Александр Львович Казембек
Александр Львович Казембек | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 21 февраля 1977 г. | ( 75 лет
Национальность | Русский |
Род занятий | Политик, публицист, журналист, теолог |
Известный | Лидер Младоросси |
Семья | Семья Казембеков |
Александр Львович Казембек ( русский : Алекса́ндр Льво́вич Казембе́к , или Казем-Бек ; французский : Александр Касем-Бег ; 15 февраля [ OS 2 февраля] 1902 - 21 февраля 1977), часто пишется Казем-Бек или Касем-Бег , был русским эмигрантом. политический деятель и основатель политической группы «Младоросси» .
Жизнь
[ редактировать ]Казембек родился в Казани в богатой дворянской семье. Его прадед Александр Касимович Казембек был выдающимся российским ученым, членом Российской академии наук и Британского королевского азиатского общества , которого в «Кембриджской истории России » называют «дагестанским персом шиитского происхождения». [1] Роберт П. Джерачи называет своего прадеда «азербайджанцем, принявшим христианство». [2] В архивных коллекциях библиотек Колумбийского университета упоминается сам Казембек как родившийся «в старинной дворянской семье персидского (азербайджанского) происхождения». [3] Брилла В серии «Христианско-мусульманские отношения» упоминается, что его прадед родился «в известной иранской семье с Кавказа », а его отец был «азербайджанским мусульманским священнослужителем». [4]
После Октябрьской революции и Белой армией потери Поволжья и Сибири Казембеки эмигрировали в Белград , где Казембек окончил среднюю школу, а затем в Мюнхен . В 1925 году Казембек окончил Парижский институт политических исследований и начал работать в кредитном союзе в Монте-Карло , Монако . [5] В 1929 году он вернулся в Париж и уже был известным политическим деятелем среди русской общины Европы. В 1920-е годы Казембек основал « Младоросси» . Его харизматическая личность, ясные идеи и ораторские способности привели к сильной поддержке его руководства многими белыми эмигрантами. [6]
Как и многие другие российские политические организации экспатриантов во время Второй мировой войны , «Младоросси» стремились к восстановлению монархии в России. Кроме того, другими основными целями было удовлетворение потребностей бедных слоев населения и сохранение некоторых современных методов управления в Советском Союзе , но без отказа от традиционных ценностей и институтов. Казембек придавал большое значение роли Русской Православной Церкви , подвергавшейся гонениям со стороны Иосифа Сталина . [7] Некоторые считали эту идею утопичной и оксюмороном , поэтому Запад часто считал Младоросси советскими агентами, но в Советском Союзе их представляли как националистов и империалистов. [8] Политическая популярность Казембека начала снижаться после того, как выяснилось, что он провел встречи с рядом советских чиновников, пытавшихся привлечь его к сотрудничеству. В 1940 году он был арестован и содержался в концлагере , но вскоре был освобожден и переехал в Сан-Франциско , Калифорния , где работал обозревателем русскоязычной газеты « Новая Заря» и помогал YMCA в оказании помощи русским заложники в немецких лагерях. Таким образом, к 1942 году «Младоросси» был объявлен официально распущенным. В период с 1944 по 1957 год Казембек преподавал русский язык и литературу в Йельском университете и колледже Коннектикута . [5] Он также активно занимался религиозной деятельностью и сотрудничал с различными русскими православными организациями в Северной Америке . В 1954 году, находясь с визитом в Нью-Дели , Казембек подал заявление о разрешении вернуться в Советский Союз навсегда. [8]
Политические взгляды
[ редактировать ]Казембек симпатизировал Сталину в 1930-е годы, но имел некоторые оговорки, особенно после чистки Михаила Тухачевского . [ нужна ссылка ] Подобно Троцкому, он считал Сталина бонапартистом , однако, в отличие от Троцкого, восхищался этим. [ нужна ссылка ] Казембек считал, что Сталин должен служить рядом с монархом. [ нужна ссылка ] в частности, великий князь Кирилл Владимирович России , имевший связи с нацистами. [9]
В 1957 году его репутации был нанесен удар, когда «Правда» опубликовала просоветскую статью, автором которой был назван Казембек. Он потребовал от газеты немедленной реабилитации и пригрозил покончить жизнь самоубийством, если его требования не будут выполнены. [6] В 1957 году его просьба о советском гражданстве была удовлетворена. Он вернулся в Советский Союз и до своей смерти в 1977 году работал в УВД Московского Патриархата . Похоронен в подмосковной деревне , недалеко Лукино от местной Преображенской церкви.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобровников, Владимир (2006). «Ислам в Российской империи». В Ливене, Доминике (ред.). Кембриджская история России, Том II: Императорская Россия, 1689–1917 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН 978-0-521-81529-1 .
Ведущим консультантом отдела в области исламского права был Казембег, дагестанский перс шиитского происхождения, принявший в юности пресвитерианство.
- ^ Роберт П. Джерачи. Окно на Восток: национальная и имперская идентичности в позднецарской России. (Издательство Корнеллского университета, 2001), 310 (примечание 3). ISBN 978-0-8014-3422-8 , 9780801434228
- ^ «Записки Александра Казем-Бека, 1898-2014» . Колумбия.edu . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Джорати, Хади (2023). «Иран и Афганистан: Александр Казембег». В Томасе, Дэвиде; Чесворт, Томас А. (ред.). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 20. Иран, Афганистан и Кавказ (1800-1914) . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 198–200.
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Казем-Бек Александр Львович: Историческая справка [ постоянная мертвая ссылка ] . Internet-School.ru
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Социал-монархист из Казани. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine Ровелем Кашаповым. Время и Деньги . № 31–32 (1992–1993). 25 февраля 2005 г.
- ^ (на русском языке) Чаша . Архивировано 14 апреля 2006 г. в Wayback Machine Владимиром Солоюхиным. Роман-Газета . №6 (1324). Москва: 1998 г.
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Прощеное воскресенье Младоросса . Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine Валентином Никитиным . Религия.russ.ru . 4 марта 2002 г.
- ^ Куган, Кевин (1999). Мечтатель дня: Фрэнсис Паркер Йоки и Послевоенный фашистский интернационал . Бруклин, Нью-Йорк: Autonomedia. п. 602. ИСБН 978-1-57027-039-0 .
Источники
[ редактировать ]- Массип, Мирей. Александр Касем-Бег и русская эмиграция на Запад, 1902-1977 . Георг Эдитёр SA, Париж: 1999 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Документы Александра Казем-Бека в Библиотеке редких книг и рукописей Колумбийского университета, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- 1902 рождения
- 1977 смертей
- Политики из Казани
- Жители Казанского уезда.
- Русское безымянное дворянство
- Православные христиане из Российской империи
- Русские православные христиане из России
- Русские люди азербайджанского происхождения
- Русские люди иранского происхождения
- Национал-большевики
- русские фашисты
- Советские фашисты
- Белые русские эмигранты во Франции
- Французы азербайджанского происхождения
- Французы иранского происхождения
- Белые русские эмигранты в США
- Французские эмигранты в США
- Французские эмигранты в Советский Союз
- Перебежчики в Советский Союз
- Выпускники наук По
- Преподаватели Йельского университета
- Преподаватели колледжа Коннектикута