Деятельностный подход в исследовании темперамента
Деятельно-специфический подход в исследовании темперамента - это теория, связанная со структурой темперамента, то есть с тем, как черты темперамента могут быть классифицированы и организованы. Этот подход предполагает:
- 1) выделение признаков, связанных с тремя сторонами деятельности: социально-речевой, двигательно-физической и психической сторонами поведения. В отличие от этого, все другие модели структуры темперамента, описывающие энергетическое измерение (например, черты Активности или Экстраверсии), не различают черты, регулирующие физическую, социально-речевую или умственную деятельность. Тем не менее, тот, кто любит выполнять длительную и/или интенсивную физическую работу, может очень быстро устать от социальных разговоров. Аналогичным образом, быстро говорящий человек не обязательно сможет быстро манипулировать объектами или выполнять быстрые мысленные вычисления.
- 2) интеграция принципа формирования привычек в регуляции поведения в структуру психологических индивидуальных различий (принцип экспериментально изучается со времен пионерских работ Николая Бернштейна) . [ 1 ] [ 2 ] Исследования Бернштейна по кинезиологии, а затем последующие исследования по нейробиологии показали, что происходит передача контроля над построением поведения между несколькими областями мозга в зависимости от новизны и сложности задач. Нейрофизиологические (корковые) системы, регулирующие вероятностные аспекты действий, постепенно передают управление системам «привычек» (в базальных ганглиях , когда человек усвоит действие или уже достаточно знаком с программой действий. Деятельно-специфический подход дифференцирует черты темперамента, связанные с до нескольких уровней сложности поведения. Другие модели личности и темперамента не различают черты, связанные с вероятностными и детерминистическими аспектами регуляции поведения. Между тем в нейробиологии хорошо известно, что поведение в комплексе, вероятностные и новые ситуации регулируются другими ( неокортексными ) системами, чем поведение в хорошо изученных или простых ситуациях (регулируемое в большей степени базальные ганглии ). Русалов показал, что это различие применимо и к структуре темперамента. Например, когда дело доходит до выносливости, интеллектуальная выносливость относится к способности к длительной умственной деятельности, тогда как физическая (моторная) выносливость в его модели относится к способностям к стереотипной, хорошо изученной физической работе. Точно так же признак «Пластичность» в модели Русалова связан с активацией лобной коры , контролирующей легкость интеграции новых программ действий, тогда как признак «Темп» связан со скоростью интеграции ранее изученных или простых действий.
История
[ редактировать ]Этот подход был разработан в рамках экспериментальной психофизиологии при исследованиях только на взрослых и поэтому не использовался в психологии развития (при изучении и практическом применении детского темперамента).
Первое известное выражение этой идеи было в работе Доджа . [ 3 ] который изучал умственную усталость. Додж предположил, что физические и умственные усилия регулируются разными нервными процессами.
