [ 71 ]
  • Опросник для оценки личности [ 73 ]
  • Психотические расстройства [ 74 ]
  • Локус контроля Роттера [ 21 ] [ 19 ] [ 22 ]
  • скорость выполнения умственной деятельности [ 21 ] [ 19 ]
  • скорость вербальной обработки [ 63 ] [ 22 ]
  • Опросник тревожности состояний (STAI) [ 65 ]
  • Контрольный список симптомов (SCL-90) [ 72 ]
  • Задачи на вербальную классификацию [ 19 ] [ 63 ]
  • Шкалы поиска ощущений Цукермана (SSS) [ 20 ] [ 68 ]

Клинические валидационные исследования, проведенные с использованием шкалы STQ-77, показали, что ее шкалы гораздо лучше, чем другие модели темперамента, соответствуют структуре симптомов психических расстройств, описанных в основных классификациях DSM-V , ICD , и способны дифференцировать тревогу и тревожность. депрессия [ 73 ] [ 65 ] [ 72 ] [ 66 ]

Проверка структуры STQ-77 прошла успешно путем сравнения ее с основными результатами нейрохимии. В результате такого сравнения шкалы STQ-77 были увязаны с ансамблевыми взаимодействиями основных нейромедиаторных систем (представленными в виде нейрохимического функционального ансамбля темперамента ). модели [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 17 ] [ 16 ] [ 15 ]

Факторная структура STQ-77

[ редактировать ]

Подтверждающий факторный анализ компактного STQ (STQ-77) с использованием данных выборок из Канады, Китая, России и Бразилии показывает удовлетворительное соответствие традиционной 4-факторной модели STQ, специфичной для конкретной деятельности, группирующей шкалы по факторам Двигательная, Социальная, интеллектуальная активность и эмоциональность, а также наличие 2 коррелирующих остатков (от новой шкалы от чувствительности к ощущениям до шкал импульсивности и невротизма) с CFI > 0,90, RMSEA < 0,07 и RMSR < 0,06. [ 20 ] [ 1 ] [ 68 ]

STQ-77 распределяет измерения темперамента по 12 компонентам иначе, чем это сделано в STQ-150 (см. и сравните два рисунка). Структура STQ-77 основана на проверенных нейрохимических биомаркерах и расширяет приблизительную 4-факторную структуру, полученную на основе факторного анализа. Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает черты, регулирующие двигательно-физические, социально-вербальные и психически-вероятностные аспекты поведения. [ 1 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Языковые версии

[ редактировать ]

Начиная с 2017 года STQ-77 предлагается бесплатно для некоммерческого использования (исследования и личное тестирование) на 24 языках : болгарском, китайском упрощенном, китайском традиционном, дари, голландском, английском, эстонском, финском, французском, немецком. , иврит, индуистский, итальянский, японский, корейский, норвежский , персидский , польский, португальский, русский, сербский, испанский, шведский и урду. [ 1 ] [ 68 ] [ 71 ] На сайте разработчиков тестов в свободном доступе имеются версии для скрининга детского темперамента на английском и русском языках для возрастов 0–3, 4–7, 8–11 и 12–16 лет. Есть также несколько дочерних версий на других языках.

Разработан комплекс поведенческих тестов по 12 компонентам теста STQ-77/FET для взрослых и детей на английском и русском языках. [ 2 ] Батареи поведенческого тестирования предназначены для индивидуального и группового (классного) тестирования.

Расширенный STQ-150 также был адаптирован на 6 языках: английском (с использованием США, [ 9 ] [ 8 ] [ 10 ] австралийский [ 64 ] и канадский [ 1 ] [ 7 ] образцы), китайский упрощенный, [ 1 ] Русский, [ 1 ] [ 7 ] [ 5 ] [ 11 ] польский, [ 1 ] [ 7 ] [ 49 ] Урду [ 1 ] [ 7 ] и немецкий. [ 48 ] [ 49 ] STQ-150 имеет старую, менее эффективную структуру шкалы по сравнению с STQ-77 и поэтому не рекомендуется для дальнейших переводов.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Русалов В.М.; Трофимова, И.Н. (2007). Структура темперамента и ее измерение. Торонто, Канада: Издательство психологических служб .