Эту мысль еще раз озвучил Владимир Небылицын . [ 4 ] затем получил дальнейшее развитие в экспериментах по дифференциальной психологии и психофизиологии с конца 1970-х годов Русаловым , работавшим в лаборатории Небылицына и унаследовавшим эту лабораторию после внезапной трагической смерти Небылицына. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] ). Русалов предложил деятельностную теорию темперамента. [ 9 ] который был далее развит его аспиранткой Трофимовой в ее Компактной версии « Опросника структуры темперамента» . [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Идея о структуре темперамента, разделяющая черты, связанные с социально-речевыми, двигательно-физическими и психическими аспектами поведения, была заложена Трофимовой в нейрохимической модели « Функциональный ансамбль темперамента» , связывающей взаимоотношения между моноаминовыми нейротрансмиттерами , нейропептидами и гормональными системами с 12 черт темперамента. [ 14 ]
Модели темперамента в рамках деятельностного подхода
[ редактировать ]Модель Русалова (STQ-150) (электрофизиологическая)
[ редактировать ]Владимир Русалов , продолживший в Лаборатории дифференциальной психофизиологии (Институт психологии РАН ) направление исследований, начатое Небылицыным и Тепловым , регистрировал ЭЭГ и измерял вызванный потенциал , абсолютный порог в зрительных, слуховых и тактильных модальностях, силу возбуждения и подвижности в слуховых и зрительных модальностях, решения задач в детерминированных и вероятностных условиях, выносливости в решении задач, скорости решение различных тестов. Русалов пришел к выводу, что черты темперамента деятельностно-специфичны, т.е. черты, регулирующие физическую, социально-речевую и интеллектуальную стороны поведения, основаны на разных нейрофизиологических системах. Он показал, что уровень энергии или темп деятельности могут различаться у одного и того же человека, когда он решает три разных типа задач (физические, вербальные). [ 5 ] или интеллектуальный. [ 6 ] Поэтому Русалов предложил оценивать и анализировать индивидуальные различия в этих трех видах деятельности по отдельным шкалам. [ 9 ]

Модель Русалова предполагает, что структуру темперамента можно представить в виде 12 черт: 4 аспектов поведения (эргоничность ( выносливость ), пластичность, темп и эмоциональность), которые сгруппированы по трем аспектам поведения: двигательно-физическому, социально-речевому и интеллектуальному. . Эта модель была включена в расширенный опросник «Структура темперамента» . Факторный анализ данных, полученных на российской, австралийской, американской, канадской, урду-канадской, польско-канадской и китайской выборках, подтвердил разделение факторов, связанных с этими тремя аспектами поведения. [ 6 ] [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Компактная модель STQ-77 (нейрохимическая)
[ редактировать ]Трофимова, работавшая над докторской диссертацией в лаборатории Русалова в начале 1990-х годов, предположила, что черта импульсивности отражает скорость инициации незрелой (основанной на эмоциях) поведенческой реакции, тогда как темп и пластичность относятся к скорости более интегрированной поведенческой реакции. Поэтому она предположила, что все три характеристики связаны со скоростью интеграции действия. Ее альтернативная модель темперамента, специфичная для конкретной деятельности, включала поиск эмпатии и ощущений как черты, связанные с ориентацией, а также предлагала перераспределение черт эмоциональности. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] Таким образом, модель STQ-77 основана на модели Русалова, а также на теории Лурии, связанной с тремя нейроанатомическими системами (сенсорно-информационной, программной и энергетической), регулирующими поведение человека. Эта модель впервые появилась как архитектура компактной версии опросника структуры темперамента (STQ-77) в 2007 году. [ 7 ] Факторный анализ данных STQ-77, полученных на российской и канадской выборках, подтвердил разделение факторов, связанных с двигательно-физическими, социально-вербальными и психическими аспектами поведения. [ 7 ] [ 11 ]
Впоследствии Трофимова рассмотрела исследования в области нейрофизиологии, нейрохимии, клинической психологии и кинезиологии и связала функциональность нейротрансмиттеров с 12 чертами модели STQ-77 в рамках нейрохимической модели « Функциональный ансамбль темперамента» . [ 9 ] [ 14 ] [ 19 ] [ 20 ]

Различия между моделями Русалова и Трофимовой заключаются в следующем:
- выбор группировки черт темперамента по динамическим аспектам (выносливость, скорость интеграции и направленность), представленных на рисунке тремя столбцами;
- наличие в модели Трофимовой ориентационных черт, не вошедших в модель Русалова. Эти черты описывают поведенческую направленность человека с предпочтением определенных типов подкреплений: ощущений (Поиск ощущений), состояний других людей ( Эмпатия ) или знаний о причинах естественных процессов (черта, получившая название «Чувствительность к вероятностям»).
- иная структура черт, связанных с эмоциональностью. FET рассматривает черты эмоциональности как системы, усиливающие три динамических аспекта поведения, представленных в трех столбцах модели. Усиление ориентационных аспектов проявляется в черте невротизма ; усиление скорости интеграции (т.е. незрелая интеграция) проявляется как Импульсивность , а усиление субъективного ощущения энергетических способностей проявляется как уверенность в себе.
Обе модели различают физические и вербально-социальные аспекты вполне определенной деятельности (2 средних ряда, 6 признаков) и рассматривают черты, связанные с психическими, интеллектуальными аспектами деятельности (3 верхние черты модели ФЭТ), как черты, регулирующие поведение. в вероятностных, сложных ситуациях. Такая дифференциация соответствует нейроанатомической локализации контроля координации движений (через теменную кору), речевых функций (через левую височную кору) и психических функций (через лобную кору).
Сравнение с другими моделями темперамента
[ редактировать ]Предыдущие модели структуры темперамента не различали черт, регулирующих поведение в разных сферах деятельности. Они считают, например, что энергетические способности в двигательной и социальной деятельности ( экстраверсия или Сила нервной системы) основаны на неспецифическом общем возбуждении нервной системы. Многие модели темперамента и личности следуют так называемому подходу «общего возбуждения», рассматривая только одну общую черту, связанную с энергетической составляющей поведения: «силу возбуждения» ( Павлов , Ян Стрелау ), «живость», «настороженность» ( Кеттелл). ), экстраверсия ( Айзенк , Пятифакторная модель личности), «активность» ( Heymans , Buss & Plomin, 1984; Rothbart, et al., 2000), подход к поведенческой системе ( Gray ), настойчивость влечения (Telegen, 1985) или просто «возбуждение» (Mehrabian, 1996). Однако представляется «очевидным», что человек, проявляющий, например, способность к длительное и интенсивное общение не обязательно способно выдержать длительную и напряженную физическую или умственную работу.
Более того, ранние модели темперамента (предложенные Павловым , Айзенком , Греем ) изначально были разработаны посредством исследований на животных в относительно детерминированных условиях с использованием нечувствительных статистических методов, которые не могли объяснить индивидуальные различия в сложном вероятностном поведении человека. Таким образом, эти модели упускали из виду социальные и психические особенности человеческой деятельности. Деятельно-специфический подход предполагал, что раздельная регуляция умственной и физической деятельности внутри нервной системы должна отражаться в разделении черт, связанных с разными аспектами поведения. Это означало, что модели темперамента животных должны быть дополнены чертами, связанными со спецификой человеческой деятельности.
Тем не менее, вот совпадение черт темперамента, описанных в моделях темперамента, специфичных для деятельности, и в альтернативных моделях:
- Черты темперамента модели ФЭТ, отражающие три формально-динамических аспекта поведения (энергичный, динамичный/скоростной и ориентационный), соответствуют разделению энергичных и подвижных черт темперамента в экспериментах павловской традиции ( Павлов , Теплов и др. ). Небылицын , Русалов , Стрелау ).
- Регуляторные характеристики направленности/ориентации, описываемые моделью FET, соответствуют теории интроверсии и экстраверсии Юнга. Эта теория описывает первый тип как чувствительность, поведенческую ориентацию на внутреннее мышление (аналог ФЭТ-признака чувствительности к вероятностям), тогда как второй юнгианский тип описывает ориентацию на социализацию с другими людьми, или социальный тип чувствительности. Модель FET заимствовала идею о биологически обоснованном признаке поиска ощущений из Цукермана концепции поиска ощущений (1994). Аналоги черт темперамента Эмпатии и Поиска ощущений в рамках модели STQ-77/FET были описаны Айзенком и Айзенком (1985) как «жесткий ум» и «нонконформизм» (аспекты фактора психотизма); Cloninger (et al., 1994) («поиск новизны»); С. Айзенк (1985) («авантюрность» и «эмпатия»), Тейлор и Моррисон (1992) («сочувственно-безразличный», «отзывчиво-заторможенный», «субъективно-объективный»), Ротбарт, Ахади и Эванс (2000). ) («ориентирующая чувствительность») и Барон-Коэн (2003) («систематизация» и «сопереживание»).