  2. ^ Jump up to: а б Трофимова И.Н., Зверева Н, Зверева М, Сергиенко А (2024). «Сравнение психометрических свойств ребенка (7-11 лет) Вариант опросника-компакта о структуре темперамента в двух культурах». Естественные системы разума . 4 (1): 17–31. doi : 10.38098/nsom_2024_04_01_02 (неактивен 21 июня 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с Rusalov VM (1979). Biologicheskiye osnovi individual'no-psichologicheskih razlichiy [Biological basis of individual psychological differences] Moscow: Nauka Russia .
  4. ^ Jump up to: а б Русалов, Владимир (2018). «Теория функциональных систем и деятельностный подход в психологической таксономии» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 (1744): 20170166. doi : 10.1098/rstb.2017.0166 . ПМЦ   5832690 . ПМИД   29483350 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Rusalov, VM (1997). Oprosnik formal'no-dynamicheskih svoystv individual'nosti. Questionnaire of formal-dynamical properties of individual. Moscow: IPRAN .
  6. ^ Jump up to: а б Русалов, В.М. (1989). «Моторные и коммуникативные аспекты темперамента человека: новый опросник структуры темперамента». Личность и индивидуальные различия . 10 (8): 817–827. дои : 10.1016/0191-8869(89)90017-2 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Трофимова, И.Н. (2010). «Исследование деятельностной модели темперамента в четырех языках» . Международный журнал психологии и психологической терапии . 1/10 : 79–95.
  8. ^ Jump up to: а б с Думенчи, Л. (1996). «Факториальная валидность оценок по опроснику структуры темперамента». Образовательные и психологические измерения . 56 (3): 487–493. дои : 10.1177/0013164496056003010 . S2CID   144976424 .
  9. ^ Jump up to: а б с Бишоп, Д.; и др. (1993). «Опросник по структуре темперамента (STQ): результаты выборки из США». Личность и индивидуальные различия . 14 (3): 485–487. дои : 10.1016/0191-8869(93)90318-w .
  10. ^ Jump up to: а б с Бишоп, Д.; Хертенштейн, М. (2004). «Подтверждающий факторный анализ анкеты структуры темперамента». Образовательные и психологические измерения . 64 (6): 1019–1029. дои : 10.1177/0013164404264843 . S2CID   145721602 .
  11. ^ Jump up to: а б с Rusalov, VM (2004). Formal'no-dynamicheskiye svoystva individual'nosti (temperament) [Formal-dynamical properties of individual (temperament)]. Russian Academy of Sciences, IPAN Press: Moscow .
  12. ^ Jump up to: а б с Трофимова, И.Н. (2016). «Взаимосвязь между функциональными аспектами деятельности и нейрохимической моделью темперамента взрослого». В: Арнольд, MC (ред.) Темпераменты: индивидуальные различия, социальные и экологические влияния и влияние на качество жизни. Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc .: 77–147.
  13. ^ Jump up to: а б с Трофимова И.; Роббинс, ТВ (2016). «Темперамент и системы возбуждения: новый синтез дифференциальной психологии и функциональной нейрохимии» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 64 : 382–402. doi : 10.1016/j.neubiorev.2016.03.008 . hdl : 11375/26202 . ПМИД   26969100 . S2CID   13937324 .
  14. ^ Jump up to: а б с Трофимова, И.Н. (2018). «Функциональность против размерности в психологических таксономиях и загадка эмоциональной валентности» . Философские труды Королевского общества Б. 373, 1744 (1744). дои : 10.1098/rstb.2017.0167 . ПМЦ   5832691 . ПМИД   29483351 .
  15. ^ Jump up to: а б с Трофимова И; Гайкалова, А (2021). «Эмоциональность по сравнению с другими биоповеденческими чертами: взгляд на нейрохимические биомаркеры для их дифференциации» . Границы в психологии . 12 : 781631. doi : 10.3389/fpsyg.2021.781631 . ПМЦ   8720768 . ПМИД   34987450 .