- Подобно модели FET, несколько других моделей темперамента включали черты, связанные с социальной деятельностью, которые были отделены от черт, связанных с физической (общей) деятельностью. Вторая версия шкалы экстраверсии Айзенка разделила пункты «Общительность» (как энергетический компонент социальной деятельности) и «Импульсивность» . В 1985 году Айзенк и Айзенк модернизировали свою двухфакторную модель ( экстраверсия и невротизм ), добавив психотизм как черту темперамента, описывающую проблемы соответствия социальным ожиданиям. Эта модель была снова модернизирована до Профилировщика личности Айзенка (EPP), который включал 21 субчерту, сгруппированную в 3 первоначальных фактора Айзенка (1995). Исследование темперамента младенцев, проведенное Бассом и Пломином, было основано на модели EAS, которая включала активность и общительность как отдельные факторы (Buss & Plomin, 1984), и такое же разделение было предложено в 5-факторной модели Цукермана (2002). Мехрабян (1996) предложил трехмерную модель темперамента, которая помимо двух основных измерений «Возбуждение» и «Удовольствие-Неудовольствие» (эмоциональность) имела измерение, описывающее социальное поведение как «Доминирование-Покорность». Аналогичные параметры (социальная активность и доминирование-покорность) использовались Тейлором и Моррисоном (1992).
- Черты темперамента, регулирующие поведение на двух уровнях ситуационной чрезвычайности, связанные с разной степенью эмоционального реагирования, классически описываются как две группы: Эмоциональность и Активность/Энергия. Сочетание двух крайностей в этих двух основных измерениях использовалось для объяснения четырех классических типов темперамента Гиппократа - Галена с конца XVIII века в работах Канта , Хейманса , Вундта , Штерна , Павлова , Адлера , Странджера, Ласурского, Кречмера. и Шелдон . После того как функции ARAS и лимбической системы были связаны с физическим и эмоциональным возбуждением, Айзенк назвал эту золотую пару «экстраверсией» и «нейротизмом», за ним последовали Тэйер, Уотсон и Теллеген и «Большая пятерка» модель личности . Две эмоциональные диспозиции, невротизм и уверенность в себе, были описаны в 1970-80-х годах в ряде моделей подхода/отстранения (A/W) (Акискал, Грей , Симонов, Томас и Чесс, Виндл и Лернер).
Подобно этому подходу, другие модели также описывали как минимум три уровня контроля. Например, Ортони, Норман и Ревель различали «реактивный» (по аналогии с чертами эмоциональности), «рутинный» (по аналогии с «детерминистическими» или хорошо усвоенными чертами) и «рефлексивный» (по аналогии с «контекстуальным» признаком). , или «вероятностные» черты) уровни поведенческой регуляции. [ 21 ]
Критика и обновления
[ редактировать ]Преимущества деятельностного подхода модели темперамента Русалова не означают, однако, ее полноты. Несколько факторных аналитических исследований STQ последовательно показали, что три шкалы эмоциональности STQ (моторная эмоциональность, социальная эмоциональность и интеллектуальная эмоциональность) не были настолько специфичными для деятельности, как шкалы эргоничности (выносливости), пластичности и темпа, и по существу представляли собой один фактор. [ 6 ] [ 7 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 22 ]
Трофимова предположила, что модель темперамента Русалова с 12 чертами может быть переработана в другую модель темперамента с 12 чертами, которая объединяет три черты эмоциональности бывшего Русалова в одном измерении невротизма . При этом Трофимова отмечала, что в интеллектуальной деятельности используется аналитическая дифференциация контекстной информации, тогда как в темпе деятельности используются более явные, легкодоступные и четко определенные поведенческие элементы. По этой причине шкала интеллектуального темпа в модели Русалова может отражать темп заранее изученных когнитивных элементов, а не аналитической деятельности. Трофимова предположила, что в модели должны остаться только шкалы только Двигательного и Социально-вербального Темпа (но Интеллектуального Темпа), тогда как скорость формирования менее определенной поведенческой интеграции следует называть Пластичностью. По той же логике моторная и социальная пластичность представляют собой манипулирование четко определенными поведенческими элементами, и, следовательно, эти черты описывают аспекты, связанные с темпом, а не с пластичностью. По этой причине Трофимова предложила рассматривать только один, а не три типа Пластики и два типа Темпа. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 14 ] В модели Русалова также отсутствовали шкалы импульсивности, уверенности в себе, поиска ощущений и эмпатии – но эти шкалы были добавлены в модель STQ-77 и функциональный ансамбль темперамента.
Приложения
[ редактировать ]Деятельностный подход к темпераменту применялся в:
- организационная психология при профессиональной оценке, связанная с рекомендуемым размещением персонала и его пригодностью для различных должностей. [ 7 ]
- клиническая психология как основа для новых версий DSM или ICD . Клинические исследования, проведенные на моделях FET/STQ-77, показали, что деятельностная модель темперамента гораздо лучше, чем другие модели темперамента, соответствует структуре симптомов психических расстройств, описанных в основных классификациях, и способна дифференцировать тревогу и депрессию. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
- дифференциальная психология и общепсихологическая оценка наиболее устойчивых, биологически обоснованных черт. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернштейн Н.А. (1967). Координация и регуляция движений . Оксфорд: Пергамон Пресс.
- ^ Латаш М.Л. (ред.). Прогресс в управлении моторикой: традиции Бернштейна в изучении движения . Том. 1. Кинетика человека. ISBN 0-88011-674-9 .
- ^ Додж, Р. (1917). «Законы относительной усталости» . Психологический обзор . 24 (2): 89–113. дои : 10.1037/h0075549 .
- ^ Nebylitsyn, VD (1976). "Psycho-physiologicheskie issledovania individual'niy raslichiy" [Psycho-physiological studies of individual differences]. Collection of Papers in Memory of V. Nebylitsyn . Moscow, Russia: Nauka.
- ^ Перейти обратно: а б Русалов, В.М. (1989). «Моторные и коммуникативные аспекты темперамента человека: новый опросник структуры темперамента». Личность и индивидуальные различия . 10 : 817–827. дои : 10.1016/0191-8869(89)90017-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Rusalov, VM (1997). Oprosnik formal'no-dynamicheskih svoystv individual'nosti [ Questionnaire of formal-dynamical properties of individual] ]. Moscow: IPRAN.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Русалов В.М.; Трофимова, И.Н. (2007). Структура темперамента и ее измерение . Торонто, Канада: Издательство психологических служб.
- ^ Трофимова (2009). «Изучение преимуществ теста темперамента, специфичного для конкретной деятельности». Психологические отчеты . 105 (2): 643–658. дои : 10.2466/pr0.105.2.643-658 . ПМИД 19928626 . S2CID 35961439 .
- ^ Перейти обратно: а б с Русалов, В.М. (2018). «Функциональные системы и деятельностные подходы к таксономии психологических индивидуальных различий» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 383 (1744): 20170166. doi : 10.1098/rstb.2017.0166 . ПМЦ 5832690 . ПМИД 29483350 .
- ^ Перейти обратно: а б с Трофимова, И.Н. (2010). «Под вопросом модели «общего возбуждения»» . Открытая поведенческая наука и психология . 4 : 1–8. дои : 10.2174/1874230001004010001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Трофимова, И.Н. (2010). «Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности». Американский журнал психологии . 123 (4): 467–480. дои : 10.5406/amerjpsyc.123.4.0467 . ПМИД 21291163 . S2CID 35517343 .
- ^ Перейти обратно: а б Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2011). «Является ли темперамент специфичным для деятельности? Валидация опросника по структуре темперамента - компактный (STQ-77)» . Международный журнал психологии и психологической терапии . 11 (3): 389–400.
- ^ Ухер Дж, Трофимова И, Сулис В, Неттер П, Пессоа Л, Познер М, Ротбарт М, Русалов В, Петерсен И, Шмидт Л (2018). «Разнообразие в действии: обмен точками зрения и размышления о таксономии индивидуальных различий» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 (1744): 20170172. doi : 10.1098/rstb.2017.0172 . ПМЦ 5832695 . ПМИД 29483355 .