  16. ^ Jump up to: а б с Трофимова И. (2021). «Условные мелодии нейрохимических ансамблей в норме и патологии: можем ли мы увидеть закономерности?» . Нейропсихобиология . 80 (2): 101–133. дои : 10.1159/000513688 . ПМИД   33721867 . S2CID   232243254 .
  17. ^ Jump up to: а б с Трофимова И (2021). «Функциональный конструктивистский подход к многоуровневой природе биоповеденческого разнообразия» . Границы в психиатрии . 12 : 641286. doi : 10.3389/fpsyt.2021.641286 . ПМЦ   8578849 . ПМИД   34777031 .
  18. ^ Трофимова И (2022). «Переходный характер устойчивых моделей поведения и как мы можем его уважать». Современное мнение в области поведенческих наук . 44 : 641286. doi : 10.1016/j.cobeha.2021.10.101109 (неактивен 21 июня 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Трофимова, И.Н. (2010). «Под вопросом модели «общего возбуждения»» . Открытая поведенческая наука и психология . 4 : 1–8. дои : 10.2174/1874230001004010001 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и Трофимова, И.Н. (2010). «Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности». Американский журнал психологии . 123 (4): 467–480. дои : 10.5406/amerjpsyc.123.4.0467 . ПМИД   21291163 . S2CID   35517343 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2011). «Является ли темперамент специфичным для деятельности? Валидация опросника по структуре темперамента - компактный (STQ-77)» . Международный журнал психологии и психологической терапии . 11 (3): 389–400.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Rusalov VM, Trofimova IN (2011). "O predstavlennosti tipov psichicheskoy deatelnosti v raslichnih modelyah temperamenta [On representation of psychological types in several models of temperament]". Psychological Journal [Psichologicheskii Zjurnal] . 32 (3): 74–84.
  23. ^ Трофимова, И.Н. (2019). «Перекрытие умственных способностей и черт темперамента». МакФарланд, Д. (ред.) Общие и специфические умственные способности. Издательство Cambridge Scholars Publishing, Кембридж, Великобритания : 176–225.
  24. ^ Jump up to: а б Bodunov MV, Bezdenezhnykh BN, Alexandrov YI (1996). "Charakteristika otvetov na testovie zadania psihologicheskih metodik i structura individual'nogo opita [Peculiarities of psychodiagnostic test item responses and the structure of individual experience]". Psikhologicheskiy Zhurnal [Psychological Journal] . 17 (4): 87–96.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Гриценко С.В. (1996). Связь между силой нервной системы, отдельными видами интеллектуальной деятельности и слуховой чувствительностью. В кн.: Образование детей и молодежи: современные методы. Университетское издательство Российской академии образования. Москва . стр. 147–156.
  26. ^ Jump up to: а б с д Васюра, С.А. (2008). «Психология мужской и женской коммуникативной деятельности» . Испанский журнал психологии . 11 (1): 289–300. дои : 10.1017/s1138741600004327 . ПМИД   18630669 . S2CID   16765000 .
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бирюков С.Д. (1992). «Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента». Психологический журнал (Психологический журнал) . 13 (5): 64–71.
  28. ^ Jump up to: а б с д Чернышев Б.В., Лазарев И.Е., Чернышева Е.Г. (2013). «Темперамент: потенциальное исследование, связанное с событиями, с использованием странной парадигмы» (PDF) . Психология и нейронауки . 6 (3): 235–245. дои : 10.3922/j.psns.2013.3.01 .
  29. ^ Думенчи, Л. (1995). «Связь между опросником структуры темперамента и другими областями личности». Образовательные и психологические измерения . 55 (5): 850–857. дои : 10.1177/0013164495055005020 . S2CID   145539234 .
  30. ^ Трофимова, И (1995). «Взаимосвязь характеристик темперамента с особенностями смыслового пространства». Диссертация. Институт психологии РАН, Москва .
  31. ^ Jump up to: а б с Корниенко Д.С. (2006). «Характеристики целостной индивидуальности с позиций психогенетического подхода». Психология индивидуальности. Высшая экономическая школа/Серия Психология. Москва .
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Zin'ko, E.V. (2006). Relationship between self-image and aspiration level in parameters of stability and relevance [Sootnoshenie samootsenki i urovnya prityazaniy po parametram ustoychivosti i adekvatnosti]. Dissertation thesis. Moscow State University, Moscow, Russia .
  33. ^ Jump up to: а б Подбуцкая, Н.В. (2014). «Особенности саморегуляции студентов инженерных специальностей». Ананьевские чтения-2014. Психологические основы профессиональной деятельности – Материалы конференции. Скифия-принт: СПб : 194–196.
  34. ^ Jump up to: а б с д Шрейбер, ТВ (2004). «Целевое развитие и саморегуляция современных школьников». Вестник Удмурдского университета. Психология и педагогика . 11 : 70–80.
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г Drozdov SV (2000). Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе. Dissertation. Kursk State Pedagogical University. Kursk, Russia .
  36. ^ Русалов В.М.; Парилис, SE (1991). «Темперамент и особенности когнитивной системы личности». Психологический журнал . 12 (1): 118–123.
  37. ^ Епутаев Э.Ю.; Иконникова М.Е., Агарков Б.А., Тарабрина Н.В. (2003). «Диссоциативные состояния и формально-динамические свойства личности». Материалы 7-й междисциплинарной конференции «Стресс и поведение» : 121–123. Москва: ИПРАН Пресс. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  38. ^ Jump up to: а б Бир Д., Пика М. (1995). «Предрасположенность к диссоциации: темпераментные черты гибкости/жесткости, суточного ритма, эмоциональности и скорости взаимодействия». Диссоциация . VIII (4): 236–240.
  39. ^ Rusalov VM (1988). Psychological individual differences and bio-electric activity of the brain (Ed.) [Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга] . Moscow: Nauka.
  40. ^ Jump up to: а б Rusalov, VM; Kalashnikov, SV. (1988). "On the correlation of psychic plasticity with the integral factors of human brain bioelectrical activity". Rusalov, V. M. (Ed.) Individual'no -psikhologicheskie Razlichiya I Bioelektricheskaya Aktivnost' Mozga Cheloveka [Individual Psychological Differences and Human Brain Bioelectrical Activity]Moscow: Nauka . 1 : 5–55.
  41. ^ Jump up to: а б с Рати, Н.; Сингх, Р. (2001). «Подвижность и/или лабильность нервных процессов как черта темперамента». Личность и индивидуальные различия . 31 (7): 1091–1104. дои : 10.1016/s0191-8869(00)00206-3 .
  42. ^ Rusalov VM, Kalashnikova IG (1992). "Psychological testing of temperament". Zhurnal Vysshey Nervnoy Deyatelnosti [Journal of Higher Nervous Activity] . 42 (1): 44.
  43. ^ Rusalov VM, Rusalova MN, Kalashnikova IG, Stepanov VG, Strelnikova, TN (1993). "Bioelectrical activity of the brain in subjects with different types of temperament". Zhurnal Vysshey Nervnoy Deyatelnosti [Journal of Higher Nervous Activity] . 43 (3): 530–542.
  44. ^ Бребнер, Дж.; Стаф, К. (1993). «Взаимосвязь между структурой темперамента, экстраверсией и невротизмом». Личность и индивидуальные различия . 14 (4): 623–626. дои : 10.1016/0191-8869(93)90160-5 .
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г Русалов В.М.; Наумова, Э.Р. (1999). «О соотношении общих способностей и «интеллектуальных» шкал темперамента». Психологический журнал . 20 (1): 70–77.
  46. ^ Jump up to: а б Buzova VM (1997). "Samoactualizacia predstaviteley Komi i russkogo etnosov [Self-actualization in representatives of Komi and Russian ethnic groups]". Psikhologicheskiy Zhurnal [Psychological Journal] . 18 (1): 61–69.