- ^ Перейти обратно: а б с Трофимова, И.Н. (2016). «Взаимосвязь между функциональными аспектами деятельности и нейрохимической моделью темперамента взрослого». В Арнольде, MC (ред.). Темпераменты: индивидуальные различия, социальные и экологические влияния и влияние на качество жизни . Нью-Йорк: Издательство Nova Science. стр. 77–147.
- ^ Трофимова, И.Н. (2010). «Исследование деятельностной модели темперамента в четырех языках» . Международный журнал психологии и психологической терапии . 10 (1): 79–95.
- ^ Перейти обратно: а б Думенчи, Л. (1996). «Факториальная валидность оценок по опроснику структуры темперамента». Образовательные и психологические измерения . 56 (3): 487–493. дои : 10.1177/0013164496056003010 . S2CID 144976424 .
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп, Д.; и др. (1993). «Опросник по структуре темперамента (STQ): результаты выборки из США». Личность и индивидуальные различия . 14 (3): 485–487. дои : 10.1016/0191-8869(93)90318-w .
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп, Д.; Хертенштейн, М. (2004). «Подтверждающий факторный анализ опросника структуры темперамента». Образовательные и психологические измерения . 64 (6): 1019–1029. дои : 10.1177/0013164404264843 . S2CID 145721602 .
- ^ Трофимова И.Н.; Роббинс, ТВ (2016). «Темперамент и системы возбуждения: новый синтез дифференциальной психологии и функциональной нейрохимии» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 64 : 382–402. doi : 10.1016/j.neubiorev.2016.03.008 . hdl : 11375/26202 . ПМИД 26969100 . S2CID 13937324 .
- ^ Трофимова, И.Н. (2018). «Функциональность против размерности в психологических таксономиях и загадка эмоциональной валентности» . Философские труды Королевского общества Б. 373 : 20170167.doi : (1744 ) 10.1098/rstb.2017.0167 . ПМЦ 5832691 . ПМИД 29483351 .
- ^ Ортони, А.; и др. (2005). «Аффект и протоаффект в эффективном функционировании». В Дж. М. Феллоусе; М. А. Арбиб (ред.). Кому нужны эмоции? Мозг встречается с машиной . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 95–199.
- ^ Думенчи, Левент (1995). «Связь между структурой опросника темперамента и другими областями личности». Образовательные и психологические измерения . 55 (5): 850–857. дои : 10.1177/0013164495055005020 . S2CID 145539234 .
- ^ Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2016). «Преимущества различения физических и социально-вербальных аспектов поведения: пример генерализованной тревоги» . Границы в психологии . 7 : 338. doi : 10.3389/fpsyg.2016.00338 . ПМЦ 4789559 . ПМИД 27014146 .
- ^ Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2016). «Исследование связи черт темперамента FET с большой депрессией» . Границы в психологии . 7 : 1848. doi : 10.3389/fpsyg.2016.01848 . ПМЦ 5123189 . ПМИД 27933018 .
- ^ Трофимова И.Н.; Кристиансен, Дж. (2016). «Сочетание черт темперамента с психическими заболеваниями в четырех возрастных группах». Психологические отчеты . 118 (2): 387–412. дои : 10.1177/0033294116639430 . ПМИД 27154370 . S2CID 24465522 .
- ^ Трофимова И.Н.; Сулис, Вт (2018). «Психические заболевания – это нечто большее, чем просто негативные аффекты: комплексные профили темперамента при депрессии и генерализованной тревоге» . БМК Психиатрия . 18 (1): 125. дои : 10.1186/s12888-018-1695-x . ПМЦ 5946468 . ПМИД 29747614 .
- ^ Сулис В. (2018). «Оценка континуума между темпераментом и аффективным заболеванием: психиатрические и математические перспективы» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 (1744): 20170168. doi : 10.1098/rstb.2017.0168 . ПМЦ 5832692 . ПМИД 29483352 .