  47. ^ Rusalov VM, Rusalova MN, Strelnikova EV (2000). "Temperament cheloveka i osobennosti vibora mejdu veroyatnostyu dostijeniya tseli i ee tzennostyu [Temperament of man and peculiarities of choice between the probability of goal achievement and its value]". Zhurnal Vysshey Nervnoy Deyatelnosti [Journal of Higher Nervous Activity] . 50 (3): 388.
  48. ^ Jump up to: а б Рух, В; Англейтнер, А; Стрелау, Дж (1991). «Пересмотренный перечень темпераментов Стрелау (STI-R): исследования достоверности» . Европейский журнал личности . 5 (4): 287–308. дои : 10.1002/пер.2410050403 . S2CID   11316083 .
  49. ^ Jump up to: а б с Стрелау, Дж. (1999). Павловское исследование темперамента (PTS): международный справочник. Издательство Хогрефе-Хубер .
  50. ^ Jump up to: а б Трофимова (2009). «Изучение преимуществ теста темперамента, специфичного для конкретной деятельности». Психологические отчеты . 105 (2): 643–658. дои : 10.2466/pr0.105.2.643-658 . ПМИД   19928626 . S2CID   35961439 .
  51. ^ Ткаченко А, Демидова Л, Киренская А, Зинаида Сторожева З, Самылкин Д (2022). «Клиническая трансформация расстройств личности: коморбидность, выраженность или динамические изменения в структуре индивидуальности?». Современное мнение в области поведенческих наук . 43 : 88–94. дои : 10.1016/j.cobeha.2021.08.010 . S2CID   237510371 .
  52. ^ Jump up to: а б Rusalov, VM; Dudin, SI (1995). "Temperament i intellect: obchie b specificheskiye factori rasvitiya [Temperament and Intelligence: general and specific factors of development]". Psikhologicheskiy Zhurnal [Psychological Journal] . 16 (5): 12–23.
  53. ^ Попов ЮА (1996). «Психорегуляция и темперамент». Годовые отчеты российского профессионального образования (РПО) . 4 (2): 57–78.
  54. ^ Jump up to: а б Popov Yu.A. (2006). "Trevojnost' v psycho-pedagogocheskom portrete studenta kolledga [Anxiety in psycho-pedagogical portrait of a College student]". Professional'noye Obuchenie [Professional Education] . 8 : 24–25.
  55. ^ Воробьева, Е.В. (2004). «Современные психогенетические исследования интеллекта и теория мотивации достижений». Журнал прикладной психологии . 3 : 53–59.
  56. ^ Русалов В.М., Галимов РА (2002). «О наследственности формально-динамических свойств индивидуальности». Материалы Второй Международной конференции памяти Лурии. Москва .
  57. ^ Воробьева Е.В.; и др. (2015). «Взаимосвязь между мотивацией достижения и темпераментом студентов-психологов с разными профилями латеральной организации» . Психология в России: современное состояние . 8:32 . дои : 10.11621/pir.2015.0104 .
  58. ^ Savchenkov YI, Petrosyan EY (2009). "Comparison of general and specific types of temperament [Sravnitelnaya harakteristika obschih i chastnyh tipov temperamenta]". Siberian Medical Review [Sibirskoye Medicinskoye Obozrenie] . 58 (4): 20–24.
  59. ^ Русалов В.М.; Полтавцева, Л.И. (1997). «Темперамент как предпосылка творческих способностей». Павловский журнал высшей нервной деятельности . 47 (3): 451–460.
  60. ^ Трофимова, И (1999). «Как люди разного возраста, пола и темперамента оценивают мир». Психологические отчеты . 85 (2): 533–552. дои : 10.2466/pr0.1999.85.2.533 . ПМИД   10611787 . S2CID   8335544 .
  61. ^ Волкова Д.А. (2006). «Анализ подходов к изучению деятельности как темпераментных и личностных свойств субъекта». Доклады РУДН (Вестник РУДН), Психология и педагогика . 1 (3): 74–82.
  62. ^ Трофимова, И.Н. (1997). «Взаимосвязь особенностей темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека». Вопросы психологии . 1 : 74–82.
  63. ^ Jump up to: а б с Трофимова, И (2014). «Предвзятость наблюдателя: какое значение имеет темперамент в смысловом восприятии лексического материала» . ПЛОС ОДИН . 9 (1): e85677. дои : 10.1371/journal.pone.0085677 . ПМЦ   3903487 . ПМИД   24475048 .
  64. ^ Jump up to: а б Стаф, К.; Бребнер, Дж.; Купер, К. (1991). «Опросник структуры темперамента Русалова (STQ): результаты австралийской выборки». Личность и индивидуальные различия . 12 (12): 1355–1357. дои : 10.1016/0191-8869(91)90212-т .
  65. ^ Jump up to: а б с д Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2016). «Преимущества различения физических и социально-вербальных аспектов поведения: пример генерализованной тревоги» . Границы в психологии . 7 : 338. doi : 10.3389/fpsyg.2016.00338 . ПМЦ   4789559 . ПМИД   27014146 .
  66. ^ Jump up to: а б Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2018). «Психические заболевания – это нечто большее, чем просто негативные аффекты: комплексные профили темперамента при депрессии и генерализованной тревоге» . БМК Психиатрия . 18:125 (1): 125. doi : 10.1186/s12888-018-1695-x . ПМЦ   5946468 . ПМИД   29747614 .
  67. ^ Jump up to: а б с Сулис, Уильям (2018). «Оценка континуума между темпераментом и аффективным заболеванием: психиатрические и математические перспективы» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 (1744): 20170168. doi : 10.1098/rstb.2017.0168 . ПМЦ   5832692 . ПМИД   29483352 .
  68. ^ Jump up to: а б с д Араки М.Э., Трофимова И. (2021). «Валидация португальской версии опросника по структуре темперамента (STQ-77Pt) на основе бразильского образца». Естественные системы разума . 1 : 35–47. дои : 10.38098/nsom_2021_01_03_04 . S2CID   246343371 .
  69. ^ Almayev NA, Murasheva OV, Petrovich DL (2020). "EEG correlates of personality questionnaires: Rusalov's STQ-150, Trofimova's STQ-77 and Cloninger's TCI, Russian version". Psychophysiology news (Vestnik psychophisiologii)] . 3 : 135–138.
  70. ^ Алмаев Н.А., Мурашева О.В., Петрович Д.Л. (2024). «Русалов STQ-150 и Русалов-Трофимова STQ-77 в отношении спектральной мощности ЭЭГ». Естественные системы разума . 4 (1): 6–16. doi : 10.38098/nsom_2024_04_01_01 (неактивен 21 июня 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  71. ^ Jump up to: а б с Трофимова И, Араки М (2022). «Психометрика против нейрохимии: споры вокруг шкал темперамента, подобных подвижности». Личность и индивидуальные различия . 187 : 111446. doi : 10.1016/j.paid.2021.111446 . S2CID   245108568 .
  72. ^ Jump up to: а б с д Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2016). «Исследование связи черт темперамента FET с большой депрессией» . Границы в психологии . 7 : 1848. doi : 10.3389/fpsyg.2016.01848 . ПМК   5123189 . ПМИД   27933018 .
  73. ^ Jump up to: а б Трофимова И.Н.; Кристиансен, Дж. (2016). «Сочетание черт темперамента с психическими заболеваниями в четырех возрастных группах». Психологические отчеты . 118 (2): 387–412. дои : 10.1177/0033294116639430 . ПМИД   27154370 . S2CID   24465522 .
  74. ^ Зверева Н, Зверева М, Пятницкая Л (2020). «Профили темперамента детей и подростков с психотическими расстройствами и расстройствами настроения». Нейропсихобиология . 80 (2): 176–184. дои : 10.1159/000511108 . ПМИД   33130675 . S2CID   226235185 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2c046ccda09aa13163fe827f9bcddcb__1723201800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/cb/d2c046ccda09aa13163fe827f9bcddcb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Structure of Temperament Questionnaire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)